Тема 2.8. «Наследственное право»




Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

 

 

«Утверждаю»

«___» __________ 2016 г.

 

 

ФОНДЫОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

По «РИМСКОМУ ПРАВУ»

Направление подготовки: 40.03.01 - Юриспруденция

 

Направленность образовательной программы:

административно-правовой,

гражданско-правовой,

международно-правовой,

уголовно-правовой профили подготовки

 

Уровень образования: бакалавриат

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

 

Г.

Автор (ы): доцент кафедры теории и истории государства и права, к.ю.н., доцент Рыбак С.В.

 

ФОС одобрены на заседании кафедры теории и истории государства и права

 

(протокол от «__» __________ 2016 г. № __)

 

ФОС рекомендованы УМС Ростовского филиала Российской таможенной академии

 

(протокол от «__» ____________ 2016 г. № __)

 

© Российская таможенная академия, 2016


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЙ

(ТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ)

Тема 1.3. «Источники римского права»

1. Что понимали римские юристы под термином «источник права»?

2. Какие источники права перечисляет Гай в своем учебнике «Институции»?

3. При каких условиях бытовой обычай становился юридической нормой? Что представляло собой обычное право?

4. Что понимали римляне под термином «закон»? Какова процедура принятия закона, и какова его структура?

5. Какие законы действовали в период архаичного права, в период республики, принципата и домината?

6. Почему Цицерон называл преторские эдикты «законом на год»?

7. Назовите и охарактеризуйте основные формы юридической практики римских юристов.

8. Почему деятельность римских юристов рассматривается как источник римского права?

9. Какие отношения складывались между римскими юристами и римскими императорами, как это отразилось на развитии римского права?

10. Каковы особенности императорских конституций как источника права?

11. Назовите виды императорских конституций. Какие из них и в каких условиях выводились из юридической практики? Что означало понятие constitution generalis?

12. Каковы причины, цели и этапы кодификационных работ в Древнем Риме?

13. Из каких частей состоит Свод гражданского права? В чем заключается особенность каждой части кодификации императора Юстиниана?

14. Почему Дигесты представляли и представляют существенный интерес для современных правоведов?

 

Тема 2.3. «Правовое положение лиц в римском праве»

1. Каковы основные характеристики субъектов правых отношений в Древнем Риме и из каких состояний складывался правовой статус физических лиц?

2. Что такое сарitis deminutio и в каких формах она существовала? Подвергал­ся ли римский гражданин умалению правоспособности, когда, желая получить зем­лю, предназначенную для распределения между латинами (жителями прилегаю­щего к Риму Лациума), он переходил в их состояние?

3. Каковы причины ограничения правоспособности физических лиц?

4. Каковы особенности правового положения различных категорий населения Древнего Рима? Возможен ли был переход из состояния латина в состояние римского гражданина, из перегринов в состояние латинского или римского гражданства?

5. Что вкладывали римские юристы в понятие «дееспособность»? Каковы причины, исключающие или ограничивающие дееспособность физических лиц?

6. Каково личное и имущественное положение рабов в Древнем Риме? Какую роль рабский пекулий играл в правовом положении рабов? Каковы способы (формальные и неформальные) освобождения из рабства?

7. Каковы причины возникновения и эволюции колоната? В чем заключалось значение эдикта императора Каракалы 212 года до н.э.?

8. Было ли известно римскому праву понятие «юридическое лицо»? Что означали в римском праве понятия «universitates» и «soсietas»? Какие виды юридических лиц существовали на разных этапах правового развития Древнего Рима? Каковы особенности правового положения юридических лиц по римскому праву?

 

Тема 2.5. «Вещное право»

1. Какие виды имущественных прав известны древнеримской юридической науке?

2. Какова сущность вещного права и его отличия от обязательственного права?

3. Характер, объем и содержание господства лица над вещью различны. Как это следует понимать? Какие виды прав на вещи регулировались римским правом?

4. Какое понимание в понятие «вещь» (res) вкладывали римские юристы?

5. Каковы особенности древнеримской классификации вещей?

6. Почему деление вещей на манципируемые и неманципируемые считалось чисто национальным, и в отношении каких вещей применялась процедура манципации вещей?

7. Что означало деление вещей находящихся в гражданском обороте и изъятых из гражданского оборота? Какие вещи по римским представлениям находились вне коммерческого оборота? В чем различие между делимыми и не делимыми вещами и каков юридический смысл такого деления? В чем юридическое различие между индивидуально определенными вещами и вещами, определенными родовыми признаками?

8. Что такое «плод», и какие виды «плодов» различались в римском праве?

9. Что римские юристы понимали под владением, каковы структурные составляющие владения? Что общего между владением и держанием? В каком соотношении находятся владение и собственность?

10. Чем отличаются законное и незаконное владение? Что значит незаконное добросовестное и незаконное недобросовестное владение? Каковы условия приобретения и утраты владения?

11. Какими особыми судебными средствами защищалось право владения? В чем состояли преимущества владельческой защиты? Какие виды интердиктов применялись для защиты владения? Какие преимущества в защите имел добросовестный владелец? Мог ли получить защиту незаконный недобросовестный владелец? Мог ли собственник получить владельческую защиту?

12. Почему право собственности является абсолютным и исключительным вещным правом? Каковы способы приобретения права собственности?

13. Что римляне понимали под правом на чужие вещи? Что лежит в основании возникновения института прав на чужие вещи? Какие виды прав на чужие вещи знало римское право?

 

 

Тема 2.8. «Наследственное право»

1. Каковы стадии развития наследственного права в Древнем Риме на разных этапах его исторического развития?

2. Какие виды наследования известны Законам XII таблиц?

3. Наследование в Риме могло создавать универсальное преемство и сингулярное преемство. Объясните, как это надо понимать?

4. Как менялась очередность наследников по закону? Чем преторская система наследования отличалась от цивильной системы наследования? Какие изменения в порядок наследования по закону внес Юстиниан? Какова очередность наследников по законодательству Юстиниана? Что означало поголовное и поколенное равенство в наследовании по закону?

5. Что собой представляют: формы завещания, содержание, правомочность и ничтожность завещания, открытие завещания? Что означало понятие «активная и пассивная завещательная способность»? При каких условиях завещание признавалось ничтожным?

6. Возможно ли было в Древнем Риме наследовать имущество частью по закону, частью по завещанию?

7. Чем выморочное наследство отличалось от «лежачего» наследства?

8. Что такое наследование по праву представления и наследственная трансмиссия?

9. Что такое завещательные отказы в праве наследования?

10. Каковы последствия принятия наследства, и каковы способы защиты наследственных прав?

 

 

Критерии оценки:

За ответ на вопрос собеседования максимально возможный бал, полученный студентом - 2. Максимальный бал выставляется в том случае, если студент: глубоко и полностью раскрыл поставленный вопрос, свободно владеет учебным материалом, отвечает на дополнительные вопросы. Частично раскрытый вопрос, неполное владение материалом приводит к понижению балла.

 

Автор: С.В. Рыбак

«__»__________2016 г.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

По теме 2.1.

Задача № 1

Согласно закону «О наделении властью» (принятый куриатной комицией) для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо было еще особое посвящение. О каком посвящении идет речь. Проведите аналогии с современностью.

Задача № 2

Продолжите умозаключение юриста Юлиана, касающееся перерастания обычая в закон: «Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует установленное нравами и обычаем; а если этого нет для какого-либо дела, то следует соблюдать наиболее близкое и вытекающее из последнего правила; если и этого не оказывается, то следует…».

По теме 2.5.

Задача № 1

В вопросе о природе владения в римском праве в немецкой юридической литературе были высказаны две противоположные точки зрения. Одна – известным романистом К.Ф. Савиньи, основателем так называемой исторической школы права, другая – знаменитым Р. Иерингом.

К.Ф. Савиньи считал, что защита владения закономерна потому, что владелец относится к предмету владения, как к своей собственности. Если такого «намерения» нет – нет и владения; речь может идти лишь о держании, которое не может защищаться интердиктом непосредственно, т.е. без участия собственника.

Иеринг, критикуя Савиньи, предложил свое толкование вопроса. Владелец, как он полагал, не может относиться к владельческой вещи как к собственности. Поэтому и защита его права есть защита владельческая и как таковая она может быть оспорена действительным собственником. Владение вещами есть не столько юридическое отношение, сколько социально-экономическое, введенное из соображений, связанных с общественным интересом.

Чья концепция предпочтительнее? Можно ли выдвинуть третью?

Задача № 2

Тиберий Ицилий начал строить дом, который затемнял окна соседа Гая Секстия, и одновременно стал рыть траншею для водопровода на участке того же Секстия. Секстий обратился в суд с иском, требуя запретить Ицилию строить дом и рыть тран­шею на его участке. Какое решение должен вынести суд?

По теме 2.7.

Задача № 1

Гай взял заказ на постройку корабля для Сея, включив в смету стоимость необходимого материала, который он закупил полностью самостоятельно. За ночь до сдачи работы на верфи случился пожар, и корабль сгорел. Заказчик отказался оплатить работу, сославшись на неполучение им результата. Правомерен ли этот отказ?

Задача № 2

Во время продажи партии скота Павлом Цельзу сделку удостоверяли четыре свидетеля и весодержатель, а требуемый удар по весам был произведен слитком золота. На следующий день в связи с внезапной смертью жены Цельз потребовал расторжения договора. Павел отказался. Прав ли он?

По теме 2.8.

Задача № 1

Некий бездетный гражданин оставил в наследство соседу дом с приусадебным участком общей стоимостью в 3 млн. сестерциев. Обрадовавшись такой удаче, сосед поспешил вступить во владение в наследство, дабы исключить возможность появления претензий со стороны каких-либо дальних родственников наследодателя. Однако со временем выяснилось, что принятое в наследство имущество оказалось обременено долгом в 4 млн. сестерциев. Должен ли сосед отвечать по этому долгу? Если да – то, сколько он должен уплатить? Может ли он избавиться от этого долга и сохранить за собой дом?

Задача № 2

Марк Марий предоставил Квинту Тицию имение на правах пожизненного узуфрукта. Вскоре после смерти Мария его наследник Гай Марий продал имение Луцию Луцинию. Новый собственник стал требовать удаления узуфруктуария Тиция. Последний обратился в суд. Каким должно быть решение суда?

 

Критерии оценки:

Ситуационные задачи (решение задачи (казуса)) необходимо обосновывать правовыми нормами из соответствующих нормативно-правовых актов. Решение должно быть четким, ясным и мотивированным. Для этого нужно обязательно изучить соответствующие разделы учебника и другие источники. При выполнении задач (заданий) творческого уровня оценивается логика, творческий подход, умение самостоятельно мыслить. Основными критериями для выполнения заданий являются владение учебным материалом, правильность и аргументированность ответа. Максимальный бал – 2 балла. Частичное решение задачи приводит к понижению балла.

 

 

Автор: С.В. Рыбак

«__»__________2016 г.

ТЕМЫЭССЕ

По теме 1.2.

 

1. Какова роль античного наследия в европейском цивилизационном развитии?

2. Исторические предпосылки рецепции римского права в средневековой Европе.

3. Римское право и российская правовая система: опыт взаимодействия.

По теме 1.3

1. Почему деятельность римских юристов относят к источникам права?

2. Почему преторский эдикт являлся гибкой формой правообразования?

По теме 2.3.

1. Понятие правоспособности в римском праве и его соотношение с современным пониманием.

2. Система управления и границы правоспособности юридического лица в римском праве.

3. Каково значение правовых презумпций и правовых фикций в римском и современном праве?

По теме 2.4.

1. Какова степень разработанности института опеки и попечительства в римском праве?

По теме 2.5.

1. Ипотека в римском праве и в отечественной правовой традиции.

2. В чем значимость изучения римского учения о вещах будущими юристами?

По теме 2.8.

1. Терминология наследственного права, используемая в современном российском гражданском праве: традиции и новация.

2. Общее и особенное в древнеримском и современном праве наследования.

По теме 2.9.

1. Виндикационные и негаторные иски в римском и современном гражданском праве: к вопросу об аналогии.

 

ТЕМЫДОКЛАДОВ

По теме 2.1.

1. Государственная служба в Древнем Риме.

2. Государственное устройство Древнего Рима: проблема эволюции.

3. Роль римского права в формировании основополагающих принципов международного права (jus gentium).

По теме 2.7.

1. Общее и особенное в структуре договора в древнеримском и современном праве.

2.Консенсуальный договор, его виды в римском и современном гражданском праве.

По теме 2.10.

1. Органы политической юстиции в Древнем Риме.

2. Древнеримская адвокатура: истоки формирования и эволюция.

3. Особенности судебного процесса по публичным деликтам.

4. Суд рекуператоров в Древнем Риме.

 

Критерии оценки:

Основными критериями при подготовке докладов, эссе являются следующие:

- самостоятельность (не менее 50 % оригинального текста);

- полнота изложения (раскрыть полностью тему);

- грамотность изложения (понимание проблемы);

- последовательность изложения (соответствие структуре работы);

- правильность оформления (соответствие требованиям написания и оформления работы).

За подготовку доклада, соответствующего указанным выше критериям и выступление с ним на занятии выставляется максимальное количество баллов - 3. За участие в дискуссии максимально возможный бал, полученный студентом - 2. Максимальный бал выставляется тому студенту, который активно участвовал в дискуссии, задавал вопросы, высказывал собственную точку зрения, достаточно полно ее аргументировал.

 

 

Автор: С.В. Рыбак

«__»__________2016 г.

ТЕМЫТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

По теме 1.1.

1. Пространство власти: ритуал, миф и реальность в Древнем Средиземноморье.

2. Правовые и религиозные запреты в античном праве.

3. Община римских граждан и римское право.

4. Марк Тулий Цицерон. Государство и право.

 

По теме 1.3.

1. Закон как источник гражданского и торгового права в странах романо-германской правовой системы.

2. Обычное право как древнейшая форма образования римского права.

3. Законодательная деятельность в Древнем Риме.

4. Римские юристы и развитие светской юриспруденции.

По теме 2.1.

1. «Механизм сдержек и противовесов»: истоки формирования и особенности в Древнем Риме.

2. Избирательные технологии в Древнем Риме.

3. Политические партии Древнего Рима: оптиматы и популяры.

4. Коллегия фециалов и развитие принципов международного права.

По теме 2.2.

1. Римское и современное уголовное право: опыт сравнительного анализа.

2. Соотношение принципа личной ответственности и объективного вменения в римском уголовном праве.

 

По теме 2.5.

1. Особенности правового регулирования поземельных отношений в Древнем Риме.

2. Институт приобретательной давности и его эволюция в римской правовой традиции.

3. Институт доверительной собственности в римском и английском праве: опыт сравнительного анализа.

Критерии оценки:

При выполнении задач (заданий) творческого уровня оценивается логика, творческий подход, умение самостоятельно мыслить и использовать приемы и навыки сравнительного анализа, установления причинно-следственных связей, соотношения. Основными критериями для выполнения заданий являются владение учебным материалом и правильность ответа. Творческое задание, соответствующее указанным критериям оценивается в 5 баллов. Частичное выполнение описанных выше критериев приводит к понижению балла.

 

 

Автор: С.В. Рыбак

«__»__________2016 г.

Вопросы к зачету



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: