L/В ≈ 6, Н > 7
Отношение | Скорость судна, уз | |||||
глубины моря | ||||||
к осадке судна | ||||||
2,0 | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 1,0 | 1,6 |
1,2 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,9 | 1,4 | – |
При скорости судна, превышающей указанную в таблице, дос-товерность данных резко падает, возникают явление спутной вол-ны и другие негативные явления.
4.7. Допустимая скорость судна в узкости, при которой не обра-зуется спутная волна (для Н ≤ 1,4 Т и 6 В ≤ L ≤ 9 B) определяется из табл. 3 [3].
Та б ли ц а 3 | ||||||
Допустимая скорость судна | ||||||
Глубина, м | ||||||
Скорость судна: | ||||||
уз | 4,3 | 5,6 | 6,6 | 7,0 | 7,8 | |
км/ч | 8,0 | 10,4 | 12,2 | 13,0 | 14,4 |
4.8. В Брауновском альманахе [9] для расчета просадки судна предлагаются формулы для двух вариантов: для фарватеров ограни-ченной глубины и большой ширины (неограниченные фарватеры) – мелководье и для фарватеров в виде каналов с ограниченными глу-бинами и ограниченной шириной (ограниченные фарватеры).
Для определения, к какому виду фарватера относится конкрет-ный участок водных путей, необходимо выполнить расчёты по оп-
ределению вспомогательного коэффициента Fb.
При H/T 1,1 1,4 Fb 7,7 20(1 CB 2)
При H/T 1,1 1,4 Fb 7,7 45(1 CW 2)
где CB – коэффициент полноты корпуса судна;
Cw –коэффициент полноты действующей ватерлинии.
(5
)
Если Fb × B < ширины фарватера, то это мелководье.
Если Fb × B > ширины фарватера, то этот фарватер нужно счи-тать каналом.
Для мелководья максимальная просадка определяется уравне-нием
ΔT | C V 2 / 100, | (6) | ||
max | B | k | ||
где Vk – скорость судна (узлы). | ||||
Для каналов максимальная просадка определяется уравнением | ||||
ΔT | KC V 2 / 100, | (7) | ||
max | B k | |||
где | K | 6 S | 0,40, | (8) |
S –коэффициент стеснения потока; | ||||
S | As /A c, | (9) | ||
где АS – погруженная площадь мидельшпангоута судна, | ||||
As | B | T, | (10) | |
A c–площадь живого сечения канала; | ||||
A c | W | H. | (11) |
4.9. Необходимый запас глубины (в метрах) на ветровое волне-ние можно определить из табл. 4 [8].
Т а б л и ц а 4 | |||||
Длина судна, м | Высота ветровых волн, м | ||||
0,2 | 0,7 | 1,2 | 2,0 | ||
0,2 | 0,6 | 1,1 | 1,7 | ||
0,1 | 0,4 | 0,8 | 1,3 | ||
0,1 | 0,3 | 0,7 | 1,1 | ||
– | 0,3 | 0,6 | 1,0 | ||
– | 0,2 | 0,5 | 0,8 |
4.10. Увеличение осадки судна при крене ТΘ и дифференте
Т ψ подсчитывается[3]по приближенным формулам:
ΔTΘ 0,5 B sin Θ; ΔTΨ l sin Ψ, | (12) |
где В – ширина судна, м;
l –удаление центра тяжести действующей ватерлинии судна отпогружаемого штевня, м;
Θ – угол крена, град;
ψ – угол дифферента,град.
Увеличение осадки судна (в метрах) при крене [8] также опре-деляется и по формуле (13):
ΔT 0,008 Θ B, | (13) |
где Θ – угол крена, град;
В – ширина судна.
Из приведенной формулы упрощенной зависимости следует, что каждый градус крена приводит к увеличению осадки (в санти-метрах), численно равной ширине судна в метрах.
4.11. Изменение осадки от перемены плотности воды определя-ется по формуле (14) [6]:
T | (14) | ||||||
100 q | |||||||
где – водоизмещение судна;
q –число тонн на1см осадки;
ρ 1 – плотность воды,в которой находится судно,т/м3; ρ 2 – плотность воды,в которую судно перейдет,т/м3.Плотность для пресной воды принимается равной 1 т/м3, а для
океанской (в среднем) – 1,025 т/м3. Для конкретных бассейнов она находится по справочникам и атласам.
5. Составление плана перехода
5.1. В соответствии с требованиями Международного Кодекса по Управлению Безопасностью МКУБ (ISM Code) [10] «каждая компания должна разрабатывать, претворять в жизнь и поддержи-вать системы управления безопасностью (СУБ)». Каждая компания должна иметь отдел СУБ, ответственный за решение всех вопросов безопасности на судах.
5.2. Форма составления плана перехода определяется отделами СУБ судоходных компаний с учетом особенностей и специфики района работы судна.
5.3. В настоящих методических указаниях в качестве примеров приведены варианты плана перехода:
1) для сухогруза водоизмещением 4917 т, дедвейтом 3792 т, летней осадкой 5,49 м, работающего на линии Средиземноморье – Западная Европа (приложение 1);
2) для танкера (река-море) дедвейтом 5600 т, специализирую-щегося на перевозке нефтепродуктов (приложение 2).
5.4. При выполнении курсового проекта по дисциплине «Нави-гация и лоция» на тему «Проработка перехода» план перехода должен составляться по полной форме, с учетом всех требований применительно к полученному заданию.