Методическое обеспечение: «Методика обучения русскому языку в начальных классах» М.Р.Львова, В.Г. Горецкого, О.В.Сосновской, учебники «Русский язык» для начальной школы (в электронном виде).
Содержание занятия
1. Основные вопросы лекции
1. Сочинения-миниатюры.
2. Описание картины.
3. Сочинения на литературные темы.
4. Сочинения на основе опыта и наблюдений.
5. Сочинение по диафильму.
К сочинениям-миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Нередко добавляется грамматическое задание. Сочинение-миниатюра может быть по необычному началу («Если вдруг…». Варианты тем: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы…». «Если бы у меня была живая вода, то я бы…»).
2. Практическая работа
- Прочитайте образцы сочинений в учебнике «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В. Сосновской. Раздел V, глава 8, с. 414 – 415. Составьте темы сочинений-миниатюр для учащихся (2-3, тема по выбору) и грамматические задания к ним.
- Составьте опорную схему:
Сочинения по картинам делятся на три основных вида:
- повествовательные сочинения по серии картинок;
- повествовательные сочинения по одной картине, где картина даёт толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;
- описание картины.
- Запишите кратко информацию.
|
Сочинения (устные и письменные) по серии картинок проводятся во II, III и реже в IVклассе.
План такого сочинения бывает двух видов:
- каждая отдельная картина (или несколько картин) является пунктом плана;
- план состоит из трёх пунктов: начало (первая картина), основная часть (все картины, кроме первой и последней), концовка (последняя картина).
Для написания сочинения используется 2 – 5 картинок. При написании сочинения по серии картинок следует обращать внимание детей на действия героев, а не на мелкие детали.
Примерная структура урока:
1. Анализ содержания картинок.
2. Определение краткого содержания каждой части.
3. Составление плана.
4. Обдумывание текста после чтения плана.
5. Орфографическая подготовка (при необходимости).
6. Написание сочинения.
Анализ конспектов уроков
- Проанализируйте урок, обратите особое внимание на 2, 3 и 5 пункты.
Тема: Сочинение по серии картинок «Лиса и вороны» ( 2 класс)
Цели:формировать умения строить текст-повествование, определять и раскрывать основную мысль в сочинении, связывать предложения и части текста, использовать в сочинении слова и предложения экспрессивно-оценочного характера.
1. Анализ содержания картинок.
- Рассмотрите картинки. О каком событии будет рассказ? (О том, как лиса поймала ворону.)
- Почему ей удалось поймать птицу? (Она хитра.)
- Что главное в рассказе? (Лиса перехитрила ворон.)
- Какому требованию должен отвечать заголовок? (Должен отражать главную мысль.)
- Как можно озаглавить рассказ? (Как лиса ворон перехитрила. Хитрая лиса.)
- На какой вопрос будет отвечать текст? Как называется такой текст? (Повествование.)
|
- О чём нужно сказать, описывая событие? (О том, как оно началось, как развивались действия, чем все закончилось.)
2. Определение краткого содержания каждой части.
- Сегодня мы будем учиться находить такие слова и выражения, которые помогут ярко описать событие и передать отношение к его героям.
- С какого предложения можно начать рассказ?
- Как лиса начала свою охоту?
- Какие слова помогут описать ее действия? (Стала подкрадываться, подбираться.)
- Что случилось дальше? (Вороны закаркали, взлетели на дерево.)
- Как соединить предложения о лисе и о воронах? (Словом но.)
- Что происходит дальше? (Лиса легла, притворилась мертвой.)
- Как перейти ко второй части, чтобы связать ее с первой? (Словом тогда.)
- Поверили вороны, что лисица мертва? Что они сделали? (Спустились и спокойно расхаживали рядом.)
- Что произошло дальше? (Лисица изловчилась, схватила.)
- Как можно назвать лисицу? Какие из этих слов передают отношение к ней? (Рыжая плутовка, разбойница, охотница.)
- Как начать третью часть? (Вдруг, но тут и т.п.)
- Что можно сказать про ворону? (Попалась.)
- Какое предложение можно использовать, чтобы передать отношение к вороне? Как показать в письменной речи, что предложение выражает чувство? (Поставить восклицательный знак.)
3. Составление плана.
- Сколько картинок, по которым мы составляем рассказ? (Четыре.)
- Сколько частей будет в рассказе? (Три.)
- Докажите. (Первая часть о том, как лиса хотела поймать ворону,
вторая — как лиса притворилась мертвой, третья — как ворона попалась.)
|
- Какие две картинки относятся к одной части? (Вторая и третья.)
4. Обдумывание текста после чтения плана.
5. Орфографическая подготовка
Запись на доске: а)..ст..рожно, сп..койно, схв..тила;
б) подкрадываться, закаркали, попалась.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Подчеркните в словах буквы, на которые нужно обратить внимание.
6. Написание сочинения.
7. Проверка написанного
- Проверьте, получился ли у вас рассказ? Всё ли в нем понятно?
- Проверьте, связаны ли предложения и части между собой.
8. Итог урока
- Что вы делали, чтобы рассказ получился яркий, интересный?
- Какие слова и выражения в вашем тексте помогли ярко описать событие?
- Докажите, что сегодня мы составили текст-повествование. (В нём описывается событие, как лиса поймала ворону. Текст отвечает на вопрос: что случилось?)
Примерный текст:
Как лиса ворон перехитрила
Лиса хотела поймать ворону. Она стала осторожно подкрадываться к птицам. Но вороны закаркали и взлетели на дерево.
Тогда лисица легла на землю и притворилась мёртвой. Вороны спокойно спустились к ней.
Вдруг рыжая плутовка изловчилась и схватила одну птицу за хвост.
Попалась ворона!
Сочинение по серии веселыхкартинок «Фотоохотник»
Цели:
- формировать умения определять и раскрывать основную мысль в произведении по веселым картинкам;
- использовать средства комического в своем тексте;
- использовать в сочинении предложения, различные по цели высказывания.
1. Анализ содержания картинок.
- Прочитайте слово, написанное на доске (фотоохотник).
- Объясните, кто такой фотоохотник. С какого слова нужно начать объяснение значения слова? (Человек.)
- Составьте объяснение слова фотоохотник. (Фотоохотник — человек, который фотографирует зверей.)
- Что должен знать и уметь настоящий фотоохотник?
- Посмотрите на картинки. Почему мы начали урок с объяснения значения слова фотоохотник?
- Какой рассказ получится по этим картинкам?
- Почему мы улыбаемся, глядя на эти картинки? (Изображён смешной, забавный случай.)
- Почему охотник ошибся?
- Как относится художник к своему герою и его ошибке?(Художник посмеялся над невеждой.)
2. Определение краткого содержания каждой части.
1 картинка: Как вы догадались, что на картинке фотоохотник? Какую деталь изобразил художник, чтобы показать, что охотник — невежда? (Лупу.) Для чего используется лупа? Что рассматривает в лупу герой картинки? О чем можно сказать в начале рассказа? (О том, как Петя собирался на охоту, что взял с собой.) Что Петя взял с собой? О каком предмете лучше сказать отдельно? (О лупе.) Почему?
- Составьте начало текста. (Решил Петя сфотографировать зверя. Взял фоторужье, позвал собаку и отправился в лес.) Как сказать о лупе, чтобы было понятно, что он напрасно ее прихватил? (Да еще и лупу прихватил.) Что делает Петя? Какой вопрос он себе задал, глядя на следы? (Чьи они?) Как Петя рассматривал следы? (Долго, внимательно рассматривал через лупу.)
- Почему важно об этом сказать? (Это покажет, что он плохо знает следы зверей.)
2 картинка: Что происходит на второй картинке? (Петя решил, что это следы лося.) Как это изобразил художник? Составьте предложение о том, что подумал охотник. Какое чувство нужно передать в этом предложении? Какое это может быть предложение? (Да это же лось!)
3 картинка: О чем нужно рассказать дальше? Какие глаголы можно использовать? Как художник показал, что Петя помчался по следам? (Собака вприпрыжку несется.) С каким настроением он бросился в погоню? Как об этом сказать? (Обрадовался охотник и со всех ног помчался по следам. И верная собака с ним.)
4 картинка: Кого догнал Петя? Что он почувствовал? Как это показал художник? Какой вопрос возник у Пети? (Но кто это? А где же лось? Составьте предложения, которые передадут его действия и удивление. Почему Петя попал впросак? Какой совет ему можно дать? Как закончить рассказ?
3. Составление устного рассказа по картинкам
(Заслушиваются два-три рассказа.)
- Получились ли веселые рассказы?
4. Выбор заголовка к тексту
- Прочитайте заголовки на доске и выберите самый точный выразительный:
Фотоохотник. Охотник — невежда. Горе-охотник. Как Петя попал впросак. Неудачная охота. Обоснуйте свой выбор.
5. Определение типа текста.Составление плана.
- Какой текст получится по этим картинкам: повествование, описание или рассуждение? (Повествование.)
- Докажите, что это текст-повествование.
- Сколько частей будет в рассказе? (Три.)
- О чем нужно сказать во вводной и заключительной частях?
- Расскажите, о чем вы напишете в каждой части.
6. Орфографическая подготовка
Запись на доске: Фотоохотник, фоторужьё, ещё, прихватил, рассматривал, обрадовался, помчался, впросак.
- Подчеркните в словах буквы, на которые нужно обратить внимание, чтобы не сделать ошибки.
7. Написание сочинения
8. Итог урока
4. Практическая работа
- Составьте фрагмент урока (первые 5-6 этапов, завершив орфографической подготовкой) по серии картинок в учебнике «Русский язык» или по серии картинок Н. Радлова « Друзья птиц», «Находчивые лягушата»).
«Друзья птиц» «Находчивые лягушата»
Продолжение лекции
Сочинение по одной картине труднее, чем сочинение по серии картин. Ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие до и после того момента, который запечатлён на картине. При этом ученик должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
Запишите примерную структуру урока:
Примерная структура урока при написании сочинения по картине (после традиционных 1 и 2 этапов):
1. Рассказ о художнике и истории создания картины.
2. Беседа по картине:
1) главная мысль:
2) смысл;
3) тема;
4) содержание;
5) композиция (передний план, задний план, расположение предметов);
6) действующие лица, действия, если есть;
- идейный смысл, «настроение» картины.
3. Словарно-стилистическая работа по теме урока (обратите внимание на приёмы).
4. Составление плана сочинения.
5. Составление устного высказывания по картине.
6. Написание первого варианта сочинения. Редактирование.
7. Написание окончательного варианта сочинения.
8. Анализ творческих работ.