Оборудование и материалы
· деревянные ложки, музыкальные игрушки: погремушки, бубен, барабан, дудочка, металлофон, гитара;
· игрушки на развитие дыхания вертушка, мыльные пузыри, губная гармошка, фонарики, трубочки
· листочки из бумаги (кленовые) цветочки, снежинки.
· тренажер для длительности выдоха «Инга -6 »
· зеркало (большое настенное и индивидуальное);
· игрушки (кошка, собака, мышка, петушок, мячи разных размеров и цветов, пирамидки, матрёшки, кубики и др.);
· мячи, суджок, комки «снега»
· муляжи овощей, фруктов;
· картинки с изображением разных предметов и игрушек;
· коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами;
· карточки с изображением контурных, перечёркнутых, наложенных друг на друга предметов и т. д.;
· мозаика, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, карандаши;
· куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний;
· кукольный театр: бибабо, пальчиковый, настольный; куклы с изображением животных и людей, шапочки – маски;
· рукавички и перчатки с изображением мордочек животных;
· ширмы: настольные и напольные;
· наборы геометрических фигур основных цветов и форм;
· рисунки лабиринтов;
· слоговые таблицы, включающие слоги типа СГ, ГС, СГС, ССГ, СГСС;
· предметные и сюжетные картинки по различным тематическим группам, серии последовательных картинок со скрытым сюжетом, незавершённым действием;
· пластинки с отверстиями для шнуровки.
Примерный перечень игр и игровых упражнений
для коррекции нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций: “Бабочка летит”, “Больной пальчик”, “В лесу”, “Вопрос- ответ”, “Высоко – низко”, “Забей мяч в ворота”, “Задуй свечу”, “Немое кино”, “Cтупеньки”, “Тихо – громко”,”Укладываем куклу спать”, “Часы”.
на формирование длительности речевого выдоха: пение гласных звуков: а,о,у,и, две гласных, три, и четыре гласных,«Насос», «Ветер»
Дыхательные упражнение на расслабление: «Корабль и ветер», «Воздушный шарик», «Сдуй снежинку с ладошки». «Подуй на листочек, снежинку, птичку, тучку»Сдуй со цветка бабочку»
игровых упражнений для развития мимики: « Дети съели кислый лимон» (дети морщатся); «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови); «Встретили знакомую девочку» (улыбаются);«Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот);«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза); «Обиделись» (опускают уголки губ); «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).
игровых упражнений по обучению жестам. Покажите: «Высокого мальчика и низкого»; «Там, вверх, вниз, вокруг»; «Я, ты, мы»; «Маленького комарика» «Медведя».
игровых упражнений по развитию пантомимики:
«Расцвели, как цветы»; «Завяли, как травка»; «Полетели, как птицы»;
«Идет медведь по лесу»; «Крадется волк за зайцем»; «Плывут уточки»;
«Идут пингвины»;Жук перевернулся на спину»; «Скачут лошадки» (рысью, галопом).
на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно – пространственных представлений: “Времена года”, “Запомни и найди”, “Зверюшки на дорожке”, “Какого цвета нет”, “Ищи и находи”, “Колокол – колокольчик”, “Кто внимательней”, “ Кто за кем пришёл?”, “Найди и назови”, “О чём говорит улица?”, “Позвони на том же месте”, “Расставь по местам”, “Телефон”, “Цвет и форма”, “Чего не стало?”, “Что бывает такого цвета?”, “Что за чем звучало?”, “Что изменилось?”, “Чья это конура?” и др.;
на формирование общей, ручной и артикуляторной моторики: “Бочонок с водой”, “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем”, “Домик”, “Двое разговаривают”, “Кошки – мышки”, “Кулак – кольцо”, “Ладони на столе”, “Лакомка”, “Ловкие пальцы”, “На одной ножке вдоль дорожки”, “Пальчики здороваются”, “Пассажиры в автобусе”, “Подбрось – поймай”, “Пять человечков”, “Cкакалка”, “Топ – хлоп”, “Часы” и др., а также специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики для различных фонетических групп звуков;
на формирование мыслительных операций: “Исключи неподходящую картинку (слово)”, “Отгадай загадки, найди отгадку”, “Подбери слова (простые аналогии)”, “Последовательные картинки”, “Путаница”, “Разложи и назови”, “Составь картинку”, “Что здесь должно быть нарисовано?” и др.;
на формирование сенсорно – перцептивного уровня восприятия: “Волшебная страна”, “Дразнилки”, “Не ошибись”, “Повтори как я”, “Телефон”, “Эхо” и др.
Приложения
Лексические темы в старшей группе.
Неделя | Лексическая тема | Словарь |
Сентябрь | ||
4 неделя | Овощи. Огород. | Существительные: название овощей и их частей. Прилагательные: круглый, продолговатый, сочный, крепкий, спелый. Глаголы: поливать,полоть, выкапывать, срывать, собирать, зреть. |
Октябрь | ||
1 неделя | Фрукты. Фрукты в осеннем саду. | Существительные: Название фруктов, фруктовых деревьев Прилагательные: сочный, спелый, вкусный, красивый. Глаголы: цвести, расти, зреть, срывать. |
2 неделя | Ягоды. Грибы | Существительные:название ягод, грибов: малина, клубника, смородина, арбуз, земляника, крыжовник, белый гриб, мухомор, лисичка, ножка, шляпка. Прилагательные: зрелый, съедобный. Глаголы: зреть, собирать, расти. |
3 неделя | Осень. Осенний лес. | Существительные: погода, листопад. Прилагательные: сухой, холодный, мокрый, осенний, пасмурный. Глаголы: краснеть, желтеть, опадать. |
4 неделя | Одежда. Материалы, из которых сделаны наши вещи. Знакомство с профессиями людей, изготавливающих одежду. | Существительные: название одежды и частей одежды, портной, магазин одежды, продавец, ателье, ткань. Прилагательные: верхняя, нижняя, осенняя. Глаголы: завязывать, развязывать, застёгивать, расстёгивать, пришивать, отрывать. |
Ноябрь | ||
1 неделя | Родная страна | Существительные: Столица, флаг, Россия, карта, народ. Глаголы: путешествовать. |
2 неделя | Обувь. Головные уборы | Существительные: название обуви, частей обуви, головных уборов. Сезонность обуви, головных уборов. Глаголы: одевать, надевать. |
3 неделя | Перелетные птицы. | Существительные:название перелётных птиц: ласточка, журавль, грач, скворец, клюв, крыло, перо. Прилагательные: журавлиный, утиный. Глаголы: лететь, улетать, перелетать, |
4 неделя | Осенние изменения в окружающей природе. Поздняя осень. | Существительные: осенние месяцы, дождь, снег. Прилагательные: дождливая, пасмурная, солнечная. Глаголы: дует, идёт, падает, льёт |
5 неделя | Домашние животные и их детёныши Молочные продукты | Существительные: домашние животные и детёныши, части тела, молочные продукты. Прилагательные: пушистый, гладкий, рогатый, ласковый, свирепый, упрямый, злобный. Глаголы: мяукать, лаять, мычать, рычать, сторожить, доить, пасти, хрюкать. |
Декабрь | ||
1 неделя | Домашние птицы | Существительные: домашние птицы и птенцы, части тела. Прилагательные: ловкий, шустрый Глаголы: кудахтать, кукарекать, резвиться Выводить,высиживать. |
2 неделя | Зима. Признаки зимы. | Существительные: время года. снегопад, льдинка, иней. Прилагательные: ледяной, стылый, пушистый, морозный, искристый. Глаголы: кружиться. |
3 неделя | Зимующие птицы. | Существительные:сорока, синица, снегирь, сова, дятел, оперение, окраска. Прилагательные: красногрудый, белобокая Глаголы: чирикать, каркать, мёрзнуть, чистить(пёрышки),искать. |
4 неделя | Зима. Новый год. | Существительные: украшения, Новый год, праздник. Прилагательные: новогодний, санный. Глаголы: праздновать, наряжать, украшать. |
Январь | ||
3 неделя | Зимние развлечения. Зимние виды спорта. | Существительные: лыжи, санки, лыжные палки, снежки, снеговик, горка, каток, ворота, вратарь, хоккей. Прилагательные: скользкий, быстрый, лыжный, зимний, снежный, ледяной. Глаголы: скользить, заливать, отталкиваться. |
4 неделя | Дикие животные. | Существительные: лось, кабан, бобр, белка, рога, копыта, лапы, берлога, нора, дупло, логово, брюшко, морда. Прилагательные: серый, злой, хитрая, неуклюжий, трусливый, ловкий, осторожный. Глаголы: рычать, бродить. красться |
5 неделя | Детёныши диких животных | Существительные:детёныши животных Притяжательные прилагательные: лисий хвост, заячий хвост, волчий |
Февраль | ||
1 неделя | Части тела. Туалетные принадлежности. | Существительные: ухо, уши, нос, лоб, макушка, глаза, брови, щёки. Прилагательные: пушистое, душистое, мыльные, густые, румяные Глаголы: вытирать, намылить, потереть.. |
2неделя | Посуда. | Существительные: названия посуды и её частей. Прилагательные: кухонная, чайная, столовая Глаголы: вымыть, отрезать, нарезать, накрывать. |
3неделя | Мебель. | Существительные: кресло, тахта, диван, тумбочка, шкаф, буфет, табуретка Прилагательные: кухонный, навесной, обеденный, спальный. Глаголы: купить, продать, поставить. |
4неделя | Защитники Отечества. | Существительные:Родина, офицер, танкист, лётчик, пограничник, герой, парашют, ракета. Прилагательные: смелый, храбрый, военный. Глаголы: воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, победить. |
Март | ||
1неделя | Мамин праздник. Семья. | Существительные: сестра, тётя, бабушка, дедушка, сын, внук, внучка, дочка, брат. Прилагательные: добрая, ласковая, внимательная, заботливая, дружная любимая. Глаголы: дарить, мыть, поздравлять, готовить, убирать, стирать, вязать, шить. |
2неделя | Бытовая техника. | Существительные: мясорубка,пылесос, кофемолка, вентилятор бра, люстра, стиральная машина, холодильник. Прилагательные: стиральная, швейная, вязальная. Глаголы: готовить вешать,пылесосить, отглаживать. |
3 неделя | Весна. Признаки весны. Птицы весной. | Существительные: солнце, небо, подснежники, проталинки,жаворонок, соловей, журавль, цапля, дрозд, стриж. Прилагательные: радостный, дождливый, перелётный, голосистый, звонкий. Глаголы: просыпаться, наступать, трещать, журчать, виться, порхать. |
4 неделя | Деревья. Кустарники. | Существительные:ива, липа, тополь, берёза, ель, сосна, корни, ветки. Прилагательные: густой, высокий. Глаголы: растут, вырос, тают. |
Апрель | ||
1 неделя | Транспорт. Профессии. | Существительные: трамвай, автобус, корабль, самолет, шофер, капитан, пилот, пассажир, кондуктор, стюардесса. Прилагательные: скорый, быстрый, грузовой, пассажирский. Глаголы: ехать, плыть, лететь, стоять, останавливаться, объявлять, приземляться, взлетать, отъезжать, подъезжать. |
2 неделя | День космонавтики. | Существительные: космос, космонавт, ракета, Земля, Солнце, планета, полет, звезда, Луна. Прилагательные: космический, смелый, отважный, далекий. Глаголы: лететь, приземлиться. |
3неделя | Рыбы. | Существительные: рыба, щука, сом, карась, чешуя, плавники, рыболов. Прилагательные: чешуйчатые, быстрые, проворные. Глаголы: плавают, ловят. |
4неделя | Комнатные растения. | Существительные: названия комнатных растений, части растения. Глаголы: поливать, ухаживать, сохнуть, увядать, бледнеть, расти, вырастать. |
Май | ||
1 неделя | Праздники | Существительные: флаги, парад, вечный огонь, подвиг, герой, воины. Прилагательные: яркий, пламенный, праздничный, героический. Глаголы: развеваются, гореть, маршировать, побеждать, сражаться, защищать. |
2 неделя | Цветы. Сад. Луг. | Существительные: мать-и-мачеха, нарцисс, лепесток, колокольчик, тюльпан, ромашка, клевер. Прилагательные: мелкий, крупный, душистый. Глаголы: расцветать. |
3 неделя | Насекомые | Существительные: жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, муха, мед, кузнечик, паук, паутина. Прилагательные: проворный, кусачий, медовый. Глаголы: летать, прыгать, жужжать, стрекотать, плести. |
4 неделя | Дом. Улица. Город. Профессии | Существительные: дом, двор, номер дома, лифт, пешеход, светофор, переход, правила, каменщик, плотник, маляр, электрик. Прилагательные: уютный, чистый. Глаголы: загореться, открывать, пропускать. Переходить, перебегать, строить, выполнять. |
Июнь | ||
Лето | Существительные: лето, лес, река, пляж, дача, бассейн. Прилагательные: яркий, летний, жаркий, свежий, загорелый. Глаголы: отдыхать, загорать. Плавать, нырять, загорать. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
№5