«Wasat Media»
1439 г.х./2017г.
Вопрос: Я слышал, как во время урока вы говорили о мнениях захиритов. Кто же такие захириты и являются ли они надежными учеными?
Ответ:
Захириты – это группы знатоков фикха, последователи человека по имени Дауд ибн ′Али аз-Захири, да помилует его Аллах. Их назвали захиритами, потому что они всегда воспринимают лишь внешние смыслы (зауахир) религиозных текстов. Их мазхаб строится на извлечение религиозных постановлений из явного смысла текста, и чаще всего они противоречат большинству ученых, так как сама их основа противоречит основе большинства ученых.
Большинство ученых иногда берутся за внешние смыслы текстов, а иногда смотрят на причины. Истина заключается в том, что шариат иногда приносит какое-либо постановление и желает именно явный смысл, как это бывает в большинстве постановлений, связанных с поклонением. Но иногда шариат приносит какое-либо постановление и обращает внимание на его причину. Постановления шариата – это всеохватывающие основы, ибо они годятся для каждого времени и каждого места. Если человек решит всегда твердо придерживаться лишь явного смысла текста, то это будет делом тяжелым.
Опираясь на эту основу, захириты противоречили большинству ученых во многих вопросах. Например, сказал: «Не подвязывайте вымя верблюдицам и овцам, (чтобы увеличить количество молока перед продажей). А кто купил такое животное, тот может выбрать между двумя: если он желает, то может вернуть его и отдать (продавцу еще) один са′ фиников (за полученное молоко), а если желает, то может оставить животное».
Этот хадис о человеке, который купил овцу или верблюдицу, которую оставляли несколько дней неподоенной, чтобы покупатель подумал, что она каждый день дает много молока. Но когда он купил ее и подоил сам, то понял, что его обманули. В этом случае шариат дает ему право выбора из-за обмана.
Так вот, захириты сказали: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не подвязывайте вымя верблюдицам и овцам…». Что касается коров, то нет никакого запрета».
Однако большинство ученых возразило: мусульманин обманывает мусульманина?! Разве причина не в подтасовке?! Мы говорим: этот хадис упоминает верблюдицу, так как она самый дорогой скот, и упоминает овцу, так как она самый дешевый скот, а все остальные домашние животные берут то же самое постановление».
Посредством этого вопроса ты понимаешь, в чем суть разногласия. Также, например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что пять кормлений грудью делают людей молочными родственниками. Захириты сказали: «Если женщина сцедила свое молоко в сосуд, а затем из этого сосуда накормила ребенка, то они не становятся молочными родственниками».
Таким образом, они постоянно придерживаются лишь прямого смысла текстов, и из-за этого возникла проблема. Большинство ученых возразило: «Разве причина запрета не в том, что ребенок питается молоком этой женщины и растут посредством него его кости и мясо?! Поэтому нет разницы, пьет ли он это молоко непосредственно из женской груди или из сосуда».
Также, например, их известный вопрос. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил человеку справлять малую нужду в стоячую воду. Некоторые захириты сказали: «Если человек справит нужду в сосуд, а затем выльет содержимое сосуда в воду, то это не попадает под запрет».
Большинство ученых здесь смотрят на основу, а это то, что вода пришла в негодность.
Также следует заметить, что некоторые могут приводить эти вопросы для того, чтобы указать на недостатки ученых захиритов. Да упасет Аллах! Поистине, захириты – это люди из числа обладателей знания. У них свое понимание и свое усердие в поиске истины. У них свое достоинство и своя служба религии. Да воздаст им Аллах благом от нас и от всех мусульман! Однако истина любимей нам, чем любой человек. Если очевидный смысл текст имеет силу, то мы используем его, а если причина запрета имеет силу, то мы используем ее.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял во внимание каждый из этих путей: взгляд на очевидные смыслы текстов и взгляд на смысл текста. Это приходит в достоверном сборнике в истории о Бану Курейзе. Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал сподвижникам: «Не совершайте послеобеденную молитву (′аср), кроме как в Бану Курейза». Вы знаете, что некоторые сподвижники сказали: «Пророк сказал нам: «Не совершайте послеобеденную молитву (′аср), кроме как в Бану Курейза». И мы не совершим эту молитву, кроме как в Бану Курейза». Они схватились за очевидный смысл текста и совершили послеобеденную молитву в Бану Курейза уже тогда, когда ее время вышло.
А вторая группа сподвижников сказала: «Нет, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просто хотел поторопить нас, а не имел в виду, что мы должны понимать эти слова буквально. Мы смотрим на причину его слов, а не на буквальный смысл».
И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на правоту той группы, которая обратила внимание на причину его слов, но не стал порицать ни одну из групп.
Некоторые ученые сказали: «В этом указание на правильность двух путей, и у каждой группы есть свое понимание».
До тех пор, пока ученый извлекает постановление из Корана и Сунны, и он является достойным этого дела, то нет на нем греха, нет на нем упрека и порицания. А Аллах знает лучше!
Ссылка: https://youtu.be/liPf528fJdo
© Источник: «Wasat Media» | https://www.youtube.com/WasatMediaTV
Мы в соц сетях:
• Мы Вконтакте: https://vk.com/wasatmedia
• Мы в Инстаграмме: https://www.instagram.com/wasatmedia
• Мы в Телеграмме: https://www.telegram.me/wasatmedia