Констатирующий эксперимент




Цель эксперимента: провести диагностику орфографических умений и знаний у второклассников.

Задачи эксперимента:

. Выявить уровень сформированности орфографического навыка учащихся

. Выявить ошибки и трудности, встречающиеся в письме и речи учащихся

Задания и методика его проведения

Задания на:

. Подбор форм слова и однокоренных слов с целью проверки безударных гласных в корне слова

. Определение морфемного состава

. Распределение формы слова, новые слова

Первое задание - на выявление умения подбирать проверочные слова.

Ученикам дается задание подобрать проверочные слова и написать буквы правильно.

 

Мама простыни стирала

И на речке пол. скала.

К дочке кошка прибежала,

Дочка кошку пол. скала.

К старости наш дедушка

Очень пос. дел.

Он в саду на бревнышко

Сел и пос. дел.

Гири брат мой поднимает

Свою силу разв. вает.

А на крыше мой флажок

Разв.вает ветерок.

Второе задание: направлено на разведение понятий «словоизмениение» и «словообразование». Учащиеся из группы слов должны: а) подчеркнуть формы слов и доказать схемой. Для этого детям на карточках подобрали следующие группы слов:

Дом, домик, дома;

столы, стол, столик;

лес, леса, лесок;

зубы, зуб, зубик;

глазки, глаз, глаза…

б) выделите пары разных слов и докажите:

) при помощи объяснения значения слов;

) при помощи морфемы.

Третье задание имело целью диагностики умений, навыков по распознаванию проверочной формы слова и правильному оформлению записи орфограммы.

Прежде чем писать слово, ученику необходимо уяснить его смысл.

Поэтому первая операция - выяснение смысла слова. Во-вторых, нужно найти в слове безударный звук, требующий проверки. В третьих, выделить в слове корень. Это необходимо для того, чтобы узнать, в какой части слова находится безударный гласный звук. В-четвертых, подобрать проверочное слово. Для этого изменить форму слова или подобрать однокоренное слово. В-пятых, написать в корне проверяемого слова ту гласную букву, которая пишется в ударном слоге проверочного. Если ученик пропускает какую-либо операцию или действует непоследовательно, возможно ошибочное написание слова.

На доске записаны группы слов, из них дети находят проверочное слово, ставят ударение в слове, выделяют корень, а затем записывают проверяемые слова. В них ставят ударение, подчеркивают проверяемую гласную, и также выделяют корень в слове.

Предлагаемая группа слов: гора, горы, к горе; столовая, стол, столы; грядка, гряда, за грядкой; трава, травы, травянистый; тетради, тетрадь, тетрадка.

После того как задание было выполнено результаты работ представилив таблице (приложение1, таблица 1.2)

Корреляцию результатов мы представили следующим образом. За каждый верно выполненный ответ учащиеся получили один балл. При эксперименте общее количество баллов, которое могли получить за всю работу, составило 21 балл. В идеале количество баллов и соответствующая к ним оценка выглядит так, как представлена в таблице 3, приложение 1.

Данные констатирующего эксперимента показывают, что для них сложным является разведение понятий «словоизменение» и «словообразование». Они затрудняются выделить группы слов, чтобы в первом случае образовалось новое слово с другим смысловым значением.

Также допускают ошибки в выборе из группы слов проверочного слова и дальнейшей записи орфограммы. Если во 2 «Б» классе с таким заданием не справился один ученик, то во 2 «А» классе с этим заданием не справилось два ученика. Соответственно эти учащиеся получили низкую оценку.

В чем же причина таких результатов? Во-первых, учащиеся не выделяют не только безударный гласный звук, но и безударный слог, не осознают факта несовпадения звука и буквы.

Для того чтобы вести формирующий эксперимент мы выяснили, что учащиеся 2 класса допускают ошибки в изменении формы слова, в подборе однокоренных слов, и мы можем сказать, что сформирована недостаточная основа введения темы «проверяемая безударная гласная в корне слова» и в процессе изучения данной темы мы будем обращать внимание на то, чтобы учащиеся:

осознавали, для того чтобы правильно поставить пропущенную букву в корне слова нужно:

а) найти гласный звук, который надо проверить (безударный);

б) убедиться, что безударный гласный - в корне;

в) подобрать проверочное слово или форму того же слова;

д) определить, под ударением ли стоит проверяемый гласный в проверочном слове;

г) в случае необходимости подобрать второе, третье проверочное слово;

е) сравнить проверочные слова с проверяемым;

ж) написать в соответствии с принятым решением;

з) осуществить самопроверку;

учились правильно и быстро подбирать проверочное слово. Это умение, в частности, связано с богатым запасом слов у детей и четким пониманием, какие слова являются однокоренными.

В качестве контрольного класса мы определяем 2 «Б» класс.

 

Формирующий эксперимент

 

Цель эксперимента: разработать и апробировать комплекс заданий, основанных на освоение понятий «словоизменение» и «словообразование», которые способствуют безошибочному написанию слов с проверяемой безударной гласной в корне слова.

Изучению этой темы мы посвятили семь занятий.

Занятие1. Тема: Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне слова.

Цель: показать соответствие гласного звука и буквы в ударном слоге (сильная позиция) и их возможное несоответствие в безударном слоге (слабая позиция), наблюдать над единообразным написанием корня однокоренных слов и форм слов.. Анализ языкового материала.

Назовите предметы, изображённые на картинках (дети называют слова вслух).

 


Учитель располагает на доске карточки

 

 

Обозначьте ударение в словах (учащиеся получают заранее заготовленные листки со словами).

Устно подберите однокоренные слова и назовите корень (учащиеся подбирают однокоренные слова, называют корень в каждом слове).

Ещё раз произнесите эти слова; найдите слова, в корне которых слышатся похожие безударные гласные звуки (дети называют слова трава, коза и поясняют: в этих словах слышим звук [а]).

Учитель ставит соответствующие карточки вместе и обозначает звук в скобках. Здесь и далее - в словах, где нужно, стоит ударение.

 

 

- В каких ещё словах слышатся похожие безударные гласные звуки? (дети называют слова грибы, мячи, река и поясняют: в этих словах слышим звук [и]).

Учитель ставит карточки вместе и обозначает звук в скобках.

 

 

Мы установили, что есть слова, где слышатся похожие безударные гласные звуки.

Проблемный вопрос:

Одинаково ли будут обозначаться эти похожие звуки на письме?

Вы предложили разные варианты написания букв, обозначающих безударные гласные звуки. Значит, мы столкнулись с новой орфограммой.

Давайте узнаем, как пишутся эти слова.

Учитель добавляет на доску новые карточки:

 

 

Сравните, одинаково ли обозначаются похожие звуки буквами на письме (похожие звуки обозначаются разными буквами).. Синтез и обобщение.

Мы познакомились с новой орфограммой.

Как мы назовём эту орфограмму? (орфограмма называется «безударная гласная в корне слова»).

Назовём признаки орфограммы.

Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).

Запишем в таблицу.. Ознакомление со способами проверки.

Сегодня мы узнаем, как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова.

Правильно определить, какой буквой обозначаются безударные гласные звуки в корне, необходимо подобрать проверочные слова.

Посмотрите, какие слова помогут узнать, какими буквами обозначается звук [а] в словах коза, трава.

Учитель добавляет карточки с проверочными словами.

 

 

Давайте выясним, как правильно подобрать проверочное слово.

Сравните слова коза и козы, трава и травка. Что сделали? (в одном случае изменили форму слова, а в другом - подобрали родственное слово).

Поставьте ударение в проверочных словах, ещё раз сравните пары слов, расскажите, что вы заметили (звук, который был безударным, в проверочном слове стал ударным).

Попробуйте сами сформулировать, что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово для обозначения безударного гласного в корне слова (учитель выслушивает ответы детей).

Применим этот способ и подберём проверочные слова для слов грибы, мячи, река (учитель выслушивает ответы детей и помещает на доску новые карточки).. Формулирование учащимися правила.

Повторите, что необходимо сделать, чтобы правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (нужно подобрать проверочное слово).

Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово? (изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный звук стал ударным).

Попробуйте сами сформулировать правило: как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (учитель выслушивает ответы детей).. Работа над формулировкой правила.

Прочитайте правило в учебнике. (Безударный гласный в корне слова проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренные).

Как озаглавить это правило? (правило о написании букв для обозначения безударных гласных звуков в корне слова).

Сколько частей в правиле? (две)

Прочитайте первую часть.

О каких признаках орфограммы здесь говорится? (безударный гласный звук, он находится в корне).

Что говорится о способе проверки безударного гласного в корне? (говорится о том, что его нужно проверять ударным).

Прочитайте вторую часть этого правила.

О каких способах проверки здесь говорится? (говорится, что нужно изменить слово или подобрать однокоренное).. Упражнения, направленные на формирование умения обнаруживать орфограмму в словах.

Сегодня на уроке мы встретились с новой орфограммой. Назовите её (орфограмма - «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).

Назовите правило (правило правописания безударных гласных в корне слова).

Какой признак поможет обнаруживать орфограмму в словах на слух?

Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).

Сейчас мы будем тренироваться «узнавать» орфограмму на слух, опираясь на её признаки.

Таблица с признаками орфограммы находится перед глазами учащихся.

Упражнение 1 (на уровне слов, зрительное восприятие).

Произнесите слова вслух.

Подчеркните слова, в которых есть орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»:

Полёт, цветок, ночник, дивный, травинка, ночной, листок, букет, ноченька

Упражнение 2 (на уровне слов, слуховое восприятие).

Послушайте загадки, постарайтесь их отгадать, слова - отгадки произнесите вслух.

Приготовьте сигнальные карточки: красную и синюю. Если в слове - отгадке есть нужная орфограмма, покажите красную карточку, если в слове нет орфограммы, поднимайте синюю карточку.

 

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (глаза)

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

Сама ползёт,

На себе дом везёт. (улитка)

Сперва блеск, за блеском - треск,

За треском - плеск. (гроза)

Стоит Антошка на одной ножке,

Где солнце встанет,

Туда он и глянет. (подсолнух)

Я люблю прямоту, я сама прямая,

Сделать ровную черту всем я помогаю.

Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? (линейка)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (тесто)

Дом без окон и дверей

Как зелёный сундучок,

В нём шесть кругленьких детей.

Называется… (стручок).

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Лёгкие пушинки, белые … (снежинки).

Все вы, ребята, молодцы!

Теперь без оговорок

Поставить за урок хочу

Побольше вам… (пятёрок).

 

Упражнение 3 (на уровне предложений, зрительное восприятие)

Предложение записаны на доске.

Учитель предлагает учащимся упражнение с истинными и ложными высказываниями.

Я буду говорить высказывания, если вы со мной согласны - сидите тихо, а если на согласны - хлопайте в ладоши.

На лугу трава не смята.

Я считаю, что в этом предложении нет слов с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова.

Бурый мишка быстро залез на сосну.

Я думаю, что в этом предложении только одно слово с новой орфограммой.

Зима - с снегами, весна - с цветами, лето - с грибами, осень - со стогами.

Я считаю, что в этом предложении во всех словах есть орфограмма, с которой мы сегодня встретились.

На данном уроке важна была подготовка учащихся к восприятию орфографического правила. С этой целью учитель решал вопрос о том, что необходимо повторить по морфемике и грамматике. Затем было организовано повторение отобранного материала с учетом его специфики. После повторения учитель убедился в том, что сведения по морфемике и грамматике, на которое опирается орфографическое правило, известны учащимся.

Орфографическое правило объяснялось проблемным методом. Суть этого метода в том, что учитель перед классом ставит ряд вопросов и добивается самостоятельного ответа на них учащимися.

Занятие 2-3

Тема: Упражнения в написании слов с проверяемой безударной гласной в корне слова.

Цели занятия по орфографии:

• создать условия для отработки умения правильно обозначать безударные гласные в корне слова;

• организовать деятельность учащихся по закреплению алгоритма работы с данной орфограммой;

…………………….

. Упражнении в написании безударных гласных.

А) (Работа в тетрадях и у доски)

Дорожку в лес мы нашли, а попадём мы в лес, если выполним такое творческое задание (задание записано на доске)

Лес, лесник, лесочек, лесник, роща, лесничий, лесистый, лестница.

В группу однокоренных слов включено одно слово, близкое к ним по звучанию, одно слово, близкое к ним по звучанию.

Задание: Обозначьте ударение, найдите безударные гласные, выделите корень, выпишите однокоренные слова.

Справились с работой. Молодцы! Представите мы с вами в гостях в лесу.

 

У. Тихо и чудно в лесу вековом,

Сосны с прямым красноватым стволом

Высятся, точно колонны, рядами,

И в вышине меж густыми ветвями

Синее небо лазурью сквозит,

Луч шаловливый украдкой скользит,

Веет прохладой в лесу тишина……

 

Б) Безударная гласная в словарных словах.

А теперь игра «Молчанка». Я буду поочерёдно показывать карточки со словами, в которых пропущены гласные. Вы по моей команде будете поднимать сигнальную карточку с соответствующей гласной буквой (а, о, и, е, я)

Б.рёза, гор. д, к.пуста, м.рковь, д.ревня, п.суда, л.пата, п.нал, с.бака, с.рока, за. ц, т.релка.

Почему в этих словах надо запомнить безударные гласные корня? (Их нельзя проверить ударением.)

А как можно проверить? (По словарю.)

 

В) У. И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся дрожа

Очень уж суровы

Филины и ……. (Совы)

 


 

- Посмотрите на доску, назовите, какую значит, птицу встретили в лесу?

(На доске картина совы.)

Можем ли слово сова записать без раздумий? (Нет)

Почему? (Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово совы.)

Вспомним правило.

 

Д. Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

Г) Работа над развитием речи.

Рассмотрите сову. Какие у неё глаза? (Большие.)

Какое оперенье. (Обильное, наверное, мягкое.)

Какие лапы? (Короткие, мощные, с кривыми острыми когтями.)

Какой клюв? (Загнутый.)

 

Д. Сова - это крупная птица с мощными лапами. Клюв согнут крючком. Сова находится под охраной государства. Она уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна.

У. Давайте составим с этим слово предложение и сделаем его грамматический разбор. (На доске и в тетрадях.)

Сова живет в лесу.

Напишите слова в два столбика: в левый - с непроверяемыми гласными (словарные слова), а в правой - с проверяемыми.

Слова: скворец, завод, город, снежок, зима, берёза, стена, окно, воробей, мосты, садовник.


 

У. Следующий лесной житель

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса.

Кто же это? (Лиса)

 

У. Ребята, для вас хитрая лиса приготовила хитрое задание. Она перепутала листья деревьев (липы, дуба, клёна, берёзы), в которых были записаны слова.

Вы должны составить предложения. И у вас получится загадка.

(На доске рисунок дерева и на ней листочки.)

 

Липовые листочки - Летом летаю я.

Клёновые листочки - Мёд собираю.

Дубовые листочки - Но когда меня подразнишь,

Берёзовые листочки - Тогда я кусаю.

У. Кто это? (Пчела)

 

При письме какая буква вызывает сомнение? (пчёлы - пчела)

Е) Физкультминутка.

Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы хлопаете в ладоши, если услышите слово с корнем сад, то топаете.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек., лесовик, посадка, перелесок.

5. Закрепление.

Распознавание слов с проверяемыми и не проверяемыми безударными гласными.

У. Продолжаем путь и нам встречается -


 

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач.

Голой ручкой не возьмёшь,

А зовётся это……. (Ёж)

 

Лесной житель ёж несёт вам лесные яблоки, но особые, все с заданием. Выполните самостоятельно задание на карточках-яблочках. (Раздаётся детям)

(На доске ответы - самопроверка)

. Итог.

Итак, ребята, мы побывали в гостях в лесу. А гости не должны обижать хозяев дома. Напомните мне правила друзей природы.

Д. - Не срывать цветы.

Не ломать ветки деревьев и кустарников.

Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз.

…………

У. Какое правило мы сегодня закрепляли на уроке русского языка?

Д. Если гласная вызвала сомнение

Ты её немедленно поставь под ударение!

У. Уточним последовательность действий при записи слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Действие по этому правилу содержит 7-8 ступеней: а) найти гласный звук, который надо проверить (безударный); б) убедиться, что безударный гласный - в корне; в) подобрать проверочное слово или форму того же слова; д) определить, под ударением ли стоит проверяемый гласный в проверочном слове; г) в случае необходимости подобрать второе, третье проверочное слово; е) сравнить проверочные слова с проверяемым; ж) написать в соответствии с принятым решением; з) осуществить самопроверку.

Занятие 4-5

Тема. «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Цель: Формировать умения обосновывать написание слов, распознавать орфограммы.

………

. Дети анализируют соединение букв, прописывают буквы в тетради.

На доске:

а о и е я @о @и @е @я аа

оо ии ее яя оао иеи яия еяе

У. К какой группе относятся буквы, которые вы прописали?

Дети. Гласные буквы.

У. Что вы знаете о гласных звуках?

Д. Они образуют слог. Могут быть ударными и безударными.

У. В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной?

У. Что нужно помнить о правописании безударной гласной в корне?

Д. В безударном слоге корня нужно писать ту же гласную букву, которая написана в ударном слоге.

.У. Сегодня на уроке мы поупражняемся в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Я предложу вам поиграть в некоторые игры, но победят в них только те из вас, кто внимательно выслушает правила игры и проявит знания, умения, смекалку, находчивость.

У. А теперь игра «Молчанка». Я буду поочередно показывать карточки со словарными словами, в которых пропущены гласные. Вы по моей команде будете поднимать сигнальную карточку с соответствующей гласной буквой (а, о, и, е, я).

 

б. реза гор. д к. пуста м. рковь д. ревня пл. ток п. суда зык л. пата в. рона п. нал с. бака т. релка за. ц меб. ль

 

- Почему в этих словах надо запомнить безударные гласные корня?

Д. Их нельзя проверить ударением.

У. А как можно проверить?

Д. По словарю.

.У. Прочитайте отрывок из стихотворения Лебедева-Кумача.

На доске:

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

 

На какие правила встретились слова?

Д. Безударные гласные в корне слова.

У. Как проверяют безударные гласные в корне слова?

Дети вспоминают веселую памятку:

 

Д. Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

 

У. Какими способами можно проверить безударный гласный?

Д. Нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.

Ученики подбирают проверочные слова: ширь, страны, мой, родина, лес, поле. Учитель обращает внимание на знаки препинания. Дети записывают текст по памяти. Осуществляется самопроверка.

У. Обозначьте ударение во всех словах. Подчеркните безударные гласные в корнях слов.

. Проводится игра «Эстафета» - соревнование между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибок выполнит задание.

На доске:

1 ряд тр. па ст. на п. тно ч. сло гр. чи пл. та 2 ряд г. ра р. ка гр. бы сл. ды м. чи с. сна 3 ряд св. тлячок п. терка скр. пач с. довник л. сник сн. говик

 

У. В каком столбике написание гласных в словах можно проверить путем изменения формы слова?

Д. В первом и втором столбиках.

У. В каком - только подбором однокоренных слов?

Д. В третьем.

Дети отвечают.

.У. Игра «Закончи стихотворение». Я прочитаю вам отрывки из стихотворений известных поэтов, а вы дополните каждое из них подходящим словом. Запишите слова в соответствующий столбик, устно подбирая проверочные. Подчеркните орфограмму.

Учитель читает стихотворения, не договаривая последнее слово. Дети выполняют задание, записывая слова с безударной гласной и в 1-й столбик, с гласной о - во 2-й столбик, с е - в 3-й столбик.

 

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на (полях).

(А. Плещеев)

 

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки (зимы).

(А. Пушкин)

 

В полдень дождь перестал

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать (снежок).

(И. Никитин)

 

Свежей зеленью одеты

Парки, улицы, поля…

В море солнечного света

Погружается (земля).

(А. Алексин)

 

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

Облетел я всю Сибирь.

Как зовут тебя?

(- Снегирь.)

(М. Лапыгин)

 

Зима в подарок нам дает

Румяные деньки.

Скорей на снег,

на скользкий лед,

На лыжи и (коньки)

(З. Александрова)

 

Леса вдали виднее,

Синее небеса.

Заметней и чернее

На пашне (полоса).

(А. Блок)


 

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет

И дергач не (кричит).

(С. Есенин)

 

Зима недаром злится -

Прошла ее пора:

Весна в окно стучится

И гонит со (двора).

(Ф. Тютчев)

 

Иду по тропинке.

У самой сосны

Синеет подснежник -

Фонарик (весны).

(А. Чепурнов)

 

Ледоход. Тает лед.

Он по речке плывет.

Он от солнышка бежит.

Он ныряет и (дрожит).

(Е. Аксельрод)

 

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется (листвою).

(А. Плещеев)


 

Вьюга по полю не скачет,

У ворот не вьется.

Под окном сосулька плачет -

Солнышко (смеется).

(А. Чепурнов)

 

У. Стихи каких поэтов прозвучали?

Дети отвечают. Учитель дополняет их ответы.

Запись в тетради:

 

и зимы кричит листвою о полях коньки полоса двора дрожит е снежок земля снегирь весны смеется

 

Дети проверяют написанное.

Для проверки какого слова требуется два проверочных слова?

Д. Полоса.

У. Почему? Докажите.

Д. Два безударных гласных в корне. Проверочные слова - полосы, полоска.

Занятие 6-7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: