Цель: развивать умение различать слова с безударным гласным в корне, уточнять представление об особенностях проверяемого и проверочного слова, ознакомить со способами подбора проверочного слова для обозначения буквой безударного гласного.
У. Возьмите из конвертов, которые лежат на партах, карточки со словами. Сложите из слов фразу и определите тему сегодняшнего урока. Если задание выполните правильно, то на обратной стороне карточек сможете прочитать слово.
Дети выполняют задание.
Сегодня на занятии будем учиться определять проверяемую безударную гласную в корне слов и проверять ее, чтобы грамотно, без ошибок писать слова.. Подготовительные упражнения
. Упражнение на классификацию.
К доске выходят два ученика, один выставляет карточки с гласными буквами в первый ряд наборного полотна, другой - с согласными - во второй ряд.
Р в н с л а о у и е я
У. Посмотрите внимательно на гласные буквы. Какая из них всегда находится в сильной позиции?
Д. Гласная у.
Учитель берет карточку с гласной буквой у в руки.
. Упражнение на произвольное внимание.
У. Подсчитайте, сколько раз эта буква встречается в таблице.
. Алгоритм проверки слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
У. Что можно сказать о безударном положении в слове остальных гласных?
На доске те же карточки с гласными, кроме гласной у.
Д. Гласные а, о, и, е, я в безударном положении находятся в слабой позиции.
У. Вспомните правило проверки слов с безударными гласными в корне.
Так сколько существует способов проверки безударных гласных в корне слова?
Д. Два способа проверки.
У. Повторите их еще раз (изменить слово; подобрать однокоренное слово). Упражнения в распознавании проверяемых безударных гласных в корне и их проверке
|
. Конструирование проверочных слов из морфем.
У. Сейчас мы отправимся в волшебную страну безударных гласных. Перед нами замок, в котором живут морфемы (части, из которых состоят слова).
Через зал движется лента, похожая на конвейер. На этом конвейере расположено слово. Хором прочитайте его.
На конвейере.
Ст.на
Д. Стена.
У. Гласная в корне пропущена. Как вы думаете, почему? Что надо сделать, чтобы проверить слово?
Д. Заменить окончание так, чтобы этот звук четко слышался.
К доске выходит ученик, берет из кармашка пособия окончание - ы и закрывает им карточку с окончанием - а. Дети читают слово стены, протягивая ударный звук. Учитель берет из кармашка пособия карточку с буквой е и вставляет в слово, окончание - ы возвращает на место. Дети снова читают слово стена орфографически.
У. Каким способом проверили безударную гласную в корне?
Д. Меняем окончание так, чтобы этот звук четко слышался.
У. Это первый способ.
Дети записывают слово стена в тетрадь вместе с проверочным. Читают следующее слово, которое учитель помещает на ленту конвейера.
Хол.д
- Что надо сделать, чтобы проверить пропущенную гласную?
Д. Подобрать однокоренное слово.
Один ученик работает у доски: находит карточку с суффиксом прилагательного - н- и окончанием - ый, помещает эти карточки на ленту-конвейер. Дети прочитывают слово выделяя голосом ударный гласный. Учитель берет из пособия карточку с буквой о, вставляет в слово, после чего возвращает на место суффикс - н- и окончание - ый. Слово холод дети читают орфографически и записывают в тетрадь с проверочным словом.
|
У. Каким способом проверили безударную гласную в слове холод?
Занятие 8. Диктант «В лесу»
Цель: проверять умение писать слова с безударной гласной в корне слова, находить орфограмму на это правило, подбирать заголовок к тексту.
Хорошо в лесу! Дует теплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под березой вырос гриб. У сосны нора крота. Желтый лист упал с сосны. Скоро наступит осень.
Задания: 1) озаглавить текст; 2) обозначить в словах ударение; 3) подчеркнуть во втором предложении главные члены (подлежащее и сказуемое); 4) выписать два слова, в которых написание безударного гласного в корне надо проверять. Перед каждым словом написать проверочное (норы - нора); 5) выписать любое трехсложное слово и разделить его для переноса.
Контрольный эксперимент
После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.
В контрольном эксперименте учитываем написанный детьми диктант «В лесу». В таблицу вносим отдельную графу «Проверяемая безударная гласная» и общую отметку за диктант. Задания к эксперименту беру 2 и 3 из констатирующего эксперимента.
Контрольный эксперимент дан с целью выявления результатов формирующего эксперимента.
После того как задания были выполнены, результаты работ представили в следующей таблице (приложение1, таб. 4,5).
За каждое верно выполненное задание учащиеся получали 1 балл.
Результаты свели в таблицу 6, приложение 1.
Сравним полученные результаты при констатирующем и контрольном экспериментах (таб. 7, приложение 1).
|
Слева представлен экспериментальный класс, а справа контрольный класс. В первой колонке результаты констатирующего эксперимента, во второй - контрольного.
Мы видим, что экспериментальный класс менее продуктивен в констатирующем эксперименте, его результат 3,3 балла. Но после обучающего эксперимента экспериментальный класс свой уровень увеличил на 0,6 балла, что составило 3,9 балла. Контрольный класс увеличил свой уровень с 3, 5 баллов до 3, 8 баллов.
По результатам проведенного эксперимента мы можем сделать вывод, что наша система упражнений и заданий по формированию орфографического навыка на примере «проверяемой безударной гласной в корне слова» более продуктивна по сравнению с той системой, которая применялась в классе до эксперимента, потому что дети осознали отличия форм слова от новых слов, т.е. они поняли способы изменения слова посредством окончания и способы образования новых слов посредством суффиксов и приставок.
Таким образом мы пришли к выводу, что эффективность формирования повышается, если упражнения во-первых, способствуют: разведению понятий «словоизменение», «словообразование»; во-вторых, основываются на фонематическом принципе с привлечением морфемного анализа слов; в-третьих, задания к упражнениям направлены на формирование автоматизированного действия, на основе владения частными операциями, через грамматическую абстракцию, взаимодействие которых учащийся должен осознать на орфографическом материале.
Заключение
Русский язык - это национальный язык великого русского народа, который выполняет еще одну важную коммуникативную функцию: для других народов он является языком межнационального общения. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества. Язык - важнейшее средство общения людей, передачи мысли, переработки и хранения информации, а для младшего школьника это не только объект изучения, но и средство обучения, значит средство становления и развития личности. Поэтому одной из злободневных и актуальных проблем для учителей и методистов является изучение русского языка.
В настоящее время мы имеем ряд орфограмм, которые используем в школьном обучении. Орфограмма «проверяемая безударная гласная» в силу малого объема часов остается малоизученной и как бы не представляющей особой сложности. Из нашего педагогического опыта мы можем сказать, что данная орфограмма переносится в среднее звено, представляя непреодолимую трудность для учащихся, так как нет продолжения этой темы ни в 4-ом, ни в 5-ом, ни в 6-ом классах.
Завершая дипломное исследование, мы можем сказать, что цели и задачи дипломного исследования выполнены и рабочая гипотеза о том, что формирование орфографических навыков младших школьников будет более эффективным при условии:
) усвоения младшими школьниками таких понятий: морфемный состав слов, орфограмма, орфографическое правило;
) учета психологической природы орфографического навыка;
) использования системы упражнений по формированию орфографических навыков (на примере проверяемой безударной гласной в корне слова) подтверждена.
Таким образом, основными научными положениями, на которые мы опирались является мысль о том, что:
природу и систему русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: морфологического, фонематического, традиционно-исторического, фонематического и принципа дифференциации значений.
Рассмотрение этих принципов приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода в обучении каждому типу орфограмм, создания вариативной методики;
в ходе формирования у учащихся орфографических навыков учитель должен исходить из психологической природы орфографического навыка, придерживаясь теории С.Л. Рубинштейна, который утверждает, что орфографический навык представляет собой «автоматизированные компоненты» сознательного действия человека;
автоматизация сознательных действий, как отмечает Д.Н. Богоявленский, включает: во-первых, постепенное уменьшение роли осознавания своих действий, во-вторых, свертывание умственных операций за счет обосновывающих, а затем и оперативных суждений, в-третьих, объединение и обобщение частных действий в более крупные по своему масштабу действия и в связи с этим расширение границ переноса, в-четвертых, усовершенствование приемов выполнения действий, отбор наиболее рациональных способов решения орфографических задач и, в конце концов, автоматизирование действий, по которому учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т.е. без всяких рассуждений.
В заключение нашего дипломного исследования мы предлагаем учителям - практикам некоторые методические рекомендации:
) опираться на сформированные механизмы орфографического действия по безударным гласным
) научить учащихся понимать алгоритм рассуждения по ранее усвоенной орфографии, т.е. безударного гласного и могут переносить свои практические умения на новое;
) соблюдать дидактические принципы, предъявляемые к упражнениям.
Литература
1. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач/О.С. Арямов // Начальная школа. -1999 №4-С. 17
. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка./А.Р. Арутюнов.-М.: Русский язык, 2007-361 с.
. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989
. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н. Бакурина // Начальная школа. -2002 - №2-С. 56
. Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - М., 2004.-277 с.
. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. -2003 - №4-С. 39
. А.А. Парные звонкие и глухие согласные/А.А. Бондаренко // Начальная школа. -1996. - №9-С. 78
. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности/С.М. Бондаренко. - М.: Изд. «Знание», 1977
. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся/В.Я. Булохов // Начальная школа. -2006 - №1-С. 90
. Буркова Т.В. Об упражнениях при обучении грамматике и правописанию/Т.В. Буркова // Начальная школа. - 1998. - №11-С. 82
. Возрастная и педагогическая психология/ред. М.В. Гамезо-М.: Просвещение, 1991-271 с.
. Валгина Н.С. Современный русский язык/Н.С. Валгина.Д.Э. Розенталь.М.И. Фомина.-М.:Логос, 2008.-528 с.
. Гальперин П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников // Вопросы психологии, - 1983 - №5-С. 64
. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка/Е.С. Грабчикова // Начальная школа. -1999. №3
. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов/Л.В. Двухжилова // Начальная школа. - 1998. №2
. ЕраткинаВ.В. Работа над непроверяемыми написаниями /В.В. Ераткина // Начальная школа. -1999. - №6
. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение. 1992-306 с.
. Жедек П.С. Списывание в обучении правописанию/П.С. Жедек.М.И. Тимченко // Начальная школа. -1999. №8
. Журжина Ш.В. Изучение темы. Правописание безударных гласных в корне слов во 2 классе./Ш.В. Журжина, В.П. Козлова. - М.:Просвещение, 1977-361 с.
. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями/И.В. Захарова // Начальная школа. -1993. - №11 - С. 25
. Иванова В.Ф. Современная русская орфография./В.Ф. Иванова. - М.:Просвещение, 1991-47 с.
. Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе?./А.С. Кузьменко // Начальная школа. -1992. №9-10-С. 49
. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка/В.Д. Курпов /// Начальная школа. -1990. - №3-С. 37
. Кустарева В.А. Методика русского языка./В.А. Кустарева, Н.С. Рождесвенский. - М.: Просвещение, 1982.-306 с.
. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура/В.А. Кустарева // Начальная школа. 1993. - №5-С. 73
. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка./А.Н. Леонтьев.-М.:Просвещение, 1974.-290 с.
. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов. Т.Г. Рамзаева. Светловская Н.Н. - М.: Просвещение, 1987 - 267 с.
. Львов М.Р. / Обучение орфографии в начальных классах/М.Р. Львов // Начальная школа. -1984. №12-С. 67
. Максимов Л.Ю. Русский язык. Учеб.для студентов пед. института/ред. Л.Ю. Максимова.-М.:Просвещение.1980.
. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография./А.И. Моисеев. - М.: Просвещение. 2005.-326 с.
. Никитина Л.А. Правописание непроизносимых согласных в корне слова/Л.А. Никитина // Начальная школа. -2002. - №5.-С. 71
. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости/В.Д. Одегова // Начальная школа. -1989. №6-С. 73
. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка/Е.С. Поль // Начальная школа. -1997. - №1-С. 29
. Разумовская Л.И. Обучение орфографии в восьмилетней школе./Л.И. Разумовская - М.: Просвещение, 1974.-301 с.
. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя./Л.И. Разумовская-М.: Просвещение, 1996. - 251 с.
. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе./Н.С. Рождественский - М.: Просвещение, 1960.-328 с.
. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. / Д.Э. Розенталь., И.Б Голуб, М.А. Теленкова. - М.: Высш. шк. 1991.-572 с.
. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии./С.А. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1989.-496 с.
. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-та/ред. Л.Ю. Максимова. - М.: Просвещение, 1989.-374 с.
. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости/З.А. Савинова // Начальная школа. -1996- №1-С. 45
. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости/М.С. Селезнева // Начальная школа. -1997. - №1-С.81 с.
. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения./ ред. М.С. Соловейчик-М.:Просвещение, 1993.-482 с.
. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова/Л.Е. Тарасова // Начальная школа. -1998. - №2-С. 90
. Трубицына Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте/Г.Д. Трубицина // Начальная школа. -1990- №3-С. 72
. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография/ М.К. Тутаришева. - Майкоп, 2007.-271 с.
. Ундзенкова А. / Русский с увлечением/А. Ундзенкова, О. Сагирова. - Екатеринбург, 1997.
. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей/Л.А. Фролова // Начальная школа. -2008. №7-С. 38
. Цейтлин С.Н. / Речевые ошибки и их предупреждение/ С.Н. Цейтлин. - М. Просвещение, 1982-187 с.
. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок/Л.Н. Чистякова // Начальная школа. -1997. №2-С. 82
. Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся: учеб. пособие/ Шатилов С.Ф.-Москва, 1985. - 98 с.
. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/А. Ясова // Начальная школа. -2001. №4 - С. 42