Методические рекомендации
Занятия следует проводить один раз в две недели с небольшими подгруппами детей (2—3 ребенка) в игровой форме. Каждое изделие обыгрывать, придавать ему целевое назначение (конфеты для куклы, зернышки для птиц и т.д.).
Глину желательно давать светлую, белую, так как она вызывает больше положительных эмоций. Воспитатель должен сначала сам показать все необходимые движения: оторвать от куска глины маленькие комочки, скатать их — получится шар, раскатать в столбик, сплющить диск и т.д.
[После показа дети повторяют движения: держат глину в левой руке, правой рукой отщипывают маленькие комочки и раскладывают их на доске.
Необходимо показать положение рук при скатывании: держать ладошку твердой и положить на нее комочек глины, другой рукой скатывать его. Постепенно дети научатся работать двумя руками; затем видоизменять форму: соединять концы столбика — получится колечко (баранки, кольца для пирамидки), сплющивать шар, делать диск-печенье, оладьи.
Во второй половине года детей следует учить соединять комочки одинаковой формы и создавать знакомые предметы: из шариков составлять пирамидку, снеговика, неваляшку, прижимая части. Затем соединять части разной формы: например, шар и столбик — получится погремушка. Украшать поверхность предмета: у диска делать углубления пальцем, стекой или печаткой.
После лепки необходимо научить детей вытирать влажной тканой салфеткой руки, стеку, доску. В конце занятия все работы собираются на поднос и обыгрываются: дети кормят куклу, составляют хоровод из снеговиков, делают забор для своих персонажей-игрушек. Затем выставляются на доске-стенде, чтобы вечером их рассмотрели родители.
|
1. Продолжать формировать интерес к лепке.
2. Закрепить навыки лепки предметов простой формы (цилиндр, шар) и более сложной (из 2—3 частей).
3. Научить передавать некоторые характерные признаки (уши, хвост, глаза), одежду (шапочка, воротник, пуговицы); украшать полученные изделия разными предметами (щетинки для усоз и т.д.).
4. Познакомить со свойствами глины (влажная, пластичная) и различными способами лепки: делить комок на части, скатывать, раскатывать, видоизменять форму (шар — диск, столбик — кольцо), соединять части, примазывать их, лепить мелкие детали, украшать поверхность (пальцем, стекой, печаткой), изображая перышки, чешую и т.д.
Методические рекомендации
Занятия целесообразно проводить один раз в неделю с небольшими подгруппами детей и со всей группой. Нужно научить дошкольников готовиться к занятию: засучить рукава, лепить над доской, вытирать руки салфеткой после лепки, убирать свое место. Оборудование для занятия следует разместить на отдельном столе (для дежурных). Перед работой каждый ребенок берет для себя все необходимое: доску, салфетку, стеки и т.д. Воспитатель вместе с одним-двумя помощниками раздает комочки глины и то, что соотносится с темой занятия печатки, мелкие игрушки, предметы для рассматривания).
Далее дети приступают к лепке, располагая на доске отдельные элементы: комок глины, затем вылепленные части. После занятия все изделия из глины кладут на общий поднос, встают или садятся вокруг (как удобнее) и проводят анализ поделок. Дети ждут положительной реакции от взрослого, поэтому надо отметить все работы, найти у каждого что-то интересное: один вылепил много, другой оригинально украсил, третий дополнил и т.д.
|
Затем каждый ребенок относит свое оборудование на стол для дежурных. Воспитатель постепенно привлекает к дежурству детей, выразивших желание.
(См. продолжение в конце книги.)
Ейли дошкольники ходили в первую младшую группу, то у них имеются некоторые навыки работы с глиной, однако, надо учесть, что за лето многое, как правило, забывается. Если дети пришли впервые в детский сад, в начале года изучается то, что предусмотрено программой для первой младшей группы: отделять комочки глины от целого куск 1, учить скатывать шар, видоизменять его, получая диск, раскатывать столбик, из столбика делать кольцо, украшать поверхность — наносить углубления пальцем, потом стекой, печатками.
Во втором квартале (декабрь — февраль) дети учатся передавать строение предмета из одинаковых форм (пирамидка из колец, снеговик — из шаров), соединять формы (столбики и шары), изображая разные предметы (погремушка, девочка в длинной шубке, игрушки-неваляшки).
Дошкольников следует обучить таким приемам лепки, как прищипывание (уши у медвежонка, клюв, нос), вытягивание (хвост птицы). Учить украшать поверхность предмета стекой (шерстка, перья), рисовать детали (глаза, нос), делать налепы (маленькие шарики — глаза, пуговицы, нос) и т.д.
Далее необходимо познакомить детей с получением новой формы путем вдавливания, защипывания (например, защипывая края диска, можно получить гнездышко для птиц). Большое внимание надо уделять соединению частей: если раньше дети прижимали их (конструктивный способ — приложить части), то теперь нужно освоить прием примазывания пальчиком, потом тряпочкой (голова к туловищу — девочки, птичка). Учить лепить различные образы птиц — клюющих, сидящих в гнезде, с крыльями (нарисовать стекой или прищипнуть) и T.J
|
Во время объяснения дети сидят за столом лицом к воспитателю. Стол|>1 лучше поставить полукругом или буквой «П», тогда воспитателю будет видно всех. Рассматривание предметов целесообразно проводить до занятия, тогда дети легче выделят основные части, их форму, величину. Воспитатель дает потрогать предмет, подержать его в руках, только после этого дошкольники его рассматривают.
Сначала следует представить простой предмет — из одной части (мяч, яблоко, сушка, печенье), определить форму, показать, как ее вылепить (шар — мяч, яблоко). Затем продемонстрировать, как из шара можно получить новую форму — диск (печенье), как согнуть столбик, чтобы получилось кольцо (баранки, колечко или более сложные — крендель).
Показ и рассматривание предмета надо проводить на уровне глаз сидящего ребенка, желательно подойти к каждому дошкольнику.
Если в первой младшей группе дается поэтапный показ — после каждой части показа дети повторяют действия воспитателя, то во второй младшей группе сначала проводится все объяснение, а потом дети выполняют задание.
В начале года воспитателю следует использовать полный показ, позднее, после объяснения, проводить наглядную демонстрацию только нового приема. Например, дети научились лепить предметы круглой формы (шары), при лепке снеговика уточняется, из каких частей его надо сделать: из двух шаров — большого и маленького.
Показ проводится на двух заготовленных формах — шарах: как соединять их, прижимать и примазывать. К показу привлекаются дети, которые лепят одну часть или демонстрируют движения рук при скатывании, раскатывании, сплющивании ладошками.
Активность дошкольников в начале занятия помогает легче выполнить задание, более самостоятельно решать поставленные задачи. К концу года все дети должны уметь показывать знакомые приемы.
Каждое занятие необходимо связать с игрой. Дети в ходе лепки и тем более в конце занятия обыгрывают то, что они сделали: используются мелкие игрушки, для которых лепят забор, угощения, для неваляшек — маленьких «деток-неваляшек», для зайца — морковку и т.д.
Ежемесячно следует проводить занятия, на которых дети лепят по желанию, на свободную тему, закрепляя полученные навыки. Важно направить их фантазию на лепку новых предметов: например, раньше лепили мяч, яблоко, а теперь кто-то вылепил колобок, апельсин — обязательно надо отметить это.
Использование опыта, проявление самостоятельности влияет на становление личности ребенка. На некоторых занятиях можно проводить лепку с подсказкой — слепить что-то круглое, угощение, любую зверушку, украсить ее по-своему. Это поможет легче формировать замысел на последующих занятиях.
После обжига изделия следует как можно чаще использовать в играх (посуда, овощи, фрукты, угощения). Некоторые из них воспитатель и дети расписывают в свободное время.