Практическое занятие №2
Особенности транспортных расходов на воздушном транспорте
Ход работы
Основные классификационные группировки затрат на воздушном транспорте
(https://studopedia.ru/7_962_osnovnie-klassifikatsionnie-gruppirovki-zatrat-na-vozdushnom-transporte.html)
Планирование и учет затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг), должны быть организованы таким образом, чтобы имелась возможность осуществлять необходимую их группировку для обеспечения эффективного управления транспортным предприятием. Группировка затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг), может производиться:
- по экономическим элементам затрат;
- по калькуляционным статьям расходов;
- по видам перевозки;
- по типам воздушных судов;
- по видам рейсов;
- по степени зависимости от объемов авиатранспортных работ, дальности полета;
- по способу включения в себестоимость перевозок (работ, услуг);
- по степени отношения к производственному процессу.
Основной классификационной группировкой затрат, используемой в планировании, учете и калькулировании себестоимости, является группировка по экономическим элементам и калькуляционным статьям расходов.
Группировка по экономическим элементам позволяет разработать смету затрат, в которой определяются общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. На предприятиях воздушного транспорта принята следующая группировка затрат по их экономическим элементам, структура которых представлена в табл. 2.1:
Таблица 1 - Структура затрат по экономическим элементам на воздушном транспорте
|
№ п/п | Экономические элементы | Удельный вес, % |
Материальные затраты | 39% | |
Оплата труда | 20% | |
Отчисления на социальные нужды | 8% | |
Амортизационные отчисления | 17% | |
Прочие затраты | 16% | |
ИТОГО | 100% |
Такая группировка расходов необходима для того, чтобы охарактеризовать материалоемкость, трудоемкость, капиталоемкость и т. п., а также проводить учет и планирование затрат по основным видам ресурсов в стоимостном выражении.
Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяет структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности структура затрат на производство неодинакова, она зависит от специфических условий каждой отрасли.
Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам, затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).
Группировка затрат по калькуляционным статьям.Группировка затратпо статьям калькуляциидает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.
|
При планировании, учете и калькулировании себестоимости перевозок (работ, услуг) воздушного транспорта затраты, связанные с их осуществлением, группируются по следующим статьям:
1. Заработная плата летного состава, бортпроводников, наземного персонала;
2. Социальные отчисления;
3. Авиационное топливо, смазочные материалы (авиаГСМ);
4. Амортизация СВАД;
5. Платежи за аренду/лизинг СВАД;
6. Техническое обслуживание СВАД;
7. Капитальный ремонт СВАД;
8. Аэропортовое обслуживание;
9. Аэронавигационное обслуживание;
10. Метеообеспечение;
11. Обязательное страхование;
12. Агентское обслуживание;
13. Прочие производственные и общехозяйственные расходы.
В зависимости от специфики деятельности транспортных предприятий, объемов выполняемых ими транспортных работ, а также доли тех или иных затрат в себестоимости выполняемых перевозок (работ, услуг), допускается объединение нескольких вышеназванных статей в одну либо, наоборот, выделение из какой-либо одной статьи затрат нескольких статей.
На воздушном транспорте калькулирование себестоимости перевозок осуществляется на единицу транспортной работы, на 1 час налета или 1 парный рейс по видам перевозок, видам ВЛ и типам воздушных судов.
Группировка затрат по видам перевозок (работ, услуг) включает:
- пассажирские перевозки;
- грузовые перевозки;
- почтовые перевозки;
- общие перевозки.
При группировке затрат по типам ВС определяются затраты для каждого конкретного типа ВС (Ил-96, Ту-204, Ту-214 и др.).
Группировка затрат по видам рейсов включает в себя разделение рейсов на следующие виды:
|
- внутренние;
- международные;
- регулярные;
- нерегулярные.
Затраты по степени зависимости от изменения объемов авиатранспортных работ или дальности полета различаются на постоянные (условно-постоянные) и переменные.
К постоянным затратам принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением видов и объемов работ или дальности беспосадочного полета. К такому виду затрат относятся: амортизация СВАД, лизинговые платежи, повременная составляющая заработной платы ЛС и БП, арендная плата и пр.
Под переменными затратамипонимают затраты, величина которых изменяется с изменением видов и объемов работ или дальности беспосадочного полета. К таким затратам относятся: затраты на авиаГСМ, аэропортовое обслуживание, аэронавигационное обслуживание, сдельная часть заработной платы ЛС и БП и др.
По способу включения в себестоимость перевозок (работ, услуг) затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с выполнением отдельных видов перевозок, работ и услуг, которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость.
Под косвенными затратами понимаются расходы, связанные с выполнением всех видов или нескольких видов перевозок, работ и услуг (например, расходы на изготовление расписаний движения самолетов, руководств и наставлений по летной, технической и коммерческой эксплуатации воздушных судов, приобретение технологической документации и нормативно-методической литературы и т.д.), включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов.
Прямые и косвенные затраты подразделяются по статьям и элементам. При этом прямые затраты, как правило, совпадают с элементами затрат, а косвенные имеют комплексный характер, т.е. состоят из затрат, включающих несколько элементов.
По степени отношения к производственному процессу затраты подразделяются на основные и накладные. Основные затраты – это те затраты, которые непосредственно связаны с авиатранспортным процессом.Накладные– затраты по управлению и обслуживанию транспортного процесса.
Основными задачами учета и калькулирования себестоимости перевозок (работ, услуг) являются:
- своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов на перевозки и другие работы и услуги, выполняемые авиатранспортным предприятием;
- выявление фактических расходов по видам перевозок, количеству и виду рейсов, а также типам ВС или другим работам (услугам) транспорта;
- оперативный анализ и контроль за рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов, расходуемых в процессе перевозок пассажиров и грузов, и выполнения работ и услуг нерегулярного характера, выявление неиспользуемых резервов, непроизводительных расходов и потерь;
- единообразное определение состава затрат, образующих себестоимость перевозок;
- применение единых в своей основе методов учета и калькулирования производственных затрат на транспорте, обеспечивающих наиболее правильное исчисление себестоимости перевозок в разрезе статей расходов и элементов затрат с применением обоснованных способов распределения расходов между объектами калькуляции.
При этом должна быть обеспечена сопоставимость плановых и учетных данных в отношении состава и классификации затрат и единиц калькулирования, методов и принципов распределения затрат по периодам, видам перевозок, количеству и виду рейсов, а также типам ВС или другим работам (услугам) транспорта.