Основные классификационные группировки затрат на воздушном транспорте




Практическое занятие №2

Особенности транспортных расходов на воздушном транспорте

 

Ход работы

 

Основные классификационные группировки затрат на воздушном транспорте

(https://studopedia.ru/7_962_osnovnie-klassifikatsionnie-gruppirovki-zatrat-na-vozdushnom-transporte.html)

Планирование и учет затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг), должны быть организованы таким образом, чтобы имелась возможность осуществлять необходимую их группировку для обеспечения эффективного управления транспортным предприятием. Группировка затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг), может производиться:

- по экономическим элементам затрат;

- по калькуляционным статьям расходов;

- по видам перевозки;

- по типам воздушных судов;

- по видам рейсов;

- по степени зависимости от объемов авиатранспортных работ, дальности полета;

- по способу включения в себестоимость перевозок (работ, услуг);

- по степени отношения к производственному процессу.

Основной классификационной группировкой затрат, используемой в планировании, учете и калькулировании себестоимости, является группировка по экономическим элементам и калькуляционным статьям расходов.

Группировка по экономическим элементам позволяет разработать смету затрат, в которой определяются общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. На предприятиях воздушного транспорта принята следующая группировка затрат по их экономическим элементам, структура которых представлена в табл. 2.1:

Таблица 1 - Структура затрат по экономическим элементам на воздушном транспорте

№ п/п Экономические элементы Удельный вес, %
  Материальные затраты 39%
  Оплата труда 20%
  Отчисления на социальные нужды 8%
  Амортизационные отчисления 17%
  Прочие затраты 16%
  ИТОГО 100%

Такая группировка расходов необходима для того, чтобы охарактеризовать материалоемкость, трудоемкость, капиталоемкость и т. п., а также проводить учет и планирование затрат по основным видам ресурсов в стоимостном выражении.

Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяет структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности структура затрат на производство неодинакова, она зависит от специфических условий каждой отрасли.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам, затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).

Группировка затрат по калькуляционным статьям.Группировка затратпо статьям калькуляциидает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

При планировании, учете и калькулировании себестоимости перевозок (работ, услуг) воздушного транспорта затраты, связанные с их осуществлением, группируются по следующим статьям:

1. Заработная плата летного состава, бортпроводников, наземного персонала;

2. Социальные отчисления;

3. Авиационное топливо, смазочные материалы (авиаГСМ);

4. Амортизация СВАД;

5. Платежи за аренду/лизинг СВАД;

6. Техническое обслуживание СВАД;

7. Капитальный ремонт СВАД;

8. Аэропортовое обслуживание;

9. Аэронавигационное обслуживание;

10. Метеообеспечение;

11. Обязательное страхование;

12. Агентское обслуживание;

13. Прочие производственные и общехозяйственные расходы.

В зависимости от специфики деятельности транспортных предприятий, объемов выполняемых ими транспортных работ, а также доли тех или иных затрат в себестоимости выполняемых перевозок (работ, услуг), допускается объединение нескольких вышеназванных статей в одну либо, наоборот, выделение из какой-либо одной статьи затрат нескольких статей.

На воздушном транспорте калькулирование себестоимости перевозок осуществляется на единицу транспортной работы, на 1 час налета или 1 парный рейс по видам перевозок, видам ВЛ и типам воздушных судов.

Группировка затрат по видам перевозок (работ, услуг) включает:

- пассажирские перевозки;

- грузовые перевозки;

- почтовые перевозки;

- общие перевозки.

При группировке затрат по типам ВС определяются затраты для каждого конкретного типа ВС (Ил-96, Ту-204, Ту-214 и др.).

Группировка затрат по видам рейсов включает в себя разделение рейсов на следующие виды:

- внутренние;

- международные;

- регулярные;

- нерегулярные.

Затраты по степени зависимости от изменения объемов авиатранспортных работ или дальности полета различаются на постоянные (условно-постоянные) и переменные.

К постоянным затратам принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением видов и объемов работ или дальности беспосадочного полета. К такому виду затрат относятся: амортизация СВАД, лизинговые платежи, повременная составляющая заработной платы ЛС и БП, арендная плата и пр.

Под переменными затратамипонимают затраты, величина которых изменяется с изменением видов и объемов работ или дальности беспосадочного полета. К таким затратам относятся: затраты на авиаГСМ, аэропортовое обслуживание, аэронавигационное обслуживание, сдельная часть заработной платы ЛС и БП и др.

По способу включения в себестоимость перевозок (работ, услуг) затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с выполнением отдельных видов перевозок, работ и услуг, которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость.

Под косвенными затратами понимаются расходы, связанные с выполнением всех видов или нескольких видов перевозок, работ и услуг (например, расходы на изготовление расписаний движения самолетов, руководств и наставлений по летной, технической и коммерческой эксплуатации воздушных судов, приобретение технологической документации и нормативно-методической литературы и т.д.), включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов.

Прямые и косвенные затраты подразделяются по статьям и элементам. При этом прямые затраты, как правило, совпадают с элементами затрат, а косвенные имеют комплексный характер, т.е. состоят из затрат, включающих несколько элементов.

По степени отношения к производственному процессу затраты подразделяются на основные и накладные. Основные затраты – это те затраты, которые непосредственно связаны с авиатранспортным процессом.Накладные– затраты по управлению и обслуживанию транспортного процесса.

Основными задачами учета и калькулирования себестоимости перевозок (работ, услуг) являются:

- своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов на перевозки и другие работы и услуги, выполняемые авиатранспортным предприятием;

- выявление фактических расходов по видам перевозок, количеству и виду рейсов, а также типам ВС или другим работам (услугам) транспорта;

- оперативный анализ и контроль за рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов, расходуемых в процессе перевозок пассажиров и грузов, и выполнения работ и услуг нерегулярного характера, выявление неиспользуемых резервов, непроизводительных расходов и потерь;

- единообразное определение состава затрат, образующих себестоимость перевозок;

- применение единых в своей основе методов учета и калькулирования производственных затрат на транспорте, обеспечивающих наиболее правильное исчисление себестоимости перевозок в разрезе статей расходов и элементов затрат с применением обоснованных способов распределения расходов между объектами калькуляции.

При этом должна быть обеспечена сопоставимость плановых и учетных данных в отношении состава и классификации затрат и единиц калькулирования, методов и принципов распределения затрат по периодам, видам перевозок, количеству и виду рейсов, а также типам ВС или другим работам (услугам) транспорта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: