Профессиональная компетентность юриста. Основные виды компетенций юриста в современной модели специалиста




 

Профессиональная компетентность – сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, круг решаемых проблем или вопросов.

Виды компетенций:

1. профессионально-правовая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; принятие решений в рамках существующей законодательной базы.

Профессионально-правовая компетентность в свою очередь включает в себя несколько подгрупп:

1. Профессиональные компетенции в нормотворческой деятельности (нормотворческая компетентность):

– способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1).

2. Профессиональные компетенции в правоприменительной деятельности (правореализационная компетентность):

– способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

– способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

– способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

– способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

– способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

– владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

3. Профессиональные компетенции в правоохранительной деятельности (правоохранительная компетентность):

– готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

– способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

– способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

– способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

– способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

– способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

4. Профессиональные компетенции в экспертно-консультационной деятельности (экспертно-консультационная компетентность):

– готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

– способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

– способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

2. информационная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к конкретным потребностям профессиональной деятельности; использование информационных технологий в профессиональной деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение профессиональных проблем и практических задач; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной консультационной и иной профессиональной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых ресурсов; ведение документации на электронных носителях.

Проявляется в следующих компетенциях:

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

- владеет навыками ораторского искусства и активного слушания;

- владеет навыками самоконтроля над эмоциями, настроением в экстремальных и стрессовых ситуациях;

- способен устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками деловой коммуникации, владеет навыками аттракции;

- способен в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения;

- обладает высокой имиджевой культурой.

3. коммуникативная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обращающимися за юридической помощью лицами; эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально и профессионально значимых целей; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Проявляется в следующих компетенциях:

– способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

– владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

– владеет навыками ораторского искусства и активного слушания;

– владеет навыками самоконтроля над эмоциями, настроением в экстремальных и стрессовых ситуациях;

– способен устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками деловой коммуникации, владеет навыками аттракции;

– способен в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения;

– обладает высокой имиджевой культурой.

4. профессионально-этическая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих следование в профессиональной деятельности нормам общечеловеческой морали и общественной нравственности, профессиональному этикету; понимание сущности и социальной значимости профессиональной юридической деятельности; демонстрацию в профессиональной деятельности правовой и психологической культуры, глубокого уважения к закону, бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.

Проявляется в следующих компетенциях:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- обладает высоким уровнем нормативности поведения;

- способен сочетать нравственные и юридические требования в профессиональной деятельности.

5. организационная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности и организованности профессиональной деятельности, владение навыками планирования деятельности и оптимального распределения временных и прочих ресурсов для обеспечения высокого уровня оперативности и эффективности профессиональной деятельности; способность оказывать управляющее воздействие на коллектив, других партнеров по общению, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессиональной деятельности; своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.

Проявляется в следующих компетенциях:

- владеет навыками саморегуляции и самостоятельной организации собственной деятельности, проявляет собранность и аккуратность в работе;

- способен прогнозировать последствия принимаемых решений;

- имеет высокий уровень исполнительской дисциплины;

- способен к оперативному принятию эффективных решений на основе учета различных факторов профессионально значимой ситуации;

- способен оказывать управляющее воздействие на коллектив и партнеров по общению, оптимально распределять обязанности в коллективе, организовывать и контролировать совместную деятельность;

- способен к самостоятельной работе над практическими профессиональными задачами;

- способен к сотрудничеству, взаимодействию в команде, командному распределению полномочий и ответственности

6. профессионально-интеллектуальная компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих высокий уровень познавательной (когнитивной) активности, обобщение, анализ, восприятие информации, постановку цели и выбору путей ее достижения; аналитический и творческий анализ, а также навыки запоминания больших объемов информации; умение выделять главное, высокую умственную работоспособность, способность к здравым суждениям и умозаключениям.

Проявляется в следующих компетенциях:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- владеет навыками творческого мышления, поддержания умственной работоспособности,

- способен к запоминанию и умственной обработке больших объемов информации.

7. педагогическая компетентность – качество действий выпускника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: