Продолжаем учить детей чередовать предметы, но уже по цвету.
Каждому малышу нужны восемь бусин двух цветов (красного и белого) одинаковой величины и формы (бусы могут быть деревянными или глиняными. Диаметр каждой бусины равен 2 см), тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами, коробочки для бус (рис. 52).
Игра-занятие начинается приходом в гости кукол, которые приносят бусины и для которых дети делают украшения.
Обратите внимание детей на то, что бусины разного цвета. Отобрав две из них (белую и красную), объясните: «Эта бусинка белая, а еще есть вот такая — красная, как флажок или ягодка. Вначале будем нанизывать бусинку вот такого, белого, цвета, а затем вот такого, красного, цвета». Всякий раз слово-название цвета сопровождается показом предмета данного цветового тона. Не следует требовать, чтобы дети обязательно запоминали, как называется тот или иной цвет. Основная задача — учитывать цвет в практической деятельности.
Далее руководство осуществляется так же, как и на предыдущем занятии. Вначале дети отбирают и нанизывают бусины па общую нитку, а потом выполняют задание самостоятельно. Педагог акцентирует внимание детей на предварительной подготовке материала для нанизывания: каждую пару бусин класть на стол так, чтобы белую было удобнее взять в первую очередь.
Детям, которые быстро и без труда выполняют задание, можно предложить нанизывать бусы других цветовых сочетаний: белого и синего, белого и черного и т. д. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет. (Слово белый раньше других слов, обозначающих цвет, усваивается ребенком.)
|
Воспитатель помогает тем, кто ошибается: снимает неправильно нанизанные бусы и предлагает малышу выполнить задание не спеша, повнимательнее. Некоторые дети нуждаются в поэлементном диктанте: «Найди вот такую, беленькую, бусинку, а теперь — другого цвета, вот такого, красного» и т. д.
Как правило, дети с удовольствием манипулируют разноцветными предметами, и неважно, если кто-то из них с трудом справляется с заданием. Нельзя гасить эту радость требованиями обязательного запоминания названий цвета.
По мере выполнения задания воспитатель, как и на предшествующем занятии, предварительно завязав концы ниток узлом, предлагает детям подойти к его столу и надеть украшения куклам.
Игра-занятие проводится с детьми один раз и продолжается 8—10 минут.
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С УПЛОТНЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ (ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАЧИНАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ С ДВУХ ЛЕТ)
Раскладывание однородных предметов разной величины
На две группы
Цель занятия — фиксировать внимание детей на величине предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия величины, учить понимать слова такой, не такой, большой, маленький.
Материалом послужат деревянные круги, квадраты, прямоугольники, овалы и треугольники больших и маленьких размеров. Каждому ребенку на занятии одновременно необходимы 5 больших и 5 маленьких предметов одинаковой формы, фактуры и цвета.
Воспитатель показывает детям 5 больших и 5 маленьких кругов и говорит, что у него много разных кружков. Показывая детям вначале большие, а затем маленькие круги, он поясняет, что предметы разной величины: такие (большие) и такие (маленькие). Перемешав круги, объясняет, что их надо положить так, чтобы в одной стороне были большие, а в другой — маленькие предметы.
|
Воспитатель приглашает к своему столу кого-либо из детей, предлагает взять по одному предмету разной величины и положить на соответствующее место. Каждый раскладывает по одной паре предметов разной величины в соответствии с образцом (группой предметов такой же величины). Взрослый раздает индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. При этом дети получают для группировки предметы разной формы: одни сортируют по величине круги, другие — квадраты, третьи — овалы, четвертые — треугольники, пятые — прямоугольники. Каждый одновременно оперирует с пятью предметами одной и пятью предметами другой величины одинаковой формы.
Выполнив задание на группировку больших и маленьких кругов, ребенок может упражняться в группировке больших и маленьких треугольников или квадратов, а также овалов или прямоугольников. На одном занятии малыш может сгруппировать 2—3 разновидности больших и маленьких предметов.
В ходе занятия педагог оказывает индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения. Легкость сенсорных задач для детей данного возраста относительна. Это объясняется разным уровнем подготовленности ребят, посещающих детские учреждения сравнительно недавно, незакончившейся адаптацией к новым условиям, отсутствием навыков организованного поведения на занятиях.
В занятии принимают участие 8—10 детей. Занятие проводится один раз и длится 10—12 минут.