Соотнесение предметов двух заданных форм и величин




При выборе из четырех

На занятии дети учатся выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств — величины и формы — из четырех возмож­ных. Закрепляется умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

На занятии потребуется комплект решеток с вкладышами для каждого ребенка. Комплекты решеток и вкладышей должны быть следующих сенсорных характеристик: большие и малые круги, квадраты.

Для выполнения задания детей объединяют по двое.

Составьте две решетки вместе большими сторонами. В одной решетке имеются 4 больших и 5 маленьких круглых отверстий, в другой — 4 больших и 5 маленьких квадратных отверстий. При­соединяются решетки одна к другой таким образом, чтобы от­верстия одной величины располагались по диагонали, а не ря­дом (рис. 33).

Составьте решетки вместе, возьмите соответствующие вкла­дыши и обратите внимание детей на то, что сегодня дом (решет­ки) большой, новый и есть много игрушек (вкладышей). Далее поясните, что все окна в доме можно закрыть, но сначала надо найти большие и маленькие. Обведя жестом разные отверстия, объясните, что окна разные не только по величине, но и по форме: «Вот такие, круглые». Продемонстрировав квадратные гнезда, подчеркните: «Эти окошки вот такие, они другой формы».

Подозвав к своему столу двух детей, предложите им взять по любому большому предмету, отыскать соответствующие окош­ки и закрыть их, а затем маленькими вкладышами этой же фор­мы закрыть соответствующие отверстия. Постепенно к столу по двое подходят остальные дети и также размещают вначале по одному большому и по одному маленькому вкладышу одинаковой формы. При систематической работе по предлагаемой методике, как правило, на занятиях уже нет необходимости в расчлененном обследовании формы и величины, как это делалось прежде. Рас­сматривание вкладышей, затем отверстий решетки, их сопостав­ление происходит быстро. Однако некоторые дети могут нуждать­ся в помощи взрослого, направленной на организацию последо­вательного анализа качеств предметов.

После того как вы объясните задание и выясните, как дети поняли его, можно раздать материал для самостоятельной ра­боты. Важным оказывается подбор пар детей для выполнения задания. Успешно справляющихся с заданием целесообразно объединить с детьми, испытывающими трудности. Детей, система­тически допускающих ошибки, объединять вместе не следует.

Объединив детей по двое, нужно обеспечить активность более слабого ребенка, проследить, чтобы сильный ребенок не подавлял его инициативу, не выполнял бы все задания один за двоих. Сажать детей за стол лучше всего так, чтобы они находились не на противоположных, а на смежных сторонах стола. Все вкла­дыши размещаются на углу стола, ближайшего к детям.

Предложите вначале одному из детей закрывать все круглые отверстия, а второму — только квадратные. Каждому ребенку надо показать вкладыши и ту часть общей решетки, где их надо разместить. Малыши сами отбирают себе нужные вкладыши из общего материала.

После того как дети разместят вкладыши в соответствующих гнездах, воспитатель вынимает их, поворачивает обе решетки на 90° и предлагает снова выполнить задание, но уже с другим сочетанием формы и величины предметов. Решетки поворачивать лучше всего в одном и том же направлении, например по часо­вой стрелке.

Так, если в первом случае один из детей размещал круглые вкладыши разной величины, то при повороте решеток на 90° он будет оперировать с большими кругами и маленькими квадратами. При очередном повороте решеток этот же ребенок будет размещать малые и большие квадраты. И наконец, последний поворот реше­ток позволит ему выполнить задание с большими квадратами и малыми кругами.

Занятие длится 10—12 минут и проводится с детьми один раз.

 

Соотнесение предметов двух заданных форм

При выборе из четырех

Дидактическая задача занятия прежняя — учить детей вы­бирать предметы двух заданных форм из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме, а также формировать навык выполнения задания вместе с другим ребенком.

Раздайте детям по одному комплекту решеток с вкладыша­ми соответствующей формы. Комплекты включают следующие сочетания форм: круг — квадрат, круг — треугольник, круг — прямоугольник, квадрат — треугольник, квадрат — овал, тре­угольник— прямоугольник, треугольник — овал (рис. 34).

Покажите детям две решетки, сложенные вместе большими сторонами, обращая их внимание на разную форму отверстий. Затем покажите разные вкладыши, поясняя, что ими можно за­крыть все «окна». Фиксируя внимание детей на форме вкладыша, возьмите один из них и, отыскав необходимое гнездо, закрой­те его. Показывая предметы, пользуйтесь словами такой, разные.

После объяснения и показа пригласите к своему столу двух детей, дайте им по круглому вкладышу, предложите рассмотреть предметы, найти в решетке отверстия такой же формы и закрыть их. Аналогичная работа проводится с другой формой. Остальные дети также по двое выполняют задания на столе педагога.

Затем каждой паре детей раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания: две решетки, со­ставленные большими сторонами, и соответствующее количество вкладышей 3—4 форм.

Размещаются дети за столом так же, как и на предыдущем занятии. Более умелого ребенка можно объединить с тем, кто испытывает затруднения. Следите за степенью проявления детьми активности и самостоятельности.

По мере выполнения парой детей задания воспитатель вы­нимает вкладыши, поворачивает по часовой стрелке решетки на 90° и предлагает выполнить задание снова с другим сочетанием форм. Так, если сначала один из детей размещал вкладыши круглой и квадратной формы, то при повороте решеток он вы­полняет задание с предметами круглой и треугольной формы; при очередном повороте этот ребенок оперирует с треугольниками и овальными предметами. И наконец, при последнем повороте ре­бенок может разместить овальные и квадратные вкладыши.

Второй ребенок размещает соответственно вначале овальные и треугольные вкладыши, затем овальные и квадратные, далее квадратные и круглые и, наконец, круглые и треугольные.

Дети могут выполнять задания в ходе занятия двумя спосо­бами. Первый, более простой способ заключается в отборе 5 предметов одной формы и размещении их в соответствующих отвер­стиях. Затем ребенок отбирает 5 предметов другой формы и раз­мещает их в соответствующих гнездах. В этом случае дети один раз соотносят форму объекта с отверстиями. Потом, как бы авто­матически, без постоянного сопоставления каждого вкладыша с соответствующим гнездом по принципу группировки отбирают остальные вкладыши этой же формы и, уже в большей степени ориентируясь на место, размещают их в соответствующих от­верстиях.

Более сложный способ — это полное обследование сенсорных свойств и кзчеств предметов при размещении их в соответствую­щих гнездах. Второй способ более трудный, с ним справляются не все дети. Он свидетельствует об умении более продолжитель­но и качественно совершать, умственные операции, в основе ко­торых лежат сенсорные действия.

Занятие длится 10—12 минут и проводится один раз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: