При выборе из четырех
На занятии дети учатся выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств — величины и формы — из четырех возможных. Закрепляется умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.
На занятии потребуется комплект решеток с вкладышами для каждого ребенка. Комплекты решеток и вкладышей должны быть следующих сенсорных характеристик: большие и малые круги, квадраты.
Для выполнения задания детей объединяют по двое.
Составьте две решетки вместе большими сторонами. В одной решетке имеются 4 больших и 5 маленьких круглых отверстий, в другой — 4 больших и 5 маленьких квадратных отверстий. Присоединяются решетки одна к другой таким образом, чтобы отверстия одной величины располагались по диагонали, а не рядом (рис. 33).
Составьте решетки вместе, возьмите соответствующие вкладыши и обратите внимание детей на то, что сегодня дом (решетки) большой, новый и есть много игрушек (вкладышей). Далее поясните, что все окна в доме можно закрыть, но сначала надо найти большие и маленькие. Обведя жестом разные отверстия, объясните, что окна разные не только по величине, но и по форме: «Вот такие, круглые». Продемонстрировав квадратные гнезда, подчеркните: «Эти окошки вот такие, они другой формы».
Подозвав к своему столу двух детей, предложите им взять по любому большому предмету, отыскать соответствующие окошки и закрыть их, а затем маленькими вкладышами этой же формы закрыть соответствующие отверстия. Постепенно к столу по двое подходят остальные дети и также размещают вначале по одному большому и по одному маленькому вкладышу одинаковой формы. При систематической работе по предлагаемой методике, как правило, на занятиях уже нет необходимости в расчлененном обследовании формы и величины, как это делалось прежде. Рассматривание вкладышей, затем отверстий решетки, их сопоставление происходит быстро. Однако некоторые дети могут нуждаться в помощи взрослого, направленной на организацию последовательного анализа качеств предметов.
|
После того как вы объясните задание и выясните, как дети поняли его, можно раздать материал для самостоятельной работы. Важным оказывается подбор пар детей для выполнения задания. Успешно справляющихся с заданием целесообразно объединить с детьми, испытывающими трудности. Детей, систематически допускающих ошибки, объединять вместе не следует.
Объединив детей по двое, нужно обеспечить активность более слабого ребенка, проследить, чтобы сильный ребенок не подавлял его инициативу, не выполнял бы все задания один за двоих. Сажать детей за стол лучше всего так, чтобы они находились не на противоположных, а на смежных сторонах стола. Все вкладыши размещаются на углу стола, ближайшего к детям.
Предложите вначале одному из детей закрывать все круглые отверстия, а второму — только квадратные. Каждому ребенку надо показать вкладыши и ту часть общей решетки, где их надо разместить. Малыши сами отбирают себе нужные вкладыши из общего материала.
После того как дети разместят вкладыши в соответствующих гнездах, воспитатель вынимает их, поворачивает обе решетки на 90° и предлагает снова выполнить задание, но уже с другим сочетанием формы и величины предметов. Решетки поворачивать лучше всего в одном и том же направлении, например по часовой стрелке.
|
Так, если в первом случае один из детей размещал круглые вкладыши разной величины, то при повороте решеток на 90° он будет оперировать с большими кругами и маленькими квадратами. При очередном повороте решеток этот же ребенок будет размещать малые и большие квадраты. И наконец, последний поворот решеток позволит ему выполнить задание с большими квадратами и малыми кругами.
Занятие длится 10—12 минут и проводится с детьми один раз.
Соотнесение предметов двух заданных форм
При выборе из четырех
Дидактическая задача занятия прежняя — учить детей выбирать предметы двух заданных форм из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме, а также формировать навык выполнения задания вместе с другим ребенком.
Раздайте детям по одному комплекту решеток с вкладышами соответствующей формы. Комплекты включают следующие сочетания форм: круг — квадрат, круг — треугольник, круг — прямоугольник, квадрат — треугольник, квадрат — овал, треугольник— прямоугольник, треугольник — овал (рис. 34).
Покажите детям две решетки, сложенные вместе большими сторонами, обращая их внимание на разную форму отверстий. Затем покажите разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все «окна». Фиксируя внимание детей на форме вкладыша, возьмите один из них и, отыскав необходимое гнездо, закройте его. Показывая предметы, пользуйтесь словами такой, разные.
После объяснения и показа пригласите к своему столу двух детей, дайте им по круглому вкладышу, предложите рассмотреть предметы, найти в решетке отверстия такой же формы и закрыть их. Аналогичная работа проводится с другой формой. Остальные дети также по двое выполняют задания на столе педагога.
|
Затем каждой паре детей раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания: две решетки, составленные большими сторонами, и соответствующее количество вкладышей 3—4 форм.
Размещаются дети за столом так же, как и на предыдущем занятии. Более умелого ребенка можно объединить с тем, кто испытывает затруднения. Следите за степенью проявления детьми активности и самостоятельности.
По мере выполнения парой детей задания воспитатель вынимает вкладыши, поворачивает по часовой стрелке решетки на 90° и предлагает выполнить задание снова с другим сочетанием форм. Так, если сначала один из детей размещал вкладыши круглой и квадратной формы, то при повороте решеток он выполняет задание с предметами круглой и треугольной формы; при очередном повороте этот ребенок оперирует с треугольниками и овальными предметами. И наконец, при последнем повороте ребенок может разместить овальные и квадратные вкладыши.
Второй ребенок размещает соответственно вначале овальные и треугольные вкладыши, затем овальные и квадратные, далее квадратные и круглые и, наконец, круглые и треугольные.
Дети могут выполнять задания в ходе занятия двумя способами. Первый, более простой способ заключается в отборе 5 предметов одной формы и размещении их в соответствующих отверстиях. Затем ребенок отбирает 5 предметов другой формы и размещает их в соответствующих гнездах. В этом случае дети один раз соотносят форму объекта с отверстиями. Потом, как бы автоматически, без постоянного сопоставления каждого вкладыша с соответствующим гнездом по принципу группировки отбирают остальные вкладыши этой же формы и, уже в большей степени ориентируясь на место, размещают их в соответствующих отверстиях.
Более сложный способ — это полное обследование сенсорных свойств и кзчеств предметов при размещении их в соответствующих гнездах. Второй способ более трудный, с ним справляются не все дети. Он свидетельствует об умении более продолжительно и качественно совершать, умственные операции, в основе которых лежат сенсорные действия.
Занятие длится 10—12 минут и проводится один раз.