Под рабочим органом понимают приводной вал с барабаном или звездочками грузоподъемных и транспортирующих машин.
На сборочном чертеже рабочего органа изображают разрез по приводному валу с присоединительной муфтой. С целью полной ясности чертежа и нанесения необходимых размеров выполняют виды сбоку и сверху на корпус подшипника.
Опоры приводного вала размещают не в одном, а в разных корпусах. Корпуса устанавливают на раме привода или конвейера. Неизбежные погрешности изготовления деталей и сборки рабочего органа и рамы, а также упругие деформации их под нагрузкой приводят к перекосу и смещению осей посадочных отверстии корпуса подшипника относительно друг друга, как это схематично показано на рисунке 26.
Рисунок 26 – Схема установки приводного вала в опорах
Это вынуждает применять в таких узлах сферические самоустанавливающиеся подшипники, допускающие значительные перекосы колец.
Погрешности и упругие деформации приводят к изменению расчетного расстояния L между центрами подшипников. Во избежание больших осевых нагрузок на подшипники от изменения L в одном из корпусов устанавливают плавающий подшипник, то есть дают возможность наружному кольцу подшипника свободно перемещаться в корпусе в осевом направлении, для чего по двум его торцам оставляют зазоры 3–4 мм, как на рисунке 27.
При действии на опоры только радиальных нагрузок в качестве плавающей выбирают менее нагруженную опору (с целью снижения износа корпуса). Опору, расположенную у консольного участка вала, на который устанавливается соединительная муфта (колесо зубчатой, звездочка цепной передачи), следует делать фиксированной.
|
Подшипники двух опор должны быть нагружены равномерно, поэтому, если опоры нагружены, кроме радиальной, еще и осевой силой, то в качестве плавающей выбирают опору, нагруженную большей радиальной силой.
Барабан проектируют чаще всего литым или сварным, как показано на рисунках 28 или 27.
Рисунок 28 – Геометрические параметры литого барабана
Большая внутренняя полость барабана затрудняет его отливку, поэтому при некоторых типах производства целесообразнее сварная конструкция барабана, которая позволяет снизить толщины элементов (обода дисков, ступиц) и в связи с этим уменьшить расход металла.
По ширине b ленты конвейера определяют ширину В барабана:
В = b + (50…100)мм.
Толщина обода чугунного барабана
δ = 0,02·(D +2 В).
Эта же толщина для стального барабана
δ = 0,016 (D +2 В).
Толщина дисков
С = (1,2…1,3) · δ.
Диаметр ступиц барабана:
– чугунного
dCT = 1,6 d +10 мм;
– стального
dCT = 1,5 d + 10 мм.
Длина ступицы:
LCT = (I,2...1,5)· d.
Окончательно LCT принимают с учетом результатов расчета шпоночного или шлицевого соединения.
Для снижения массы барабана и удобства транспортировки в его дисках выполняют 4–6 отверстий d0 возможно большего диаметра.
Цепной конвейер, в отличие от ленточного, не обладает способностью самопредохранения от перегрузки. Поэтому он нуждается в предохранительном устройстве, которое встраивают в конструкцию рабочего органа. Если по схеме задания приводной вал соединен с редуктором муфтой, то на этом валу устанавливают компенсирующую муфту с предохранительным устройством (комбинированную муфту). Если же вал приводит в движение цепная или зубчатая передача, то предохранительное устройство комбинируют с ведомой звездочкой или с зубчатым колесом, как, например, на рисунке 29.
|
Рисунок 29 – Предохранительное устройство от перегрузки
На рисунке 30 показаны конструкции предохранительных (разрушающихся) элементов и их монтаж.
Рисунок 30 – Конструкции предохранительных устройств
Конструкцию ступицы тяговой звездочки цепного конвейера разрабатывают по тем же рекомендациям, что и ступицы барабана. Размеры зубьев звездочки зависят от шага цепи и ее типа: втулочно-роликовой, втулочной или втулочно-катковой. Вычисляют их по формулам, изложенным в литературных источниках по транспортирующим машинам.
Следует предусмотреть на приводном валу буртик, до которого напрессовывают барабан. Первая шейка вала под барабан (со стороны напрессовки) должна выполняться меньшего диаметра, чем вторая, для удобства сборки. У первой шейки не должно быть шпоночного паза. Шейка со шпоночным пазом должна иметь направляющий участок и располагаться ближе к муфте для обеспечения большей крутильной жесткости вала.
Барабан или звездочки фиксируют на валу от осевых перемещений посредством втулки, как на рисунке 27, или пружинных упорных колец по ГОСТ 13940-68 или ГОСТ 13942-68, или специального установочного винта, показанного на рисунке 31, заворачиваемого в радиальное отверстие, выполненное в ступице барабана или звездочке и шейке вала при их сборке.
Рисунок 31 – Параметры установочного винта и отверстия
|
Последний способ фиксации является предпочтительным. Размеры специального установочного винта и отверстия под него даны в
таблице 10.
Таблица 10 – Размеры установочного винта и отверстия
Диаметр винта, d | Размеры конца специального установочного вита и отверстия | ||||
d 1 | l | l 1 | h | h 1 | |
М6 | 4,95 | 7,0 | 2,47 | ||
М8 | 6,70 | 7,5 | 3,35 | ||
М10 | 8,43 | 9,0 | 4,21 | ||
M12 | 10,20 | 10,5 | 5,10 | ||
M16 | 13,90 | 12,0 | 6,90 | ||
М20 | 17,35 | 15,0 | 8,67 |
Диаметр установочного винта выбирают из таблицы 11 в зависимости от параметра
,
где D – наружный диаметр барабана;
dB – диаметр шейки вала.
Таблица 11 – Размеры установочных винтов
Диаметр винта | М6 | М8 | М10 | М12 | М16 | М20 |
k не более |
Резьбовое отверстие под установочный винт выполняют в ступице со шпоночным пазом.
Сборочный чертеж рамы
С целью соблюдения требований точности относительного положения узлов (электродвигателя и редуктора) их монтируют на сварных рамах или литых плитах. При единичном или мелкосерийном производстве экономически выгоднее применять рамы, сваренные из элементов сортового проката: швеллеров, уголков, полос, листов.
Конструкция и размеры рамы зависят от типа и размеров редуктора и электродвигателя. Поэтому проектируют ее во взаимной связи с разработкой чертежа общего вида привода, на котором первоначально вычерчивают контуры выбранной муфты в разрезе. Одну часть муфты соединяют с валом электродвигателя, а другую – с валом редуктора, как показано на рисунке 32.
Рисунок 32 – Компоновочный чертеж рамы
Таким образом выявляется значение размера «а » между торцами соединяемых валов. Затем пририсовывают тонкими линиями контуры электродвигателя и редуктора. При этом устанавливают и наносят на чертеж размеры l Э, l lЭ, l P, l 1P электродвигателя и редуктора, а также размер h 0 – разность высот опорных поверхностей электродвигателя и редуктора. Под главным видом электродвигателя, муфты и редуктора на чертеже общего вида привода впоследствии будет расположен вид сверху на эти узлы и раму. Но для построения только рамы на этом виде выполняют следующее. Проводят осевые линии вала электродвигателя и соосно расположенного с ним входного вала редуктора. Затем обозначают отверстие в лапах электродвигателя dЭ и в редукторе dP, а также координаты их расположения СЭ, С 2 Э , СP, С 2 P и С З P . После чего устанавливают размеры опорных поверхностей bЭ, b 1 Э , С 1 Э , l 2Ээлектродвигателя и bP, b 1 P, C 1 Э, l 2 Э редуктора, которые наносят тонкими линиями на виде сверху. Изложенные размеры выбирают по каталогу электродвигателей и из сборочного чертежа редуктора. Для создания опорных (базовых) поверхностей под электродвигатель и редуктор на раме размещают платики в виде узких полос 3 и 4 или в виде отдельных прямоугольников 5 и 6 толщиной h = 5…6 мм, как на рисунке 33.
Рисунок 33 – Сборочный чертеж рамы
Ширину и длину платиков на раме принимают больше ширины и длины соответствующих опорных поверхностей электродвигателя и редуктора на величину 2 СО.
СО = 0,05 bЭ ·(bP) + 1.
Для определения габаритных размеров В и L рамы на виде сверху принимают значения параметров bО= bОЭ= bОP = 8...10 мм. Затем вычисляют необходимую высоту швеллера Н 1 из условия требуемой жесткости рамы:
H 1 = (0,08... 0,1)· L.
По таблице 12 выбирают швеллер высотой H 2кближайшему большему значению H 1.
Проверяют по таблице возможность сверления в полках выбранного швеллера отверстий диаметрами dЭ и dР, то есть должны выполняться условия
Dmax > dЭ (dP).
Вычисляют величину высоты H рамы:
H = Н 2 + h 0 + 5...6 мм.
После чего вычерчивают внешние контуры рамы, используя значения ее габаритов В, L, Н 2 и Н.
Полученные внешние контуры рамы и очертания платиков с крепежными отверстиями без контуров опорных поверхностей электродвигателя и редуктора (с размерами bЭ, l2Э и bP, l 2 Р ) переносят на чертежный лист формата A1, на котором выполняют ее сборочный чертеж с учетом рекомендаций, изложенных ниже.
Раму обычно конструируют из двух продольно расположенных швеллеров 1 и нескольких поперечно расположенных швеллеров 2, приваренных к первым швеллерам, как на рисунке 33. При необходимости увеличения жесткости рамы увеличивают ее высоту H, а к поперечным швеллерам 2 добавляют диагонально расположенные балки 7.
Раму при сварке сильно коробит, поэтому обработку платиков (для придания плоскостности и параллельности базовых поверхностей под электродвигатель и редуктор) и сверление отверстий выполняют после сварки, отжига и рихтовки (правки).
Таблица 12 – Параметры швеллера
Номер профиля | Полка | Стенка | ||||||
b | T | a | Dmax | d | Amax | a 1 | D 1 max | |
7,1 | 4,5 | |||||||
7,6 | 4,8 | |||||||
7,7 | 4,9 | |||||||
8,4 | 5,0 | |||||||
16а | 8,6 | 5,0 | ||||||
8,0 | 5,1 | |||||||
18а | 8,8 | 23,5 | 5,1 | |||||
8,6 | 23,5 | 5,2 | 23,5 | |||||
20а | 9,0 | 23,5 | 5,2 | 23,5 | ||||
8,9 | 5,4 | |||||||
9,8 | 5,6 | |||||||
24а | 9,7 | 5,6 | ||||||
9,6 | 6,0 | |||||||
10,3 | 6,5 | |||||||
11,3 | 7,0 | |||||||
11,5 | 7,5 | |||||||
12,7 | 8,0 |
При конструировании рамы швеллеры, как правило, располагают полками наружу. Это удобно для крепления узлов к раме болтами или винтами. В первом случае в полках швеллеров сверлят отверстия для прохода стержня болта. Если обратная поверхность полки косая, то на нее наваривают или накладывают косые шайбы (рисунок 34), выравнивающие опорную поверхность под гайками (головками болтов). Размеры косых шайб по ГОСТ 10906-78 приведены в таблице 13.
Рисунок 34 – Параметры косых шайб
Таблица 13 – Размеры косых шайб
Болт | М10 | М14 | М14 | М16 | М18 | М20 | М22 | М24 |
d, мм | 11,0 | 13,0 | 15,0 | 17,0 | 19,0 | 22,0 | 24,0 | 26,0 |
В, мм | ||||||||
Н, мм | 6,2 | 7,3 | 7,3 | 7,3 | 8,4 | 8,4 | 8,4 | 9,5 |
H1, мм | 5,1 | 5,7 | 5,7 | 5,7 | 6,2 | 6,2 | 6,2 | 6,8 |
Во втором случае в полках рамы выполняют отверстие с резьбой.
Для крепления рамы к фундаменту применяют фундаментные болты, их диаметр и расположение определяют из таблицы 14 при проектировании рамы.
Таблица 14 – Диаметр и число фундаментных болтов
Длина рамы L, мм | До 700 | Св. 700 до 1000 | Св. 1000 до 1500 |
Диаметр болтов, мм | 16...18 | 20…22 | |
Минимальное число болтов |
По таблице 12 проверяют возможность применения выбранных болтов для крепления проектируемой рамы (возможность сверления отверстий под болты в полках используемого для рамы швеллера).
В противном случае необходимо использовать швеллер большего размера.
В местах расположения фундаментных болтов к обратным (косым) поверхностям нижних полок швеллеров приваривают косые шайбы. Если выступающие над поверхностью рамы гайки не мешают установке на ней узлов привода, то фундаментные болты пропускают через обе полки и опирают о верхние полки. В этом случае верхние и нижние полки швеллеров в указанных местах связывают ребрами, трубами или уголками, в результате чего рама воспринимает внешние нагрузки всей высотой, а не только нижними нежесткими полками.
На рисунке 33 платики 3 и 4, а также 5 и 6 расположены на одном уровне (лежат в одной плоскости). При размещении их на разных уровнях конструкция рамы усложняется. Небольшую разность высот h 0 поверхностей платиков получают привариванием платков толщинами: под установку редуктора 5...6 мм, под установку электродвигателя h 0 + 5…6 мм, как показано на рисунке 35 а.
Рисунок 35 – Конструкции рам под разные перепады поверхностейплатиков
Большую разность высот h 0 получают привариванием швеллеров с вырезами (заплечиками), как на рисунке 35, б, швеллеров, положенных на ребра, как на рисунке 35, в, или на полки, как на рисунке 35, г. Чтобы при затяжке болтов не прогибались полки приваренных швеллеров, их усиливают ребрами 1.