Лекция: Иконоборчество после VII Собора. Торжество Православия




 

После VII Собора православию предстояло пережить новый период гонения от иконоборцев. В 788 г. сын императрицы Ирины - Константин поднял против матери восстание, отправил её в ссылку и стал править единолично. Через два года он вернул матерь из ссылки при условии, что она не будет вмешиваться в делах империи. Ирина же набрав народную популярность, решилась на заговор против сына. 15 августа 797г., в день Успения Богоматери, Константин был схвачен и ослеплен. Вскоре после этого он умер. Это стало поводом для мятежа. Ирина была свергнута и сослана в монастырь, где в 803г. окончила свои дни в аскетических подвигах. Вскоре после смерти она была канонизирована. Последующее десятилетие было временем непрерывных войн с болгарами. Царствовавшие в это время императоры Никифон и Михаил I были иконопочитателями. К сожалению, они не справились с военной задачей. Император Никифор погиб в бою. Императора Михаила свергли солдаты-иконоборцы после очередного поражения в войне с болгарами. В 813 г. на трон взошел иконоборец Лев V Армянин. Лев наголову разбил болгар. Император начал вводить иконоборчество в кругу своих приближенных и среди военных. Перед праздником Рождества Христова 814 г. толпа солдат забросала камнями образ Спасителя над воротами дворца; император приказал снять образ под предлогом защиты святыни от поругания. 25 декабря, перед причащением, он поклонился иконе, а 6 января 815 г. уже нет. В этом же году патриарх Никифор был низложен и отправлен в ссылку за приверженность иконопочитанию. Новым патриархом стал полуграмотный начальник лейб-гвардии императора по имени Феодот. После Пасхи 815 года Лев Армянин созвал в храме Святой Софии II иконоборческий cобор (815г.). Те иерархи, которые отказались в нем участвовать, были низложены и отправлены в ссылку. Собор восстановил решения I иконоборческого собора 754 г. и аннулировал решения Вселенского Собора 787 года. Против данного собора выступил прп. Феодор Студит, за что он был наказан пыткой (его били воловьими жилами и морили голодом) и сослан. Из ссылки он писал обличительные послания и руководил борьбой с иконоборцами.

Император Лев V устранял иконы и все те части богослужения тропари, стихиры, в которых замечались идеи иконопочитания. На их место сочинялись и вставали новые строки в духе иконоборческого богословия. Написаны были новые учебники для учителей и школ с целью перевоспитать народ. Начались суровые гонения на почитателей икон, чем было вызвано общее народное недовольство императором. В Рождество 820 г. Лев Армянин был убит в церкви. Заговорщики, одетые в иерейские фелони напали на него. Царь вбежал в алтарь и стал отмахиваться крестом, прося пощады. Убийца заявил ему: «Теперь не время пощады, а убийства!» и отсек ему руку с крестом, а другой отсек голову. Православные встретили эту политическую перемену с радостью.

Новым императором стал начальник дворцовой стражи иконоборец Михаил II Косноязычный. Он вел политику религиозной терпимости. Ему лично было совершенно безразлично, почитать или не почитать иконы. Лишь в последний год своего правления он бросил в тюрьму нескольких видных иконопочитателей. Царствие Михаила Косноязычного интересно одним историческим эпизодом, имевшим громадное значение для западной культуры. Он послал в дар франкскому королю Людовику Благочестивому орг а н, который в Византии использовался в качестве светского музыкального инструмента. Орг а н настолько пришелся по вкусу благочестивому франкскому королю, что тот стал использовать его в церкви. Так орган стал неотъемлемым атрибутом католического храма. После смерти Михаила II воцарился его сын Феофил, человек твердых иконоборческих убеждений. Он любил богослужения, занимался церковным композиторством и управлял хором. В 833 г. Феофил поставил патриархом своего учителя иконоборца Иоанна Грамматика. Был созван очередной III иконоборческий собор (833г.), после которого из церквей были вынесены все иконы, изографов пытали и убивали. Началось беспощадное гонение на иконопочитателей. Феофил был вдовцом; став императором, он женился вторым браком на Феодоре. С ней в его семью вошло тайное иконопочитание. Он сильно любил жену и потому закрывал глаза на её склонность к почитанию икон. В 842 г. Феофил заболел и умер. На престол вступила Феодора, как регентша трехлетнего сына Михаила III (известного впоследствии под прозвищем Пьяница). Феодора свергла патриарха иконоборца, поставив на его место св. Мефодия, исповедника веры, вернула из ссылок иконопочитателей и стала подготавливать официальное возвращение иконопочитания в империи. Царица поставила условием своего содействия восстановлению икон, чтобы на ее мужа не произносилась анафема. Федора утверждала, что Феофил якобы в последние минуты жизни покаялся в иконоборчестве и поцеловал икону. Епископы колебались, но в конце концов дали царице письменный документ о прощении Феофила. Феодора устроила открытое церковное торжество, которое пало на первое воскресенье Великого поста 11 марта 843 года. С тех пор в первое воскресенье Великого поста отмечается Торжество Православия. Иконоборчество в Церкви более не всплыло ни разу. Оно вымерло естественной смертью.

В наши дни иконоборчество, в слабо выраженной форме, осталось в Армянской церкви. Армяне почитают кресты и мощи, но отношение к иконам у них традиционно весьма настороженное. Полностью от почитания святых икон и святых мощей отказались христиане-протестанты.

 

Чтобы лучше понять и объяснить тем, кто отвергает иконопочитание, православному христианину надо уловить разницу между проскинисис и латрея.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: