Новая система государственного управлении, сложившая к середине 1918 г., нашла юридическое оформление в Конституции РСФСР, принятой на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 г. Во время работы съезда левые эсеры организовали в Москве и ряде других городов восстание против советской власти из-за несогласия с проводимой большевиками внутренней и внешней политикой. Мятеж был быстро подавлен, и 9 июля съезд возобновил прерванную восстанием работу. Съезд исключил левых эсеров из всех Советов, и, таким образом, в стране окончательно установилась однопартийная система власти и управления.
Конституция – это не только Основной закон страны, но и важнейший управленческий документ. Конституция дает юридическое обоснование системы управления, устанавливает соподчиненность ее различных органов. Она провозглашает важнейшие принципы организации и деятельности различных структур государственной власти и управления, фиксирует основные свободы, права и обязанности граждан.
Управленческие отношения в новом государстве Конституцией РСФСР были определены как федеративные, т.е., договорные. Первым разделом Конституции стала, как известно, “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа ”. в ней отмечено, что “Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик ”.при этом рабочим и крестьянам каждой нации предоставлялось право самим решать, “желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных учреждениях ”. Высшими органами власти и управления признавались Всероссийский съезд Советов, созываемый не реже двух раз в год, и избираемый съездом ВЦИК. Особенностью этого последнего органа было то, что ВЦИК становился одновременно “высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР ”.
|
Для общего управления делами Республики и руководства отдельными отраслями народного хозяйства Конституция предусматривала создание Совета народных комиссаров, при этом и съезд Советов, и ВЦИК могли смещать как весь состав Совнаркома, так и его отдельных членов. Народный комиссар вправе был единолично принимать решения по всем вопросам, отнесенным к компетенции наркомата, и доводить их до сведения коллегии.
В Конституции была четко прописана организация власти на местах: в границах своего ведения съезды Советов (областные, губернские, уездные и волостные) были высшей на данной территории властью. В период между съездами такой властью являлся соответствующий исполнительный комитет, всецело ответственный перед избравшим его Советом. В сельских местностях, где это возможно, “вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей ”.
Конституция закрепляла основные принципы советской избирательной системы. При этом сохранялось неравенство в предоставлении избирательных прав. В органах власти и управления предпочтение отдавалось рабочему классу. Так, согласно Основному закону страны, “Всероссийский съезд Советов составлялся из представителей городских Советов, где большинство избирателей были рабочими- по расчету 1 депутата на 25 000 избирателей и представителей губернаторских съездов Советов (то есть там, где преобладали крестьяне), по расчету 1 депутат на 125 000 жителей ”. Принцип всеобщего избирательного права распространялся только на трудящихся, т.е. рабочих, служащих, крестьян, не пользовавшихся наемным трудом, военнослужащих. Лишались избирательных прав так называемым нетрудовые элементы: лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли, частные торговцы, духовенство, бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки. Лишались избирательных прав и члены царской фамилии.
|
Создание принципиально новой системы государственной власти- Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов –породило и новую систему управления, основанную на обобществлении средств производства, плановом хозяйстве, исключении частной собственности и рыночных отношений.
Чрезвычайные органы власти и управления. Проведение в жизнь конституционных норм власти и управления затруднялось условиями разрухи и гражданской войны в стране. Отсюда проистекала особенность начального этапа развития советской государственности: в управлении страной важную роль играли чрезвычайные органы власти. Советы были не единственными органами государственного управления. Наряду с ними возникли и действовали комитеты бедноты (комбеды), революционные комитеты (ревкомы), которые должны были решить в первую очередь хозяйственно- экономические вопросы. Характерной чертой чрезвычайных органов советской власти было единство военной, политической и хозяйственной деятельности.
Самыми распространенными и массовыми чрезвычайными органами советской власти были ревкомы. Их создание диктовалась условиями гражданской войны. Они быстрее и энергичнее, чем Советы, обеспечивали удовлетворение нужд армии, восстанавливали разрушенное хозяйство, налаживали управление в освобожденных районах. Состав ревкомов был в основном рабоче-крестьянским. Ревкомы в своей деятельности исходили из указаний партийных, советских, военных властей и были подотчетны им. Этими же органами они и создавались.
|
Другими массовыми чрезвычайными органами советской власти были комитеты бедноты. В июне 1918 г. ВЦИК и СНК утвердили декрет “Об организации и снабжении деревенской бедноты”, согласно которому местные Советы должны были повсеместно создать волостные и сельские комбеды. Эти органы управления действовали, как правило, в сельской местности. Они состояли из бедняков и середняков. В их обязанности входило оказание помощи продовольственным органом в изъятии хлеба у кулаков и распределение его среди бедноты. Они же занимались конфискацией и перераспределением сельскохозяйственных орудий, предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.). К лету 1918 г. в европейской части России и в Белоруссии было создано более 120 000 комитетов бедноты. Комбеды не редко распускали или переизбирали Советы, находившиеся под влиянием зажиточных крестьян, и брали власть в свои руки. В связи с этим ряде регионов возникли губернаторские и уездные бюро комитетов бедноты, которые координировали их деятельность. Функции комбедов часто выходили за рамки, определенные им декретом ВЦИК и СНК: они активно участвовали в перераспределении помещичьих и кулацких земель в пользу бедняков и середняков, занимались хозяйственными вопросами деревенской жизни, организовывали набор добровольцев и мобилизацию в Красную армию, вели культурно- просветительскую и агитационную работу. Смешивание функций партийных комитетов, Советов и комбедов прождало управленческую неразбериху. Чтобы ликвидировать это своеобразное “двоевластие” в деревне, IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов в ноябре 1918 г. принял решение о передаче функций комитетов бедноты Советам. На комитеты бедноты возлагалась задача организации перевыборов сельских Советов, после чего они распускались.
Чрезвычайные органы управления создавались не только на местах, но и при центральных органах власти. Так, огромную роль в упрочении советской власти и в налаживании системы управления сыграла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Созданная при Совнаркоме, 15 декабря она обратилась ко всем Советам с рекомендацией повсеместно организовывать чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией. К середине 1918 г. было создано 40 губернаторских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. В октябре 1918 г. ВЦИК утвердил “Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях”. Члены ВЧК назначались Совнаркомом, а члены местных ЧК – соответствующими исполнительными комитетами губернских и уездных Советов. ВЧК и ее органы на местах наделялись чрезвычайными полномочиями. Свою работу они координировали с наркоматами внутренних дел и юстиции. Представители этих наркоматов входили в состав ВЧК. С другой стороны, и ВЧК была представлена в коллегии НКВД своим сотрудником. В аппарате ВЧК были созданы отделы: транспортный, военный, информационный, организационный и др.
С окончанием гражданской войны легитимность чрезвычайных органов власти стала подвергаться сомнению. Раздавались голоса в пользу законности, правопорядка, которые давали бы “гарантии личности и имущества граждан ”. XI Всероссийская конференция РКП(б) подчеркнула, что “новые формы отношений, созданные в процессе революции и на почве проводимой властью экономполитики, должны получить свое выражение в законе и защиту в судебном порядке… компетенция и круг деятельности ВЧК и ее органов должны быть соответственно сужены и сама она реорганизована”.
Республика Советов
Период с Октября 1917 г. по март 1918 г. характеризуется установлением Советской власти по всей стране. В 79 городах из 97 она была установлена мирным путем. Началась организация системы управления страной. К лету 1918 г. Советом ВЦИК и Совнаркомом было принято около 700 декретов, ставших основой будущего законодательства. Учреждались суды, избираемые Советами. По мере ожесточения классового противостояния их вердикты становились все более жесткими. В декабре 1917 г. создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем во главе с Ф.Э. Дзержинским.
С первых дней существования Советское правительство провело ряд мер в интересах трудящихся. Был установлен 8-часовой рабочий день, введена система охраны труда женщин и подростков, страхование на случай болезни, введены бесплатное обучение и медицинское обслуживание. В декабре 1917 г. утвержден кодекс о труде, а в январе следующего года — декрет о свободе совести.
В области национальных отношений провозглашались равенство и суверенитет народов, право на самоопределение вплоть до государственного отделения. Отменены национально-религиозные привилегии, провозглашалось свободное развитие всех народов, населяющих Россию.
Прочность Советской республики зависела от взаимоотношений большевиков с партиями социалистической ориентации. Меньшевики и правые эсеры выступили с резким осуждением действий большевиков в октябрьские дни, а позднее выдвинули требование создания однородного социалистического правительства. В ноябре 1917 г. левые эсеры получили предложение от большевиков войти в состав правительства, но отказались, мотивируя свой отказ поддержкой требования о вхождении и других социалистических партий и создании «однородного социалистического правительства». В последующие недели наметилось сближение позиций, и в декабре левые эсеры А.Я. Коллегаев, В.А. Карелин, П.П. Прошьян, В.Е. Трутовский вошли в состав Совнаркома. Левые эсеры получили ряд постов в армии — А.И. Егоров, М.А. Муравьев, а также и в ВЧК.
Вхождение левых эсеров в структуры органов Советской власти окончательно разделило российских социалистов на сторонников Советов и сторонников Учредительного собрания. Сторонники Учредительного собрания — меньшевики и правые эсеры видели в нем единственную возможность отстранения большевиков от власти. Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г. На нем было представлено 715 делегатов, в том числе 412 эсеров и 183 большевика. Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов предложил Учредительному собранию признать Советскую власть и принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой были отражены уже принятые декреты. Этого не произошло. В знак протеста большевики и левые эсеры покинули зал заседаний. Лишившись кворума, делегаты решили продолжить работу; ими Россия была провозглашена демократической республикой с признанием суверенитета народов России, принят кодекс о земле. Учредительное собрание категорически отвергло притязание большевиков на власть и не приняло «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
10 января 1918 г. открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, а 13 января 1918 г.— III Всероссийский съезд крестьянских депутатов и в тот же день оба съезда приняли решение об объединении. Объединенный съезд утвердил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Приставка к правительству — «временное» — была снята. Съезд объявил Россию Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР).
Провозгласив «Декрет о мире», Советская республика продемонстрировала свой вариант выхода из войны, достижения сепаратного мира. Суть подхода сводилась к непосредственному обращению к народам — взять дело мира в свои руки. Советские предложения были отвергнуты Антантой. Однако Германия согласилась на переговоры: Сепаратные переговоры начались в Брест-Литовске 14 ноября 1917 г. и завершились подписанием мирного договора 3 марта 1918 г. Согласно достигнутым договоренностям, от Советской России отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша, Прибалтика. На Россию накладывалась контрибуция.
Мирный договор еще более усилил раскол российского общества, ударив по национальному самосознанию.
Приход к власти большевиков вызвал саботаж чиновников и предпринимателей. Ответом стало принятие в ноябре 1917 года Декрета о рабочем контроле. В декабре создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). Опираясь на новые структуры, советское руководство начало осуществлять частичную национализацию — как меру борьбы с саботажем, которая переросла в массовую. Были национализированы не только отдельные предприятия, но и целые отрасли.
В городах начался голод. Всякий «хозяйчик», укрывавший хлеб, воспринимался советской властью как социально чуждый элемент. Стремление накормить город привело к установлению продовольственной диктатуры. Создавались продовольственные отряды из рабочих, которые направлялись в деревню для изъятия «излишков» хлеба. В деревне параллельно с Советами стали создаваться комитеты бедноты. Действия продотрядов и комбедов стали прологом крестьянских выступлений, охвативших Советскую Республику весной и летом 1918 г.
Действия большевиков вызывали протест не только противников, но и союзников — левых эсеров. Основным полем разногласий стали аграрный вопрос и Брестский мирный договор. На V съезде Советов левые эсеры пытались склонить делегатов отторгнуть мирный договор, отменить декрет о комбедах и предоставить всю полноту власти Советам. Когда достигнуть этого не удалось, они 6 июля организовали мятеж. Действия в столице были подкреплены мятежом М.А. Муравьева — Командующего Восточным фронтом.
Мятеж был подавлен, а партия эсеров была распущена. Утвердилась государственная однопартийная система. Отсутствие легальной оппозиции позволило в дальнейшем избежать разногласий и кризисов власти. Однако низкий культурный, интеллектуальный и профессиональный уровень руководства обусловил сползание к крайностям.
Гражданская война
Гражданская война - это вооруженная борьба за государственную власть между гражданами - большими массами людей, относящимися к различным классам и социальным слоям общества. Корни гражданской войны в России - в существовавшей веками социальной несправедливости, в том, что политическая элита не сумела осознать многообразие интересов всех слоев общества и упустила возможность гражданского соглашения между ними.
Раскол общества четко обозначился в февральских уличных боях 1917 г., июльских событиях, корниловском мятеже, крестьянских погромах помещичьих имений осенью 1917г. Октябрьский переворот, разгон Учредительного собрания, заключение Брестского мира, чрезвычайные декреты Советской власти по организации хлебозаготовок были важными шагами, подтолкнувшими страну к вооруженному противостоянию. На основании всего этого ряд авторов считает начальным рубежом гражданской войны либо февральские события 1917 г., либо октябрьский переворот большевиков, а окончание войны относит к освобождению Дальнего Востока от белогвардейцев и интервентов в октябре 1922 г.
Традиционная же точка зрения состоит в том, что период гражданской войны - это время, когда вся жизнь страны была подчинена решению военных задач, когда имели место противоборство воюющих армий, движение фронтов, мобилизация экономики. В соответствии с этой точкой зрения хронологические рамки гражданской войны следующие: начало войны - мятеж находившегося в подчинении Антанты 45-тысячного чехословацкого корпуса, начавшийся 25 мая 1918г., поддержанный всеми антибольшевистскими силами; окончание - разгром Русской Армии генерала П.Н. Врангеля в ноябре 1920 г.
Продолжительность и размах гражданской войны во многом были связаны с иностранной военной интервенцией. Англия, Франция, США, Япония, Германия рассчитывали оторвать от России ее окраинные территории, расширить сферы своего влияния. Помимо этого страны Антанты стремились предотвратить расползание “красной угрозы”, революционизирование своих армий. Эти опасения имели под собой основание. Если после окончания первой мировой войны (ноябрь 1918 г.) Антанта рассчитывала разгромить Советскую Россию собственными силами, то в апреле 1919 г., опасаясь большевизации своих экспедиционных корпусов, она начала их эвакуацию. Основной формой вмешательства во внутренние дела России стало создание материальной основы антисоветских сил (вооружение, финансы, материальное обеспечение) взамен на соблюдение интересов стран Антанты.
Помимо интервентов на политической арене гражданской войны против большевиков действовали белые и зеленые. Белое движение начало складываться зимой 1917-1918 гг. Его целью являлось спасение российской государственности и православных ценностей. Первоначально оно не имело серьезной поддержки со стороны рабочих и крестьян. Однако политика большевиков весны-лета 1918 г., особенно по крестьянскому вопросу, способствовала расширению массовой базы белого движения: в белую армию пошли крестьяне.
В белом движении было направление, ориентирующееся на восстановление самодержавия, и направление, делавшее ставку на собственников и свободный рынок. Однако большинство населения отвергало прошлое (нищету, деспотизм власти, социальное неравенство, неграмотность) и вследствие непоследовательного реформирования России не воспринимало западные либеральные ценности.
Основная масса населения России была привержена общинной демократии. Советы воспринимались народом как воплощение русского демократического идеала. Таким образом, белое движение не учитывало интересов широких народных масс. К тому же на территориях, контролируемых белыми, устанавливался произвол военщины, который сопровождался реквизициями, порками и расстрелами. А лозунг “Единой и неделимой России” вызвал протест народов национальных окраин.
Движение зеленых - это массовые стихийные повстанческие и партизанские движения в тылу белых и красных. В руководстве движения преобладали эсеровско – анархистские взгляды. Основные требования зеленых были следующие: социализация земли, а также фабрик и заводов; власть Советов, но без коммунистов.
Восстания зеленых были распространены на Украине, в Брянской, Самарской, Симбирской, Ярославской, Тверской, Пензенской и др. губерниях. Часть из них действовала весьма успешно. Так, на Украине в 1919 г. партизанское движение под руководством Н. Григорьева захватило Елизаветград, Николаев, Херсон, Кременчуг и др. города, а движение Н. Махно сыграло важную роль в разгроме армии А.И. Деникина. Упомянутые движения сотрудничали с красными, однако и Н. Григорьев, и Н. Махно выступали не только против восстановления старых порядков, но и против большевистской диктатуры, действий комиссаров и чрезвычайных комиссий. За отказ подчиниться приказам Красной Армии эти движения были ею подавлены.
Причинами поражения зеленых было то, что у них не было единой политической программы, которая привлекала бы как крестьян, так и рабочих, а также то, что движение было слабым в военном отношении (партизанская тактика и организация отрядов, недостаточное количество вооружения и военных специалистов).
Голод, военный нажим интервентов и белогвардейцев заставили большевиков прибегнуть к “чрезвычайщине” - особой системе организации общественной жизни. Эта система начала складываться после майских декретов Совнаркома о продовольственной диктатуре и включала в себя чрезвычайные органы, которые действовали, обходя законы, используя диктаторские методы, особые полномочия (Наркомпрод, продотряды и заградотряды, ревтрибуналы, ВЧК). Преобладающей формой действия всех структур власти был террор: путь физического уничтожения своих противников, запугивания и подавления малейшего сопротивления несогласных.
Гражданская война, террор, деление общества на “своих” и “чужих” и действие моральных категорий только внутри этих лагерей - все это было характерно для предшествующих революций в разных странах Европы. Не избежала этого и Россия. Постепенно террор принял неконтролируемые формы, а разного рода “чрезвычайки” стали неуправляемыми: центральная власть не могла добиться от нижестоящих органов исполнения собственных распоряжений, дисциплины и порядка.
Таким образом, “чрезвычайщина” была признаком не силы, а слабости власти. От большевиков отшатнулись средние крестьяне. Страна скатывалась к анархии. Летом 1918 г. большевики удержались у власти только потому, что белогвардейцы на захваченных территориях проводили политику теми же методами “чрезвычайщины” и террора. Были сметены эсеро-меньшевистские правительства, ориентирующиеся на демократические преобразования (Учредительное собрание, гражданские права, свобода торговли, отказ от регламентации хозяйственной деятельности крестьян) и возникшие в результате мятежа чехословацкого корпуса в ряде городов страны. Установившиеся на местах буржуазно-помещичьи диктатуры заставили крестьян почувствовать, что власть, сменившая большевиков, ущемляет их интересы еще больше. Чего же хотели крестьяне и все общество в целом от власти?
По мнению ряда авторов все классы и силы общества готовы были поддержать ту силу, которая наведет элементарный порядок, создаст минимальные условия для жизни и при этом сохранит завоевания революции (в первую очередь землю крестьянам).
Осознание большевиками необходимости “порядка” начинается в августе 1918 г., а после постановления ВЦИК о превращении Советской республики в единый военный лагерь (сентябрь 1918 г.) они активизировали свою деятельность в этом направлении. В сентябре 1918 г. упорядочивается снабжение армии, подвергается регламентации, правда минимальной, деятельность ВЧК. В ноябре 1918 г. был создан Совет рабочей и крестьянской обороны под председательством В.И. Ленина, ликвидируются комбеды, восстанавливается единообразная организация Советов по всей территории РСФСР, вся система управления страной становится в рамки законности. Одновременно РКП(б) ограничила властные полномочия Советов, поставила их, а также кооперацию и профсоюзы под свой контроль, т. е. охватила своим влиянием практически все сферы жизни общества.
Однако большевики были не в состоянии сразу преобразовать “чрезвычайщину” в новую форму пролетарской диктатуры. Поэтому, начиная работу по упорядочению власти, они продолжали организацию террора для обеспечения тыла Красной Армии и стабилизации обстановки (постановление СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. “О Красном терроре” - попытка перейти к контролируемым формам террора, опереться на революционную законность). С конца 1918 г., большевики отказались от террора в отношении масс и даже в критические моменты 1919-20 гг. к террору не призывали, хотя местные власти к нему все же прибегали.
Таким образом, осенью 1918 г. большевики приступили к созданию милитаризованной системы управления страной - системы военного “тоталитаризма”. Милитаризация общества в полной мере проявилась в политике “военного коммунизма”, которая осуществлялась с 1918 г. по весну 1921 г.
Гражданская война привела к колоссальным жертвам и невосполнимым потерям. Ущерб, причиненный народному хозяйству, составил 50 млрд. рублей золотом, от голода, болезней, белого и красного террора, в боях погибло 8 млн. человек, численность рабочего класса сократилась вдвое, большая часть интеллигенции эмигрировала. Важным последствием гражданской войны было становление административно-командной системы управления. В центре ее стояла РКП(б), которая подменила собой Советы и др. государственные органы, создала политический механизм насилия и рассматривала военно-коммунистическую систему как переход к коммунистическим общественным отношениям. Таким образом, в годы гражданской войны большевики сумели отстоять государственность и суверенитет России. Однако поддержка большевизма населением носила условный характер. Гражданская война 1918-1920 гг. закончилась серьезным кризисом большевистской власти.
Заключение
Итак, были ли неизбежна большевистская революция и гражданская война? Февраль дал народам России шанс мирного развития по пути реформ, но по многим причинам: нежелание и неспособность Временного правительства и стоявших за ним классов решать задачи буржуазно-демократической революции, отказ Петроградского совета и партий, составлявших большинство в нем, от фактически взятой государственной власти, наконец, отсутствие каких-либо традиций политической демократии во всех слоях общества и навязчивая вера в насилие как путь к решению всех проблем - этот шанс так и остался нереализован.
Последующий ход событий представлял собой порочный круг, в котором нерешенность глубинных проблем общества - вопросов о мире и о земле делала невозможным развитие нормального политического процесса и сохранение гражданского мира на основе компромиссов между классами. После июньских событий диктатура стала неизбежной: либо Ленин, либо правая военная диктатура, что на тот момент означало Корнилов. Первый путь оказался трагической утопией. К чему вел последний можно увидеть в том числе на примере такой страны, как довоенный Китай.
Главный урок событий 1917 года для современной России заключается, на мой взгляд, в необходимости проведения давно назревших реформ на основе компромиссов и коалиций, отказ от насилия в политике. Первые шаги к этому сделаны. Но только первые...
Список использованной литературы:
1. 1917-й. Борьба альтернатив общественного развития России
2. История государственного управления в России. Москва 2003г.
3. История государственного и муниципального управления России,
Москва 2001г.
4. Хуторской В.Я. История России. Советская эпоха(1917-1993гг.). Москва 1996г.
5.Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Москва 1997г.