Рассмотрим социологический подход к личности.




Социология личности.

 

Социологическое понятие личности.

Одной из фундаментальных междисциплинарных проблем является проблема человека и личности.

Каждый человек тысячью нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться в личность.

Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности (социальные группы, социальные институты, социальные организации, социальные культуры). В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, но и сам представляет собой систему, имеющую сложнейшую структуру. Именно взаимодействие индивида и общества рассматривается социологией, а отношения «общество – личность» – базовое социологическое исследование.

Чтобы это понять, нужно рассмотреть горизонталь:

Человек – индивид – индивидуальность – личность.

Понятие «человек» – это родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни.

Человек – существо биосоциальное. Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Одновременно человек – часть истории, заключающаяся в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности.

Понятие «индивид» характеризует отдельного человека. Это единичная особь, принадлежащая человеческому роду, конкретный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Вроде аналогичную смысловую нагрузку несёт слово «индивидуальность», но оно означает «особенное», «неповторимое», «самобытное». Это то, что отличает конкретного индивида от других. Индивидуальность включает как унаследованные, так и приобретенные в процессе онтогенеза (человеческого развития) психологические, психические особенности.

Под «личностью» в социологии понимается конкретное выражение сущности человека, определённые образы, реализованные в индивидуальности, интеграция социально значимых черт и социальных отношений, принадлежащих к сущности данного общества.

Личность всегда индивидуальна и одновременно неповторима.

В социологической науке существует 2 подхода к определению личности:

1. Формально-логический, в соответствии с которым понятие личности определяется посредством подведения его под родовое понятие «человек», а затем указываются его видовые отличия и перечисляются признаки, характерные для данных индивида, индивидуальности, личности.

Таким образом, личностью признаются не все люди, а только те, которые обладают определёнными положительными качествами.

Ферральные люди – ведомые люди. Личность – то, кто обладает пассионарными качествами, ведёт людей.

2. Диалектико-логический, в соответствии с которым личность определяется посредством диалектики единичного и общего как особенная, взятая в социальном аспекте.

Личность всегда должна рассматриваться как особенная (в социальном аспекте).

Все люди обладают определёнными общими биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет присущие только ему особенности: свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом.

Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то это будет искомое, особенное – личность.

Рассмотрим социологический подход к личности.

Социология выделяет в личности социально-типическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем её многообразии, а изучение её как совокупности общественных отношений, т.е. продукта общества.

Это предполагает, с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а, с другой стороны, - самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, её отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа.

Человек есть продукт общества и его законов, но одновременно и общество является таким, какое оно есть именно: в нем объединены люди, а не другие существа. Т.е. человек является одним из факторов, которые определяют общество.

К. Маркс:

Сущность человека есть ансамбль всех общественных отношений.

Сущность же особой личности составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальные качества – не индивидуальные, а именно социальные, общественно-значимые качества, встречающиеся у многих людей. Человек таков, какова окружающая его социальная среда.

Личность с точки зрения такого подхода рассматривается как целостность социальных качеств человека, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, способного изменять среду своего обитания.

Таким образом, своеобразие социологических подходов к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для него социальных качеств.

При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но и, главным образом, как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказать собственное воздействие на социальную среду.

Многогранность процесса становления и развития личности породила другие концепции и теории.

В начале 30-х гг. 19 века в социологии сформировалось научное направление – научный функционализм (функционализм). Основателем его был Э. Дюркгейм.

Функционалисты считали, что единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько роль, выполняемая им в обществе в зависимости от ожиданий группы, в которую он включён.

Следовательно, можно говорить о ролевом поведении индивида (личности) в самом разнообразном виде: отец, студент, друг.

Американские ученые Я. Морено, Р. Мертон определяли личность как функцию той совокупности социальных ролей, которую он (индивид) выполняет в обществе.

На основании этого Дж. Мид, Т. Парсонс, Р. Дарендорф сформировали ролевую теорию личности (см. 2 вопрос).

В марксистской теории личности акцент смещён на взаимодействие личности и общества. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, определённым образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества, продукт исторического развития и одновременно как результат включения индивида в социальную среду посредством его активной предметной деятельности и общения.

Личность здесь рассматривается как объект и предмет общественной деятельности и общения.

В российской дореволюционной социологии проблемы личности рассматриваются в 3 аспектах:

1. Биогенном

2. Психогенном

3. Социальном

Много внимания уделялось проблеме индивидуализации (Н.Н. Михайловский).

Теория обоснования русских социологов, продленная советскими социологами, показала, что на процесс формирования личности влияют биологические, социальные, физические факторы.

Биологический фактор необходимо учитывать, т.к. он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности. Во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое уникальное создание.

Физическое окружение также имеет определённое значение для развития личности. Помимо этого нужно иметь в виду групповые различия в поведении личности, которые в основном определяются различием географических, климатических и природных условий их формирования.

При этом признается, что влияние физического окружения зависит ещё и от культуры группы, группового поведения и индивидуального опыта.

По социальными факторами формирования личности обычно понимаются духовные основы общества, в т.ч. этические нормы поведения, эстетические представления, морально-нравственные правила и культура, а также правовые нормы.

Итак, на формирование личности определённое влияние сказывают биологические факторы, факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы, общества в целом.

Вовлекая данные разных наук социология преимущественно концентрируется на первом ракурсе изучения личности: личность как источник социальной жизни, её реальный, единственный носитель и деятель, как первичный элемент социальной жизни, социальных отношений, институтов и т.д.

Изучается личность не только в аспекте «сама по себе», субъективное и объективное отношение, а исследуются механизмы их взаимодействия.

Вывод: установки, потребности, интересы личности обусловлены как условиями окружающей среду так и индивидуальностью личности, особенностями её миропонимания, её духовного мира. Они (установки, потребности, интересы) реализуются в социальной деятельности, в которой личность занимает конкретное место в социальной системе, и каждое их них предусматривает определённые права и обязанности.

Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют её социальный статус – определённую позицию человека в социальной структуре группы или общества, связанную с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.

Каждая личность, будучи включённой во множество социальных связей, выполняет различные функции и, соответственно, имеет целый ряд статусов.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, он всегда является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по разнообразным поводам, выполняет каждый раз различные функции (это свойство любого индивида).

Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (Р. Мертон). Особую роль в этом наборе играют генеральные (всеобщие) статусы. Важнейшим из них является статус человека, его права и обязанности. Другой генеральные статус – статус члена конкретного общества, государства – статус гражданина.

Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности.

Следующими статусами являются предписанные(аскриптивные). Они навязываются обществом вне зависимости от услуг и заслуг личности (например: социальное происхождение, место рождения, физическое развитие).

Выделяются прирожденные статусы, которые вроде бы входят в предписанные, но не совсем и не всегда совпадают с ними. Это 3 социальных статуса:

1. Пол

2. Национальность

3. Раса

Предписанный статус очень напоминает прирождённый, но к нему не относится. В строгом смысле предписанным является любой статус, над которым индивид не имеет контроля, или который он занимает независимо от своих воли, желаний, усилий.

Позиции, которые человек достигает сам, называются приобретённым, или достигаемым, статусом.

Перечисленные статусы относятся к разновидности основных статусов. Одновременно существует множество неосновных статусов (например: пассажир, покупатель, пациент). Эти статусы, как правило, временные.

Права и обязанности носителей таких статусов часто не регистрируются, они вообще трудно определимы, но они есть.

Иногда выделяются главные, или интегральный, статус, который определяет стиль или образ жизни человека, круг его знакомств, манеры поведения.

Наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции служит профессия. Она, а также вид работы, определяет ещё и статусные ресурсы: авторитет, престиж, властные полномочия человека.

Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе (в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам), принято называть личностным статусом.

Каждый человек обладает набором специальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве как больших, так и малых групп.

Иерархия статусов: высшие, средний, низкие. Выделяются лидера и аутсайдеры.

Проблема социальных статусов может иметь не только теоретическое, но и практическое значение, и борьба за статус ведёт к конфликтам, драматическим событиям как внутри мира так и личности. Тогда и возникают понятия: «византийские игры», «подковерная борьба», «умение вовремя подставить подножку».

Общество, в котором существует необоснованная преступность, определённость статусов, неспособно обеспечить своё нормальное функционирование.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!