ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ «СЕРЕБРЯНОЕ КОЛЬЦО»




2.1. Историко-культурный, ландшафтный и транспортно-планировочный каркас

 

Первые предложения по формированию рекреационной зоны «Серебряное кольцо» в системе развития туризма и отдыха Северо-Запада выдвигались в составе исследований, проводимых в 70-х годах прошлого столетия в ЛенНИИПградостроительства под руководством Ю.Б. Хромова (впоследствии они стали основой его монографии «Организация систем отдыха, туризма и охрана природной среды на Севере») (рис. 11)..

Достаточно серьезные исследования в 70-90-х гг. в этом направлении проводились Ю.Н. Лобановым, что нашло отражение в ряде его авторских проектов и публикаций (рис. 12). В 1985 г. в рамках генерального плана развития Ленинграда и Ленинградской области под руководством Т.А. Славиной (ЛИСИ) выполнен проект «Охранные зоны памятников истории и культуры Ленинградской области», заложивший основы сохранения исторической среды городов этого региона.

В 1988 г. по заказу Госстроя СССР в ЛенНИИПградостроительства в отделе А.В. Махровской выполняется тема «Научно методические основы генсхемы охраны памятников истории, культуры, архитектуры и ландшафта Европейского Севера» (руководитель темы Е.А. Борисевич).

Предложенные в названных работах системные методы и принципы градостроительной организации рекреационных территорий и охраны ландшафта, а также охранных зон памятников имели не только методическое, но большое практическое значение. Объектом охраны и туристского обслуживания выдвигались не отдельные памятники, а система пространственных структур, исторически сложившихся на исследуемой территории в ходе долговременной социальной, хозяйственно-экологической и культурной деятельности людей. При этом включались система расселения, структура групп поселений (во взаимосвязи с ландшафтом) и пути сообщений, объемно-планировочная структура архитектурных ансамблей и отдельных памятников.

Основу туристской системы Северо-Запада составляли «Серебряное кольцо туризма» и «Северо-Западный меридиан». «Серебряное кольцо» включало Малое кольцо (Ленинградская региональная система расселения) и Большое кольцо (Новая и Старая Ладога, Тихвин, Вологда, Великий Устюг, Архангельск, Соловецкие острова, Беломорск, Петрозаводск). По оценкам ЦНИИПградостроительства и ЦНИИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов, к Северо-Западному рекреационному региону тяготеет и Мурманская группа памятников.

К этому времени сформировалось представление о комплексе исторических поселений и городов так называемого «Золотого кольца России» с центром в Москве (гг. Суздаль, Ярославль, Кострома, Владимир и др.).

«Серебряное кольцо» охватывало преимущественно северные территории, имеющие свою историю, особенности формирования архитектурно-культурного наследия и богатое археологическое прошлое.

В настоящем исследовании туристско-рекреационная система «Серебряное кольцо» формируется по историческим наземным и водным путям освоения территории и включает большую часть исторических городов Северо-Запада, наиболее ценные историко-архитектурные и археологические памятники, иные достопримечательности, места бытования народных художественных промыслов и особо охраняемые природные территории.

Структура системы «Серебряного кольца» иерархически организована и охватывает г. Санкт-Петербург с пригородами, Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Вологодскую и Архангельскую области, а также республику Карелия. Влияние зоны «Серебряное кольцо» значительно шире и распространяется на все субъекты Северо-Западного федерального округа с учетом вхождения их в систему международных туристских маршрутов «Единая Европа».

Границы системы «Серебряное кольцо» проходят по магистральным и главным автомобильным дорогам, основным водным путям, железнодорожной сетке сообщений, которые связывают между собой большую часть исторических городов и формируют ее историко-культурный каркас. В пределах системы «Серебряное кольцо» и в радиусе ее влияния может быть сформировано множество туристских маршрутов, в том числе замкнутых круговых и радиальных. К основному транспортно-планировочного каркаса системы подключаются изолированно расположенные исторические города, локально расположенные памятники архитектуры. В общей структуре системы «Серебряное кольцо» прослеживаются три составных части: «Жемчужное кольцо», Малое Серебряное кольцо» и «Большое серебряное кольцо». Первая формируется на основе историко-культурного наследия города Санкт-Петербург, дворцово-парковых ансамблей тяготеющих к нему исторических городов: Ломоносова, Кронштадта, Павловска, Петродворца, Пушкина, Сестрорецка, а также города Гатчины, относящегося уже к Ленинградской области. «Малое Серебряное кольцо» получает дальнейшее развитие на территории Ленинградской, Новгородской. Псковской областей, а также территории Карелии.

По плотности архитектурных памятников Малое кольцо (включая Жемчужное ожерелье) занимает ведущее место. Здесь сосредоточены объекты старины с начала возникновения Руси - (комплекс Старая Ладога, Валаам) и оборонительных крепостей XIII-XVI вв. до великолепных дворцово-парковых ансамблей (гг. Пушкин, Павловск, Гатчина). Центром Малого кольца является Санкт-Петербург, красивейший европейский город и средоточие великолепных памятников архитектуры. Он остается одним из самых привлекательных туристских центров России (по данным ООН, в шкале популярности среди крупнейших международных туристских центров Санкт-Петербург занимает восьмое место, опережая Прагу, Вену, Мюнхен и Берлин). В настоящее время его посещает около 3 млн. зарубежных туристов (число желающих посетить по оценка ВТО превышает 30 млн. человек). Малое кольцо отличается развитостью и многообразием транспортных связей, достаточно высоким уровнем инфраструктуры городов.

Большое «Серебряное кольцо» развивается на север (включая Соловки) и восток вплоть до реки Северной Двины (включая Котлас и Сольвычегодск) формируется на основе 3-х центров: Вологды, Архангельска, Петрозаводска, характеризуется экстенсивным размещением историко-архитектурных памятников и разобщенностью транспортных коммуникаций. Наибольшей популярностью пользуется водная связь Соловки - Архангельск, Соловки - Санкт-Петербург и через Мариинскую и Беломоро - Балтийскую системы с «Золотым кольцом России» (Москва), авто и железной дорогой с Псковско- Новгородской группой на юге-востоке Северо-Западного округа.

Ядром системы Большого кольца должна стать обширная архитектурно-природная зона (федерального значения), формирующаяся на основе совокупности культурно-исторических зон памятников архитектуры различного функционального назначения (культурного, градостроительного и ландшафтного) в районе Архангельска.

Названные зоны сформировались как взаимосвязанная система комплексов, расположенных в руслах рек Онега и Северная Двина (Архангельская область), здесь наибольшее количество «следов», так как они исторически являлись зонами наиболее интенсивного освоения Европейского Севера в период расцвета Великого Новгорода. Прослеживается историческая и функциональная связь их с зоной, идущей вдоль русла р. Сухоны через Вологду и Кирилло-Белозерскую группу памятников к Великому Устюгу (Вологодская область), совпадая с путями Новгородского и Московско-Суздальского освоения Европейского Севера.

Функционально-планировочная структура памятников этой зоны формируется из трех архитектурно-природных составляющих, связанных географически и культурно – исторически: «Каргополь» - «Белозерье - Сухона» - «Северная Двина». В взаимосвязанную систему «Серебряное кольцо» включаются архитектурно-ландшафтные зоны «Псков - Печоры», «Ильмень» (Великий Новгород и Старая Русса), «Валдай» (Боровичи – Валдай - Демянск), «Ладога», «Онега», «Соловки», «Карпогоры».

Малое и Большое Серебряные кольца тесно связаны туристскими маршрутами с Мурманской рекреационной системой, северными территориями в Ненецком автономном округе и республике Коми, образуя общую систему туризма Северо-Запада. Последняя имеет также непосредственное взаимодействие с «Золотым кольцом России» и рекреационной системой Калининградской области.

Для обоснования территориального расположения архитектурно-градостроительных памятников, сгруппированных в историко-культурный каркас, проводился анализ ключевых исторических периодов сформировавших к настоящему времени культурное наследие Северо-западного региона.

Историко-культурное наследие представляет собой совокупность архитектурных, планировочных объектов и участков измененных природных ландшафтов.

Историко-культурный каркас фиксирует пространственное взаимодействие архитектурных, градостроительных и природных объектов культурного наследия в современных функциональных и территориальных условиях.

Современное развитие социально - экономических полимагистралей, обладая высоким агломерационным эффектом, создают свои планировочные оси изменения природного и антропогенного ландшафта. Эти новые планировочные пространственные структуры, развивающиеся на территориях, насыщенных объектами культурного наследия, должны учитывать взаимосвязь между архитектурными и природными компонентами, как одно из основополагающих направлений пространственных качеств культурного наследия в преобразованиях территории.

Рассмотрение устойчивой преемственности ценных пространственных качеств исторических градостроительных преобразований антропогенного и природного ландшафта поселений и межселенных территорий, является обоснованием объединения объектов охраны историко-культурного наследия.

2.2. Основные планировочные оси и центры разного ранга на основе исторических городов

Территории, формирующие туристско-рекреационную систему «Серебряное кольцо», характеризуются сочетанием линейно-узлового каркаса с достаточно редко распределенными городскими и сельскими поселениями в зоне «Большого кольца» и более густой сетью поселений в ареале «Малого кольца». Основу структуры составляют природные (реки) и инфраструктурные планировочные оси – транспортные магистрали, имеющие преимущественно радиальный характер (рис. 14).

Природные оси – долины рек Северная Двина, Онега, Пинега, Волхов, Луга. Нева, Сухона, а также Беломоро-Балтийский и Волго-Балтийский каналы связывают все регионы Северо-Запада между собой и ареалом «Золотого кольца».

Исторические города и поселения расположены на основных планировочных осях региона, что отражает особенности освоения северных территорий. При этом на каркасных направлениях в международных транспортных коридорах находятся наиболее крупные города Санкт-Петербург, Петрозаводск, Псков, Великий Новгород. Самые большие города Северо-Запада являются также крупными транспортными узлами.

Границы туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо» являются одновременно ее планировочным каркасом. На пересечении основных транспортных магистралей и границ зоны находятся инфраструктурные (узловые транспортные) центры туристско-рекреационной системы: Выборг, Кингисепп, Сортавала, Кемь, Псков, Великие Луки, Архангельск, Вологда, Котлас, Валдай. В этих городах формируются основные внешние потоки туристов. Инфраструктурными центрами системы являются также несколько городов, не имеющих статуса исторического города – Костомукша в Карелии и Плесецк в Архангельской области, но являющихся важными транспортными узлами на магистральных путях сообщения. В границы Большого «Серебряного кольца» включаются территории в зоне влияния трех опорных центров: Вологды, Архангельска и Петрозаводска. Она характеризуется экстенсивным размещением историко-архитектурных памятников и разобщенностью транспортных коммуникаций. Наибольшей популярностью пользуется водные связи: Соловки - Архангельск, Соловки - Санкт-Петербург и через Волго-Балтийский и Беломоро – Балтийский каналы с «Золотым кольцом России», авто и железной дорогой с Псковско- Новгородской группой. Основные опорные центры туризма системы «Серебряное кольцо» являются одновременно центрами областных рекреационных систем – это Санкт-Петербург, Петрозаводск, Архангельск, Вологда, Псков, Великий Новгород. В структуре системы важное значение имеют исторические города - центры архитектурно-ландшафтных зон, выделенных на базе основных наиболее значимых ресурсов историко-культурного наследия и ООПТ, что и получило отражение в названиях зон, в тоже время по выполняемой функции архитектурно-ландшафтные зоны являются туристско-рекреационными зонами. В зависимости от значения туристских ресурсов такие зоны могут иметь статус зон федерального, регионального и местного значения и соответственно центры таких зон получают статус центра туризма федерального, регионального, либо местного значения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: