Развитие населенных мест определяется местом и значением в развитии и размещении производительных сил, ролью в системе расселения. Для характеристики исторических городов использованы показатели численности населения в динамике (1989 –2002,2004 годы), роль поселения в системе расселения, транспортно-географическое положение, основная специализация города. Данные на исторические города приведены в таблице 11. Анализ данных таблицы показал, что по тенденции изменения численности населения за 12-14 –летний период наблюдался рост численности постоянного населения в 17 городах и поселках, стабилизация – также в 17 и падение численности в 21 населенном пункте. Стабильная демографическая обстановка наблюдается в 35 из рассмотренных 63 городских поселений, таких городах как – Петрозаводск, Вологда, Великий Новгород, городах, входящих в черту Петербурга – Петродворце, Ломоносове и др., многих малых провинциальных городках Новгородской области (Сольцы, Демянск, Любытино) и во всех исторических городах Вологодской области. Сокращение численности постоянного населения наблюдалось в Санкт-Петербурге (наибольшее сокращение - 406 тыс. чел.), Архангельске (52 тыс. чел.), Пскове и городах Псковской и Архангельской областей.
По роли в системе расселения в ареале «Серебряного кольца» Санкт-Петербург является городом федерального значения и областным центром. Еще пять городов – Петрозаводск, Архангельск, Вологда, Великий Новгород и Псков – центры республиканской и областных систем расселения, все рассмотренные в таблице малые исторические города и поселки являются центрами административных районов.
Важное значение в устойчивом социально-экономическом развитии городов играет их транспортно-географическое положение. По транспортной доступности исторических городов до областных и республиканского центров наиболее выгодное положение (доступность до 30 км) имеют три города, входящие в черту Санкт-Петербурга и один город в Псковской области. Расстояние до 100 км имеют пять городов Псковской области, три в Новгородской, два в Ленинградской и по одному в Вологодской области и Санкт-Петербурге. Псковская область с самой высокой плотностью автодорог не имеет исторических городов, удаленных от центра более чем на 300 км. Такие исторические города имеются в северных Архангельской, Вологодской областях и Республике Карелия.
|
В отечественной практике из сферы организации туризма, как правило, выпадают задачи создания развитой системы дополнительного обслуживания и рекреационной инфраструктуры, сегодня усложнились проблемы градостроительного и административно-правового регулирования территориальной организации туризма в целом. В настоящее время характерный для большинства исторических малых городов и поселков экономический кризис лишает их возможности самостоятельно решать свои проблемы по использованию ценного историко-культурного потенциала. В постперестроечные годы многие города утратили свои организационно-хозяйственные функции. Требуется диверсификация экономической базы исторических городов, направленная на реализацию приоритетных направлений туристско-рекреационной деятельности, развитие народных художественных промыслов и традиционно-исторических производств с включением их в рыночные отношения. Особого внимания требуют отрасли социальной сферы.
|
Важное значение должно быть уделено общей функционально-планировочной структуре городов, выявление таких форм использования, организации и функционирования памятников в рамках единой системы, которые обеспечивали бы их сохранность и дальнейшее развитие. Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие сектора экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствует увеличению налогооблагаемой базы и налоговых поступлений.
Поскольку историческая среда находится в системе городов и поселений, где нет четких граней между инфраструктурой, обслуживающей туристов и социальной инфраструктурой для населения, то следует говорить о комплексном социально-экономическом развитии исторических городов. Одной из первоочередных задач развития туризма - создание системы мотелей, кемпингов, придорожных гостиниц и постоялых дворов на основных маршрутных трассах (внутренних и радиальных с учетом трасс международного туризма).
Политика развития гостиничных объектов должна быть направлена, прежде всего, на строительство новых гостиниц туристского класса, в основном трехзвездных, а также малых гостиниц в исторических центрах городов. Кроме этого, необходима модернизация существующих малокомфортных гостиниц с целью приведения их к уровню, соответствующему классу «две-три звезды».
Таким образом, туризм открывает широкие возможности для устойчивого развития исторических городов, роста их самостоятельности, более активному направлению средств на сохранность историко-культурного наследия.
Таблица 11