Финансово-инвестиционное, материально-техническое и правовое обеспечение программы по созданию зоны «Серебряное кольцо» и развитию исторических городов




Для реализации концепции создания историко-рекреационной зоны «Серебряное кольцо» необходима разработка проекта программы, где определяются стратегические направления по обеспечению эффективного управления процессом развития инфраструктуры туризма, отдыха и развлечений, научно обоснованного плана создания полноценного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения растущих потребностей как российских, так и иностранных граждан в туристских услугах. Одновременно должны быть определены размеры вклада в экономику городов за счет развития туриндустрии, в том числе предполагаемые налоговые поступления в бюджет, приток иностранной валюты и инвестиций, увеличение занятости населения и числа рабочих мест при сохранении и рациональном использовании культурно-исторического и природного наследия территории в зоне «Серебряного кольца».

В условиях ограниченных инвестиционно-финансовых ресурсов, отсутствия опыта у отечественных предпринимателей в инвестирование объектов туристско-рекреационной инфраструктуры и наличие значительных рисков в сфере туристско-рекреационной деятельности туристские территории и зоны будут играть роль «точек роста», способствующих ускоренному развитию туризма и рекреации на базе привлечения частных и других внебюджетных инвестиций.

Организация, к примеру, в Санкт-Петербурге специализированных территорий ускоренного развития туризма и рекреации без привлечения государственных инвестиций позволило обеспечить возрастающий поток туристов современными туристскими услугами, рост доходов от туристской деятельности и значительное увеличение вклада туристско-рекреационной отрасли в экономику города.

Однако для большинства исторических городов Северо-Запада требуется финансовая поддержка федерального уровня. Это касается не только инвестирования в развитие конкретных зон туризма, но и обеспечение финансированием разработку самих программ и проектов.

В системе управления реализации положений концепции создания историко-рекреационной зоны «Серебряное кольцо» немаловажный фактор – взаимодействие градостроительной деятельности и туриндустрии, которые принимают непосредственное участие в формировании целевых программ и проектов развития туризма. На схеме иллюстрируются функции выполняемые градостроителями и представителями туриндустрии.

Специфика туризма как отрасли экономики, состоит в том, что она исключает возможность объединения внутри себя всей или большей части материально-технической базы (транспорт, торговля, общепит, производство и т.д.), что предопределяет сложность анализа протекающих в ней инвестиционных процессов.

Так, в инвестиционную программу по туризму включаются проекты по реконструкции местных аэропортов, проекты, связанные со строительством спортивных комплексов, объектов санитарно-курортного обслуживания, бизнес-центров и реставрацией историко-культурных памятников.

В условиях рынка именно туризм является одним из важнейших факторов, обеспечивающих (через дополнительный со стороны туристов спрос на местную продукцию и услуги) устойчивое развитие большинства отраслей (включая отрасли социальной сферы) хозяйственных комплексов регионов.

Для обеспечения существенного и устойчивого притока туристов в регион, в настоящее время, по мнению специалистов, необходимо решить следующие наиболее важные проблемы:

- реконструировать действующие и создать новые современные средства размещения (гостиницы, кемпинги и т.д.);

- существенно повысить привлекательность традиционных турпродуктов за счет развития дополнительных услуг, и, прежде всего, услуг индустрии развлечений;

- создать (возродить) новые конкурентоспособные турпродукты, использующие уникальный природно-культурный потенциал Северо-Западного региона (водный и подводный туризм, экологический туризм и т.д.);

- создать условия для обеспечения всесезонного притока туристов за счет таких развлечений, как аквапарки.

Результаты анализа 86 приоритетных инвестиционных проекта 4-х субъектов федерации (Санкт-Петербург, республика Карелия, Ленинградская область) показали, что инвестиции в решение именно этих проблем оказалось наиболее перспективными направлениями инвестиционной деятельности в сфере туризма данных регионов (табл. 12,13).

Таблица 12

Структура инвестиций в сферу туризма по регионам Северо-Запада

 

Субъекты федерации и их стратегические направления инвестиционной деятельности Количество проектов Требуемые инвестиции
всего (млн. USD) удельный вес (%)
г. Санкт-Петербург, всего   219,.2 100.0
в т.ч.      
I. Проекты, связанные с развитием регионального гостиничного комплекса   129,1  
II. Проекты, связанные с развитием индустрии развлечений   67,3 30,0
в т.ч. строительство аттракционов   36,1 16,0
III. Прочие проекты   22,8 11,0
Ленинградская область, всего   11,4 100,0
в т.ч.      
I. Проекты, связанные с развитием регионального гостиничного комплекса   10,6 93,0
II. Проекты, связанные со строительством и модернизацией горнолыжных комплексов (баз)   0,4 3,5
III. Прочие проекты   0,4 3,5
Республика Карелия, всего   51,8 100,0
в т.ч.      
I. Проекты, связанные со строительством и модернизацией горнолыжных комплексов (баз)   39,0 75,4
II. Проекты, связанные с развитием водного туризма и его инфраструктуры   5,7 11,0
III. Проекты, связанные со строительством и модернизацией горнолыжных комплексов (баз)   7,0 13.6
IV. Прочие проекты   0,1 0,0

 


Таблица 13

Инвестиционный риск в регионах Северо-Запада России в 2002-2003 гг.

 

Ранг риска Ранг потенциала Ранг по объему инвестиций на одного чиновника в 1999-2002 гг. Регион (субъект федерации) Средне взвешенный индекс риска (Россия=1) Изменение уровня риска – увеличение (+), снижение (-) Ранги составляющих инвестиционного риска в 2002-2003 гг. Изменение ранга риска
2002-2003 гг. 2001-2002 гг. 2002-2003 гг.     2001-2002 гг. 2002-2003 гг. к 2001-2002 гг. законодательный Политический экономический Финансовый социальный криминальный экологический 2002-2003 гг. к 2001-2002 гг, 2002-2003 гг. к 1998-1999 гг.
        Санкт-Петербург   0,787 -0,065                 -1
        Новгородская область 0,799 0,060               -3  
        Вологодская область 0,858 -0,031                  
        Калининградская область 0,880 -0,045                  
        Псковская область 0,908 -0,13                  
        Ленинградская область 0,935 0,049               -16 -4
        Республика Карелия 0,986 0,012               -4 -9
        Мурманская область 0,993 -0,05                 -8
        Ненецкий авт. Округ 1,012 0,164               -32 -16
        Архангельская область 1,035 0,006               -2 -2

Проекты имеют свои отличительные особенности, они связаны прежде всего с повышенным риском возврата вложенных средств, т.к. турпотоки (от величины которых зависят сроки окупаемости проектов) чутко реагируют на малейшие изменения в социально-политической обстановке в стране и в регионе, на конъюнктуру рынка услуг и т.д. Характер инвестиционных рисков в регионах Северо-Запада раскрывает табл.

Поэтому инвестиционные процессы в сфере туризма нуждаются в дополнительных гарантиях со стороны региональных и федеральных властных и управленческих услуг.

Актуальность проблемы гарантий обусловлена и тем фактором, что в Северо-Западном регионе практически отсутствуют крупные туристские объединения (корпорации), способные реализовать крупномасштабные инвестиционные проекты без дополнительных гарантий со стороны администрации районов. Например, в Германии 3 корпорации контролируют около 70% туристского рынка страны. Эти корпорации имеют в своем составе, помимо туроператоров и турагентств, предприятия транспорта, общепита, магазины, банки, страховые компании и т.д. активно занимаются инвестиционной деятельностью.

Существенным препятствием на пути реализации крупномасштабных проектов в сфере туризма является отсутствие единой для Северо-Запада России стратегии и программы развития туризма и рекреации, что ведет к нерациональному дублированию инвестиционных проектов, распылению инвестиционных ресурсов, и, как следствие, к общему снижению эффективности региональной инвестиционной деятельности в сфере туризма.

К сдерживающим факторам в области инвестиций следует отнести и ужесточение внутрирегиональной конкурентной борьбы за инвестиции перенос центра тяжести этой конкурентной борьбы из внутрирегиональной и межрегиональную и межотраслевую плоскость за счет совместного использования (взаимодополнения) конкретных преимуществ территорий Северо-Запада что безусловно, способствовало бы повышению эффективности инвестиционного процесса.

Основные направления устранения этих и других препятствий на пути развития инвестиционного процесса в регионе:

- Разработка на базе стратегии развития туризма на Северо-Западе России единой региональной инвестиционной политики, нацеленной на мобилизацию существующих и привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации долгосрочных, крупномасштабных, межтерриториальных проектов, направленных на устойчивое развитие туристской отрасли Северо-Запада России.

В рамках данной политики необходимо предусмотреть: разработку эффективного механизма заимствований под реализацию долгосрочных инвестиционных проектов: создание региональной системы гарантий и сотрудничества по обеспечению возвратности заемных средств, страхованию инвестиционных рисков, эффективному использованию лизинга, институциональное обеспечение инвестиционного процесса и т.д. особое внимание в программе должно быть уделено механизмам привлечения инвест-ресурсов на базе широкого использования принципов проектного инвестирования (использование механизма залога имущественных прав на возводимый объект – т.н. условный залог) в качестве альтернативы инвестиционному кредитованию.

- Cовершенствование инвестиционного проектирования с учетом интересов развития туристской отрасли;

- Cодействие созданию и эффективному развитию на Северо-Западе России прогрессивных форм организации туристского бизнеса (тур. корпорации, тур. консорциум и т.д.), ориентированных на углубление внутрирегиональной интеграции и решение межтерриториальных проблем развития туризма;

- Использование юбилейных дат в качестве критерия определения инвестиционных приоритетов и как фактор привлечения инвестиций.

Важным шагом в улучшении инвестиционного климата в сфере туризма явилось создание комиссии по инвестиционной деятельности при РАТА, целью которой является координация деятельности предприятий туриндустрии и регионов РФ, инициирующих проекты развития с привлечением отечественного и зарубежного капитала, предприятий кредитно-финансовой сферы, стратегическими инвесторами.

Инвестиционная деятельность в сфере туризма тесно связана с общим состоянием инвестиционного климата в стране, ниже приводятся данные инвестиционных рисков по регионам, входящим в зону «Серебряное кольцо».

Укрупненные расчеты ожидаемых потоков туристов в пределах зоны «Серебряное кольцо» к 2015 году (году завершения приоритетных проектов обустройства туристских зон) дали следующие результаты:

- Малое кольцо (включая «Жемчужное ожерелье» около 20 млн. человек;

- Большое кольцо – 10 млн. человек.

Итого ожидаемый поток туристов ежегодно может составить в пределах 30 млн. человек, что позволит получить порядка 20 млрд. долларов в год.

На создание и совершенствование инфраструктуры туризма может быть направлено более 50% этой суммы, что позволит существенно улучшить и социальную инфраструктуру исторических городов, остальные доходы перераспределятся между затратами на сохранение памятников архитектуры и культуры, поддержание природных объектов и налоговыми отчислениями в федеральный бюджет.

Общим положением для всех исторических городов является необходимость взаимодействия всех органов государственной власти федерального и регионального уровня с органами местного самоуправления и населением по сохранению, рациональному использованию памятников архитектуры, обладающих разными статусами охраны (см. табл. 14, рис. 21).


Таблица 14

Основные направления сохранения и использования объектов историко-культурного наследия в зависимости от типологии исторических городов ареале «Серебряного кольца»

Величина города Административнаяорганизационно-хозяйственная роль Приоритетные задачи рационального использования историко-культурного наследия Роль исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в реализации задач
Крупнейший Санкт-Петербург Центр Субъекта Федерации, Главный центр туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо» Активное использование историко-культурного наследия в развитии общероссийской и мировой культуры и укреплении международных социальных контактов; Вовлечение объектов культурно-исторического наследия в рыночные отношения; Повышение роли использования объектов истории и культуры в наполняемости бюджетов всех уровней Использование всех направлений бюджетного финансирования для решения комплексных проблем градостроительства; Формирование системы правоотношений, стимулирующих сохранение, рациональное использование и приспособление объектов историко-культурного наследия
Большие и крупные: Петрозаводск, Архангельск, Великий Новгород, Вологда, Псков     Череповец Центры субъектов Федерации; опорные центры туризма     Промышленный город (центр муниципального образования),центр туристско-рекреационной (архитектурно-ландшафтной) зоны Использование историко-культурного наследия для сохранения, развития и рекламы самобытной культуры регионов, отражающей исторические этапы формирования и экономического развития России и национальные, этнические особенности образа жизни населения; Комплексное использование объектов историко-культурного наследия для сохранения и развития культуры, краеведения, воспитания и образования подрастающего поколения и всего населения региона   Увязка проблем сохранения и рационального использования историко-культурного наследия с активным промышленным развитием, ужесточение экологических требований к предприятиям загрязнителям Активная роль федеральных и региональных органов архитектуры и градостроительства в решении вопросов сохранения и рационального использования историко-культурного наследия в интересах населения; Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в сохранении, реставрации или воссоздании отдельных объектов историко-культурного наследия, реновации архитектурно-градостроительной среды, приспособлении объектов для возможностей современного использования Взаимодействие органов местного самоуправления города с основными субъектами хозяйствования
Средние и малые города Поселки городского типа Районные центры и центры муниципальных образований, центры туристско-рекреационных (архитектурно-ландшафтных) зон; центры туризма федерального, регионального, местного значения Активизация хозяйственной деятельности по сложившейся специализации, диверсификация экономической основы развития городов, в том числе за счет возрождения народных художественных и подсобных промыслов и ремесел, а также традиционных производств, связанных с использованием имеющегося ресурсного потенциала на инновационных основах; Развитие туризма, а первую очередь, не требующего туристской инфраструктуры высокого уровня (гостиницы, предприятия питания и обслуживания). Это сельский туризм с использованием частного жилого фонда, железнодорожный туризм, караваннинг – туризм (автомобильный с прицепами-домами), водные виды туризма и др. Развитие пищевой и легкой промышленности, связанных с сельскохозяйственной специализацией сельских территорий для обеспечения туристов свежими продуктами питания; Совершенствование межселенной инфраструктуры культурно-бытового обслуживания, в первую очередь, для местного населения и обслуживания туристов; Социально-экономическое развитие городов Активное взаимодействие (в соответствие со статусом охраны памятника) федеральных, региональных органов власти с органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и населением в выполнении мероприятий по сохранению и рациональному использованию объектов историко-культурного наследия: инветаризация и оценка состояния памятников; оценка степени вовлеченности памятников в хозяйственную, рекреационно-туристскую деятельность; вовлечение памятников историко-культурного наследия в качестве объектов показа;; музеификация, реновация, реконструкция, воссоздание, консервация и др. методы сохранения памятников; организация и обустройство туристских маршрутов; поиск инвесторов и взаимодействие с ними, формулирование требований; приватизация объектов историко-культурного наследия регионального и местного уровня охраны
Поселки городского типа, села, деревни Рядовые, без центральных функций Горизонтальная и вертикальная кооперация с городскими предприятиями; Развитие малых перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий; Развитие сельского (аграрного), коттеджного, промыслового и других видов туризма. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами общественного местного самоуправления по месту жительства, населением; Сельские сходы для решения насущных проблем населения и вопросов развития в конкретном поселении туризма.

 


ВЫВОДЫ

«Основные положения концепции формирования историко-рекреационной зоны «Серебряное кольцо» для возрождения исторических городов Северо-запада России»

Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-западного федерального округа на период до 2015 года рассматривают туризм и рекреацию как одну из ведущих бюджетообразующих сфер.

По плану важнейших научно-исследовательских работ Росстроя ФГУП НИИП градостроительства в течение 2003 – 2005 гг. разрабатывает «Концепцию создания международной историко – рекреационной зоны «Серебряное кольцо» на основе возрождения исторических городов Северо – запада России». Работа выполняется в рамках федеральных целевых программ: «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов на 2002 – 2010 годы» и «Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт - Петербург». Название работы выявляет главную цель исследования – возрождение исторических городов и определяет пути достижения цели – через рекреацию и туризм. При этом основной целью организации зоны «Серебряное кольцо» является создание в СЗФО современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских и рекреационных услугах.

Создание зоны «Серебряное кольцо России» также одно из направлений социально-экономического развития и повышения уровня инфраструктурного потенциала территории Северо-запада и ее интеграции со странами Европы. Этому способствуют также удобное геополитическое положение регионов Северо-западного федерального округа имеющих общие границы со странами Европейского Союза. Ускоренное экономическое развитие СЗФО, развитые сети железных, автомобильных дорог, авиалиний и водных путей, строительство интермодальных транспортных магистралей и крупных инфраструктурных объектов служат дополнительным стимулом для развития туристско-рекреационной деятельности.

Общие корни развития «северной цивилизации», единство и преемственность культурного наследия стран Северной Европы, уникальность туристских ресурсов, определяемая сочетанием богатого историко-культурного наследия, великолепной природы, величественных рек и озер, а также ассоциативный ряд образов – «белые ночи», «северное сияние», «снежные пейзажи», «серебристость деревянного зодчества», «Серебряный век», «Северный модерн» дают основание для включения туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо» в туристское пространство «Единая Европа».

 

Исходя из федеральных и региональных приоритетов, формирование на Северо-западе туристско - рекреационной системы федерального значения преследует решение следующих основных задач:

  • сохранение и рациональное использование богатого историко-культурного потенциала территории и поселений как туристского ресурса;
  • возрождение, приспособление к современной жизни и развитие исторических городов с диверсификацией их экономической базы и укреплением финансовых основ, в том числе за счет туризма;
  • освоение новых туристических районов, пока не вовлеченных в туристический бизнес;
  • развитие международного и внутреннего туризма и отдыха как отрасли экономики;

· привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в реставрацию памятников;

  • стимулирование развития материальной базы туризма и рекреации путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции и строительства объектов туристической инфраструктуры

Анализ условий и предпосылок создания международной зоны туризма показал, что территория историко-рекреационной зоны «Серебряное кольцо» характеризуются большим числом и многообразием памятников истории и культуры, в том числе памятников архитектуры всех исторических периодов развития Российского государства, отражающих развитие русского зодчества в русле мировой архитектуры. Путешествуя по «Серебряному кольцу» можно познакомиться с:

  • шедеврами народного зодчества русского Севера - яркими примерами взаимопроникновения архитектуры и естественной природной среды;
  • историей русской фортификации – крепостными сооружениями Новгородской Руси и блестящими примерами фортификационного зодчества императорской России;
  • историей русской монументальной архитектуры, представленной всемирно известными произведениями русских зодчих всех архитектурных стилей, а также шедеврами градостроительного искусства, средовой застройкой исторических городов;
  • непревзойденными ансамблями дворцово-парковых комплексов и бывшими дворянским усадьбами императорской России;
  • насладиться уникальными по красоте ландшафтами.

Структура системы «Серебряного кольца» иерархически организована и включает: «Жемчужное ожерелье», «Малое», «Среднее» и «Большое» Серебряные кольца». Первая формируется на основе историко-культурного наследия Санкт-Петербурга, дворцово-парковых музеев – заповедников: «Царское село», «Павловск», «Петергоф», «Ораниенбаум», «Гатчина», исторической части Кронштадта и его фортов – уникальных сооружений фортификации, города – курорта Сестрорецка («Жемчужное ожерелье»); историко-культурного наследия и природных заповедных территорий Ленинградской области («Малое Серебряное кольцо»); Новгородской, Псковской областей («Среднее Серебряное кольцо»); достопримечательностей Карелии, Вологодской, Архангельской областей («Большое Серебряное кольцо»).

Роль главного центра всей туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо» играет Санкт-Петербург, являющийся одним из самых привлекательных туристских городов России.

Отдельные ареалы системы «Серебряное кольцо» характеризуются разными уровнями насыщенности объектами историко-культурного наследия, развитости транспортных связей и инфраструктуры туризма. Территория «Большого Серебряного кольца» по сравнению с ареалами «Жемчужного ожерелья», «Малого» и «Среднего» «Серебряных колец» отличается экстенсивным размещением историко-архитектурных памятников, разобщенностью транспортных коммуникаций, меньшей развитостью туристской инфраструктуры. В зоне «Большого кольца» сформировались три равноценных центра – Архангельск, Вологда и Петрозаводск, выделяемых нами как основные инфраструктурные и опорные центры системы туризма.

Туристско-рекреационная система «Серебряное кольцо» формируются по наземным и водным путям исторического освоения территории Европейского Севера. Границы системы проведены по магистральным и главным автомобильным дорогам, основным водным путям, железнодорожной сетке сообщений и фактически формируют ее планировочный каркас.

Природные оси – долины рек Северная Двина, Онега, Пинега, Волхов, Луга, Нева, Сухона, Беломоро-Балтийский и Волго-Балтийский каналы, а также акватория Балтийского моря связывают все регионы Северо-Запада включая Калининградскую область, между собой и ареалом «Золотого кольца».

Исторические города и поселения расположены на основных планировочных осях региона, что отражает особенности освоения северных территорий. При этом на каркасных направлениях в международных транспортных коридорах находятся наиболее крупные города: Санкт-Петербург, Великий Новгород, Вологда, Петрозаводск, Псков, являющиеся опорными центрами туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо», крупными транспортными узлами и одновременно центрами региональных рекреационных систем.

На пересечении основных транспортных магистралей, государственных границ и границ зоны сложились инфраструктурные центры, в которых формируются основные внешние потоки туристов: Санкт-Петербург, Архангельск, Выборг, Псков, Сортавала.

Исторические города и поселения зоны «Серебряного кольца» характеризуются уникальными, востребованными на рынке туристских услуг качествами, прежде всего, своеобразием и самобытностью, во многих из них наряду с уникальными памятниками архитектуры сохранилась историческая среда.

По результатам исследований в границах «Серебряного кольца» выделены 35 архитектурно - ландшафтных зон, обладающих определенной общностью исторического развития, уникальностью как историко-культурного наследия, так и природных характеристик. Архитектурно-ландшафтные зоны формируются наоснове: исторических городов и поселений, городов - архитектурных заповедников, ареалов концентрации памятников культового и гражданского зодчества, особо достопримечательных мест, мест бытования народных художественных промыслов, памятников археологии и особо ценных природных территорий (национальные, природные парки, ландшафтные заказники, в ограниченной степени заповедники, памятники природы, лечебно-курортные местности), а также ежегодно проводящихся праздников, фестивалей, спортивных соревнований и других событийных мероприятий, которые могут привлечь туристов, имеющейся туристско-рекреационной инфраструктуры.

При более крупном масштабе рассмотрения отдельных регионов, на основе самых больших по площади архитектурно-ландшафтных зон будут сформированы подзоны, в которых могут выделяться локальные участки инвестиционного развития.

Для определения перспектив инвестиционного развития выделенных архитектурно-ландшафтных зон проведена экспертная оценка их привлекательности по четырем показателям:

  • ценность историко-культурного наследия и уровень сохранности исторической среды;
  • аттрактивность (привлекательность и разнообразие) природно-ландшафтной среды;
  • доступность одним или несколькими видами транспорта;
  • уровень развития инфраструктуры туризма

На базе наиболее привлекательных для инвестирования 17 архитектурно-ландшафтных зон формируются туристско-рекреационные зоны с определением основных направлений развития по специализации, особым режимом экономического благоприятствования развитию туризма и рекреации. На основе формируемых туристско-рекреационных зон может быть организовано множество туристских маршрутов, в том числе транзитных, замкнутых (кольцевых) и радиальных.

Ранжирование исторических городов зоны «Серебряного кольца» по ценности архитектурно – градостроительной среды и уровням ее сохранности показало, что на исследуемой территории к историческим городам с историко - культурным наследием мирового значения относится 21 город, общенационального значения –16, регионального значения – 26 городов и поселков. Высоким уровнем сохранности историко – градостроительной среды отличаются 24 города. При этом только 7 городов – Великий Устюг, Гатчина, Старая Русса, Печоры, Павловск, Петродворец и Пушкин составляют группу городов с самым ценным историко – культурным наследием и высоким уровнем сохранности исторической среды. Все эти города являются результатом деятельности выдающихся профессиональных архитекторов и строителей прошлого. Между тем в ареале «Серебряного кольца» сохранились также образцы народной градостроительной культуры, глубокого понимания функциональной, пространственной и эстетической организации среды жизнедеятельности. Это многочисленные северорусские поселения Карелии, Архангельской, Вологодской и северо-востока Ленинградской областей. В настоящее время российская глубинка вызывает повышенный туристский интерес, в том числе и со стороны иностранцев, который может быть удовлетворен в рамках создаваемой туристско – рекреационной системы «Серебряное кольцо».

Важным положением возрождения исторических городов является возможность адаптации их к современным условиям экономического развития. Для этой цели проанализированы условия развития исторических городов по следующим позициям: транспортно-географическое положение, народнохозяйственная специализация, возможности диверсификации экономической базы с учетом возможного участия их в туристской сфере, роль в системе расселения, величина поселения по численности населения в динамике за последние 10-12 лет. Анализ показал, что 17 исторических городов из 66 являются крупными транспортными и инфраструктурными узлами; стабильная демографическая обстановка наблюдается более чем в 30 поселениях.

Одной из основных проблем использования исторических городов в целях туризма на Северо-западе является отсутствие либо недостаточное число и невысокое качество объектов туристической инфраструктуры, без которых невозможно привлечение достаточно значимых потоков туристов. Выделение же зон и площадок под планируемое размещение объектов капитального строительства, в том числе туристско-рекреационной сферы может осуществляться только на основе документов территориального планирования являющегося одним из основных принципов градостроительной деятельности, направленной на устойчивое развитие территорий. Без градостроительных исследований не могут быть квалифицированно определены профиль и номенклатура туристической и рекреационной инфраструктуры, номенклатура объектов обслуживания, направления рационального использования объектов историко-культурного наследия, как объектов показа, размещения в них каких либо предприятий туристской сферы, либо другие виды использования. В компетенции градостроителей также определение видов туризма, расчет возможных потоков туристов, увязка туристской и рекреационной видов деятельности с другими аспектами социально-экономического развития территорий и поселений, решение задач охраны и рационального использования историко-культурного наследия и многие другие вопросы.

Возрождению исторических городов как центров туризма в туристско-рекреационной системе федерального значения «Серебряное кольцо» будут способствовать следующие мероприятия:

· Разработка пакета документов территориального планирования Северо-Западного Федерального округа, субъектов Федерации, муниципальных образований с выделением зон под планируемое размещение объектов капитального строительства туристической инфраструктуры соответственно федерального, регионального, местного значения с учетом формируемой зоны федерального значения «Серебряное кольцо», зон приоритетного развития туристско-рекреационной деятельности субъектов Федерации, локальных зон развития туризма и рекреации муниципальных образований с оценкой их инвестиционной привлекательности и определением объектов первоочередного инвестирования.

· Разработка целевой федеральной программы: «Создание туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо» для возрождения исторических городов Северо–запада России (по результатам «Концепции» ФГУП НИИП градостроительства и «Концепции» Балтийского международного института туризма).

· Корректировка действующей федеральной целевой программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов на 2002-2010 годы», с выделением подпрограммы по историческим городам зоны Серебряное кольцо».

  • Корректировка региональных программ развития туризма в рамках единой туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо»;

· Организация в опорных городах системы информационно - туристских центров, связанных между собой и с главным центром в Санкт-Петербурге, а затем и в других туристических центрах Северо – запада.

· Создание сети предприятий традиционных народных художественных промыслов и ремесел (с их экспозициями) в исторических городах - опорных и инфраструктурных центрах, центрах архитектурно-ландшафтных зон (лавок-мастерских, салонов, выставок, ярмарок).

· Определение мест строительства новых туристских деревень или возможности создания таких объектов на основе малых сельских поселений с использованием имеющегося фонда жилых и общественных зданий после их модернизации и реконструкции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: