Конспект урока
Предмет: Музыка
Класс: 3 Дата: 17.11.2020
Тема: Народные традиции и обряды
Музыкальный материал: Римский-Корсаков – опера «Снегурочка».
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
У: “Вьюги да метели в феврале налетели”, “В феврале зима с весной встречается впервой” – так говорил русский народ, ощущая, как сквозь февральские бураны нет-нет, да и проглянет солнышко и пригреет не по-зимнему. После долгой зимы так ждали прихода весны, что праздновали аж целую неделю. О каком празднике я говорю, какой праздник у славян был последним зимним и первым весенним?
Д: МАСЛЕНИЦА
У: Почему этот праздник получил такое название?
Д: Пекли блины с маслом. Блин, как солнышко, круглое и теплое.
У: Есть такое выражение: замаслить, как вы это понимаете?
Д: Задобрить кого-то или что-то.
У: Кого ж надо было задобрить?
Д: И зимушку, и весну.
У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
Давайте мы представим себе, что попали в далекую Русь на этот праздник и проживем целую неделю.
Изучение нового материала
У: первый день Масленицы-встреча.
“ А мы Масленицу дожидаем,
Весну-красавицу увидаем…”
Встречали масленицу песнями. Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее.
Ох и вкусный первый блинок!
В первый день наряжали Масленицу. А из чего ее делали?
Д: Из соломы делали чучело, которое одевали в яркое женское платье, платок. И превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали всю неделю.
У: Второй день Масленицы – заигрыши.
|
Парни и девушки играли в игры, водили хороводы.
Вот в какие игры раньше играли. Мальчики и девочки встают в хоровод, выбирают «царя».
1. “Ходит царь, ходит царь
круг нова города, круг нова города.
(Дети идут по кругу, а царевич против круга)
2. Ищет царь, ищет царь
Все царевну свою, королевну свою.
(Встает около выбранной девочки)
3. Ты возьми ее, ты возьми ее
За правую руку, за правую руку.
(Берет девочку за руку)
4.Ты веди ее, ты веди ее
Круг нова города, круг нова города
(Держась за руки ведущие идут внутри хоровода)
5. Потанцуй царевна, потанцуй млада
Царевич велел, молодой приказал.
(Девочка танцует, все хлопают)
У: Вот и середина недели – лакомка. В среду ходили в гости на блины. А вы с чем любите блины?
Д: Со сгущенкой, сметаной, икрой, медом…
У: Хозяюшки вставали рано, делали опару для блинов, а рецепт приготовления держали в строжайшей тайне от соседей.
У: Четверг – Широкая Масленица, Разгул.
Как встречали на Руси на Масленицу, запечатлел русский художник Борис Кустодиев. Всмотритесь в его картину “Масленица” и ответьте на вопрос: Как веселились в этот праздник?
Д: Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.
У: Внимательно приглядитесь, какие звуки можно представить, смотря на эту картину?
Д:
– Можно услышать шум праздничной толпы, гармонист играет веселую песню,
– Перезвон бубенцов на тройках лошадей, шарманщик играет.
– Я слышу колокольный звон;
– Дети кричат и смеются на горке;
У: Здорово! Оказывается, и картина может звучать как музыка. А кто это там кричит около театра?
|
Д: Наверно, артисты зовут в театр зрителей.
У: Это зазывалы приглашают народ развлечься в балаган.
Чтобы лучше почувствовать праздник, давайте попробуем озвучить эту картину. Распределим роли и звуки: бубенчики, гармонь, детские голоса и смех, лоточники с криками: “ Кому пирожки румяные с пылу, с жару”, зазывалы: “ Подходи честной народ, заходи на огонек, веселися и пляши, развлекайся от души, колокольный звон, шум веселой толпы ”.
– По моей руке, попробуем оживить эту картину и ощутить праздничное настроение Масленицы:
“ Картина – оживи!”
Несколько секунд звучит картина: дети легко перевоплотились.
У: Здорово, я на мгновенье попала на настоящую Масленицу, а вы?
Д: И мы…
У: Погуляли? Проголодались? Пора и в гости на блины. В пятницу и субботу ходили к родственникам.
Вот и последний день масленицы – прощеное воскресенье.
С утра – веселье, песни, игры, взятие снежного городка, катание на лошадях. Завершается недельный праздник – сожжением Масленицы как символ победы весны над зимой.
Масленица -обируха,
Масленица-обмануха,
Обманула обвела до поста довела.
Многие русские композиторы использовали в своем творчестве народные темы. Очень ярко запечатлел народные гулянья на Масленицу русский композитор Н.А.Римский-Корсаков в опере “Снегурочка”.
(звучит музыка из оперы «Снегурочка»)
У: Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души. Всю неделю положено есть блины, причем все дни имеют особое значение. В один день следует угощать золовок, в другой – отправиться в гости и т. д. Блины не получится заменить пирожными и круассанами. Они – часть ритуала, частичка призываемого на холодную землю Солнца. Согласно поверьям, не встретивший достойно Масленицу весь год проживет несчастным и замерзшим.
|
Блин – символ солнца, форма круга означает круглый год.
Русский народ даже поговорки про блины сложил:
- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
- Блин добро не один.
- Блин брюха не портит.
- Блин не клин – брюха не разобьёт.
- Хоть последнюю рубаху заложи, а Масленицу проводи.
- Масленица – объедуха, деньгам приберуха.
- Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост.
Солнце - символ Масленицы
Масленичная неделя (повторим название дней этой недели):
Понедельник — встреча. К понедельнику достраивали качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
Вторник — заигрыш. Парни и девушки приглашали друг друга покататься с горок, поесть блинов. Звали родных и знакомых.
Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг — широкий разгул. С этого дня народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям.
Пятница — тёщины вечерки. Теперь уже зять приглашал в себе гости тёщу и угощали ее блинами.
Суббота — золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала в гости золовку (сестру мужа). В этот день невестка должна подарить золовке какой-нибудь интересный подарок.
Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, освобождаясь от грехов перед Великим постом. В ответ нужно сказать: «Бог простит».
Рефлексия
У: Праздник закончился, пора и нам заканчивать урок. Что же мы сегодня узнали, где побывали?
Домашнее задание. Посмотрите на картинки. Представьте, что это открытки к Масленице. Придумайте небольшое поздравление с праздником. Которое можно было бы разместить на такой открытке. Запишите в тетрадь.