Пост важен тем, что он развивает в людях
Навык воздержания
Воздержание – непременное условие совершенствования человеческой личности. Это хорошо известно и понятно даже из примеров житейских. Какие ограничения накладывает на себя спортсмен, чтобы достичь результатов! От сколь многих радостей и утех молодости нужно отказаться, чтобы получить хорошее образование, стать ученым!
Без воздержания, ограничения своих желаний достичь успехов невозможно! Если этот закон действует в светской жизни, то насколько же он важен в жизни духовной. Мы способны достигать целей тогда, когда умеем ограничивать самих себя.
В борьбе со своими греховными привычками невозможно достичь успеха своими силами без действия Божественной благодати. Поэтому каждому верующему православному христианину необходимо исповедоваться и причащаться. К этим Таинствам приступают за Литургией, которая постом служится обычным чином в субботы и воскресенья, а в среду и пятницу совершается особый чин — Литургия Преждеосвященных Даров.
ПАМЯТКА
v В Великий пост во всех храмах совершается таинство Соборования.
v В первые четыре дня первой недели поста за вечерним богослужением читается Великий Покаянный канон св. Андрея Критского.
v В первые четыре воскресных вечера совершаются Пассии - особенные богослужения с чтением Акафиста и отрывка из Евангелия о Страданиях Христовых.
v Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу с утра совершаются особые заупокойные богослужения/Божественные литургии….
v 7 апреля мы празднуем Благовещение Пресвятой Богородицы.
v 1 апреля – великий праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), после которого начинается Страстная Седмица, готовящая нас к самому главному и долгожданному празднику праздников – Светлому Христову Воскресению – 8 апреля.
|
Пожалуйста, не используйте этот листок в бытовых целях!
Если он стал не нужен - передайте его другим людям или принесите в храм.
www.miloserdie59.ru / Отдел милосердия Пермской епархии РПЦ
Второе городское церковное благочиние г. Перми
Пермской Епархии Русской Православной Церкви
ВЕЛИКИЙ ПОСТ - ВЕСНА ДУХОВНАЯ!
Февраля 2018 года в жизни Церкви начинается особый период духовного обновления, нравственного возрастания и очищения, который православные христиане называют ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
Великий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он называется ещё Святой Четыредесятницей и напоминает нам о сорокадневном посте Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в пустыне.
Великий пост вводит нас в Страстную седмицу и затем направляет к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения, который мы будем праздновать в 2018 году 8 апреля.
Вряд ли найдется человек, который, меняясь к лучшему, усиливаясь духом, совершенствуясь в работе над собой, будет грустить. Да, тренировки выматывают бойца, но, одерживая победу, боец уже не помнит тех трудностей. Пост – это время, когда любой христианин должен выйти навстречу врагу рода человеческого – диаволу, «который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). И нам нужно с ним сразиться и победить его. А чтобы правильно сражаться, правильно подвизаться, нам надлежит знать правило святого поста. Большинство людей думает, что задача поста заключается в том, чтобы человек только воздерживался от определенной еды или чтобы покаялся в грехах. Все это хорошо и замечательно, но недостаточно. Наша задача не просто со злом бороться, но еще и просвещать разум, чтобы мы вышли из поста просвещенными. А просвещает нас, как известно, Свет Христов!
|
Как поститься душе?
Время поста – это время особых волевых усилий души, особого настроя чувств. Во время поста наша воля тренируется к вырабатыванию добродетелей, а именно – незлобивости.
Бог говорит, что не принимает поста тех, кто постится и дерзкой рукою бьет ближнего своего: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте». (Ис. 58:3-4). Такой пост Бог не принимает, и кто собирается скандалить постом, то нужно помнить, что такой скандал сжигает весь пост.
Не нужно удивляться, что именно в пост появляются скандалы, т.к. пост – это время сражения, время битвы, когда мы вместе с Господом идем на сражение против сатаны, чтобы победить его и через это увенчаться небесными венцами. Господь желает, чтобы мы сражались за Него, чтобы мы штурмом взяли Царство Небесное. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Если дословно перевести эти слова Спасителя с греческого языка, то прочтем, что Царствие Небесное штурмом берется, и употребляющие штурмовые орудия похищают Его. Здесь необходимо усилие воли человека, которое проламывает нашу костную привычку жить по стезям греха, по накатанной дороге греха сползать в пропасть. Пост нам помогает выбраться из этого состояния.
|
Пост можно сравнить с лекарством
Пост может принести человеку благо, а может принести вред человеческой душе.Как излечение от физической болезни зависит не только от лекарства, но и от различных сопутствующих важных обстоятельств, таких как качество ухода за больным, питание, покой и многое другое, так и пост становится лекарством, которое излечиваетдушу при определенных условиях. О первом из них говорит Господь в Евангелии от Матфея: «Когда поститесь не будьте унылы, как лицемеры» (Мф. 6:16).
Если мы держим пост для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, но превращается в лекарство, причиняющее вред. Ведь так и делали ветхозаветные фарисеи, которые специально напускали на себя унылый, мрачный вид, желая уже этим показать, как строго они постятся, чтобы люди, взирая на них, прославляли не Бога, а самих лицемеров, которые используют пост для того, чтобы обеспечить себе авторитет. Но ведь так постятся не только ветхозаветные лицемеры. И церковные лицемеры так постятся, да еще делают это таким образом, чтобы обидеть, принизить других людей. Об этом говорит апостол Павел: «Тот, кто не ест, не укоряй того, кто ест» (Рим.14:3), — и это второе условие спасительности поста.
Пост не дает нам права осуждать других. Единственное, что мы вправе сказать, говоря о посте с другими людьми, особенно непостящимися, — это свидетельствовать о собственном опыте, о том, как пост влияет на нашу душу, подчеркивая, что это не наше собственное достижение, а милость Божия, которая открывается нам во время поста.
Истинный пост связан с молитвой, борьбой со своими пороками, искоренением злых дел, прощением обид, исключением развлекательных мероприятий, ограничением просмотра телевизора и пребывания в социальных сетях. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. И если мы держим пост для того, чтобы похудеть, очистить свой организм от шлаков или, что хуже, – для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, но причиняет вред душе.
Духовная суть поста была выражена в словах пророка Исаии, который говорит: «Отдай голодному душу твою» (Ис 58:10). Пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разделить свой хлеб с ближним. Пост – это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собой ради других.
Надо помнить, что Церковный Устав, согласно которому в календарях приводятся правила поста, рассчитан на монастырскую жизнь, где весь уклад подчинен посту и молитве. А современный человек живет совершенно в другом ритме, испытывает совсем другие нагрузки и физические, и эмоциональные. Поэтому меру воздержания в пище необходимо согласовывать с состоянием своего здоровья, посоветовавшись со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь.
Послабление поста разрешается пожилым, больным людям, беременным женщинам, детям, людям, несущим большую физическую нагрузку. Если у вас есть проблемы со здоровьем, то проконсультируйтесь с врачом, насколько вы можете себя ограничить. Возьмите благословение на тот пост, который Вам по силам.