Методы управления конфликтами




Фаза конструктивная (Нарушение общения при сохранении направленности на предмет спора)

 

Фаза деструктивная (I стадия - обратимая: не­обоснованная критика, пре­небрежение к партнеру, личные выпады;

II стадия - необратимая: переход на личности, ос­корбления, нарушение вос­приятия и самоконтроля, полный отход от предмета спора

 

Цель реалистического конфликта - добиться каких-то конкретных ре­зультатов, материальных или нематериальных преимуществ; цель деструк­тивного конфликта - освободиться от напряжения, разрядиться. В конст­руктивной фазе конфликта оба оппонента осознают цель, предмет и средства совместной деятельности, правильно оценивают собственные и партнера воз можности и состояние. В деструктивной фазе совместная деятельность не­возможна, порог неудовлетворенности общением перейден, превышен.

Внутриличностный конфликт. Основная причина боль ши нства, роле­вых конфликтов сотрудников организаций - противоречащий их воззрениям прямой приказ непосредственного начальника или одного из руководителей компании. Значительно реже внутриличностный ролевой конфликт возникает вследствие противоречий исполняемых индивидом ролей, когда, к примеру, менеджер исполняет обязанности руководителя команды, который обязан до­биваться привлечения дополнительных ресурсов, и в то же время является от­ветственным за сокращение операционных расходов должностным лицом.

Межличностный конфликт. Межличностные конфликты представляют собой серьезную проблему, ибо оказывают значительное влияние на человече­ские эмоции (прежде всего в тех случаях, когда индивид защищает свой имидж и самооценку от дискредитации). Непосредственная угроза самооценке человека чревата серьезными столкновениями и осложнением взаимоотношений с другими людьми. Нередко причиной ссор становится несовместимость темпераментов участвующих в конфликте сторон, неэффективные коммуникации, различия в восприятии или оценках событий.

Межгрупповой конфликт. Острые конфликты нередко возникают между подразделениями или отделами организации, когда каждая из сторон стремится одержать верх, добиться расширения зоны своего влияния и власти, улучшить собственный имидж. Причины такого рода столкновений - различные подходы к проблемам, преданность группе и борьба за ресурсы.

Можно выделить следующие причины возникновения конфликтов: организационные изменения, личностные расхождения, различные систе­мы ценностей, угроза статусу, контрастирующие восприятия, недостаток доверия.

2. Стили, методы и типология конфликтного поведения

Хрестоматийным стало описание поведения в конфликтной ситуации, принадлежащее К. Томасу. Личность может придерживаться тактики избе­гания, принуждения, подчинения, компромисса или сотрудничества. При этом только тактика компромисса и сотрудничества ведет к разрешению конфликта. Все другие оставляют напряженность, по крайней мере, у одно­го из участников конфликта (рисунок 10.2).

Стратегии разрешения конфликта во многом определяются стремления­ми его сторон. Выбор и реализация стратегии оказывает существенное влияние на результаты конфликта (действительный выигрыш или проигрыш). Принятая типология предполагает наличие по крайней мере четырех различных вариантов действий и одной комбинированной (компромиссной) стратегии, каждый из ко­торых имеет предсказуемый исход.

 

Степень учета ин­тереса

Сотрудничество

 

Приспособление

Принуждение

Избегание Компромисс

 

Уход (избегание) - физический или ментальный уход от конфликта, оп­ределяемый тем, что каждая из сторон мало заинтересована в его результатах; данная ситуация нередко завершается взаимным проигрышем.

Смягчение (приспособление) - попытка изменить свои требования в соот­ветствии с интересами другой стороны, обычно в ущерб себе, что детерминиру­ет результат «проигрыш - выигрыш».

Силовой подход (принуждение) - ставка на агрессивное давление без учета интересов оппонента. Наиболее вероятен результат «выиг­рыш - проигрыш».

Компромисс - поиск золотой середины или желание отказаться от ряда требований в обмен на определенные уступки другой стороны. Результаты не­очевидны.

Конфронтация (сотрудничество) - анализ основных причин конфлик­та, совместный поиск взаимоприемлемого решения. Известна также как реше­ние проблемы или интеграция. Результаты - «выигрыш - выигрыш».

Для понимания поведения человека в конфликтной ситуации полезно вспомнить сформулированные 3. Фрейдом способы психологической за­щиты, к которым прибегают люди в психотравмирующей ситуации. Знание этих способов поможет лучше понять состояние человека, предвидеть его поведение и заранее подготовиться к излюбленному способу защиты.

Регрессия: возврат в психологическое состояние и возраст, в кото­ром было ощущение комфорта (проявляется, например, в детском плаче взрослого).

Отрицание: стремление уклониться, игнорировать, избежать новой потенциально тревожной информации, проявляющееся на стадии ее вос­приятия.

Подавление: блокирование памятью и сознанием нежелательной информации.

рационализация: использование только той части информации, в соответствии с которой собственное поведение выглядит не противореча­щим обстоятельствам;

Вытеснение: сглаживание внутреннего конфликта путем забывания истинного, но неприемлемого мотива поведения.

Проекция: бессознательное отторжение собственных неприемле­мых чувств, желаний, стремлений и перенос их на другое лицо.

Идентификация: вид проекции, отождествление себя с другим ли­цом, перенос на него желательных чувств и качеств.

Отчуждение: обособление внутри сознания зон, связанных с трав­мирующим фактором. Может привести к раздвоению личности.

Замещение: перенос действия с изначально недоступного объекта на доступный.

Сновидение: вид замещения, переносящий недоступное действие в мир сновидений.

Катарсис: вид психологической защиты, приводящий к изменению системы ценностей (диспозиции мотивов) с целью ослабить психотравми­рующие факторы.

Сублимация: переориентация агрессивного или сексуального по­тенциала, приводящего к конфликту с личными и социальными нормами нравственности, на творческую или иную активность, поощряемую обще­ством.

Методы управления конфликтами

Действиями руководителя, направленными на конструктивное раз­решения конфликта, являются:

институционализация конфликта, т.е. определение некоторых административных или нравственных правил или норм поведения оппо­нентов в конфликте;

легитимизация конфликта или признание конфликтую щи ми сто­ронами установленных руководителем правил поведения;

структурирование конфликтующих групп, т.е. определение тех интересов, которые преследует каждая из конфликтующих личностей, и определение степени и причин отклонений этих интересов от установлен­ного в организации порядка;

редукция - постепенное ослабление и последующее разрешение конфликта.

Множество методов разрешения конфликтов можно разделить на структурные и межличностные.

К структурным методам разрешения конфликтов относятся: разъ­яснение требований к работе; использование координационных и интегра­ционных механизмов; установление общеорганизационных ком-плексных целей; использование справедливой системы вознаграждений.

Разъяснение требований к работе и ожидаемым от каждого сотруд­ника и подразделения результатам является одним из наиболее эффектив­ных методов предотвращения деструктивных конфликтов, поскольку в этой ситуации устраняется «деловое прикрытие» личной неприязни со­трудников.

Использование координационных и интеграционных механизмов ос­новано на принципе единоначалия. Их суть заключается в доведении под­чиненным их права обращаться к руководителю при возникновении между ними каких-либо противоречий. И в этом случае подчиненные просто под­чиняются решению руководителя. Важным является также создание служб или должностей, занимающихся интеграционной деятельностью, т.е. осу­ществляющих взаимосвязь между линейными или функциональными под­разделениями предприятия.

Устанавливаемые общеорганизационные комплексные цели служат своеобразным критерием эффективности усилий и правоты сотрудников.

Используемая в организации система вознаграждений будет спра­ведливой, если она, во-первых, поощряет сотрудников в достижении об­щеорганизационных целей; во-вторых, не приветствует неконструктивное поведение сотрудников и подразделений.

Используемые межличностные методы разрешения конфликтов во многом определяются теми целями, которые преследует руководитель, ввязываясь в конфликт. Основными среди этих целей являются:

• повышение производительности возглавляемого коллектива;

• сохранение и улучшение социально-психологического климата коллектива;

• рост авторитета руководителя.

Совокупность используемых межличностных методов разрешения конфликтов, по сути, определяет стиль поведения руководителя в кон­фликте.

Важное значение в управлении конфликтами имеет своевременная диагностика. Инструментарием для проведения анализа служит диагно­стический аппарат социологии, психологии, социальной психологии и дру­гих научных дисциплин, предметом углубленного исследования которых является причина, фактор конфликта. Целесообразен мониторинг в трудо­вом коллективе по проблемам организации, условий, оплаты труда, по со­вместимости участников совместного труда, отношениям «власть - подчи­нение», методам принятия решений, по отношению к труду, удовлетворен­ности им, причастности, мотивации трудового поведения, социально­психологическому климату. Сейчас доступны многие методики и тесты, гу­манитарные науки преподают практически во всех учебных заведениях. Поэтому решение проблем создания работоспособного коллектива или

бесконфликтного разрешения противоречий вполне по силам современно­му руководителю.

Существенным условием, определяющим возможность цивилизован­ного разрешения противоречий, является наличие либо отсутствие жела­ния понять другую сторону. Действие данного условия определяется личностными свойствами инициатора конфликта и наличием (либо отсут­ствием) необходимой информации.

Индикаторами наличия противоречий в трудовой сфере могут служить: снижение производительности труда, качества продукции, резкое уменьшение количества предложений по улучшению результатов труда и экономии ресурсов, повышение уровня текучести персонала, рост числа случаев травматизма и заболеваемости, ухудшение взаимоотношений меж­ду работниками и т.д. Сюда же можно отнести появление слухов, фактов наушничества, сплетен.

Источниками напряженности в трудовом коллективе, которая мо­жет перерасти в конфликт, А.Г. Здравомыслов определяет проблемы, свя­занные с размерами заработка, его распределением, низкой дисциплиной работников, неблагоприятными условиями труда, неритмичностью, соот­ношением выгодных и невыгодных работ, неясностью критериев оценки ре­зультатов труда, текучестью кадров, недостатками в информировании ра­ботников о конечных целях и результатах деятельности фирмы, плохо на­лаженным учетом, наличием рыночной конкуренции.

Предметом внимания руководителей и анализа специалистов с це­лью своевременной диагностики противоречий и их разрешения являются субъекты возможного конфликта, их интересы, цели, потребности, мотивы, специфика поведения для прогнозирования развития отношений в противо­речивой ситуации, их истинное и провозглашаемое отношение к ней, к са­мой проблеме, к другой стороне, их восприятие другой стороной, информи­рованность о мотивации поведения друг друга.

Положительными последствиями конструктивно разрешенного конфликта, по мнению социологов МГУ, могут считаться: повышение сплоченности коллектива, осознание наличия общих интересов и группо­вых ценностей; индикация нетерпимости условий труда/произвола админи­страции, злоупотреблений, негодных методов руководства; стимулирова­ние инновационного творческого поведения; изменение социально­психологического климата и всех элементов групповой динамики, других групповых характеристик; повышение уровня информированности сторон друг о друге, расширение кругозора, развитие элементов системного мыш­ления, повышение квалификации отдельных участников конфликта; воз­можность профилактики крупного конфликта путем разрешения мелкого конфликта.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Конфликты в организациях и их типы. Причины возникновения конфликтов в организациях.

2. Стадии развития конфликта в организации.

3. Уровни, виды и фазы конфликта.

4. Стили, методы и типология конфликтного поведения.

5. Методы управления конфликтами в организации. Диагностика конфликтов.

6. Модель управления конфликтами в организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: