Информационный материал.




В древности, когда не было концертных залов, филармоний для музицирования любители музыки собирались в своих домах. Отсюда пошло название – камерная музыка (camera от итал. - комната), то есть музыка предназначена для небольшого состава исполнителей. Для нее характерно внимание к внутреннему миру человека как личности. Отличительная черта камерной музыки заключается в выдвижении на первый план артистической индивидуальности исполнителя; певца-солиста, скрипача или инструментального ансамбля — трио, квартета. Именно этим камерное произведение отличается от оркестрового, где художественный замысел осуществляется силами крупного (до ста человек) коллектива музыкантов, подчиненного индивидуальности дирижера. Зато, идейно-образное содержание камерной пьесы раскрывается творческими усилиями одного солиста или небольшой группы артистов: двух — в дуэте, трех — трио, из четырех — в квартете, пятерых — в квинтете. При этом в большей или меньшей степени оказывается художественная равноправие участников ансамбля. Партии их индивидуализированные, обогащенные тонкими динамическими оттенками и нередко технически сложные.

Малые инструментальные формы — это своего рода пьесы-миниатюры. Их можно сравнить с лирическими, небольшими стихами - рассказами. В них раскрывается один или два образа. Крупным музыкальным формам — увертюре, сонате, симфонии, симфонической поэме — свойственно контрастное сопоставление разнохарактерных музыкальных образов. Издавна камерной музыке с ее более скромной, интимной звучностью противопоставляли мощную и полнозвучную оркестровую музыку. Лучшие симфонические композиции всегда создавались в расчете на массовую аудиторию. Глубина содержания сочеталась в них с величием масштабов, широтой замысла и, с другой стороны, с простотой и ясностью ведущих образов и мелодических тем. Камерно-инструментальная музыка предназначена для небольшого состава исполнителей. Для нее характерно внимание к внутреннему миру человека как личности, в противовес обобщающему выражению чаяний многих людей в симфоническом жанре. Монументальность симфонии, контрастирует эффектной виртуозности инструментального концерта, или экономии выразительных средств при самостоятельности отдельных партий и творческой активности камерного ансамбля.

Современные жанры камерно-инструментальной музыки окончательно сформировались в творчестве венских классиков — Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена. Это соната, трио, квартет, квинтет; ансамбли, в которых большое место уделяется струнным инструментам. Уже Бетховен во многом симфонизировал свои квартеты, сделал их более масштабными как в области формы, так и содержанияВ произведениях композиторов-романтиков Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона. Г. Шумана, Й. Брамса необычайно сильно проявилось лирическое начало.

 

VI. Изучение нового материала.

Слово учителя: Человечество в своем развитии нашло определенные общие основы мироздания, развития и становления общества, и др. Не только наука осваивала и изучала законы мира, человеческого общества. Свой вклад в мировую сокровищницу знаний внесла художественная культура, в частности музыкальное искусство.

Симфоническая музыка — одна из основных, важнейших областей музыкального творчества. Почва для возникновения симфонии была подготовлена музыкантами многих стран, однако появилась она в творчестве композиторов Венской школы. Именно в них термин «симфония» закрепляется за оркестровым циклическим произведением. Классическая симфония формируется в 70-80-е годы XVIII века в творчестве Йозефа Гайдна и Вольфганга Моцарта. Венского композитора Йозефа Гайдна называют «отцом симфонии», поскольку именно в его творчестве этот жанр впервые достиг высокого художественного совершенства.

Симфоническая музыка охватывает почти все инструментальные жанры — от многочастных произведений до небольших пьес. Симфонический оркестр объединяет инструменты различных групп, что дает богатейшую палитру звуковых красок, выразительных средств для воплощения замыслов. Симфония состоит из четырех контрастных частей, объединенных в единое по замыслу циклическую композицию. Отличительная черта лучших симфоний заключается в чрезвычайно широком охвате явлений жизни. В неисчерпаемом богатстве сочетаний музыкальных образов, в контрастном чередовании разнообразного движения - быстрого или медленного, или танцевального композиторы-симфонисты с большой художественной силой воссоздают энергичную, деятельную натуру человека, его борьбу с жизненными невзгодами, препятствиями, освободительное движение народных масс, а рядом есть прекрасные образцы природы, тонкие душевные переживания. Во многих симфониях можно также встретить жизнерадостные сцены народного быта, картины народных праздников. Важнейшая особенность симфонической музыки в том, что идейный замысел произведения — глубокий и значительный — раскрывается в широком, подчас конфликтном, противоречивом, или напряженно-драматическом развитии. Основная музыкальная идея утверждается в процессе борьбы, острых, конфликтных столкновений, временных отклонений от основного пути. Это развитие называется симфоническим.

Информационный материал

Словом «соната» (итал.- «звучать») впервые стали называть свои произведения испанские композиторы XVI в. Ранние сонаты были полифоническими. На смену полифоническому стилю пришел гомофонный, где ведущая роль принадлежала главному голосу с яркой мелодией, а другие имели сопроводительный характер. В XVII— XVIII вв. скрипичные сонаты составляют итальянские композиторы — Дж.Тартини, А.Корелли, А.Вивальди. Клавишный инструмент выполнял в них функцию аккомпанемента. Г.Ф.Гендель и особенно Й.-С.Бах уже создают сонаты для клавишного инструмента. Соната сформировалась как многочастная инструментальная пьеса с богатым образно-эмоциональным содержанием. Наиболее типичный был такой порядок частей: медленно — быстро — медленно — быстро, где первая часть чаще всего имела импровизационный характер, а третья, медленная строилась на ритмах сарабанды и - испанского и итальянского народных танцев.

Фортепиано пришло на смену клавесину и принесло с собой все богатство оттенков, оно способно было и на стремительную скорость, и на оркестровую звучность. Все эти качества с особой силой проявились в фортепианных сонатах Л. Бетховена, хотя многое в этом направлении сделали его предшественники: Гайдн, А.Моцарт, Н.Клемент. Бетховен добавил сонатам симфонический размах, масштабность («Аврора», «Аппассионата»).

Соната — один из основных жанров камерно-инструментальной музыки. Она существует не только как жанр, но и как форма. Сонатная форма — одна из самых развитых форм инструментальной музыки. Она типична для первых частей сонатно-симфонического цикла (в это понятие входят сонаты, симфонии, квартеты и много других великих произведений).

 

Одним из лучших примеров, что дает представление об особенностях и возможностях музыкального искусства в жанре симфонической музыки «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича, которую композитор писал в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде. Вместе с профессорами и студентами Ленинградской консерватории он выезжал на рытье окопов и как боец противопожарной команды жил на казарменном положении в здании консерватории. Первые три части симфонии были закончены к концу сентября 1941 года, когда Ленинград уже был окружен фашистами и подвергался жестокому артиллерийскому обстрелу и воздушным бомбардировкам. Победный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашистские орды стояли на подступах к Москве.

«Мы защищаем свободу, честь и независимость нашей Родины», — писал Шостакович.

Оркестровая (симфоническая) музыка объединяет произведения, художественный замысел которых осуществляется силами крупного (до ста человек) коллектива музыкантов, подчиненного индивидуальности дирижера.

Группа музыкантов, исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах, составляют оркестр. Название оркестра происходит от древнегреческого слова «орхестра», которое означало место в театре, где выступал хор, который сопровождал спектакль. Сегодня так называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. Оркестры, в зависимости от того, какие инструменты в них преобладают, бывают духовые, струнные, народные и тому подобное. Но непревзойденным по богатству тембровых оттенков является симфонический оркестр.

В состав современного симфонического оркестра входит от 50 до 75 исполнителей, а иногда — более 100! Руководит оркестром дирижер. Дирижер в оркестре — важнейшее лицо. Жестами рук, дирижерской палочкой он указывает оркестрантам, как выполнять тот или иной фрагмент музыкального произведения, его темп, громкость и характер музыки. Перед глазами дирижера на пюпитре (подставке для нот) лежит партитура музыкального произведения — нотная запись всех инструментальных партий.

В семье струнных высокие голоса у скрипок. Альты несколько больше чем скрипки и потому звучание их ниже. Виолончелям присущи богатый и теплый тембр. А контрабасы — будто дедушки в этой семье — с низкими, брюзгливыми звуками.

В семье деревянных духовых выше звучат светлые и легкие флейты и их пронзительный братик флейта-пикколо. У гобоев — мягкие и жалобные голоса, но они могут звучать достаточно сильно. Кларнеты — подвижные инструменты. У них мягкий и сочный голос. Фаготы — крупнейшие в группе деревянных духовых. И звучат они ниже всего.

Семья медных духових состоит из валторн, которые сделаны из медных трубок, закрученных в круг, ярких и звонких труб, тромбонов, в которых громкое, но немного тяжеловат звучание, и туб, которые звучат очень низко.

Существует огромное количество ударных инструментов:

1. Литавры

2. Колокольчики

3. Ксилофон

4. Колокола

5. Треугольник

6. Бубен

7. Тарелки

8. Большой барабан

9. Малый барабан

В оркестровой музыке различают сольное исполнение и звучание всего оркестра (тутти). На этом строится контраст.

Симфоническая музыка охватывает произведения крупной формы — сюиты, увертюры, сонаты, симфонии, симфонические поэмы, концерты, построенные на контрастном сопоставлении разнохарактерных музыкальных образов.

Сюита представляют собой многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных пьес, объединенных общей художественной идеей. Иногда вместо названия «сюита» композиторы использовали другое название - «партита». Исторически первой была старинная танцевальная сюита, писалась для одного инструмента или оркестра. Сначала в ней было два танца: величественная павана и быстрая гальярда. Их играли последовательно. В своем классическом виде она утвердилась в творчестве австрийского композитора Й. Фробергера. Ее основу составили четыре разнохарактерных танца: алеманда, куранта, сарабанда, жига. Постепенно композиторы стали включать в сюиту другие танцы, причем выбор их свободно варьировался.

Симфония - циклическая композиция из четырех контрастных частей, объединенных единым замыслом. Классическая симфония сформировалась в конце XVIII века. в творчестве Й. Гайдна и В. Моцарта. Венского композитора Йозефа Гайдна называют «отцом симфонии», поскольку именно в его творчестве этот жанр впервые достиг высокого художественного совершенства.

Концерт по содержанию и по форме построения имеет много общего с симфонией. Слово «концерт» означает «состязаться». Зародился этот музыкальный жанр в Италии, в трех видах: как хоровое, оркестровое или сольное произведение для одного или нескольких инструментов с оркестром. Композиторы XVIII века (А.Вивальди,.А.Моцарт) любили писать концерты для духовых инструментов: флейты, трубы, валторны или кларнета. Исполнение концерта требует от солиста достаточно высокого уровня мастерства, виртуозности. Солист и оркестр словно соревнуются по-разному. Порой оркестр будто перебивает солиста, то споря с ним в мастерстве, то ликующе и мощно развивая одну из главных тем. Примерные концерты для различных инструментов (в основном для фортепиано, скрипки написали Л. Бетховен, Ф. Мендельсон, Е. Григ, П. Чайковский.

Увертюра, что является вступлением к опере, балету, спектаклям, кинофильмам, часто приобретает самостоятельное художественное значение - живет самостоятельной концертной жизнью. Такие программные увертюры (на основе литературной программы)

Итог урока

Инструментальная музыка – это древнейшее исполнение музыки, искусство передачи художественного содержания музыкального произведения; тесно связано со словом, интонацией, она придает звучанию эмоциональной выразительности.

VI. Рефлексия

VII. Домашнее задание

Подумайте «нужна ли современному человеку классическая симфоническая музыка?» Запишите в тетрадь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: