Закономерности и принципы обучения.




Закономерности в педагогике - это выражение действия законов в конкретных условиях. Их особенностью является то, что закономерности в педагогике носят вероятностно-статистический характер, т. е. невозможно предусмотреть все ситуации и точно определить проявление законов в процессе обучения. Закономерности проявляются и выделяются в основном опытным путем. Выделяют два вида закономерностей обучения.

1. Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий.

2. Внутренние закономерности процесса обучения устанавливают связи между его компонентами: между целями, содержанием, средствами, методами, формами.

Таких закономерностей в педагогике много. Вот некоторые из них:

1) обучающая деятельность педагога преимущественно носит воспитывающий характер. Эта закономерность выявляет связь между обучением и воспитанием;

2) существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Следуя этой закономерности, процесс обучения не может быть состоявшимся, если нет целостного коллектива учеников и учителя, если отсутствует их единство;

3) прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в новый материал;

4) в процессе обучения кроме дидактических законов действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности.

Принципы процесса обучения - основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог. Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:

1) Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:

- обращать внимание на личность ученика;

- научить учащегося мыслить причинно.

2) Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:

- понимание целей и задач предстоящей работы;

- опора на интересы учащихся;

- воспитание активности у учащихся;

- использование проблемного обучения;

- вырабатывание самостоятельности у учащихся.

3) Принцип наглядности - обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:

- использовать наглядные предметы;

- изготавливать совместно учебные пособия;

- использовать технические средства обучения.

4) Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:

- учебный материал должен быть разбит на части, блоки;

- необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;

- должна существовать логическая урочная система;

- необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.

5) Принцип научности проходит при использовании следующих правил:

- обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;

- обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;

- необходимо использование научных терминов;

- необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;

- необходимо поощрение исследовательской работы.

 

6) Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:

- организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;

- учет возрастных особенностей учащихся;

- доступность, использование аналогий.

7) Принцип прочности основан на следующих правилах:

- систематическое повторение учебного материала;

- освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;

- использование логики в обучении;

- применение различных норм и методов контроля знаний.

8) Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:

- практикой доказывать необходимость научных знаний;

- информировать учащихся о научных открытиях;

- внедрять научную организацию труда в учебный процесс;

- приучать учащихся применять знания на практике.

9) Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:

- после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;

- использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. В конце 1950-х гг. Л. В. Занков разработал дидактическую систему для развивающего образования, основанную на взаимосвязанных принципах:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) ведущая роль теоретических знаний;

3) высокий темп изучения материала;

4) осознание школьниками процесса учения;

5) систематическая работа над развитием всех учащихся.

Эти принципы были конкретизированы в программах и способах обучения младших школьников грамматике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке. Развивающий эффект системы Л. В. Занкова свидетельствовал о том, что традиционное начальное образование, культивирующее у детей основы эмпирического сознания и мышления, делает это недостаточно совершенно и полно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: