Закономерности в педагогике - это выражение действия законов в конкретных условиях. Их особенностью является то, что закономерности в педагогике носят вероятностно-статистический характер, т. е. невозможно предусмотреть все ситуации и точно определить проявление законов в процессе обучения. Закономерности проявляются и выделяются в основном опытным путем. Выделяют два вида закономерностей обучения.
1. Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий.
2. Внутренние закономерности процесса обучения устанавливают связи между его компонентами: между целями, содержанием, средствами, методами, формами.
Таких закономерностей в педагогике много. Вот некоторые из них:
1) обучающая деятельность педагога преимущественно носит воспитывающий характер. Эта закономерность выявляет связь между обучением и воспитанием;
2) существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Следуя этой закономерности, процесс обучения не может быть состоявшимся, если нет целостного коллектива учеников и учителя, если отсутствует их единство;
3) прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в новый материал;
4) в процессе обучения кроме дидактических законов действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности.
Принципы процесса обучения - основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог. Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:
1) Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:
- обращать внимание на личность ученика;
- научить учащегося мыслить причинно.
2) Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:
- понимание целей и задач предстоящей работы;
- опора на интересы учащихся;
- воспитание активности у учащихся;
- использование проблемного обучения;
- вырабатывание самостоятельности у учащихся.
3) Принцип наглядности - обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:
- использовать наглядные предметы;
- изготавливать совместно учебные пособия;
- использовать технические средства обучения.
4) Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:
- учебный материал должен быть разбит на части, блоки;
- необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;
- должна существовать логическая урочная система;
- необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.
5) Принцип научности проходит при использовании следующих правил:
- обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;
- обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;
- необходимо использование научных терминов;
- необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;
- необходимо поощрение исследовательской работы.
6) Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:
- организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;
- учет возрастных особенностей учащихся;
- доступность, использование аналогий.
7) Принцип прочности основан на следующих правилах:
- систематическое повторение учебного материала;
- освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;
- использование логики в обучении;
- применение различных норм и методов контроля знаний.
8) Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:
- практикой доказывать необходимость научных знаний;
- информировать учащихся о научных открытиях;
- внедрять научную организацию труда в учебный процесс;
- приучать учащихся применять знания на практике.
9) Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:
- после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;
- использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. В конце 1950-х гг. Л. В. Занков разработал дидактическую систему для развивающего образования, основанную на взаимосвязанных принципах:
1) обучение на высоком уровне трудности;
2) ведущая роль теоретических знаний;
3) высокий темп изучения материала;
4) осознание школьниками процесса учения;
5) систематическая работа над развитием всех учащихся.
Эти принципы были конкретизированы в программах и способах обучения младших школьников грамматике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке. Развивающий эффект системы Л. В. Занкова свидетельствовал о том, что традиционное начальное образование, культивирующее у детей основы эмпирического сознания и мышления, делает это недостаточно совершенно и полно.