Она представлена прежде всего пагодами (илл. 36, 37).
Термин «пагода» (кит. та) индонезийского происхождения. Этот тип строения восходит к индийским ступам. Пагоды не предназначались для жилья и в них не совершались какие-либо регулярные обряды. В кладбищенских пагодах хранили пепел наиболее прославленных монахов. Свою пагоду имел каждый уездный город. Это связано с утверждением древних китайских ученых, что присутствие подобных строений благотворно для окружающей местности.
Пагоды были криволинейные, пирамидальные (террасообразные) – 60-метровая, основание 25 кв. м., Большая Пагода Диких гусей, 625 г. В Южном Китае – высотные деревянные пагоды желтого цвета, каждый ярус которых образует внешнюю галерею с балюстрадой красного цвета, и черепичной зеленой крышей, цокольная часть покрыта барельефными изображениями на буддистские темы.
В своем сечении они имели форму квадрата или круга. Могли иметь разное число этажей, чаще всего – двенадцать. Их строили из кирпича и камня, но можно встретить и маленькие пагоды из бронзы, а также с железным покрытием. Карнизы традиционно загнуты вверх, нередко к ним подвешивались колокольчики. На верхних этажах устанавливали бронзовые зеркала – для сбора «небесной росы».
В городах, при выезде из деревни, на берегах, на перекрестках дорог, в горах часто строились из кирпича или камня небольшие по размерам кумирни. В том числе посвященные лисам – воплощению хитрости: поскольку они часто имели норы возле могил, древнее поверье связывало их с душами умерших и наделяло способностью превращаться в завлекательных женщин.
Повсюду в Китае можно встретить памятные арки, установленные в память о заслуженных людях. Они украшались 2-3-этажными крышами, нередко имели три проема и обязательно – соответствующую памятную надпись.
|
Самые внушительные памятники мемориальной архитектуры – гробницы императоров. Погребения монархов династии Мин (14-17 вв.) в окрестностях Пекина – традиционный дворцово-храмовый комплекс. Наземная часть – постройки, глухие стены с башней (по модели городских стен), арки и каменная монументальная скульптура.
Каналы, мосты, стены
До настоящего времени исправно подает воду оросительная система в Западной Сычуани, построенная две тысячи лет назад. Все земляные работы при строительстве выполнялись вручную. Интересно, что вместо принуждения к работам чиновники устраивали, по старинному обычаю, соревнование между отдельными бригадами, победителей награждали вином и провизией.
Особое внимание китайцы уделяли мостам. С древности их строительство считалось богоугодным делом. Поэтому при почти полном отсутствии в старом Китае хороших дорог в нем всюду можно встретить превосходные каменные мосты.
Строили горизонтальные мосты из дерева и камня. В городе Аньпин (провинция Фуцзянь) находится самый длинный каменный мост в мире – два с половиной километра.
С середины 1 тыс. стали строить арочные мосты, с пролетами в несколько десятков метров. В горных районах до сих пор распространены подвесные мосты.
Стены.
Великая Китайская стена (или «Стена в десять тысяч ли») (илл. 38).
В настоящее врем ее протяженность составляет 2950 километров. На большей части высота стены составляет 7-8 метров, толщина стены у основания – 6,5 метров.
|
Первоначально Великая стена были сооружена из утрамбованной земли. Впоследствии она не раз обновлялась и перестраивалась. Объединитель древнего Китая Цинь Шихуанди соединил стены прежних самостоятельных царств в одну непрерывную стену длиной свыше 500 километров, чтобы соединить отдельные участки и создать непрерывное заграждение длиною свыше 1,5 тысяч километров. Четыре столетия стена строится и укрепляется кирпичными башнями, встроенными в земляной вал. В конце 15 в. стена перестраивается в камне, соединив 25 тысяч сторожевых башен, расположенных друг от друга на расстояние полета стрелы.
«Экскурсионный» участок Великой стены находится в 65 км от Пекина и относится к 16 веку, имеет каменное основание до 25 метров в ширину, высоту почти 30 метров и облицовку кирпичом и камнем с обеих сторон.
Дороги.
С 9 в. до н.э. в Китае существовала сеть государственных дорог, достигавших 15 метров в ширину, обсаженных соснами, с почтовыми станциями через каждые десять километров (30 ли); к 3. в. их протяженность насчитывала 20 тысяч миль. Тысячекилометровая дорога шла вдоль Великой стены. Главные дороги с вымощенной центральной полосой для посыльных и чиновников достигали 23 метров.
Из средств передвижения традиционной была двухколесная повозка с двумя или тремя бортами и крышей. Знатные люди ездили в открытых экипажах с одной осью, крытых шелковым балдахином. Наконец, самым престижным средством передвижения был паланкин – кресло или будка с занавесками изнутри на носилках.
К 14 веку н.э. «Великий канал», который опоясал весь восточный Китай, превысил тысячу миль. По рекам китайцы плавали в джонках – плоскодонная около 10 метров лодка с палубой, навесом, мачтой с парусом прямоугольной формы. Были суда в три мачты и рулевым управлением.
[1] Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй: Роман. В 2-х т. / Пер. с кит. В.Манухина. М.: Худож. лит., 1977. Т. 1. С. 237-238.
[2] Лу Нань, любитель поэзии и вина, не посчитался с уездным начальником // Удивительные истории нашего времени и древности / Пер. с кит. М.: Худож. лит., 1988. С. 217.
[3] Виноградова Н.А. Китайские сады. М.: Изд-во «Арт-Родник», 2004. С. 18, 20.