Упражнения на развитие координации руки




Тема «Основы линейно-конструктивного рисунка»

1. Изучите конспект занятия.

2. Выполнить упражнения на развитие координации руки.

3. Построить линейно-конструктивный рисунок из трех предметов.

Великий итальянский живописец, скульптор и архитектор Микеланджело Буонаротти говорил: «Рисуют не руками, а головой». Этим он хотел подчеркнуть, что художник не автоматически копирует природу, а передает то образное представление и понятие о предмете, которое сложилось в его сознании.

Что же нужно понимать под термином «конструкция»? Термин «конструкция» происходит от латинского слова constructio, что означает «строение», «построение», «структура», «план», «взаимное расположение и соотношение частей». Конструировать – это значит организовывать, создавать, строить, складывать согласно определенному плану. Во время рисования с натуры, анализируя конструкцию формы предмета, необходимо ясно представлять его строение во всех составных частях, как видимых глазом, так и невидимых. Уметь видеть натуру – это значит уметь анализировать ее строение. Рисовать надо всегда сознательно, а не копировать механически все, что видит глаз. Например. при рисовании куба необходимо прежде всего правильно понять его строение и наметить в рисунке его линейно-конструктивную основу, т. е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, каким образом его поверхности отграничиваются от общего пространства – как образуется объем.

Линейно-конструктивный рисунок дает возможность построить изображение правильно в перспективе, верно и убедительно передать форму.

Конструктивный анализ рождает определенную целеустремленность в работе, исключает возможность механического копирования натуры.

Раскрывая перед студентами особенности конструктивного строения формы головы и фигуры человека, мы подготавливаем их к правильному логическому анализу всякой сложной формы. Анализируя форму человеческого тела, наблюдая красоту сочетания отдельных объемов в отдельное целое, студент начинает понимать гармонию конструктивной связи. А это для дизайнера самое главное.

 

Упражнения на развитие координации руки

Впервые приступающему к изучению рисунка необходимо проделать ряд простых упражнений с линиями. Для упражнений использовать бумагу размером А3.

а) проведение параллельных линий одной силы на равном расстоянии друг от друга (параллельно краям бумаги проводить горизонтальные и вертикальные линии);

 

б) проведение линии возрастающей силы, которые достигаются путем различного нажима карандаша (линии могут проводиться с различным ритмом);

 

в) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта тока может находиться на листе бумаги;


в)

 

 

г) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта точка может находиться вне листа бумаги.

 

Необходи

г) е)

мо проделать ряд упражнений на пропорции. Деление линии на равные части. Деление углов на равные части.

На чистом листе бумаги нужно наметить несколько произвольных отрезков, ограниченных вертикальными засечками. На первом отрезке сначала на глаз делим его пополам, на 4, 8, и 16 частей. Следующий отрезок делим на 3, 6, 9, 18 частей. Далее берем определенный отрезок, допустим 1,5 см., и этот отрезок откладываем на линиях проведенных в любом направлении. Эти упражнения следует также выполнять в процессе обучения. Правильность их исполнения проверять их на глаз или с помощью измерительных приспособлений.

Контрольным заданием является композиция из линий, в которой может проявиться фантазия в полной мере. Композиции могут быть самыми простыми и очень сложными.

В следующих упражнениях приступаем к рисованию прямых линий, определяющих направление. На листе бумаги произвольно наносятся две точки и одним движением руки соединяем их между собой (рис.2).

Следующее упражнение вытекает из первого. Теперь проводим прямую линию через две точки, являющиеся составной частью одной прямой линии. На это упражнение стоит обратить особое внимание, так как данным приемом студент будет пользоваться постоянно при работе над натюрмортами и при конструктивном построении головы.

При выполнении упражнения (рис.1б), первые слабо намеченные точки соединяются легкой линией, как бы прицеливаясь, и с каждым последующим движением карандаша усиливается тональность линии до получения нужного результата. Вести линию следует не по частям, а сразу по всей длине одним движением руки и смотреть не на кончик карандаша, а на точку, являющуюся окончанием линии.

Все эти упражнения не только ставят руку и глаз, но и вселяют уверенность в студента. Задача упражнений состоит в том, чтобы посредством повторений одних и тех же операций создавать и совершенствовать навык. Важнейшим условием эффективности упражнений является систематическое повторение упражнений и последовательность их усложнения. Первые упражнения проводятся под руководством педагога, но чем дальше, тем больше самостоятельности должно быть в работе студента. Осмысленные действия и без лишних стираний ластиком, в ходе систематических упражнений, приведут к быстроте при решении различных композиционных задач. Научиться сознательному использованию точек и линий, овладеть техникой рисунка проще, начиная с простых упражнений, двигаясь от простых к сложным.

Характеристики возможных линий, определяющих поверхность тел, все их многообразие можно понять и изобразить, владея конструктивным рисунком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: