Степень разработанности проблемы. Систематика эзотеризма в литературе




Хотя само представление об эзотеризме, его многочисленных формах проявле­ния теоретически осмыслено явно недостаточно, тем не менее проблема изучения деятельности эзотерических объединений, их роли и влияния в обществе была пред­метом внимания крупных мыслителей и деятелей культуры. Вся история литературы пронизана интересом к эзотерическим явлениям как фундаментальному элементу че­ловеческой жизни. И каждая историческая эпоха давала свои образцы эзотерической практики, соответствующие их реальной социальной роли, с одной стороны, и отно­шения к эзотеризму со стороны иных форм сознания - с другой.

У нас в стране исследование данного феномена вообще не поощрялось, мягко говоря, достаточно долгий срок. В 50 - 60-е годы никто всерьез не стал бы разговари­вать на темы эзотеризма. Мышление 60-х годов в нашей стране было по преимущест­ву физикалистским, вся система обучения прививала такое восприятие мира, которое было свойственно классической науке (в частности ньютоновской механике). Оно просто-напросто отбрасывало всю эзотерику,все аномальные явления как лженауч­ные. Все, чему объяснений в науке не было (а всегда найдутся такие вещи), отмета­лось как мировоззренчески ложное и вредное. Наука тщательно уклонялась от явле­ний, не отвечающих парадигме. И лишь в последние годы данная проблема приобре­тает реальное философское, психологическое и социологическое звучание, начинает более энергично исследоваться представителями науки. Тем более, что налицо и сво­его рода социальный заказ: кризис в социально-экономической и культурно-духовной сферах, в воспитании и образовании заставляет более пристально исследо­вать процессы, происходящие во всех сферах и уровнях социума.

Из исследований, посвященных анализу различных форм и видов эзотеризма, следует выделить работы ряда отечественных исследователей, в частности В.Б. Ав­деева, А. Я. Авреха, Ю.Я. Бондаренко, В. Бабинцева, Е. Балагушкина, В.И. Вернад­ского, ГА. Габинского, П.С. Гуревича, Г.А. Гурева, А.Ю. Григоренко, А.Ф. Грязнова, А.П. Дуброва, А. Дугина, ЮЛ.Израилева, В. 3. Кривченка, Е. М. Луч-шева, А. Ф. Лосева, Л. Н. Митрохина, А.В. Мартынова, И.А. Крывелева, В.В. Налимова, В.М. Найдыша, Ю.В. Орфеева, К. Привалова, А.И. Панченко, П. Пер-


35 минова, Б.А. Печникова, В. Пруссакова, В.Л. Рабиновича, В.Е. Рожнова, В. Римского, В. Резниченко, В. Розина, В.И. Сафонова, С.А. Токарева, Л.М. Тарасова, В.П. Торчилина, Д.М. Угриновича, М.И. Шахновича, В. Шмакова и др.

Хорошей источниковой базой послужили издания энциклопедического харак­тер, перечень которых приведен во введении.

Недавно вышла из печати антология "Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев", которую с уверенностью можно отнести к числу удачных по за­мыслу и исполнению. Антология включает впервые переведенные труды классиков социальной и культурной антропологии: "Колдовство, оракулы и магия у азанде" (Э.Эванс-Причард), "Магия, наука и религия" (Б.Малиновский), материалы о магии, написанные известными зарубежными психологами и парапсихологами (К.Юнг, Дж.Кларк, Г.Прайс и др.) В книгу входят работы ведущих представителей современ­ного оккультизма:"Астрологию" Э.Кроули, "Учение Дона Хуана" К.Кастанеды, "Путь Шамана" М.Харнера, древнекитайский трактат о цигуне. В этой же антологии помещен интересный диалог ее составителя И.Т.Касавина и академика РАН В.С.Степина, в котором идет речь о месте оккультизма и магии в современном мире, даются социальные оценки вненаучным формам ориентации человека в мире.

Большой интерес в среде философов вызвала энциклопедия Элизабет Вандер-хилл "Мистики XXвека". Некоторые из представленных в "Энциклопедии" учений вместе с фигурами их создателей уже получили широкую известность, это относится прежде всего к Г.Гурджиеву, К,Кастанеде, Ошо. В то же время учения других, напри­мер Алана Уотса, Тейяра де Шардена, Алистера Кроули, П.Иванова еще не удостаи­вались широкой публикации, а мистицизм третьих был прикрыт большой политикой или наукой, как у М.Ганди, К.Циолковского, Г.Гербигера; поэтому наряду с очерка­ми личных биографий выдающихся мистиков XXвека в згой книге представлень/ и наиболее существенные положения их воззрений, что позволяет расценивать эту "Энциклопедию" как своего рода вводный курс в мистические учения нашего столе­тия.

Э.Вандерхилл предлагает в целях качественной классификации современного человечества метод разделения людей по их Пути. Вычленяется принцип качества состояния, согласно которому объединяются люди независимо от их мировоззрения и религиозной принадлежности. Движение человечества происходит на разных этажах и, чем ниже этаж, тем более массовый характер носит этот процесс и тем ленивее кру­говращение огромных человеческих потоков. Напротив, верхние этажи представляют собой своеобразную лабораторию, в которой трудится экзальтированное меньший-


36 ство, занятое конструированием Путей. Человеческая пирамида живет по законам высшей органики и тонкого взаимодействия планов, однако время от времени она перетряхивается катаклизмами, накреняется или даже переворачивается. Матрицы путей, найденные исследователями в лаборатории духа, определяют всю ее таинст­венную тотальную жизнь на годы, века и тысячелетия.

Научное изучение феномена эзотеризма началось с исследования первобытной магии. Для современного человека характерно неверие в реальность магии и недо­оценка своих первобытных предков. Магия как экзотика, а не как элемент всякого человеческого действия и мировосприятия, - вот что привлекло внимание прежде всего, когда социальная антропология открыла для всей образованной Европы мно­гообразие иных культур: этого конгломерата странных обычаев и менталитетов, па­ноптикума заблуждений и неэффективных, обычно бессмысленных ритуалов и обря­дов. Но ритуалы не всегда бессмысленны. Секрет в том, что определенная система знаний воспринимается тогда, когда она реализуется в конкретных поступках, делах. Соблюдение религиозных предписаний - путь к укреплению веры, иначе она останет­ся пустым звуком, не наполненным реальным содержанием.

У Дж.Фрэзера и Б.Малиновского - известных британских ученых, занимаю­щихся проблемами социальной антропологии - имеются исследования магии. На основании их можно составить некоторую общую теорию этого вида эзотеризма. Фрэзеровская концепция магии, изложенная им в работах "Золотая ветвь", "Божественный король" и "Задача психеи" содержит ряд интересных положений, ко­торые дают основания для выявления сущности эзотеризма как культурно-исторического феномена. Психологическая основа магии - ассоциация идей, между которыми не существует реальной причинной связи; магия позволяет умному челове­ку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые госу­дарства, получать статус святых и богов после смерти; магия вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и целостность, самостоятельность индивида.

В работах Б.Малиновского "Магия, наука и религия", "Основания веры и мо­рали", "Коралловые сады и их магия" и др. сформулированы следующие положения. Магия обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; магия создает цере­мониальную структуру торговли; магия часто организует коллективный труд; магия действует с помощью усиления социального давления на индивида; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа; магия представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный


37 высокопарно-сакральный язык, который отличается от языка, применяемого в кон­тексте трудовой деятельности и общественных отношений; магия укрепляет неравен­ство людей в примитивных обществах; магия подтверждается чудесами, порождае­мыми мистической верой.

Уже из этих положений Фрэзера и Малиновского следует, что магия, в сущно­сти, закладывала социальную структуру первобытного общества, организовывала важнейшие формы деятельности, являлась основой развития индивидуальности и сферой приложения всех духовных и практических новаций.

Б.Малиновский пишет, что магия дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и менталь­ную технику. Тем самым как бы воздвигается мост через те пропасти, которые возни­кают перед человеком на пути к его важнейшим целям, преодолевается опасный кри­зис. Функция магии заключается, по Малиновскому, в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. Б.Малиновский, Э.Э.Эванс-Причард, А.Элькин и др. исследуют магию в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснения как феномена, удовлетворяющего некоторую потребность (единства племени, успешности деятельности и др.) Однако для харак­теристики магии важно описать и соответствующий ей тип ментальности. Поэтому этнографические исследования этих авторов смыкаются с психологией и лингвисти­кой.

Уже при анализе магии как первичной формы эзотеризма можно понять, что есть различие между внутренним и внешним содержанием этой деятельности. Расчле­нение на "чистую" эзотерику и эзотерические формы организации, используемые со­всем для иных целей, в первую очередь для управления общественным сознанием -имеет глубокие исторические корни. Уже в древности начало происходить разделение между теорией (оккультным знанием) и "практикой" (где преобладали ритуалы и об­ряды).

Английский ученый Роберт Кутти, свыше 20 лет изучающий эзотерические феномены, отмечает, что "чем более очевидной становится неудача попытки разо­браться в сверхъестественном при помощи точных наук, тем чаще начинают рас­сматривать проблему с точки зрения общественных наук - психологии, социологии и антропологии. Такой подход имеет свои преимущества. Во-первых, снимается вопрос о том, реальны или нереальны паранормальные явления. Во-вторых, он позволяет рассматривать верящих и неверящих в сверхъестественное как равноправные группы социальной структуры. В-третьих, от бесплодного спора о существовании или отсут-


38 ствии потустороннего мира он дает возможность перейти к плодотворному изучению паранормального как психосоциального явления."'

В ходе исследования использовалась также литература, связанная с общим об­зором религиозных систем, в частности работы Е.Ахелиса, А.Ельчаникова, К.Каутского, А.Мензиса, Е.Прайса, О.Пфлейдерера, Э.Ренана, А.Хрисанфа и др.2 Ни в учебниках по социальной философии, ни в справочной, ни в научно-исследовательской литературе не рассматриваются и не разрабатываются, за редким исключением3, вопросы связи политической власти с социальной (в широком смысле) организацией, куда по мнению автора можно отнести соответствующие институты, процессы, структуры и виды деятельности эзотерического характера.

Особо стоит фигура крупного теоретика ззотеризма XXвека Рене Генона. Именно он радикально и однозначно заявил о необходимости тотального возврата к духовной Традиции, совершенно утраченной современной цивилизацией Запада. В доктрине Генона концентрируется и раскрывается содержание единой эзотерической Традиции. Р.Генон явился родоначальником одного из современных видов эзотериз-ма, который анализируется далее.

В наши дни имеет место влиятельная тенденция, которую И.Касавин назвал философией оккультизма4. Это такие исследования, которые осуществляются в рам­ках философии и показывают значение ненаучных форм знания и сознания в деятель­ности и в жизни современного человека и которые пытаются доказать, что они ничем не хуже научных форм освоения действительности. В рамках этого течения получают развитие такие концепции как онаучивание мистики или мистизация науки, т.е. с од­ной стороны, интерпретация науки по образцу оккультных форм деятельности, а с другой - рациональная интерпретация ненаучных форм познания мира. Составлен­ный и отредактированный им сборник представляет позиции ряда авторов - Н.С.Автономовой, Е.К.Быстрицкого, А.Ф.Грязнова, А.Л.Никифорова, В.Н.Поруса, Б.И.Пружинина, В.Л.Рабиновича, В.П.Филатова, А.А.Яковлева и др., которые за-

1 Кутти Р., Потапов В. Запретное знание: парадокс сверхестественного//Гармония. 1991, N 2.
С. 46-48.

2 См.: Ахелис Т. Очерк сравнительного изучения религий. Изд,"Библ.самообр." Брокгауз и
Ефрон. Спб, 1906; Ельчаников А. История религий.М.:Польэа, 1901; Каутский К. Античный мир. Иу­
действо и христианство. -Спб: Шиповник, 1909; Мензис А История религий. Сп6:Изд.Ф.Павленкова,
1899; Прайс Е. История религий. Краткий очерк религиозных вероисповеданий.
Спб:Изд.В.Гу6янского, 1904; Пфлейдерер О. О религии и религиях. Сущность религии. Религия и
мораль. Религия и наука. Пер. с нем.П.Юшкевича. Спб.:Прометей, 1909; Ренан Э. Очерки по истории
религий. Спб.,1907; Архимандрит Хрисанф "Религии древнего мира в их отношении к христианству"
Историч. исследование.В 3-х тт. Спб, 1873- 1879.

*См. напр. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власть. - М: Мысль, 1985. «См.: Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания/Отв. ред.И.Т.Касавин. -М.:Политиздат,1990.


трагивают в частности и проблемы эзотеризма как культурно-исторического фено­мена.

Предметом исследования одних авторов были вопросы классификации, опре­деления сущности отдельных явлений эзотерического характера, других интересова­ли отдельные исторические периоды в развитии эзотеризма, третьи же свое внимание сосредоточивали преимущественно на изучении социально-политических факторов, порождающих интерес к эзотерике. Концентрация внимания на строго очерченном круге вопросов способствовала более глубокому проникновению и подробному опи­санию избранного предмета исследования. Однако на этом пути неизбежны и потери. История эзотерических учений и течений лишается своей объемности, целостности, затруднен сравнительный анализ в контексте культурно-исторического процесса.

Соотношение веры и знания, религиозно-эзотерических доктрин и науки, но­вое содержание гуманизма в условиях сложных социокультурных процессов совре­менной России рассматривают сотрудники Гуманитарного центра Российской акаде­мии государственной службы при Президенте РФ и Института гуманитарных иссле­дований Республики Адыгея в сборнике "Наука, религия, гуманизм".' Это одно из изданий, где характеризуются нетрадиционные культы (в научной литературе их также называют "тоталитарными сектами", "внеисповедной религиозностью" и т.п.), причины их распространения с конца 80-х годов в России,рассматривается "технология" мировоззренческой трансформации личности, попавшей под влияние такого рода влияний. Один из исследователей, представленных в сборнике, Н.А. Трофимчук, объединения нетрадиционных культов разделяет на три большие груп­пы: восточного, евангельского и смешанного типов.

Восточного типа- Международное общество сознания Кришны, Миссия Чайтшаньи, Тантра-сангха, АУМ синреке, Джива-Храм Инглии, Карма кунзанг дор-же линг и др. Их характерной особенностью является то, что возникнув на Востоке, они пришли к нам с Запада, приобретя там опыт работы среди последователей хри­стианства.

Евангельского типа -Белое Братство, Богородичный центр, Церковь Христа, Церковь "Роса", Семья (Дети Бога), Община Единой Веры (Виссарион), Новая святая Русь, Церковь "Единство", Церковь "Дух жизни" (Казань), Церковь сатаны, а также ряд религиозных организаций, созданных выходцами из Кореи (Мисия Агафе, Дом христиан, Церковь ОнНу Ри, Хаптонг, Церковь свободной евангелизации).

1См.: Наука, религия, гуманизм.- Москва - Майкоп: Адыгея, 1996.


Смешанного типа - Церковь объединения,, Церковь сайентологии, вера Бахай и др. В них переплетаются элементы христианства, восточных религий, древних эзо­терических мессианских сюжетов.

Рост объединений нетрадиционных культов и их последователей не повлек увеличения исследований данной проблемы. Только единицы ученых прослеживают тенденции, происходящие в них. В последнее десятилетие практически не проводится анализ их вероучений, культа и деятельности в России. Те работы зарубежных авто­ров, которые выпущены издательством "Протестант" ("Обманщики", "Царство культов"), не решают проблемы, так как их анализ остался на уровне 70-х годов в условиях Запада. Работы православных авторов тоже не решают проблемы, ибо им присущ односторонний взгляд на проблему, многочисленные статьи и комментарии в СМИ противоречивы, скорее сенсационны, в них отсутствует глубокий анализ'.

Эзотерические явления в глазах сторонников их реальности, в отличие от ис­тинных суеверий, имеют некую основу,которая, по их мнению, может быть обнару­жена, исследована, описана и сведена в систему последовательных взглядов, т.е. в какое-то подобие науки. Например, в книге О.Мороза "От имени науки" подробно разбираются все известные области сегодняшнего "необычного". Следует сказать, содержание книги не соответствует подзаголовку "О суевериях XXвека" потому что речь идет вовсе не о суевериях; во-вторых, все описанные феномены излагаются вовсе не от имени науки, а, наоборот,в противовес науке, от которой почитатели чудес требуют их добровольного признания под страхом обвинения в обскурантизме. Ана­логичные попытки системного описания аномальных явлений предприняты Ю.А.Фоминым, А.Мартыновым и др.2

Многообразие видов и типов эзотеризма нередко ставит исследователя в ту­пик. Возникает идея ограничиться простым описанием различных эзотерических концепций, если уж нельзя найти общее, присущее всем им и расположить по опреде­ленному принципу. Неявно при этом принимается плюралистическая установка, уравнивающая разные формы знания. В плане познавательной культуры такой под­ход, видимо, плодотворен однако, для выработки новых аналитических средств он подходит слабо.

В качестве источника для формулирования авторской концепции эзотеризма как культурно-исторического феномена, наряду с научной и публицистической лите-

1 СмЛрофимчук Н.А. человек в нетрадиционных культах: свобода или тоталитарный кон-
троль?//Наука, религия, гуманизм. Москва-майкоп: Адыгея, 1996.

2 См.: Мартынов А. Исповедимый путь. - М. Аверс, 1991; Фомин Ю.А. Энциклопедия аномаль­
ных явлений.- М: Импульс, 1993.


41^W:u^ ратурой, послужили письменные источники, сами эзотерические тексты прошлого и

настоящего, которые относятся к числу неисследованных или малоизученных. В пер­вую очередь это касается работ Е.П.Блаватской, Р.Генона, Г.Гурджиева, К.Кастанеды, Р.Хаббарда, Я.Хельзинга. Важным условием всей работы был перевод и интерпретация материалов, изданных эзотерическими центрами за рубежом'. Тео­ретическая интерпретация текстов иногда представляла задачу большой сложности, так как буквальный перевод иногда мало что дает для понимания смысла эзотериче­ского текста. Как правило, многое в эзотерических источниках скрыто, недоговорено или выражено в затемняющей суть дела форме, хотя и достаточно определенно под­разумевается. Поэтому особое значение имела методологическая задача артикуля­ции, структурирования и реконструкции рассматриваемых эзотерических доктрин, выявляющая действительную реализацию установок, а не того, что лишь деклариру­ется. Таким образом, в данном случае прямые социологические индикаторы часто не срабатывают и необходим как можно более полный учет косвенных факторов.

Необходимо сказать о ряде источников, которые трудно отнести к какому-либо жанру. Они носят совершенно необычный характер, выражают персональную философию их авторов и которые условно могут быть причислены к разряду эзоте­рических. Так, например, весьма своеобразна книга В.Е.Еремеева "Чертеж антропо-космоса", в которой восточные учения- даосизм, конфуцианство, буддизм, санкхья, йога и т.д. исследуются с помощью особой схемы - эннеаграммы и утверждается воз­можность использования забытых древних знаний в современной науке; парадок­сальным образом сопоставляются, казалось бы, вещи совершенно несопоставимые, например, генетика и традиционные теории музыки, древнекитайская медицина и современная космология. Сталкивая между собой теории и учения различных времен и народов, автор пытается найти новые пути их понимания и, в конечном счете, но­вые принципы познания бытия.

К числу такого рода книг можно отнести работу Боканя Ю.И. " Витасофия " (М.:Витасофский фонд,1991). В этой книге раскрываются возможности личного пути к гуманитарности, достижения гармонии внутреннего и внешнего, основы нового миропонимания, основанного на экологии личности, культивировании царства разу­ма, элиты свободомыслящих.

Книга одного из известных экстрасенсов В.Сафонова2 "Несусветная реаль­ность" рассказывает о путях овладения психоэнергетикой, загадочных феноменах

1 В частности материалов Института Планетарного синтеза (Швейцария), Аркан-скул и
SchumacherCollege(Великобритания).

2 Сафонов В. Несусветная реальность.-М.,1992.


42 человеческой психики, научных подходах к анализу "сверхестественных" способно­стей людей.

Большой интерес у читателей самого широкого круга вызвала книга Лазарева С.Н." Диагностика кармы."1 По сути дела это изложение субъективной компилятив­ной концепции постижения законов духовного мира, который управляет миром ма­териальным, анализ возможностей вхождения в мир биоэнергетики. Главная цель этой публикации, по утверждению ее автора, расширение понимания окружающего мира, раскрытие и изучение механизмов, которые им управляют, изложение правил вхождения в биоэнергетику. Стремясь предупредить человечество об опасности более серьезной, чем ядерная - опасности распада духа, автор высказывает целый свод пра­вил поведения в области духа. Он считает, что все основные заповеди мировых рели­гий - это зашифрованная концепция строения мира и правил нашего взаимоотноше­ния сним.

Широкую известность получил "Учебник живой духовности" под ред. Ж.-И.Гавэра 2. В этой книге ведется разговор о сути понятия "духовность", истоках и пу­тях древних знаний, закодированных в различных знаковых системах, скрытом смыс­ле народных сказок, легенд и сказаний, ключ к которым лежит в понимании языка тайных знаков через их осмысление. Структура Перекрестия Жизни, используемая в учебнике, предназначена для помощи читателю в практическом воплощении полу­ченных знаний в жизни, гармонизируя и упорядочивая их. Это попытка соединить философию, религию, науку и искусство в едином первоисточнике - духовности.

Имеется целый ряд работ такого рода, выражающих в основном персональную философию их авторов и лишь условно причисляемых к эзотерическим.

Большое количество исследований посвящено масонству3. Это эзотерическое движение, изначально предполагающее тайну - не только тайну организации, но и неизреченную тайну первоначальных оснований. Масонство устами своих видных представителей стремится представить самое себя прежде всего как сообщество, спа­янное узами морального и мировоззренческого единства.Мы рассмотрим его сущ­ность во IIглаве.

1 Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Система полевой саморегуляции.- М.:Луч-1„1993.

2 Гавэр Ж.-И. Учебник живой духовности.- М.,1992.

3 См.: Аврех А.Я.Масоны и революция. М.,1990; Клизовский А. Правда о масонстве.- Рига:
Виеда, 1990;Иванов В.Ф. Православный мир и масонство.- М.: Трим,1993; Сталин и масонство. (Под
ред. П.Шверта) М.,1994.; Масонство в его прошлом и настоящем. (Пол ред. СП. Мельгунова и
Н.П.Сидорова).- В 2-х тт.М.:ИКПА,1991 и др.


Интересна попытка проникнуть в глубины ментальное™ масонства молодого итальянского ученого М.Морамарко1, который дает философскую и символическую интерпретацию основных идей "вольных каменщиков". Книга раскрывает духовный смысл масонства, его миросозерцание, переосмыслившее тысячелетние культурные традиции разных религий и эзотерических учений. Замысел Морамарко - через "внешнюю" историю движения показать эзотерическое содержание масонства, его многовековое развитие как особого историко-культурного типа, в значительной сте­пени удался.

Среди работ посвященных анализу феномена эзотеризма важное место зани­мают монографические труды, диссертационные исследования, статьи и разработки отечественных и зарубежных ученых в области теории культуры, где с разных точек зрения рассматривались эти вопросы. Существенное значение для выработки автор­ской концепции имели работы А.Я.Гуревича, Д.Э.Харитоновича, Е.А.Файдыша и др.

Ряд исследователей стремится вписать и философскую мысль в более общие рамки всемирно-исторического процесса. Среди них - современный советский индо­лог В.К.Шохин. Его сравнения Индии и Европы, Индии и Китая являются частью новой стратегии историко-философского исследования, призванной открыть основа­ния единства человеческого мышления. Формируя свое научное кредо, Шохин ут­верждает, что для сравнивания философских традиций на Востоке и на Западе следу­ет принять во внимание не только то, о чем толкуют тексты этих традиций, но и то, как они это делают. Иными словами структура сравниваемых текстов не менее важ­на, чем их содержание2.

Изучение источников и литературы по проблеме эзотеризма позволило опре­делить круг менее исследованных, либо вообще не исследовавшихся вопросов. В ча­стности, явно недостаточен анализ эзотеризма в целом как культурно-исторического феномена, что является актуальной научной задачей.

§3. Основные принципы социально-философского и культурологического анализа эзотеризма

В обосновании и формулировании методологии рассмотрения эзотеризма ав­тор исходил из факта, что каждая область науки, в том числе и формирование тео­рии, требует какой-то устойчивой системы отсчета.

1 См.: Морамарко М. Масонство в прошлой и настоящем. М.,1990.

2 См. выступление В.К.Шохина на "круглом столе", посвященном проблеме Востока и Запада в
истории философии//Философские науки, 1988. N 7. С.101.


А.Эддингтон, а также К.Поппер впоследствии, сравнивали теорию с сетью, ко­торую мы "забрасываем" в мир. Какой тип объектов попадет в поле исследования, будет зависеть от характера "сетки" метода, от размера ее ячеек, их конфигурации и т.д.

Мы считаем, что познание как процесс перехода от незнания к знанию, как по­иск и открытие того, что в данный момент отсутствует, носит во многом непредска­зуемый, рискованный характер, что истины не гарантирует никакой заранее изобре­тенный метод. То, что признается как истина сторонниками некоторого подхода, ме­тода, теории, может быть оценено как заблуждение их противниками. Один и тот же факт может подтверждать одну и опровергать другую теорию. Изучение методологи­ческих аспектов в научных работах ряда авторов показало, что вариативность под­ходов и принципов рассмотрения различных философских проблем является чрезвы­чайно широкой, что в области обществоведения до сих пор нет критериев истинности и результативности той или иной методологии и все зависит от системы установок, точки отсчета и авторской позиции.

История научного познания говорит о том, что оно, вырабатывая критерии рациональной деятельности вообще, попыталось распространить присущие лишь ему нормы на все, в том числе и самые интимные, сферы бытия и сознания. Но то, что работало в науке, не всегда пошло на пользу культурного процесса в целом. Да и са­мо познание много потеряло, ограничив себя жесткими рамками лишь рациональных процедур- Теория познания, призванная заниматься исследованием многообразных способов духовного освоения мира, ограничила себя сферой науки, в частности есте­ствознания. Онтология человеческой субъективности, всесторонне разрабатываемая различными эзотерическими доктринами, долгое время выпадала из сферы внимания философов.

В соответствии с целями и задачами, автором в качестве основного избран историко-философский метод исследования источников и литературы и конкретно-методологический подход при рассмотрении эзотерических взглядов. Для более точ­ной их экспликации использовался контент-анализ литературы, программ различных эзотерических движений и т.д.

Реализация принципа историзма предполагает целостный, всесторонний, глу­бокий и систематический анализ истории формирования и развития эзотеризма во всем ее объеме и содержании с целью выявления логики развития этой существенной формы духовной культуры. Необходимым является целостное рассмотрение всего


45 хода развития от его зарождения в древних культурах вплоть до самых новейших современных форм.

Общеметодологической основой исследования выступает система методологи­ческих установок, выражающая сущность и содержание диалектического метода, общей теории систем, синергетики, инвариантного моделирования и когнитологии в применении их к предмету исследования. Особое место отводится принципам мате­риалистической гносеологии и системного подхода как совокупности взаимосвязан­ных методов различных уровней познания: философских, обще- и конкретно-научных. Также применялись специальные методики и техника исследования, кото­рые будут раскрыты ниже.

Ряд исследователей эзотерических аспектов культуры ' высказывает ряд цен­ных соображений, которые можно использовать при анализе феномена эзотеризма. В частности, они отмечают, что в отличие от науки, направленной на познание не субъекта, а противостоящей ему, внешней, объективной реальности, философия (и большинство эзотерических доктрин) направлены прежде всего на субъект, человека.

В качестве философской используется методология диалектической теории по­знания, как системы принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности исследователя, выполняющая интегративную, мировоз­зренческую, нормативно-аксиологическую и критико-конструктивную функции с учетом генезиса и истории развития философского знания. Согласно Э.Гуссерлю, фи­лософия как "строгая наука" возможна только как исследование области феноменов (фундаментального слоя сознания) в терминах и на основе которых формируются в конечном счете не только все специально-научные концепции и построения, но и це­лый ряд особых, частных философских дисциплин.

У каждого философского метода есть свои основания, которые выражают его онтологическую, гносеологическую, мировоззренческую, логическую, психологиче­скую и прикладную сущность. Реализуются эти основания через функции метода по­знания, придавая ему соответствующие черты и специфику. Если подойти с этих по­зиций к трактовке современного философского метода познания, то для нашего ис­следования наибольшее значение имели следующие исходные, основополагающие принципы:

' См.: Гуревич ПС, Ногинский Е.Л. Антропологическое измерение культуры. Пенза, 1995; Померанц Г.С. Выход из транса.- М.,1995 и др.


1) культурологический, означающий связь философского метода со всей куль­турой своей эпохи, в отличие от частных методов, относящихся лишь к той или иной области познания;

2) оптимальности, который указывает на конструктивный преобразующий ха­рактер современного познания;

3) объективности, выражающий сущность основных положений материалисти­ческой диалектики;

4) комплексности, ориентирующий на учет всех факторов при познании, на со­четание всех форм и способов решения той или иной проблемы.

Ряд авторов1 включают в структуру философского метода помимо названных принципов другие: кооперативности, системности, нелинейности, вычислимости, конструктивности, принцип оценки, личностный принцип и др., чтобы решить ту или другую научную задачу.

Мы старались в нашем исследовании реализовать комплексный подход, выте­кающий из общей теории систем, активно разрабатываемой современной наукой2, в частности использовать синтез различных знаний об объекте для понимания приро­ды эзотерических явлений. Используются также такие методы, как сравнение, анализ и синтез, идеализация, обобщение, дедукция и индукция, восхождение от абстрактно­го к конкретному.

Автором активно использовалось структурно-логическое моделирование. Именно с его помощью выделялись в разнообразии несводимых друг к другу форм и видов эзотерической деятельности их всеобщие схемы и механизмы (хотя это может быть и звучит несколько некорректно) функционирования.

Применение разнообразных методологических систем позволило также прояс­нить дилемму познания ненаучных феноменов научными средствами. Это противоре­чие разрешалось путем обнаружения взаимосвязей в предметных областях, фиксируя наличие системы, ее отсутствие или же различные стадии ее становления.3

М.Вебер, разработавший концепцию рациональности, оказавшую далеко идущее воздействие на всю западную социально-философскую мысль XXвека, в ча­стности утверждал идею о "расколдовывании" этого мира, лишении его покрова "тайны", делал вывод о возрастании роли науки как новой содержательной предпо-

1См.: Уваров А.И. Философский метод в контексте информатики// XВсесоюзная конференция по логике, методологии и философии науки.-Минск, 1990. С. 126- 127.

?См.:УрманцевЮ. Эволюционика.-Пущино, 1988.

JУчитывался методологический опыт западных исследователей, существующий в виде мощной философской традУиции, в частности в работах М.Вебера, М.Хайдеггера, Х.Гадамера и др.


47 сылки, задающей направление рационализации в радикально "расколдованном" ми­ре.

М.Хайдеггер, в его поздних работах ', много внимания уделял анализу языка как "дома бытия", истинного средоточия культуры, разрабатывал идеи "спекулятивной филологии". Ряд его выводов имеют важное значение в работе с кате­гориальным аппаратом эзотеризма.

Акт перехода к новому знанию об эзотеризме - это акт гносеокультурный, ибо вводимые понятия нового требуют, как минимум, гносеологической согласованности словарей - нового и прежнего. Можно выделить 4 типа экстраполяции: модельный, структурный (формально-логический), номологический и фактуальный. Возможно­сти номологической и фактуальной экстраполяции достаточно ограничены в связи с необходимостью изменения смысла понятий. Культурологический аспект процедуры предполагает сохранение категориальной части смысла терминов при номологиче-ском типе переноса знаний и существование теоретически нейтрального языка на­блюдений при фактуальном типе экстраполяции.

Подход к вопросам экстраполяции эзотерических знаний в аспекте их соци­ально-культурной обусловленности усматривает зависимость процессов познания от иных компонентов культуры в вовлечении философского и мировоззренческого со­держания в категориальный смысл терминов научных теорий. Рассмотрение эзоте­ризма в качестве нового типа системного объекта культуры требует и новых норм объяснения, обоснования и организации знаний. Следовательно, для перехода к но­вому знанию, для его восприятия необходимо введение новой культурологической модели эзотеризма, основания которой изложены нами в IIIглаве.

Один из ведущих теоретиков философской герменевтики Х.Гадамер проводил работу по философскому истолкованию определенных историко-философских тек­стов и накопил значительный опыт в этом вопросе, который был нами также исполь­зован.

Важное место в методологии настоящего исследования занимают подходы, вытекающие из компаративной философии2. Ряд специалистов в области индийской и китайской философии с успехом применяют данную методологию для проблемного сравнительного анализа различных философских традиций. Много материалов по ее

1 См.: Хайдеггер М. Введение в метафизику - М., 1953.

2 См.Лысенко ВТ. Компаративная философия в России// Вопросы философии. 1992.


48 методике и проблемам публикуется на страницах важнейшего печатного органа фи­лософской компаративистики "PhilosophyEastandWest".

В ч<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: