Хотя само представление об эзотеризме, его многочисленных формах проявления теоретически осмыслено явно недостаточно, тем не менее проблема изучения деятельности эзотерических объединений, их роли и влияния в обществе была предметом внимания крупных мыслителей и деятелей культуры. Вся история литературы пронизана интересом к эзотерическим явлениям как фундаментальному элементу человеческой жизни. И каждая историческая эпоха давала свои образцы эзотерической практики, соответствующие их реальной социальной роли, с одной стороны, и отношения к эзотеризму со стороны иных форм сознания - с другой.
У нас в стране исследование данного феномена вообще не поощрялось, мягко говоря, достаточно долгий срок. В 50 - 60-е годы никто всерьез не стал бы разговаривать на темы эзотеризма. Мышление 60-х годов в нашей стране было по преимуществу физикалистским, вся система обучения прививала такое восприятие мира, которое было свойственно классической науке (в частности ньютоновской механике). Оно просто-напросто отбрасывало всю эзотерику,все аномальные явления как лженаучные. Все, чему объяснений в науке не было (а всегда найдутся такие вещи), отметалось как мировоззренчески ложное и вредное. Наука тщательно уклонялась от явлений, не отвечающих парадигме. И лишь в последние годы данная проблема приобретает реальное философское, психологическое и социологическое звучание, начинает более энергично исследоваться представителями науки. Тем более, что налицо и своего рода социальный заказ: кризис в социально-экономической и культурно-духовной сферах, в воспитании и образовании заставляет более пристально исследовать процессы, происходящие во всех сферах и уровнях социума.
Из исследований, посвященных анализу различных форм и видов эзотеризма, следует выделить работы ряда отечественных исследователей, в частности В.Б. Авдеева, А. Я. Авреха, Ю.Я. Бондаренко, В. Бабинцева, Е. Балагушкина, В.И. Вернадского, ГА. Габинского, П.С. Гуревича, Г.А. Гурева, А.Ю. Григоренко, А.Ф. Грязнова, А.П. Дуброва, А. Дугина, ЮЛ.Израилева, В. 3. Кривченка, Е. М. Луч-шева, А. Ф. Лосева, Л. Н. Митрохина, А.В. Мартынова, И.А. Крывелева, В.В. Налимова, В.М. Найдыша, Ю.В. Орфеева, К. Привалова, А.И. Панченко, П. Пер-
35 минова, Б.А. Печникова, В. Пруссакова, В.Л. Рабиновича, В.Е. Рожнова, В. Римского, В. Резниченко, В. Розина, В.И. Сафонова, С.А. Токарева, Л.М. Тарасова, В.П. Торчилина, Д.М. Угриновича, М.И. Шахновича, В. Шмакова и др.
Хорошей источниковой базой послужили издания энциклопедического характер, перечень которых приведен во введении.
Недавно вышла из печати антология "Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев", которую с уверенностью можно отнести к числу удачных по замыслу и исполнению. Антология включает впервые переведенные труды классиков социальной и культурной антропологии: "Колдовство, оракулы и магия у азанде" (Э.Эванс-Причард), "Магия, наука и религия" (Б.Малиновский), материалы о магии, написанные известными зарубежными психологами и парапсихологами (К.Юнг, Дж.Кларк, Г.Прайс и др.) В книгу входят работы ведущих представителей современного оккультизма:"Астрологию" Э.Кроули, "Учение Дона Хуана" К.Кастанеды, "Путь Шамана" М.Харнера, древнекитайский трактат о цигуне. В этой же антологии помещен интересный диалог ее составителя И.Т.Касавина и академика РАН В.С.Степина, в котором идет речь о месте оккультизма и магии в современном мире, даются социальные оценки вненаучным формам ориентации человека в мире.
Большой интерес в среде философов вызвала энциклопедия Элизабет Вандер-хилл "Мистики XXвека". Некоторые из представленных в "Энциклопедии" учений вместе с фигурами их создателей уже получили широкую известность, это относится прежде всего к Г.Гурджиеву, К,Кастанеде, Ошо. В то же время учения других, например Алана Уотса, Тейяра де Шардена, Алистера Кроули, П.Иванова еще не удостаивались широкой публикации, а мистицизм третьих был прикрыт большой политикой или наукой, как у М.Ганди, К.Циолковского, Г.Гербигера; поэтому наряду с очерками личных биографий выдающихся мистиков XXвека в згой книге представлень/ и наиболее существенные положения их воззрений, что позволяет расценивать эту "Энциклопедию" как своего рода вводный курс в мистические учения нашего столетия.
Э.Вандерхилл предлагает в целях качественной классификации современного человечества метод разделения людей по их Пути. Вычленяется принцип качества состояния, согласно которому объединяются люди независимо от их мировоззрения и религиозной принадлежности. Движение человечества происходит на разных этажах и, чем ниже этаж, тем более массовый характер носит этот процесс и тем ленивее круговращение огромных человеческих потоков. Напротив, верхние этажи представляют собой своеобразную лабораторию, в которой трудится экзальтированное меньший-
36 ство, занятое конструированием Путей. Человеческая пирамида живет по законам высшей органики и тонкого взаимодействия планов, однако время от времени она перетряхивается катаклизмами, накреняется или даже переворачивается. Матрицы путей, найденные исследователями в лаборатории духа, определяют всю ее таинственную тотальную жизнь на годы, века и тысячелетия.
Научное изучение феномена эзотеризма началось с исследования первобытной магии. Для современного человека характерно неверие в реальность магии и недооценка своих первобытных предков. Магия как экзотика, а не как элемент всякого человеческого действия и мировосприятия, - вот что привлекло внимание прежде всего, когда социальная антропология открыла для всей образованной Европы многообразие иных культур: этого конгломерата странных обычаев и менталитетов, паноптикума заблуждений и неэффективных, обычно бессмысленных ритуалов и обрядов. Но ритуалы не всегда бессмысленны. Секрет в том, что определенная система знаний воспринимается тогда, когда она реализуется в конкретных поступках, делах. Соблюдение религиозных предписаний - путь к укреплению веры, иначе она останется пустым звуком, не наполненным реальным содержанием.
У Дж.Фрэзера и Б.Малиновского - известных британских ученых, занимающихся проблемами социальной антропологии - имеются исследования магии. На основании их можно составить некоторую общую теорию этого вида эзотеризма. Фрэзеровская концепция магии, изложенная им в работах "Золотая ветвь", "Божественный король" и "Задача психеи" содержит ряд интересных положений, которые дают основания для выявления сущности эзотеризма как культурно-исторического феномена. Психологическая основа магии - ассоциация идей, между которыми не существует реальной причинной связи; магия позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые государства, получать статус святых и богов после смерти; магия вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и целостность, самостоятельность индивида.
В работах Б.Малиновского "Магия, наука и религия", "Основания веры и морали", "Коралловые сады и их магия" и др. сформулированы следующие положения. Магия обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; магия создает церемониальную структуру торговли; магия часто организует коллективный труд; магия действует с помощью усиления социального давления на индивида; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа; магия представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный
37 высокопарно-сакральный язык, который отличается от языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общественных отношений; магия укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; магия подтверждается чудесами, порождаемыми мистической верой.
Уже из этих положений Фрэзера и Малиновского следует, что магия, в сущности, закладывала социальную структуру первобытного общества, организовывала важнейшие формы деятельности, являлась основой развития индивидуальности и сферой приложения всех духовных и практических новаций.
Б.Малиновский пишет, что магия дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Тем самым как бы воздвигается мост через те пропасти, которые возникают перед человеком на пути к его важнейшим целям, преодолевается опасный кризис. Функция магии заключается, по Малиновскому, в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. Б.Малиновский, Э.Э.Эванс-Причард, А.Элькин и др. исследуют магию в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснения как феномена, удовлетворяющего некоторую потребность (единства племени, успешности деятельности и др.) Однако для характеристики магии важно описать и соответствующий ей тип ментальности. Поэтому этнографические исследования этих авторов смыкаются с психологией и лингвистикой.
Уже при анализе магии как первичной формы эзотеризма можно понять, что есть различие между внутренним и внешним содержанием этой деятельности. Расчленение на "чистую" эзотерику и эзотерические формы организации, используемые совсем для иных целей, в первую очередь для управления общественным сознанием -имеет глубокие исторические корни. Уже в древности начало происходить разделение между теорией (оккультным знанием) и "практикой" (где преобладали ритуалы и обряды).
Английский ученый Роберт Кутти, свыше 20 лет изучающий эзотерические феномены, отмечает, что "чем более очевидной становится неудача попытки разобраться в сверхъестественном при помощи точных наук, тем чаще начинают рассматривать проблему с точки зрения общественных наук - психологии, социологии и антропологии. Такой подход имеет свои преимущества. Во-первых, снимается вопрос о том, реальны или нереальны паранормальные явления. Во-вторых, он позволяет рассматривать верящих и неверящих в сверхъестественное как равноправные группы социальной структуры. В-третьих, от бесплодного спора о существовании или отсут-
38 ствии потустороннего мира он дает возможность перейти к плодотворному изучению паранормального как психосоциального явления."'
В ходе исследования использовалась также литература, связанная с общим обзором религиозных систем, в частности работы Е.Ахелиса, А.Ельчаникова, К.Каутского, А.Мензиса, Е.Прайса, О.Пфлейдерера, Э.Ренана, А.Хрисанфа и др.2 Ни в учебниках по социальной философии, ни в справочной, ни в научно-исследовательской литературе не рассматриваются и не разрабатываются, за редким исключением3, вопросы связи политической власти с социальной (в широком смысле) организацией, куда по мнению автора можно отнести соответствующие институты, процессы, структуры и виды деятельности эзотерического характера.
Особо стоит фигура крупного теоретика ззотеризма XXвека Рене Генона. Именно он радикально и однозначно заявил о необходимости тотального возврата к духовной Традиции, совершенно утраченной современной цивилизацией Запада. В доктрине Генона концентрируется и раскрывается содержание единой эзотерической Традиции. Р.Генон явился родоначальником одного из современных видов эзотериз-ма, который анализируется далее.
В наши дни имеет место влиятельная тенденция, которую И.Касавин назвал философией оккультизма4. Это такие исследования, которые осуществляются в рамках философии и показывают значение ненаучных форм знания и сознания в деятельности и в жизни современного человека и которые пытаются доказать, что они ничем не хуже научных форм освоения действительности. В рамках этого течения получают развитие такие концепции как онаучивание мистики или мистизация науки, т.е. с одной стороны, интерпретация науки по образцу оккультных форм деятельности, а с другой - рациональная интерпретация ненаучных форм познания мира. Составленный и отредактированный им сборник представляет позиции ряда авторов - Н.С.Автономовой, Е.К.Быстрицкого, А.Ф.Грязнова, А.Л.Никифорова, В.Н.Поруса, Б.И.Пружинина, В.Л.Рабиновича, В.П.Филатова, А.А.Яковлева и др., которые за-
1 Кутти Р., Потапов В. Запретное знание: парадокс сверхестественного//Гармония. 1991, N 2.
С. 46-48.
2 См.: Ахелис Т. Очерк сравнительного изучения религий. Изд,"Библ.самообр." Брокгауз и
Ефрон. Спб, 1906; Ельчаников А. История религий.М.:Польэа, 1901; Каутский К. Античный мир. Иу
действо и христианство. -Спб: Шиповник, 1909; Мензис А История религий. Сп6:Изд.Ф.Павленкова,
1899; Прайс Е. История религий. Краткий очерк религиозных вероисповеданий.
Спб:Изд.В.Гу6янского, 1904; Пфлейдерер О. О религии и религиях. Сущность религии. Религия и
мораль. Религия и наука. Пер. с нем.П.Юшкевича. Спб.:Прометей, 1909; Ренан Э. Очерки по истории
религий. Спб.,1907; Архимандрит Хрисанф "Религии древнего мира в их отношении к христианству"
Историч. исследование.В 3-х тт. Спб, 1873- 1879.
*См. напр. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власть. - М: Мысль, 1985. «См.: Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания/Отв. ред.И.Т.Касавин. -М.:Политиздат,1990.
трагивают в частности и проблемы эзотеризма как культурно-исторического феномена.
Предметом исследования одних авторов были вопросы классификации, определения сущности отдельных явлений эзотерического характера, других интересовали отдельные исторические периоды в развитии эзотеризма, третьи же свое внимание сосредоточивали преимущественно на изучении социально-политических факторов, порождающих интерес к эзотерике. Концентрация внимания на строго очерченном круге вопросов способствовала более глубокому проникновению и подробному описанию избранного предмета исследования. Однако на этом пути неизбежны и потери. История эзотерических учений и течений лишается своей объемности, целостности, затруднен сравнительный анализ в контексте культурно-исторического процесса.
Соотношение веры и знания, религиозно-эзотерических доктрин и науки, новое содержание гуманизма в условиях сложных социокультурных процессов современной России рассматривают сотрудники Гуманитарного центра Российской академии государственной службы при Президенте РФ и Института гуманитарных исследований Республики Адыгея в сборнике "Наука, религия, гуманизм".' Это одно из изданий, где характеризуются нетрадиционные культы (в научной литературе их также называют "тоталитарными сектами", "внеисповедной религиозностью" и т.п.), причины их распространения с конца 80-х годов в России,рассматривается "технология" мировоззренческой трансформации личности, попавшей под влияние такого рода влияний. Один из исследователей, представленных в сборнике, Н.А. Трофимчук, объединения нетрадиционных культов разделяет на три большие группы: восточного, евангельского и смешанного типов.
Восточного типа- Международное общество сознания Кришны, Миссия Чайтшаньи, Тантра-сангха, АУМ синреке, Джива-Храм Инглии, Карма кунзанг дор-же линг и др. Их характерной особенностью является то, что возникнув на Востоке, они пришли к нам с Запада, приобретя там опыт работы среди последователей христианства.
Евангельского типа -Белое Братство, Богородичный центр, Церковь Христа, Церковь "Роса", Семья (Дети Бога), Община Единой Веры (Виссарион), Новая святая Русь, Церковь "Единство", Церковь "Дух жизни" (Казань), Церковь сатаны, а также ряд религиозных организаций, созданных выходцами из Кореи (Мисия Агафе, Дом христиан, Церковь ОнНу Ри, Хаптонг, Церковь свободной евангелизации).
1См.: Наука, религия, гуманизм.- Москва - Майкоп: Адыгея, 1996.
Смешанного типа - Церковь объединения,, Церковь сайентологии, вера Бахай и др. В них переплетаются элементы христианства, восточных религий, древних эзотерических мессианских сюжетов.
Рост объединений нетрадиционных культов и их последователей не повлек увеличения исследований данной проблемы. Только единицы ученых прослеживают тенденции, происходящие в них. В последнее десятилетие практически не проводится анализ их вероучений, культа и деятельности в России. Те работы зарубежных авторов, которые выпущены издательством "Протестант" ("Обманщики", "Царство культов"), не решают проблемы, так как их анализ остался на уровне 70-х годов в условиях Запада. Работы православных авторов тоже не решают проблемы, ибо им присущ односторонний взгляд на проблему, многочисленные статьи и комментарии в СМИ противоречивы, скорее сенсационны, в них отсутствует глубокий анализ'.
Эзотерические явления в глазах сторонников их реальности, в отличие от истинных суеверий, имеют некую основу,которая, по их мнению, может быть обнаружена, исследована, описана и сведена в систему последовательных взглядов, т.е. в какое-то подобие науки. Например, в книге О.Мороза "От имени науки" подробно разбираются все известные области сегодняшнего "необычного". Следует сказать, содержание книги не соответствует подзаголовку "О суевериях XXвека" потому что речь идет вовсе не о суевериях; во-вторых, все описанные феномены излагаются вовсе не от имени науки, а, наоборот,в противовес науке, от которой почитатели чудес требуют их добровольного признания под страхом обвинения в обскурантизме. Аналогичные попытки системного описания аномальных явлений предприняты Ю.А.Фоминым, А.Мартыновым и др.2
Многообразие видов и типов эзотеризма нередко ставит исследователя в тупик. Возникает идея ограничиться простым описанием различных эзотерических концепций, если уж нельзя найти общее, присущее всем им и расположить по определенному принципу. Неявно при этом принимается плюралистическая установка, уравнивающая разные формы знания. В плане познавательной культуры такой подход, видимо, плодотворен однако, для выработки новых аналитических средств он подходит слабо.
В качестве источника для формулирования авторской концепции эзотеризма как культурно-исторического феномена, наряду с научной и публицистической лите-
1 СмЛрофимчук Н.А. человек в нетрадиционных культах: свобода или тоталитарный кон-
троль?//Наука, религия, гуманизм. Москва-майкоп: Адыгея, 1996.
2 См.: Мартынов А. Исповедимый путь. - М. Аверс, 1991; Фомин Ю.А. Энциклопедия аномаль
ных явлений.- М: Импульс, 1993.
41^W:u^ ратурой, послужили письменные источники, сами эзотерические тексты прошлого и
настоящего, которые относятся к числу неисследованных или малоизученных. В первую очередь это касается работ Е.П.Блаватской, Р.Генона, Г.Гурджиева, К.Кастанеды, Р.Хаббарда, Я.Хельзинга. Важным условием всей работы был перевод и интерпретация материалов, изданных эзотерическими центрами за рубежом'. Теоретическая интерпретация текстов иногда представляла задачу большой сложности, так как буквальный перевод иногда мало что дает для понимания смысла эзотерического текста. Как правило, многое в эзотерических источниках скрыто, недоговорено или выражено в затемняющей суть дела форме, хотя и достаточно определенно подразумевается. Поэтому особое значение имела методологическая задача артикуляции, структурирования и реконструкции рассматриваемых эзотерических доктрин, выявляющая действительную реализацию установок, а не того, что лишь декларируется. Таким образом, в данном случае прямые социологические индикаторы часто не срабатывают и необходим как можно более полный учет косвенных факторов.
Необходимо сказать о ряде источников, которые трудно отнести к какому-либо жанру. Они носят совершенно необычный характер, выражают персональную философию их авторов и которые условно могут быть причислены к разряду эзотерических. Так, например, весьма своеобразна книга В.Е.Еремеева "Чертеж антропо-космоса", в которой восточные учения- даосизм, конфуцианство, буддизм, санкхья, йога и т.д. исследуются с помощью особой схемы - эннеаграммы и утверждается возможность использования забытых древних знаний в современной науке; парадоксальным образом сопоставляются, казалось бы, вещи совершенно несопоставимые, например, генетика и традиционные теории музыки, древнекитайская медицина и современная космология. Сталкивая между собой теории и учения различных времен и народов, автор пытается найти новые пути их понимания и, в конечном счете, новые принципы познания бытия.
К числу такого рода книг можно отнести работу Боканя Ю.И. " Витасофия " (М.:Витасофский фонд,1991). В этой книге раскрываются возможности личного пути к гуманитарности, достижения гармонии внутреннего и внешнего, основы нового миропонимания, основанного на экологии личности, культивировании царства разума, элиты свободомыслящих.
Книга одного из известных экстрасенсов В.Сафонова2 "Несусветная реальность" рассказывает о путях овладения психоэнергетикой, загадочных феноменах
1 В частности материалов Института Планетарного синтеза (Швейцария), Аркан-скул и
SchumacherCollege(Великобритания).
2 Сафонов В. Несусветная реальность.-М.,1992.
42 человеческой психики, научных подходах к анализу "сверхестественных" способностей людей.
Большой интерес у читателей самого широкого круга вызвала книга Лазарева С.Н." Диагностика кармы."1 По сути дела это изложение субъективной компилятивной концепции постижения законов духовного мира, который управляет миром материальным, анализ возможностей вхождения в мир биоэнергетики. Главная цель этой публикации, по утверждению ее автора, расширение понимания окружающего мира, раскрытие и изучение механизмов, которые им управляют, изложение правил вхождения в биоэнергетику. Стремясь предупредить человечество об опасности более серьезной, чем ядерная - опасности распада духа, автор высказывает целый свод правил поведения в области духа. Он считает, что все основные заповеди мировых религий - это зашифрованная концепция строения мира и правил нашего взаимоотношения сним.
Широкую известность получил "Учебник живой духовности" под ред. Ж.-И.Гавэра 2. В этой книге ведется разговор о сути понятия "духовность", истоках и путях древних знаний, закодированных в различных знаковых системах, скрытом смысле народных сказок, легенд и сказаний, ключ к которым лежит в понимании языка тайных знаков через их осмысление. Структура Перекрестия Жизни, используемая в учебнике, предназначена для помощи читателю в практическом воплощении полученных знаний в жизни, гармонизируя и упорядочивая их. Это попытка соединить философию, религию, науку и искусство в едином первоисточнике - духовности.
Имеется целый ряд работ такого рода, выражающих в основном персональную философию их авторов и лишь условно причисляемых к эзотерическим.
Большое количество исследований посвящено масонству3. Это эзотерическое движение, изначально предполагающее тайну - не только тайну организации, но и неизреченную тайну первоначальных оснований. Масонство устами своих видных представителей стремится представить самое себя прежде всего как сообщество, спаянное узами морального и мировоззренческого единства.Мы рассмотрим его сущность во IIглаве.
1 Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Система полевой саморегуляции.- М.:Луч-1„1993.
2 Гавэр Ж.-И. Учебник живой духовности.- М.,1992.
3 См.: Аврех А.Я.Масоны и революция. М.,1990; Клизовский А. Правда о масонстве.- Рига:
Виеда, 1990;Иванов В.Ф. Православный мир и масонство.- М.: Трим,1993; Сталин и масонство. (Под
ред. П.Шверта) М.,1994.; Масонство в его прошлом и настоящем. (Пол ред. СП. Мельгунова и
Н.П.Сидорова).- В 2-х тт.М.:ИКПА,1991 и др.
Интересна попытка проникнуть в глубины ментальное™ масонства молодого итальянского ученого М.Морамарко1, который дает философскую и символическую интерпретацию основных идей "вольных каменщиков". Книга раскрывает духовный смысл масонства, его миросозерцание, переосмыслившее тысячелетние культурные традиции разных религий и эзотерических учений. Замысел Морамарко - через "внешнюю" историю движения показать эзотерическое содержание масонства, его многовековое развитие как особого историко-культурного типа, в значительной степени удался.
Среди работ посвященных анализу феномена эзотеризма важное место занимают монографические труды, диссертационные исследования, статьи и разработки отечественных и зарубежных ученых в области теории культуры, где с разных точек зрения рассматривались эти вопросы. Существенное значение для выработки авторской концепции имели работы А.Я.Гуревича, Д.Э.Харитоновича, Е.А.Файдыша и др.
Ряд исследователей стремится вписать и философскую мысль в более общие рамки всемирно-исторического процесса. Среди них - современный советский индолог В.К.Шохин. Его сравнения Индии и Европы, Индии и Китая являются частью новой стратегии историко-философского исследования, призванной открыть основания единства человеческого мышления. Формируя свое научное кредо, Шохин утверждает, что для сравнивания философских традиций на Востоке и на Западе следует принять во внимание не только то, о чем толкуют тексты этих традиций, но и то, как они это делают. Иными словами структура сравниваемых текстов не менее важна, чем их содержание2.
Изучение источников и литературы по проблеме эзотеризма позволило определить круг менее исследованных, либо вообще не исследовавшихся вопросов. В частности, явно недостаточен анализ эзотеризма в целом как культурно-исторического феномена, что является актуальной научной задачей.
§3. Основные принципы социально-философского и культурологического анализа эзотеризма
В обосновании и формулировании методологии рассмотрения эзотеризма автор исходил из факта, что каждая область науки, в том числе и формирование теории, требует какой-то устойчивой системы отсчета.
1 См.: Морамарко М. Масонство в прошлой и настоящем. М.,1990.
2 См. выступление В.К.Шохина на "круглом столе", посвященном проблеме Востока и Запада в
истории философии//Философские науки, 1988. N 7. С.101.
А.Эддингтон, а также К.Поппер впоследствии, сравнивали теорию с сетью, которую мы "забрасываем" в мир. Какой тип объектов попадет в поле исследования, будет зависеть от характера "сетки" метода, от размера ее ячеек, их конфигурации и т.д.
Мы считаем, что познание как процесс перехода от незнания к знанию, как поиск и открытие того, что в данный момент отсутствует, носит во многом непредсказуемый, рискованный характер, что истины не гарантирует никакой заранее изобретенный метод. То, что признается как истина сторонниками некоторого подхода, метода, теории, может быть оценено как заблуждение их противниками. Один и тот же факт может подтверждать одну и опровергать другую теорию. Изучение методологических аспектов в научных работах ряда авторов показало, что вариативность подходов и принципов рассмотрения различных философских проблем является чрезвычайно широкой, что в области обществоведения до сих пор нет критериев истинности и результативности той или иной методологии и все зависит от системы установок, точки отсчета и авторской позиции.
История научного познания говорит о том, что оно, вырабатывая критерии рациональной деятельности вообще, попыталось распространить присущие лишь ему нормы на все, в том числе и самые интимные, сферы бытия и сознания. Но то, что работало в науке, не всегда пошло на пользу культурного процесса в целом. Да и само познание много потеряло, ограничив себя жесткими рамками лишь рациональных процедур- Теория познания, призванная заниматься исследованием многообразных способов духовного освоения мира, ограничила себя сферой науки, в частности естествознания. Онтология человеческой субъективности, всесторонне разрабатываемая различными эзотерическими доктринами, долгое время выпадала из сферы внимания философов.
В соответствии с целями и задачами, автором в качестве основного избран историко-философский метод исследования источников и литературы и конкретно-методологический подход при рассмотрении эзотерических взглядов. Для более точной их экспликации использовался контент-анализ литературы, программ различных эзотерических движений и т.д.
Реализация принципа историзма предполагает целостный, всесторонний, глубокий и систематический анализ истории формирования и развития эзотеризма во всем ее объеме и содержании с целью выявления логики развития этой существенной формы духовной культуры. Необходимым является целостное рассмотрение всего
45 хода развития от его зарождения в древних культурах вплоть до самых новейших современных форм.
Общеметодологической основой исследования выступает система методологических установок, выражающая сущность и содержание диалектического метода, общей теории систем, синергетики, инвариантного моделирования и когнитологии в применении их к предмету исследования. Особое место отводится принципам материалистической гносеологии и системного подхода как совокупности взаимосвязанных методов различных уровней познания: философских, обще- и конкретно-научных. Также применялись специальные методики и техника исследования, которые будут раскрыты ниже.
Ряд исследователей эзотерических аспектов культуры ' высказывает ряд ценных соображений, которые можно использовать при анализе феномена эзотеризма. В частности, они отмечают, что в отличие от науки, направленной на познание не субъекта, а противостоящей ему, внешней, объективной реальности, философия (и большинство эзотерических доктрин) направлены прежде всего на субъект, человека.
В качестве философской используется методология диалектической теории познания, как системы принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности исследователя, выполняющая интегративную, мировоззренческую, нормативно-аксиологическую и критико-конструктивную функции с учетом генезиса и истории развития философского знания. Согласно Э.Гуссерлю, философия как "строгая наука" возможна только как исследование области феноменов (фундаментального слоя сознания) в терминах и на основе которых формируются в конечном счете не только все специально-научные концепции и построения, но и целый ряд особых, частных философских дисциплин.
У каждого философского метода есть свои основания, которые выражают его онтологическую, гносеологическую, мировоззренческую, логическую, психологическую и прикладную сущность. Реализуются эти основания через функции метода познания, придавая ему соответствующие черты и специфику. Если подойти с этих позиций к трактовке современного философского метода познания, то для нашего исследования наибольшее значение имели следующие исходные, основополагающие принципы:
' См.: Гуревич ПС, Ногинский Е.Л. Антропологическое измерение культуры. Пенза, 1995; Померанц Г.С. Выход из транса.- М.,1995 и др.
1) культурологический, означающий связь философского метода со всей культурой своей эпохи, в отличие от частных методов, относящихся лишь к той или иной области познания;
2) оптимальности, который указывает на конструктивный преобразующий характер современного познания;
3) объективности, выражающий сущность основных положений материалистической диалектики;
4) комплексности, ориентирующий на учет всех факторов при познании, на сочетание всех форм и способов решения той или иной проблемы.
Ряд авторов1 включают в структуру философского метода помимо названных принципов другие: кооперативности, системности, нелинейности, вычислимости, конструктивности, принцип оценки, личностный принцип и др., чтобы решить ту или другую научную задачу.
Мы старались в нашем исследовании реализовать комплексный подход, вытекающий из общей теории систем, активно разрабатываемой современной наукой2, в частности использовать синтез различных знаний об объекте для понимания природы эзотерических явлений. Используются также такие методы, как сравнение, анализ и синтез, идеализация, обобщение, дедукция и индукция, восхождение от абстрактного к конкретному.
Автором активно использовалось структурно-логическое моделирование. Именно с его помощью выделялись в разнообразии несводимых друг к другу форм и видов эзотерической деятельности их всеобщие схемы и механизмы (хотя это может быть и звучит несколько некорректно) функционирования.
Применение разнообразных методологических систем позволило также прояснить дилемму познания ненаучных феноменов научными средствами. Это противоречие разрешалось путем обнаружения взаимосвязей в предметных областях, фиксируя наличие системы, ее отсутствие или же различные стадии ее становления.3
М.Вебер, разработавший концепцию рациональности, оказавшую далеко идущее воздействие на всю западную социально-философскую мысль XXвека, в частности утверждал идею о "расколдовывании" этого мира, лишении его покрова "тайны", делал вывод о возрастании роли науки как новой содержательной предпо-
1См.: Уваров А.И. Философский метод в контексте информатики// XВсесоюзная конференция по логике, методологии и философии науки.-Минск, 1990. С. 126- 127.
?См.:УрманцевЮ. Эволюционика.-Пущино, 1988.
JУчитывался методологический опыт западных исследователей, существующий в виде мощной философской традУиции, в частности в работах М.Вебера, М.Хайдеггера, Х.Гадамера и др.
47 сылки, задающей направление рационализации в радикально "расколдованном" мире.
М.Хайдеггер, в его поздних работах ', много внимания уделял анализу языка как "дома бытия", истинного средоточия культуры, разрабатывал идеи "спекулятивной филологии". Ряд его выводов имеют важное значение в работе с категориальным аппаратом эзотеризма.
Акт перехода к новому знанию об эзотеризме - это акт гносеокультурный, ибо вводимые понятия нового требуют, как минимум, гносеологической согласованности словарей - нового и прежнего. Можно выделить 4 типа экстраполяции: модельный, структурный (формально-логический), номологический и фактуальный. Возможности номологической и фактуальной экстраполяции достаточно ограничены в связи с необходимостью изменения смысла понятий. Культурологический аспект процедуры предполагает сохранение категориальной части смысла терминов при номологиче-ском типе переноса знаний и существование теоретически нейтрального языка наблюдений при фактуальном типе экстраполяции.
Подход к вопросам экстраполяции эзотерических знаний в аспекте их социально-культурной обусловленности усматривает зависимость процессов познания от иных компонентов культуры в вовлечении философского и мировоззренческого содержания в категориальный смысл терминов научных теорий. Рассмотрение эзотеризма в качестве нового типа системного объекта культуры требует и новых норм объяснения, обоснования и организации знаний. Следовательно, для перехода к новому знанию, для его восприятия необходимо введение новой культурологической модели эзотеризма, основания которой изложены нами в IIIглаве.
Один из ведущих теоретиков философской герменевтики Х.Гадамер проводил работу по философскому истолкованию определенных историко-философских текстов и накопил значительный опыт в этом вопросе, который был нами также использован.
Важное место в методологии настоящего исследования занимают подходы, вытекающие из компаративной философии2. Ряд специалистов в области индийской и китайской философии с успехом применяют данную методологию для проблемного сравнительного анализа различных философских традиций. Много материалов по ее
1 См.: Хайдеггер М. Введение в метафизику - М., 1953.
2 См.Лысенко ВТ. Компаративная философия в России// Вопросы философии. 1992.
48 методике и проблемам публикуется на страницах важнейшего печатного органа философской компаративистики "PhilosophyEastandWest".
В ч<