5. Психологические методы осознавания личных Эго (методы Г. Гурджиева и института "Арики-тренинг" (США) |
1. Методы духовной практики личности
2. Путь к личной свободе программ
3. Осознание ментальных ограничений
4. Внутренние конфликты и противоре
чия
Основными направлениями в учебных курсах различных эзотерических школ и групп являются;
- эзотерические основы мироздания;
- всеобщие космические законы (перевоплощения, кармы, цикличности,
жертвы и т.д.);
- космические структуры, управляющие жизнью планеты (Шамбала,
Космический Разум, люциферианская система); - умение жить по космическим законам;
- смысл жизни и смерти человека;
- посмертное существование человека; -духовная эволюция планеты;
- эзотеризм в мировых религиях, эзотерический анализ религий 5-й белой расы
(ведантизм, браманизм, буддизм, религии Египта, христианство, еврейские эзотерические течения)
- история тайных сект;
- практика духовного и физического самосовершенствования;
- эзотерическое объяснение экстрасенсорных способностей человека и паранормальных явлений;
- эзотерическая астрология, магия, хиромантия, нумерология;
- эзотерическая психология;
- ознакомление с трудами Н.К. и Е.И.Рерихов, Е.П.Блаватской, А.Безант,
А.Бейли, Р.Штейнера, Г.Ауробиндо, О.Раджниша, Р.Генона, Г.Гурджиева, Эль
Мория, К.Кастанеды и др.
Как видно из тематики и данного перечня направлений учебных курсов, в понятие эзотеризма включаются разнообразнейшие знания и представления.
Ядром философского понимания сущности эзотеризма как явления культуры является, на наш взгляд, определение его как связующего звена между основными культурными формами и имеющего ярко выраженную специфику познания мира.
С одной стороны эзотеризм признает априорными знания, полученные путем откровений. Этот подход характеризует эзотеризм как религиозно-философское миросозерцание, своеобразную духовно-идеологическую систему. Современные эзотерики считают, что только 30% всех достигнутых успехов цивилизации в любой сфере антропогенной деятельности следует отнести за счет полученных на современном уровне знаний. Остальные 70 % - за счет чисто высокоразвитого интуитивного искусства восприятия1.
С другой стороны, эзотеризм соотносится с наукой, так как часто придерживается научного метода - эмпирического, построенного на опыте и умозаключениях. Тайные "науки" активно используют открытия общедоступных наук и дисциплин.
Эзотеризм претендует (и это ему в основном удается!) на место золотой середины между искусством, наукой и религией:
![]() |
Религия)
Философия |
![]() |
ЭЗОТЕРИЗМ
Схема 7. Место эзотеризма среди основных форм познания мира.
Формирование эзотерического знания не исчерпывается особым типом восприятия, но включает в себя исходную мифологическую структуру, технику так называемой "трансиндукции", практические сведения о лекарствах, минералах, растениях, металлах, человеческой психологии и физиологии, движении планет, биоритмах и т.д. В основе
1См. Орлов ВТ. Биоэнергетический баланс открытых систем в физическом пространстве. - М.: Изд. МАИ. 1995.
мировоззрения того или иного вида эзотеризма всегда лежит определенная мифологическая парадигма. Особую роль играет понимание природы как упорядоченного и организованного целого, со своим смыслозадающим центром, который выступает как образ Великого духа, Абсолюта, Единого, Всевышнего и т.д.
Таким образом, несмотря на разнообразие конкретных проявлений, форм и видов, мы приходим к выводу о единой культурно-исторической сущности эзотеризма и его месте в общекультурном поле на стыке между искусством, религией и наукой, глубоких социально-психологических и гносеологических корнях.
Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена, включающая ценностные ориентации и установки, внутренние правила и нормы поведения в эзотерическом объединении, понятийный аппарат соответствующего учения, принципы построения организационной структуры, порядок экзегезы, по своей структуре является многоуровневой конструкцией. Модель включает в себя также функционально-ролевую сторону феномена, элементы, определяющие его жизнеспособность и приспосабливае-мость к новым историческим условиям, закономерности развития, социально-психологические корни.
Данная модель позволяет выявлять концептуальное ядро в любой эзотерической доктрине. Следует отметить, что несмотря на несколько абстрактный характер, она выполняет роль методологического средства в идеализации, систематизации, выделении сущностных характеристик исследуемого нами объекта и может выступать как рабочий инструмент философского и культурологического анализа сферы эзотерических явлений.