ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 16 глава




Одна из важнейших отличительных особенностей этноса со­стоит в том, что он представляет собой специфическую социаль­ную группу, базирующуюся на общности культуры и едином са­мосознании. Сам же процесс формирования, развития, обогащения культуры создает сложную сеть информационных связей, которые


развертываются в двух взаимосвязанных направлениях — диахрон-ном и синхронном. Диахронные информационно-культурные свя­зи обеспечивают этническую преемственность, т.е. существование и развитие этноса во времени, а синхронные- стабилизируют эт­нос в определенном социально-географическом пространстве.

Если по своим объективно-ландшафтным основаниям этнос представляет собой природно-территориальную общность, то по способам самоорганизации - социокультурный феномен. Эти две системообразующие характеристики этноса даны не в раздельно­сти, а реально существуют во взаимозависимости, органическом взаимодействии.

Охарактеризованные отличительные особенности возникно­вения и развития этнических групп представляют возможность дать развернутое определение рассматриваемой социальной общ­ности.

Этнос - это природно-социальная и антропологическая общность людей, возникшая и развивающаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особен­ностей внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос ха­рактеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназва­ния, которое трансформируется в языках других народов, а само­сознание развивается через антитезу «мы — они». Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т.е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам («свои — чужие»).

Этносоциальный организм, составляющий ядро этноса, об­ладает не только культурным, но также и территориальным, поли- ' тическим, экономическим единством. На определенном этапе сво-1 его развития этносоциальный организм преобразуется в нацию. В древнем мире и средневековье этносы почти не имели националь­ной государственности, которая стала возникать преимущественно в связи с промышленной революцией и объединением региональ­ных рынков товаров, рабочей силы и услуг. Наибольший простор для своего развития промышленная революция имела именно в пределах этнических территорий, ибо товарный рынок требует ин­тенсивного информационного обмена, проводником которого в XVII-XVIII вв. могли быть только национальный язык и письмен­ность. Становление национальной государственности и социально-профессиональной структуры, пришедшей на смену социально-кастовой (сословной), способствовало в ходе развертывания про-


мышленной революции кристаллизации этносоциального орга­низма в нацию.

Однако история этнического развития человечества не пре­кратилась после формирования наций и национальной государст­венности. И в современных условиях некоторые этносы борются за создание национальных государств (курды), или их восстанов­ление (палестинцы), или же стоят перед проблемой объединения двух государств одной этнической общности (Вьетнам, Корея).

Если этнос выступает как фундаментальное антропогенети-ческое качество, обеспечивающее этническое единство определен­ной общности людей, то нация есть полиэтническое и надэтниче-ское единство. Без элементов национального государственного, правового регулирования, общего и единственного для всех граж­дан, само существование нации немыслимо. Другим важнейшим признаком нации, утверждает Ю. Бородай, является наличие мно­гослойной полифонической оригинальной культуры, претендую­щей на мировую значимость и одновременно сохраняющей в глу­бине исходную этнографическую многоцветность. Поскольку на­ция по природе своей полиэгнична, она немыслима без сочетания элементов соборности и принудительности, к первым из которых относятся горизонтальные связи - этнические, субэтнические, об­щинные, конфессиональные, корпоративные, а ко вторым — верти­кальные, прежде всего, общие для всех принудительные государ­ственно-правовые нормы и прямые административные распоряже­ния власти (4; 113-114).

В противоречивом взаимодействии этничности и нацио­нальности как взаимосвязанных и вместе с тем расходящихся ха­рактеристик той или иной исторически возникшей и развиваю­щейся общности людей и заключен один из существенных факто­ров возникновения этнонациональных конфликтных ситуаций. В настоящее время в мире насчитывается свыше двух тысяч этносов, среди которых 96,2 % составляют этнические общности численно­стью в миллион и более человек. Каждый этнос, многочисленный или малочисленный, стремится сохранить себя, свои исторические традиции и опыт, свою самобытную культуру. Чаще всего эти процессы в его коллективном сознании и представлении связаны с созданием независимого национального государства на террито­рии своего компактного проживания. В последнее десятилетие та­кой процесс наблюдается почти во всех регионах мира. Подобного рода тенденции, более или менее остро, нередко сопровождаясь


межэтническими конфликтами; проявляются в Канаде, Велико­британии, Бельгии, Индии, Иране, на территории бывшего Совет­ского Союза.

Этнонациональные конфликты способны приобрести осо­бенно обостренные формы проявления в том случае, если этнона-циональная общность в своем стремлении к национально-поли­тическому самоопределению попытается осуществить данный процесс (вполне естественный, а потому и оправданный) в узких рамках «этнически чистого» государства, будь это Эстонское, Ла­тышское, Чеченское или какое-нибудь другое, под националисти­ческим лозунгом, наподобие: «Эстония только для эстонцев!» Но такие конфликты могут возникнуть и в том случае, если в своем стремлении подчинить себе все иные этнические группы, сущест­вующие на территории данной страны, так называемая «табельная нация», давшая наименование данной стране, например, молдав­ская или грузинская, станет игнорировать этнонациональное свое­образие тех. или иных общностей в языке, культуре, традициях, обычаях и т.п. При анализе возможных путей этнонационального развития, позволяющего избегать межэтнических и межнацио­нальных конфликтов, никоим образом нельзя оставлять без вни­мания исторический опыт разных народов и стран. А он свиде­тельствует о том, что во взаимодействии этносов могут склады­ваться отношения как гармоничные, так и дисгармоничные, при­водящие к межэтническим конфликтам. В качестве примера дис­гармоничного взаимодействия этносов можно привести, продол­жающийся с более или менее длительными интервалами на про­тяжении более шести веков, конфликт между сербами и хорвата­ми. Эти очень похожие этносы на протяжении своей истории имели два совершенно различных центра духовно-культурного притяжения Для хорватов, исповедующих католицизм, такими центрами были Рим, а затем Вена и Берлин, для православных сербов - Византия, а потом Москва. Объединение их в рамках еди­ного югославского государства после распада Австро-венгерской империи было насильственным и искусственным, что отчетливо показали события Второй мировой войны, когда большинство сер­бов сражалось или сочувствовало партизанам и Советскому Сою­зу, а хорватские каратели вместе и под руководством немецко-фашистских оккупантов истребляли сербов. Этот же сценарий с некоторыми модификациями разворачивался и в августе 1995 г., когда 100-тысячная хорватская армия нанесла сокрушительный


удар по Сербской Крайне. Хорватские руководители не скрывали, что в ходе и после захвата сербской территории они намерены провести этническую чистку и планируют выдавить из Сербской Краины свыше 90 % сербов.

Однако различные коллизии и конфликты свойственны не узкому кругу своеобразных эг носов, а встречаются в историческом развитии большинства из них Одним из самых распространенных способов межэтнического взаимодействия на всем протяжении че­ловеческой истории были войны со всеми сопутствующими им трагическими ситуациями и насильственными действиями, и мас­совыми убийствами, и разрушением привычного уклада жизни, и даже образованием новых этнических общностей, поскольку неко­торые из войн заканчивались мирными соглашениями, закрепляе­мыми межплеменными, а затем - межэтническими браками. След­ствием войн становились и массовые переселения народов, в ходе которых возникали новые этнические формирования.

Одним из распространенных способов межэтнического вза­имодействия длительное время выступали колониальные захваты обширных территорий, сопровождавшиеся геноцидом по отноше­нию к порабощенным народам, порой завершавшимся их полным или почти полным исчезновением, что может быть охарактеризо­вано как подлинная этническая катастрофа.

Великие географические открытия и последовавшая за ними промышленная революция, ознаменовавшая вступление человече­ства (по крайней мере - наиболее развитых стран) в индустриаль­ную цивилизацию, вызвали к жизни новый тип межэтнических взаимодействий — широчайший, совершаемый в мировом масшта­бе обмен товарами, капиталами, рабочей силой, идеями и услуга­ми. Это дало возможность людям и их этнокультурным общностям все дальше отходить от архаических представлений об изначаль­ной враждебности этносов друг другу. Все глубже осознавая опре­деляющие тенденции исторического развития, они убеждались, что хотя бесконечное количество этносов и племен исчезло во вза­имной борьбе, тем не менее человечество сумело уцелеть, так как всегда существовал противоположный полюс, т.е. возможность сосуществования этносов, их слияния; всегда в той или иной (чаще всего - в возрастающей по мере исторического развития) степени существовал механизм культурного взаимопроникновения. Стано­вилась все более широко признаваемой и принимаемой дуальная позиция, предполагающая возможность как мысли, оценки, так и


реального исторического действия от первого полюса взаимоот­ношений (конфликта) к другому полюсу - полюсу сотрудничества и взаимопроникновения этносов. Именно этот процесс в опреде­ленных исторических условиях (часть из которых охарактеризова­на выше) приводит к формированию нации. Движение от этноса к нации опирается на качественные изменения в динамике культу­ры, на цивилизационные изменения, в ходе которых в большинст­ве случаев общенациональная принадлежность и лояльность не заменяют этническую идентичность и сосуществуют на не взаи­моисключающей основе. Поэтому человек может и должен одно­временно принадлежать к разным культурным и социальным общ­ностям. Например, человек, принадлежащий к испанской нации, может одновременно в социокультурном и этническом плане от­носиться к баскам или каталонцам.

Перечисленные особенности становления и развития наций дают возможность предложить развернутое определение этой спе­цифической социальной общности.

Нация — это исторически сложившаяся полиэтническая со­циальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей на­ционального самосознания, психического склада, единого унифици­рованного языка в его литературной форме, многослойной поли­фонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.

В процессе становления и развития нации складывается вне-биологический механизм регуляции человеческой деятельности в виде национальной культуры, конституирующей уникальную це­лостность и устойчивость национально-социального организма и одновременно выступающей способом сохранения национального генофонда и осознания общности исторической судьбы данной нации. «Национальность, - подчеркивал выдающийся российский философ Н.А. Бердяев, - есть индивидуальное бытие, вне которого невозможно существование человечества, она заложена в самих глубинах жизни, и национальность есть ценность, творимая в ис­тории... Существование человечества в формах национального бы­тия его частей совсем не означает непременно зоологического и низшего состояния взаимной вражды и истребления, которое исче­зает по мере роста гуманности и единства» (4; 93-94). В таком рос­те гуманности и единства решающая роль принадлежит культуре, которая «никогда не была и никогда не будет отвлеченно-чело-


веческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально народная и лишь в таком своем качестве восходя­щая до общечеловечности... Все творческое в культуре носит на себе печать национального гения... Достоевский - русский гений, национальный образ отпечатлен во всем его творчестве. Он рас­крывает, миру глубину русского духа. Но самый русский из рус­ских - он и самый всечеловеческий, самый универсальный из рус­ских. Через русскую глубину раскрывает он глубину всемирную, всечеловеческую. То же самое можно сказать и о всяком гении» (4; 95-96). По утверждению Н.А. Бердяева, нация - это единство исторической судьбы народа, а осознание этой судьбы предстает как национальное самосознание. А «подлинное национальное са­мосознание», убежден Н.А. Бердяев, чуждо национальному эгоиз­му и ограниченности, оно «ставит бытие нации в перспективу ми­ровой истории, оно преодолевает провинциализм национальной жизни и национальных интересов» (4; 127). Итак, нация в своем становлении и развитии неотрывна от национального самосозна­ния, от осознания народом своеобразия и единства своей истори­ческой судьбы.

Осознание общности судьбы проходит стадию соединения этносов, племен в рамках единой нации, зачастую - единого госу­дарства как попытка расширить зону «мы», сблизить прежде «чу­жих» в рамках более широкой социальной общности. Именно та­кую направленность носил процесс складывания белорусской на­ции на основе сближения и объединения этнических групп криви­чей, дреговичей и радимичей. В таком процессе возрастает зна­чение культурных интеграторов в том смысле, что целостность нации, общества становится осознанной ценностью личности, ко­торую она воплощает, реализует в повседневной деятельности. Формируется культурное основание для ответа на любой конфликт через его разрешение при учете интересов всех затронутых сторон, на основе диалога, его углубления. В итоге этнические конфликты превращаются в национальные. Для них характерно стремление сместить меру смыслов и решений ближе ко второму полюсу ис­ходной оппозиции, что включает в себя нарастание ценности диа­лога, учета интересов всех сторон.

Первые европейские нации, начавшие формироваться в За­падной Европе, складывались в границах централизованных госу­дарств на базе одного или нескольких этносов, например, фран­цузская нация сформировалась из северофранцузского и прован-


сальского этносов. На востоке и юго-востоке Европы формировав ние наций происходило внутри полиэтнических государств (Авст­ро-Венгрия, Турция, Россия). Окончательное политическое оформ­ление нации получили здесь в результате возникновения более или менее однонациональных государств (Польша, Румыния), либо ав­тономий внутри многонациональных государств — Советского Со­юза, Югославии, например, украинская, белорусская, сербская и \ др., а затем и распада этих государств, последовавшего в 1991 г В странах Америки нации формировались из групп разноэтничных европейских переселенцев, смешавшихся между собой и в разной степени с индейцами и неграми. Основным языком этих наций обычно становился язык метрополии (Англии у американской и канадской наций, Испании - у бразильской, аргентинской и др.).

Межэтнические и межнациональные взаимодействия, пред­ставляя собой специфический вид субъект-субъектных отношений, имеют не только объективную обусловленность внешними по от­ношению к этносу (нации) факторами, но и субъективную детер­минированность особенностями национального самосознания, ми­ровосприятия, ценностных стереотипов и т.п. Национальный сте­реотип связан с такими понятиями, как национальный характер, национальная психология, и основные проявления получает на уровне межэтнического общения. Своеобразные черты националь­ного характера, психического склада людей могут приобретать для их носителей самодовлеющее значение, а для представителей дру­гих этносов способны оказаться непонятными, чуждыми, подозри­тельными и т.п.

Трансформационные процессы этнонационального развития и взаимодействия можно дифференцировать на объединяющие и разделяющие. Объединяющие этнонациональные процессы под­разделяются на консолидацию, ассимиляцию, кооперацию.

Консолидация представляет собой сплочение нескольких са­мостоятельных родственных по языку, культуре, образу жизни эт­нических групп в единый новый, более крупный этнос. Именно такой характер имело слияние нескольких восточнославянских племен в единую древнерусскую народность в Х-ХП веках.

Ассимиляцией является растворение одного этноса или его части в другом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачиваются некоторые исконные этнические особенности и приобретаются новые, свойственные более мощному этносу. Этот процесс интенсивно протекает в современных западных странах -


Италии, Германии, Швеции, Дании и др., где уже сформировав­шиеся государственные этносы, превратившиеся в нации (немцы, шведы, датчане и др.), ассимилируют в себя малые этнические общности и отдельных индивидов.

Кооперацией является сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые длительное время существуют друг с другом, активно взаимодействуют во всех сфе­рах жизнедеятельности на одной, общей им территории, но сохра­няют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом. Такие процессы протекают в польско-белорусском и белорусско-литовском приграничье, где длительное время сосуществуют и дружественно взаимодействуют белорусы, литовцы, поляки, кото­рые даже в условиях проживания в рамках одного государства со­хранили свои этнические особенности.

К трансформационным этническим процессам разделяющего типа относятся этническое доминирование, этнодискриминация, этноприоритетный национализм. Этническое доминирование, про­являющееся в стремлении возвысить свой этнос (нацию) при од­новременном ущемлении интересов и прав других этнических групп, в период становления государственной независимости, ста­новится характерной чертой общественно-политической жизни в Узбекистане, Таджикистане и некоторых других бывших респуб­ликах Советского Союза. Этнодискриминация, т.е. ограничение или лишение прав определенной группы граждан по признаку на­циональной принадлежности, отчетливо проявилось в последние годы в Эстонии, Латвии, Молдове. Этноприоритетный национа­лизм, ориентированный на всяческое выпячивание, превозношение своего этноса, придание приоритетной значимости этому этносу, его языку, культуре, традициям и т.п., нашел широкие формы реа­лизации в Грузии, Азербайджане, Армении, Чечне и других госу­дарственных формированиях Закавказья и Северного Кавказа. Все эти виды трансформаций, осложняющих нормальное этническое развитие, рано или поздно приводят к обострению межэтнической неприязни, к возникновению этнонациональных конфликтов.

Существенной причиной возникновения этноконфликтных ситуаций является изменение национального стереотипа, приобре­тающее скачкообразный, нередко лавинообразный характер в пе­реломные, кризисные периоды развития общества. Национальный стереотип восприятия инонационального есть по существу про­цесс национальной апперцепции, т.е. восприятия инонациональ-



ных ценностей и норм через призму «своих», «кровных» ценност­ных систем. В стабильный период развития общества, когда поли­тическая и экономическая ситуация устойчива, межнациональное восприятие сконцентрировано главным образом на межличност­ной шкале признаков, фиксируя тождество или различие в отно­шении специфических черт характера, образцов поведения, обще­ния, свойственных представителям инонациональной группы как индивидуальным субъектам. Если формировавшийся в таких усло­виях стереотип межнационального восприятия и образует отрица­тельное поле, то оно проявляется в форме так называемого «быто­вого национализма» и выражается в неуважительных высказыва­ниях в адрес представителей инонациональной группы, свойст­венных им обычаев, традиций и т.д., не создавая широкой со­циальной основы для межнациональных конфликтов.

Другое дело, когда национальный стереотип восприятия представителей инонациональной общности формируется или трансформируется в условиях нестабильного, кризисного развития общества. В гакой ситуации индивидуальные признаки (черты ха­рактера, деловые качества, особенности религиозной веры и т.п.), свойственные вполне конкретному представителю инонациональ­ной группы и имеющие определенный смысл в межличностном взаимодействии, отступают на задний план, затемняются, оттес­няются групповыми признаками данной группы, причем именно эти обобщенные, чаще всего соединенные с негативными оценка­ми и неприязненными восприятиями, признаки становятся средст­вами ориентации в межнациональном взаимодействии, приобре­тающем политический характер. Инонациональная группа начина­ет восприниматься не как сумма определенных индивидов, а как единый социальный субъект, в отношении которого образуются соответствующие кризисной ситуации с ее нехваткой ресурсов жизнеобеспечения, озлобленностью и т.п. критические, часто вра­ждебные атрибуции типа «сепаратисты», «нахлебники», «оккупан­ты», «угнетатели». Групповой гетеростереотип национального восприятия инонационального приобретает в таких условиях чер­ты резко выраженного этноцентризма, негативно реагирующего на любые проявления особенностей, традиций, обрядов, жизненных установок другого этноса Тем самым создается обширное, эмо­ционально насыщенное, а потому и мощно действующее социаль­но-психологическое пространство возникновения межэтнической (межнациональной) конфликтной ситуации.


Конфликты в межэтнических и межнациональных взаимо­действиях начинают превалировать в условиях социально-поли­тической и экономической дезинтеграции, вызванной распадом Советского Союза. В условиях социального кризиса и социокуль­турной дезинтеграции нация в массовом сознании чаще всего ин­терпретируется как специфический самоутверждающийся группо­вой субъект, монолитное «мы», исполненное восхищения и одно­временно сострадания по отношению к самому себе. В глазах его наиболее воинственных адептов притязания этого «мы» превосхо­дят нормы человеческого общежития, попирая права и достоинст­во личности. Если такое миропонимание становится господствую­щим, то мы имеем дело с разрушением цивилизационных основ сосуществования веками проживавших рядом друг с другом наро­дов и наций, с нападками на язык, обычаи, нравы, культуру сосед­него народа, с господством этнократических тенденций, с чем приходится сталкиваться в настоящее время прибалтийским и кав­казским народам.

Но возникают, к счастью, и такие ситуации, когда цивилиза-ционные рамки взаимоотношений между соседними регионами, народами, нациями не разрушаются, а социокультурное своеобра­зие соседей не воспринимается в качестве чуждого, враждебного, угрожающего самому существованию данного народа или нации. В таком случае, как свидетельствует и прежний, и современный опыт Беларуси, социокультурное и политическое развитие ведет к упрочению в национальном самосознании менталитета толерант­ности, к значительному расширению социокультурного простран­ства, в котором происходит экономическое, политическое, соци­альное, духовно-нравственное развитие нации. Чем более откры­той для взаимодействия с иными культурными влияниями пред­стает социокультурная система данной нации, тем более циви­лизованным становится ее собственное социально-экономическое, политическое, духовно-нравственное развитие, тем более благо­датными для расцвета собственной культуры оказываются ее внут­ренние духовные ресурсы.

В современных условиях становится все более необходимой конструктивная этнонациональная политика государства. Она должна включать в себя обеспечение реального равноправия всех этносов, проживающих на территории данного государства, во всех сферах жизнедеятельности — экономической, политической, культурной, религиозной и бытовой. Она предполагает также реа-

8 Зак 2030 ^J


лизацию и защиту правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокуль­турного благополучия; разработку и практическое осуществление обоснованной и динамичной миграционной политики властей на базе урегулирования внешнеполитических и внешнеэкономиче­ских отношений с другими странами.

Для разработки и осуществления такой политики необходи­ма прочная законодательная основа. Правомерен вопрос: сущест­вует ли такая основа в Беларуси? Да, существует. В Конституции Республики Беларусь четко формулируются, с одной стороны, га­рантии прав лиц всех национальностей, а с другой - запретитель­ные меры на противозаконные акции в отношении национальных меньшинств, недопустимость какой бы то ни было национальной дискриминации. В статье 50-й Конституции, в частности, подчер­кивается, что «оскорбление национального достоинства преследу­ется согласно закону». В статье 12-й провозглашается, что «Рес­публика Беларусь может предоставлять убежище лицам, пресле­дуемым в других государствах за политические, религиозные убе­ждения или национальную принадлежность». Согласно статье 5-й Конституции, в нашей республике «запрещается создание и дея­тельность политических партий, а равно других общественных объединений, ведущих пропаганду войны, социальной, нацио­нальной, религиозной и расовой вражды». Примечательно, что за­прет на разжигание национальной вражды поставлен в один ряд с запретом на «насильственное изменение конституционного строя».

В Конституции Республики Беларусь подчеркивается, что «каждый имеет право сохранять свою национальную принадлеж­ность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности». Тут же провозглашает­ся, что каждый гражданин «имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соот­ветствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения» (статья 50-я).

Конституция определяет права и обязанности как общества и государства по отношению к личности и любой социальной группе, включая этническую, так и каждого гражданина по отно­шению к государству, обществу, культуре. В статье 54-й подчер­кивается, что «каждый обязан беречь историко-культурное, духов­ное наследие и другие национальные ценности». А статья 14-я констатирует, что «государство регулирует отношения между со-226


циальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед Законом, уважения их прав и интере­сов».

Таким образом, в Республике Беларусь созданы все необхо­димые конституционные предпосылки для нормального развития, дружественного взаимодействия всех проживающих на ее терри­тории этнонациональных общностей, предотвращения межнацио­нальных конфликтов, а в случае их возникновения - для их кон-ституционализации, нормативной регуляции и правового урегули­рования.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Чем отличается племя от народности?

2. Каковы характерные особенности этноса?

3. Каково определение этноса?

4. В чем состоят отличительные особенности нации по сравнению с эт­
носом?

5. Каково определение нации?

6. Какие виды межнациональных взаимодействий Вы знаете?

7. Каковы причины этнонациональных конфликтов?

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцшенка А. Этнас, нацыя, нацыянальная самасвядомасць//Белару-
cii<a. Кн. 3. Нацыянальныя i рэпянальныя культуры, ix узаема-
дзеянне. Мн., 1994.

2. Ахиезер А.С. Этнос и нация: динамика конфликта //Взаимодействие
политических и национально-этнических конфликтов. Ч. 1. М., 1994.

3. Бабосов Е.М. Конфликтология. Гл. 15, 16. Мн., 1997.

4. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и нацио­
нальности. М, 1918.

5. Бородай Ю. Пути становления национального единства //Наш совре­
менник. 1995. № 1.

6. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

8. Комаров М.С. Введение в социологию. Гл. 4. М., 1994.

9. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы («Круг­
лый стол»)//Социологические исследования. 1997. №№ 1,2.


Глава 18. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Мы уже отмечали, что каждый человек одновременно явля­ется членом нескольких социальных групп, в качестве каковых выделяются семья, сверстники, соседи, сослуживцы и т.п. Но каж­дый из нас от рождения до последнего дня жизни связан и с опре­деленными организациями: рождается в родильном доме, учится в школе или университете, служит в армии, работает в банке или на заводе и т.д. Все это — и родильный дом, и школа, и университет, и армия, и завод, и банк- различные организации.

Возникает законный вопрос: зачем люди объединяются в ор­ганизации?

Давайте представим себе такую ситуацию. Несколько чело­век имеют общую цель, например, заготовку дров, но каждый из них делает свою работу самостоятельно, изолированно от других. Но чтобы заготовить дрова нужно спилить дерево, распилить его, затем расколоть полученные чурбаны. Если каждый делает все это, не обращая внимания на остальных, так, как кажется наиболее целесообразным ему самому, то, вероятнее всего, они будут делать много лишней работы. Рано или поздно кто-то из них попытается объединиться с другими и предложит: «Давайте-ка мы займемся этим организованно!» Таким образом, организовав свою работу сообща, эти люди создадут организацию.

В нашей жизни мы каждодневно сталкиваемся со множест­вом организаций - школа, милиция, магазин, спортивный клуб, больница, почта, кинотеатр и т.д. — все это организации. Хотя та­ких и подобных им организаций великое множество, обычно в слово «организация» люди вкладывают определенный, всем по­нятный смысл. Чаще всего это слово употребляется в трех смыс­лах. Во-первых, этим словом обозначают определенный вид дея­тельности, которая ориентирована на установление взаимодейст­вия и координацию усилий отдельных членов той или иной соци­альной группы, а именно вид организованной деятельности. Во-вторых, под термином «организация» понимается степень внут­ренней упорядоченности, согласованности частей целого. Когда такая согласованность и упорядоченность отсутствуют, мы с горе­чью восклицаем: «Что это за организация!» В-третьих, под органи­зацией подразумевается определенный элемент социальной струк­туры общества, а именно специально созданная для достижения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: