Прочитайте текст, акцентируя внимание на описании художественных образов, сведениях о композиторе и его произведении.




Вся совокупность музыкально-выразительных средств, сочетание мелодии, гармонии, ритма, оркестровых красок создают у слушателей определённые образные представления. В каждом содержательном произведении мы улавливаем некий музыкальный образ или сумму образов. Композитор концентрирует в своей музыке то или иное жизненное содержание - будь то победное ликование или тяжкая народная скорбь, пламенные порывы любви или пафос коллективного труда. Если эти явления реальной жизни воплощены в музыке правдиво и талантливо, с помощью ярких и общезначимых выразительных средств, то и слушатель непременно воспримет их эмоционально-идейный смысл. Повторим названия красочных музыкальных картин – пьес цикла «Времена года» Чайковского. Послушаем «Ноябрь. На тройке»

Огромная сила воздействия классической музыки вызвана тем, что композиторы обобщали в музыкальных образах типичные интонации и обороты, почерпнутые в народном творчестве или в массовой, широко бытующей музыке своего времени. Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии.

Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка, смена раздела почти всегда означают возникновение нового образа, иногда близкого по содержанию, иногда - прямо противоположного.

Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Например, Двенадцатый этюд Скрябина, представляет очень цельный образ, хотя при внимательном прослушивании мы обязательно отметим его внутреннюю сложность, переплетение в нём различных состояний и средств музыкального развития.

 

А. Н. Скрябин вошёл в историю музыки как певец свободной и прекрасной личности - творческой, дерзновенной, героической. Широко известны его слова: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи». И это были не просто слова. Это было творческое кредо композитора, верящего в великую обновляющую и очищающую силу искусства. Всю свою жизнь он посвятил служению Музыке, через которую выражал свою любовь к людям. «Люби людей как жизнь, как твою жизнь, как твоё созданье…»

За пять лет до конца XIX века Скрябин сочинил двенадцать этюдов. Последний, Двенадцатый этюд поразил тогда же современников неистовством энергии опережавших друг друга звуковых валов, резкими взлётами волевой мелодии, как будто не на рояле, а на ста наковальнях выкована и отчеканена её мужественная, гордая стать. А когда несколько лет спустя Горький обнародовал «Песнь о Буревестнике», чуткая студенческая молодёжь стала называть и Двенадцатый этюд Скрябина «Буревестником», услышав в нём то же, что в горьковском: «Пусть сильнее грянет буря!».

А. Н. Дроздов, пианист и историк русской фортепианной культуры, вспоминая о том, какое впечатление произвело на него и его сверстников это сочинение (он впервые услышал его в 1902 году, в Саратове), писал: «Новая, неведомая музыкальная стихия властно охватила наше сознание. Словно мятежный вихрь сорвался со струн рояля и увлёк нас в свой стремительный полёт. Слышались вопли и шум борьбы. Чувствовался порыв пленённого героя, рвущего оковы, гибнущего в последней схватке, но не сдающегося: вот что сказал нам ре-диез-минорный этюд Скрябина».

Вслушайтесь в звучание Двенадцатого этюда А. Скрябина ре-диез минор. Это произведение, взволнованное и целеустремлённое по характеру, вызывает у слушателя глубокие и яркие переживания. Иногда этюд называют патетическим, однако такое название не следует считать признаком программности: оно лишь указывает на присущий произведению общий приподнятый тон звучания. Такая приподнятость чувствуется во всём: и в пульсирующем триольном ритме, и в мелодических взлётах, и в порывистости ритмического рисунка мелодии, наконец, в необычайной цельности всей пьесы, которая, хотя и включает в себя три раздела, всё же сохраняет единство общей патетической идеи.

Остаются позади испытания, связанные с болезнью «переигранной» правой руки. Скрябин вправе сказать: «Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». В зарубежной прессе его называли «исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом; он — весь порыв и священное пламя».

Этюд ре-диез минор, соч. 8, №12 - это этюд для фортепиано, написанный Александром Скрябиным в 1894 году. В нем присутствует много технически-сложных моментов, в том числе коварные участки с интервалами до одиннадцатого, многочисленные скачки в левой руке, повторяющиеся аккордные удары, и многочисленные октавы. Драматический мотив и трогательный соло речитатив верхних голосов на аккордовом фоне характерны началу творчества Скрябина. Правая рука всегда играет октавы, за исключением финала. Кроме того, левая рука постоянно прыгает до тех пор, пока не прозвучит финальный аккорд. Это произведение любимо публикой и исполнителями.

2. Послушайте Этюд ре-диез минор№12 Скрябина.

3. Опишите свои впечатления, опираясь на прочитанное.

4. Повторите песни «Осень», «Осенний блюз».

5. Выберите песню для поздравления к Дню Матери!

6. yulya.shcherbakova.1972@mail

7. https://vk.com/club193721923 - открытая группа с уроками музыки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: