Понять ребенка – не самое простое дело. Это бывает особенно сложно, если «понимающий» считает себя «взрослым». Это разделение планеты на «людей» и тех «кто только собирается» сбивает ориентиры и пагубно в целом. Но «взрослый» мир выработал этот механизм защиты от «детей» достаточно давно, и бороться с ним сложно. Но можно сделать обратный ход. Стать (или представить себя) «ребенком» и постараться понять взрослых. Возможно, в мире «взрослых» найдется что-то похожее (ощущения, открытия), что можно использовать для взаимопонимания. Возьмем, к примеру «свободу». Монтессори пишет о ней, как о важном «залоге» успешного и гармоничного развития. Где же можно встретить свободу у взрослых? Понятно, что, человечество придумало много слов на эту тему: гражданская свобода, свобода духа, свобода перемещения, личная, общественная и т.п. Если мы хотим искать «общую с ребенком» свободу, то имеет смысл говорить об ощущениях и обстоятельствах, т.е. «Когда? Где? И почему?» у взрослого человека может возникнуть чувство «открытых дорог». Первым делом вспоминаются те мгновения, когда оказываешься в новых местах. Допустим. Мы устроились на новую работу. У нас есть ощущение надежды, возможно поддержанная работодателем. Мы входим в среду, где все «с белого листа»: отношения, репутация, достижения. Все это нам предстоит … сделать. В голове много идей, а в теле – энергии. Возможно, через пол года нам надоест ходить на эту работу. Один день будет похож на всю неделю, мы перестанем замечать новое или реагировать на идейные импульсы из вне. Но в момент «старта» мы испытываем это самое ощущение «возможностей». Есть мнение, что это ощущение достигает своего апогея, когда в нашем сознании границы между мыслей, желанием и действием отсутствуют. Возможно, те произвольные шаги и позывы, которые свойственны первым годам жизни человека могут быть представлены такими непрерывными процессами.
|
Естественно, что новый сотрудник (как и ребенок) может иметь недостаточный опыт для выполнения той или иной работы. И здесь важна мудрость «рукоРодителя», который поможет новичку направить свою энергию в русло общей задачи, не убив при этом мотивацию человека. Если все же это случается, то часто бывает так, что человек занимает пассивную(иждивенческую) позицию – работника, слушателя, потребителя. По своей сути – это задержка развития, сродни психической задержки, которая может возникнуть у ребенка в случае «отталкивания мира» в первые годы жизни (вопрос «принятия мира» Монтессори описывает с большим вниманием).
Другим примером «взрослой» свободы может быть выезд на отдых. В новой среде, где люди говорят, ходят, одеваются и вообще живут по-другому (а стало быть по-новому), у взрослого человека просыпается вся сенсорика, которая в буднях востребована меньше. Это своего рода, жизнь «на полную катушку». Помимо ощущения свободы здесь интересны энергетические особенности проживания этих моментов. Бывает так, что целый день насыщен экскурсиями, красивыми пейзажами, общением с новыми людьми. А в конце дня мы можем обнаружить вовсе не усталость, на наоборот – подъем сил(это хорошо чувствуется в теле). Не та ли эта энергия, с которой борется родитель каждый вечер, загоняя своих отпрысков в кровать?
|
Монтессори пишет о том, что за первые годы жизни человек проживает столько, сколько не проживает за остальную часть. И здесь очень интересно соотнести эту «относительность» с тем, как «изменяется» восприятие времени у взрослого человека в поездке. С одной стороны – время пролетает быстро, с другой – каждый день отчетливо запоминается. В целом, такая жизнь, по скорости или, по крайней мере, по характеру течения времени может быть сравнима с тем, как это бывает у нас, у детей (о восприятии времени хорошо написано у Стива Тейлова в книге «Покорение времени»).
Еще одна схожесть «детей» и «взрослых» есть в адаптивных способностях к обучению. По Монтессори, изучение родного языка сопровождается (и вызывается) яркими переживаниями, которые не сравнимы с тем, как изучается языки в более старшем возрасте. Это естественный (природный) мотив к изучению языка: чтобы сказать «Мама», чтобы сказать «нет», и в конце концов, чтобы осознавать мир. У «взрослых» есть похожий инструмент изучения языков. Это метод погружения. Это когда человек проживает (в полном смысле этого слова) в среде носителей языка. Этот пример интересен тем, что здесь изучение языка – жизненная необходимость: надо расплатиться в магазине, сесть в автобус, спросить дорогу и т.д. Скорость изучения таким методом значительно выше «иностранного способа». Человек, естественным образом, научается говорить так, как говорят вокруг. Он адаптируется в среду, и сама среда позволяет ему научиться гораздо быстрее. Так же, как ребенок, взрослый учится этому просто потому, что жизнь вокруг так устроена……
Невзоров Павел
14 декабря 2011