Анализ практики работы психологов позволяет выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом, которые существенно отличаются системой оценок, в которых клиентом воспринимается информация.
Первый тип задач – социальные задачи.
Они специфичны тем, что человек оценивает свои переживания и психологическую информацию о других людях, ориентируясь на социальные критерии и нормы. Эти критерии обедняют жизнь человека и задача психолога изменить систему оценок клиента, что позволит клиенту увидеть свою цель в другом свете, расширит перспективы.
Другую категорию задач взаимодействия клиента и психолога можно обозначить как задачи этические. Переживания клиента ориентированы на шкалу этических оценок: "хорошо-плохо". Формулируя свое отношение к цели взаимодействия, осуществляя выбор своего отношения, он уже воспринимает информацию в свете этого отношения. Психологу необходимо показать ограниченность оценочной шкалы - "плохо - хорошо", которая не дает возможности клиенту анализировать динамичность психологической информации.
Третья категория задач взаимодействия клиента с психологом может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией переживаний на критерий добра и зла, которые требуют осуществления нравственного выбора. Эти задачи взаимодействия не имеют логического конца. Работа психолога с нравственной задачей клиента состоит в том, чтобы показать ему условность критериев добра и зла, подвести его к сознанию тождественности этих критериев для разных людей. Отсюда и нетождественность переживаний людей, основывающихся на этих критериях, а следовательно, и само ценность переживаний.
|
Четвертая категория задач, которые могут быть выделены во взаимодействии клиента и практического психолога – собственно психологические задачи. В общем виде они характеризуются тем, что клиент ставит вопрос о значении того или иного содержания психологической информации. Специфичность этих задач в том, что клиент не только демонстрирует свою систему оценок переживаний, но и готовность ее изменять, сопоставлять разные системы оценок. Т.е. он открыт для освоения других форм поведения, оценок, а значит способен к иным перспективам.
Содержание и принципы практического психолога
Практический психолог должен следовать таким психологическим принципам и правилам профессиональной деятельности:
1. Принцип профессиональной компетентности. Реализация должностных функций практическим психологом основывается на знании сущности психологических законов и закономерностей и предполагает совершенное владение им инструментарием, приемами и продуктивными психотехнологиями реализации своих функциональных обязанностей. При этом учитываются психологические особенности, возможности и ограничения базовых элементов систем “человек — техника”. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога как с человеком-оператором, так и с разработчиками систем:
• правило междисциплинарного сотрудничества психолога и разработчика;
• правило профессионального общения психолога и человека-оператора, выступающего и как испытуемый, и как клиент;
• правило обоснованности результатов исследований, оценок и проектных предложений психолога.
|
2. Принцип ненанесения ущерба человеку-оператору и сохранения его жизненного благополучия, который требует от практического психолога такой организации его работы, чтобы ни ее процесс, ни результат не наносили вреда состоянию здоровья оператора, его ролевому или социальному положению и др. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с операторами, заказчиками, проектировщиками, дизайнерами, гигиенистами и другими участниками единого механизма “человек — техника”. Данный принцип предполагает учет ряда психологических правил:
• взаимоуважения и взаимопринятия психолога и человека-оператора;
• безопасности для человека-оператора (который может выступать и как испытуемый, и как клиент психолога) применяемых методов и методик;
• предупреждения неправильных действий разработчика, заказчика, начальника и любой заинтересованной стороны относительно человека-оператора.
3. Принцип конфиденциальности деятельности психолога. Психолог обязан гарантировать человеку-оператору (как испытуемому и как клиенту) сохранность информации о нем в ходе специализированного обучения, исследования и консультирования. При этом необходимо учитывать следующие психологические правила:
• кодирования сведений психологического характера, которые могут быть расшифрованы и переданы т.н. заказчику (административному лицу, проектировщику) только по официальному документу и только после осведомленного согласия испытуемого-клиента;
|
• корректного использования психологических сведений. Конфиденциально полученная информация раскрывается только после самого тщательного обдумывания и в том случае, если имеется угроза, например, здоровью человека-оператора либо прогнозируемому срыву деятельности и др.;
• контролируемого хранения психологических данных и сведений об испытуемом (клиенте). Психолог принимает меры для обеспечения конфиденциальности при хранении и размещении конфиденциальных результатов.
4. Принцип беспристрастности психолога, который предполагает недопущение предвзятого отношения практического психолога к испытуемому — оператору, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, которые противоречат научным данным. При этом необходимо следовать следующим психологическим правилам:
• взвешенности психологических сведений;
• адекватности методов и методик, применяемых практическим психологом, их стандартизованности, надежности и валидности;
• объективности и равности в позиции ко всем испытуемым и клиентам, учета их прав на объективность и беспристрастность суждений психолога, а также отсутствия личных пристрастий либо антипатий практического психолога к испытуемому (клиенту);
• отсутствию двойственных отношений психолога с клиентом, предполагающих особую пристрастность психолога и отсюда — заинтересованность и нередко необъективность его подхода;
• научности результатов исследований психолога. Так, например, в результатах, полученных психологом, должны применяться научные методы обработки и интерпретации результатов.
5. Принцип позитивной позиции и позитивно ориентированной активности психолога, который предполагает наличие позитивной позиции практического психолога в отношении к жизненным проблемам оператора-клиента и испытуемого и возможностям их разрешения либо пересмотра, а также в позитивно ориентированной активности по отношению к человеку. При этом важным является следование таким правилам:
• позитивному мышлению в отношении к жизненным ситуациям и их интерпретации;
• гуманному, позитивному отношению к испытуемым и/или клиентам практического психолога;
• целенаправленному участию и профессиональному интересу практического психолога ко всем сторонам жизни и деятельности испытуемого и/или клиента психолога.
6. Принцип ответственности психолога. Психолог, принявший на себя обязательство улучшить психическое состояние человека, условия его труда и взаимопонимание другими, придает большое значение объективности и честности. При этом психолог должен придерживаться правил:
• планирования психологических исследований таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов;
• помощи человеку-оператору в овладении психологическими знаниями и умениями;
• учета того, что работа практического психолога может быть тесно связанной с жизненным, психическим и физическим благогополучием человека-оператора;
• уважения права и репутации организации, разрабатывающей либо внедряющей и использующей систему “человек — техника”.
7. Принцип профессиональной кооперации и сотрудничества.
Деятельность практического психолога в системах “человек — техника” имеет нередко междисциплинарный характер, и, выполняя те или иные профессиональные функции и решая профессиональные задачи, психолог вступает в разного рода сотрудничающие структуры и межпредметные связи (например, при разработке нормативно-технической документации, при проведении комплексной экспертизы элементов либо всего комплекса устройств в системах “человек — техника”, оценке и разработке требований к условиям и факторам труда человека и, наконец, при проектировании технических и программных средств деятельности человека-оператора и др.). При этом важно следовать следующим психологическим правилам:
• принятию иной профессиональной позиции и принятию профессионализма в другой области знаний;
• поиску и нахождению единого языка для выработки согласованных мнений специалистов различных предметных областей;
• стремлению к пониманию и выкладыванию на стол скрытых нужд и целей;
• альтернативности мышления;
• выработке и нахождению согласованной точки зрения;
• фиксации результатов обсуждений и выработке коллективных решений в едином согласованном документе (типа согласованного технического задания, согласованного технического и проектного решения и др.).