Задачи практического психолога




Анализ практики работы психологов позволяет выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом, которые существенно отличаются системой оценок, в которых клиентом воспринимается информация.

Первый тип задач – социальные задачи.

Они специфичны тем, что человек оценивает свои переживания и психологическую информацию о других людях, ориентируясь на социальные критерии и нормы. Эти критерии обедняют жизнь человека и задача психолога изменить систему оценок клиента, что позволит клиенту увидеть свою цель в другом свете, расширит перспективы.

Другую категорию задач взаимодействия клиента и психолога можно обозначить как задачи этические. Переживания клиента ориентированы на шкалу этических оценок: "хорошо-плохо". Формулируя свое отношение к цели взаимодействия, осуществляя выбор своего отношения, он уже воспринимает информацию в свете этого отношения. Психологу необходимо показать ограниченность оценочной шкалы - "плохо - хорошо", которая не дает возможности клиенту анализировать динамичность психологической информации.

Третья категория задач взаимодействия клиента с психологом может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией переживаний на критерий добра и зла, которые требуют осуществления нравственного выбора. Эти задачи взаимодействия не имеют логического конца. Работа психолога с нравственной задачей клиента состоит в том, чтобы показать ему условность критериев добра и зла, подвести его к сознанию тождественности этих критериев для разных людей. Отсюда и нетождественность переживаний людей, основывающихся на этих критериях, а следовательно, и само ценность переживаний.

Четвертая категория задач, которые могут быть выделены во взаимодействии клиента и практического психолога – собственно психологические задачи. В общем виде они характеризуются тем, что клиент ставит вопрос о значении того или иного содержания психологической информации. Специфичность этих задач в том, что клиент не только демонстрирует свою систему оценок переживаний, но и готовность ее изменять, сопоставлять разные системы оценок. Т.е. он открыт для освоения других форм поведения, оценок, а значит способен к иным перспективам.

Содержание и принципы практического психолога

Практический психолог должен следовать таким психологическим принципам и правилам про­фессиональной деятельности:

1. Принцип профессиональной компетентности. Реализация должностных функций практическим психологом основывается на знании сущности психологических законов и закономерностей и предполагает совершенное владение им инструментарием, приемами и продуктивными психотехнологиями реализации своих функциональных обязанностей. При этом учитываются психологические особенности, возможности и ограничения базо­вых элементов систем “человек — техника”. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога как с человеком-оператором, так и с разработчиками систем:

• правило междисциплинарного сотрудничества психолога и разработчика;

• правило профессионального общения психолога и челове­ка-оператора, выступающего и как испытуемый, и как клиент;

• правило обоснованности результатов исследований, оценок и проектных предложений психолога.

2. Принцип ненанесения ущерба человеку-оператору и сохранения его жизненного благополучия, который требует от практического психолога такой организации его работы, чтобы ни ее процесс, ни результат не наносили вреда состоянию здоро­вья оператора, его ролевому или социальному положению и др. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с операторами, заказчиками, проектировщиками, ди­зайнерами, гигиенистами и другими участниками единого ме­ханизма “человек — техника”. Данный принцип предполагает учет ряда психологических правил:

• взаимоуважения и взаимопринятия психолога и человека-оператора;

• безопасности для человека-оператора (который может вы­ступать и как испытуемый, и как клиент психолога) приме­няемых методов и методик;

• предупреждения неправильных действий разработчика, за­казчика, начальника и любой заинтересованной стороны относительно человека-оператора.

3. Принцип конфиденциальности деятельности психолога. Психолог обязан гарантировать человеку-оператору (как испы­туемому и как клиенту) сохранность информации о нем в ходе специализированного обучения, исследования и консультирова­ния. При этом необходимо учитывать следующие психологи­ческие правила:

• кодирования сведений психологического характера, кото­рые могут быть расшифрованы и переданы т.н. заказчику (административному лицу, проектировщику) только по офи­циальному документу и только после осведомленного согла­сия испытуемого-клиента;

• корректного использования психологических сведений. Конфиденциально полученная информация раскрывается только после самого тщательного обдумывания и в том случае, если имеется угроза, например, здоровью человека-оператора либо прогнозируемому срыву деятельности и др.;

• контролируемого хранения психологических данных и све­дений об испытуемом (клиенте). Психолог принимает меры для обеспечения конфиденциальности при хранении и раз­мещении конфиденциальных результатов.

4. Принцип беспристрастности психолога, который предпола­гает недопущение предвзятого отношения практического психо­лога к испытуемому — оператору, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, которые противоречат научным данным. При этом необходимо следовать следующим психологическим правилам:

• взвешенности психологических сведений;

• адекватности методов и методик, применяемых практиче­ским психологом, их стандартизованности, надежности и валидности;

• объективности и равности в позиции ко всем испытуемым и клиентам, учета их прав на объективность и беспристраст­ность суждений психолога, а также отсутствия личных при­страстий либо антипатий практического психолога к испы­туемому (клиенту);

• отсутствию двойственных отношений психолога с клиентом, предполагающих особую пристрастность психолога и от­сюда — заинтересованность и нередко необъективность его подхода;

• научности результатов исследований психолога. Так, напри­мер, в результатах, полученных психологом, должны приме­няться научные методы обработки и интерпретации резуль­татов.

5. Принцип позитивной позиции и позитивно ориентированной активности психолога, который предполагает наличие позитивной позиции практического психолога в отношении к жизненным проблемам оператора-клиента и испытуемого и возможностям их разрешения либо пересмотра, а также в позитивно ориентиро­ванной активности по отношению к человеку. При этом важным является следование таким правилам:

• позитивному мышлению в отношении к жизненным ситуа­циям и их интерпретации;

• гуманному, позитивному отношению к испытуемым и/или клиентам практического психолога;

• целенаправленному участию и профессиональному интересу практического психолога ко всем сторонам жизни и деятель­ности испытуемого и/или клиента психолога.

6. Принцип ответственности психолога. Психолог, приняв­ший на себя обязательство улучшить психическое состояние человека, условия его труда и взаимопонимание другими, при­дает большое значение объективности и честности. При этом психолог должен придерживаться правил:

• планирования психологических исследований таким об­разом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов;

• помощи человеку-оператору в овладении психологическими знаниями и умениями;

• учета того, что работа практического психолога может быть тесно связанной с жизненным, психическим и физическим благогополучием человека-оператора;

• уважения права и репутации организации, разрабатываю­щей либо внедряющей и использующей систему “человек — техника”.

7. Принцип профессиональной кооперации и сотрудничества.

Деятельность практического психолога в системах “человек — техника” имеет нередко междисциплинарный характер, и, вы­полняя те или иные профессиональные функции и решая профес­сиональные задачи, психолог вступает в разного рода сотрудни­чающие структуры и межпредметные связи (например, при разработке нормативно-технической документации, при проведе­нии комплексной экспертизы элементов либо всего комплекса устройств в системах “человек — техника”, оценке и разработке требований к условиям и факторам труда человека и, наконец, при проектировании технических и программных средств дея­тельности человека-оператора и др.). При этом важно следовать следующим психологическим правилам:

• принятию иной профессиональной позиции и принятию про­фессионализма в другой области знаний;

• поиску и нахождению единого языка для выработки согла­сованных мнений специалистов различных предметных областей;

• стремлению к пониманию и выкладыванию на стол скрытых нужд и целей;

• альтернативности мышления;

• выработке и нахождению согласованной точки зрения;

• фиксации результатов обсуждений и выработке коллектив­ных решений в едином согласованном документе (типа со­гласованного технического задания, согласованного техни­ческого и проектного решения и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: