Литературный сценарий
Инсценировки по одноименной повести
В. Г. Распутина «Последний срок»
Режиссера Анастасии Никалюк
Время проведения: Место проведения:
29 января 2019г.14:00 Общежитие №2 101 ауд.
Действующие лица:
Старуха Анна – старуха 80-ти лет. Мать Варвары, Ильи, Люси, Михаила.
Старуха Мирониха – старуха 75-ти лет. Подруга Анны с молодости.
Варвара – старшая дочь старухи Анны, живет в районном центре, 60 лет.
Илья – сын старухи Анны, живет в городе, 47 лет.
Люся – дочь старухи Анны, живет в городе,43 года.
Михаил – младший сын старухи Анны, живет в её доме в селе, 41 год.
На сцене ЗТМ. Постепенно начинает набираться фонограмма «Пелагея – «Тропы».mp3». Как набралась фонограмма включается прожектор, находящийся по центру сцены. На кровати по центру сидит старуха Анна в руках старый фотоальбом. У кровати на полу сидит Михаил, Люся сидит на стуле, Варвара сидит с правого конца кровати, Илья с левого, оба в пол оборота отвернуты от матери.
ГЗК Мирониха: Родила?
ГЗК Анна: Родила. Старшенькая…
ГЗК Мирониха: Как назовешь?
ГЗК Анна: (нежно) Варвара.
Звучит плачь ребенка.
Варвара выходит из комнаты.
ГЗК Мирониха: Мальчишка, богатырь вырастет.
ГЗК Анна: Илюша, сынок.
Звучит плачь ребенка.
Илья выходит из комнаты.
ГЗК Анна: Посмотри, какая малютка.
ГЗК Мирониха: Людмила?
ГЗК Анна: (гордо) Ага, Люся - как бабушку.
Звучит плачь ребенка.
Люся выходит из комнаты.
ГЗК Мирониха: Младшенький.
ГЗК Анна: Михаил. Мишенька.
Звучит плачь ребенка
Михаил остается у кровати (одновременно включается заливной свет и две лампы в комнате, прожектор над кроватью выключается. Фонограмма «Пелагея – «Тропы».mp3» плавно микшируется по окончанию фразы в тексте песни), пытается заговорить с матерью, закуривает. Анна кашляет от сигаретного дыма, убирает фотоальбом на кровать. Михаил тушит сигарету. После берет пустой стакан и направляется к двери (прожектор, направленный на дверь включается), чтобы наполнить стакан. В комнату входит Люся, Михаил сталкивается с ней взглядом и выходит (прожектор, направленный на дверь выключается).
Люся проходит в комнату и собирает вещи с пола, заталкивает их в чемодан.
Люся: (дежурно) Как ты себя, мама, чувствуешь?
Анна: Дак ничё.
Люся: Лучше, чем вчера?
Анна: Ты, Люся, помирись с Михаилом. Помирись. Не надо вам меж собой ругаться. Он тепери сам переживает.
Люся: Его, видите ли, обида взяла, а меня нет.
Анна: Я его не оправдываю – не. Он один человек, ты другой. А чё тепери делать? Какой ни есть, а все равно он твой брат. Я какая ни есть, а все равно ваша мать. Мне охота, чтоб вы всегда ладили, а не так. Пожалей меня. От меж собой помиритесь, и я ослобонюсь. Меня тепери только это и держит.
Люся: Не надоело тебе об этом, мама? Уже почти здоровый, нормальный человек, даже ходишь, а все о том же. Неужели больше ни о чем нельзя говорить?
В дверь входит Мирониха.
Люся: (Миронихе) Здравствуйте!
Люся с чемоданом выходит из комнаты.
Мирониха: Это, старуня, ты али не ты?
Анна: Я.
Мирониха: Вылезла?
Анна: Вылезла.
Мирониха: (подкалывая) Дак ты, старуня, моить, за хребет сёдни со мной побежишь? Вдвоем в гору веселей будет.
Анна: Не. Я койни-как сюды-то выползла.
Мирониха: А я бегу, думаю, узнаю, с чем моя старуня там сёдни лежит. А она со своей кровати уж ухлестала.
Анна: Не умерла.
Мирониха: А просилася?
Анна: Просилася.
Мирониха: Выходит, не время.
Анна: (с обидой) Какое ишо надо время? Ребяты тут, оне меня долго ждать не будут. Самое было время. Ан нет.
Фонограмма «Вдоль по морю».mp3» нарастает.
Мирониха: (успокаивая) Все мы, старуня, под богом ходим. Как он захочет, так и выйдет.
Анна: А я не ходю, я ползаю под им. Думаю, выползу, покажусь матушке-смертыньке, а то она меня потеряла, не видит. Пускай заприметит.
Мирониха: Не забаивайся.
Анна: (пытаясь сменить тему) Ребяты-то твои ничё не пишут?
Мирониха: Дак ты только вчерась у меня это спрашивала.
Анна: Вчерась было вчерась. Седни, моить, написали.
Мирониха: (с иронией) Ага, всю ночь спать не укладывались, цельную газету для меня тамака исписали. Не знаю, как и читать буду. Кака-така лихоманка на их напала – письмо мне отправлять?
Мирониха: Ребята-то твои приехали, чё говорят?
Анна: Дак чё говорят… Поглядеть на меня приехали.
Мирониха: (осторожно) Они тебя, старуня, поди-ка хоронить приехали.
Анна: (уверенно) Ну и похоронют – как им мать не похоронить.
Мирониха: Хорошо с тобой, старуня, да надо бежать.
Анна: Посиди маненько.
Мирониха: Корова у меня так и не пришла. Мужики говорят, за хребтом чьи-то две коровы живут. Делать нечего – надо туды бежать.
Анна: Не дойдешь ты, девка, за хребет.
Мирониха: Дойду, не дойду, а пойду. Кого я за себя отправлю?
Анна: Упадешь ты там.
Мирониха: Моить, и упаду. Кака разница, где лежать? Тамака одной и тутака одной.
Анна: Ты бы сама им написала.
Мирониха: А чё им писать? То они не знают, сколько стукнуло. Нет, старуня, пиши, не пиши… Они, видно, хорошо живут, раз не едут, не пишут. Плохо жили бы, написали бы.
Анна: Написали бы.
Мирониха: То-то и оно. Ну, сиди, старуня, побегу я. Сиди и ничё не выдумывай. А я как возвернусь, опеть к тебе. Посидим ишо, побормочем.
Анна: Не упади там.
Старухи прощаются, Мирониха уходит (прожектор, направленный на дверь включается, как Мирониха уходит в дверь – выключается).
Анна: (Выдавливая из себя голос) Варвара…Варвара.
Варвара входит в дверь.
Варвара: Чё тебе, матушка?
Анна: Сядь.
Варвара берет стул и садится около кровати.
Варвара: Чё, матушка?
Анна: Погоди. (собраясь со словами) Помру я…
Варвара: Не говори так, матушка.
Анна: Помру я. Обвыть меня надо.
Варвара: Чё надо?
Анна: Обвыть. Тепери ни ребенка ко сну укачать, ни человека в могилу проводить – ничё не умеют. Одна надёжа на тебя. Я тебя научу, как.
От слушай. Я ишо мамку свою тем провожала, и ты меня проводи, не постыдись. Оне не будут. (протяжным голосом) Ты, лебедушка моя, родима матушка…
Варвара: (сопротивляясь) Матушка-а-а!
Анна: Ты, лебедушка моя, родима матушка…
Варвара: Ты, лебедушка моя, родима матушка.
Анна: Куда же ты снарядилася, куда же ты сподобилася?
Варвара: Куда же ты снарядилася, куда же ты сподобилася?
Анна: (настойчивее)
Во котору дальнюю сторонушку?
По дороженьке проежжей,
По дубравушке зеленой,
К матушке божжей церкве,
Ко звону колокольному,
Ко читаньицу духовному,
А из матушки божжей церкви
В матушку сырую землю,
Ко своему роду-племеню.
Варвара падает на колени матери, повторяет текст плача, переходящий в вой, Анна гладит ее по голове и напевает колыбельную песню.
Анна: Летел голубь, летел сизойСо голубицею,
Шел удалой молодец
С красной девицею.
Что не сизенькой голубчик —
Добрый молодец идет,
Что не сизая голубка —
Красна девица-душа.
Позади идут товарищи,
Высматривают,
Чтой высматривают, да,
Выговаривают:
— Как бы эта голубица
У голубя жила,
Если б эта красна девица
За мною пожила!
Варвара параллельно, тише матери, повторяет текст обвывального плача.
Варвара:
Во котору дальнюю сторонушку?
По дороженьке проежжей,
По дубравушке зеленой,
К матушке божжей церкве,
Ко звону колокольному,
Ко читаньицу духовному,
А из матушки божжей церкви
В матушку сырую землю,
Ко своему роду-племеню.
Илья и Михаил входят в комнату, останавливаются у двери, не проходя в комнату.
Илья: Может, помаленьку? Тут рядом.
Михаил: Хватит. Почудили вчера и хватит.
Илья: Слыхал, на ноги встала?
Михаил: Слыхал.
Илья: Плясать скоро будет – ага. Вот и возьми ее. (смеется)
Михаил: Скажи все же, а, ведь знали, что вечно жить не будет, что близко уж. Вроде привыкнуть должны, а не по себе.
Илья: А как иначе. Мать.
Михаил: Мать… это правильно. Отца нет, а теперь и мать переедет. Не маленькие, а одни. Считалось, первая ее очередь, потом наша. Вроде, загораживала нас, можно было не бояться. А теперь живи и думай.
Илья: А зачем об этом думать? Думай, не думай…
Михаил: Оно и незачем, а все равно. Вроде как на голое место вышел, и тебя отовсюду видать. Еще и свои ребята подрастают и вперед подталкивают.
Люся: (из-за двери) Илья!
Люся входит в комнату, чтобы собрать оставшиеся вещи и сообщить об отъезде.
Люся: Илья, ты знаешь, что сегодня катер? Скоро уж. Едем, больше оставаться здесь никак нельзя.
Илья: Ехать надо. (Михаилу) Мать вроде поправилась.
Илья проходит в комнату.
Михаил: Подождали бы.
Люся: (насмешливо) Что это у вас тут происходит, что за концерт? Кого это вы хороните?
Варвара: Вот, матушка…
Илья: Видим, что не батюшка.
Анна: Помру я..
Люся: Мама, мне уже надоели эти разговоры о смерти. Честное слово. Одно и то же, одно и то же. Ты думаешь, нам это приятно? Всему должна быть мера. У тебя это превратилось в культ, в настоящий культ. Ты ни о чем больше не можешь говорить. Тебе еще жить да жить, а ты все что-то выдумываешь. Так же нельзя.
Илья достает бутылку алкоголя из портфеля и открывает.
Илья: До ста лет, мать, чтоб обязательно – ага.
Михаил с угрозой смотрит на Илью, он убирает бутылку.
Люся: Ты же сама понимаешь, мама, что ты почти полностью выздоровела. Ну и живи, радуйся жизни. Будь как все и не хорони себя без смерти. Ты живой, нормальный человек – вот им и будь
А нам сегодня надо ехать. Так получается, мама.
Варвара: Да вы чё это?!
Люся: (мягко с улыбкой) Надо, мама. Сегодня катер. А следующая будет только через три дня. Так долго ждать мы не можем.
Анна: Не, не.
Варвара: Нельзя сёдни от матушки уезжать, нельзя. Вы прямо как неродные. Никто вас не гонит. Сами подумайте. Нельзя.
Михаил: Еще хоть день-то подождали бы.
Люся: Мы ведь, мама, не вольные люди: что хочу, то и делаю. Мы на работе. Я бы с удовольствием прожила здесь хоть неделю, ко тогда меня могут попросить с работы. Мы ведь не в отпуске. Пойми, пожалуйста. И не обижайся на нас. Так надо.
Анна: Помру я, помру. От увидите. Сёдни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ничё боле не надо. Погодите. Я говорю вам, что помру, и помру.
Люся: Опять ты, мама, о том же. Мы тебе о жизни, ты нам о смерти. Не умрешь ты и не говори, пожалуйста, об этом. Ты у нас будешь жить еще очень долго. Я рада была повидать тебя, но теперь надо ехать. А летом мы опять приедем. Обязательно приедем, обещаем тебе. И тогда уж не наспех, как сейчас, а надолго.
Илья: Что летом? Не летом, а раньше увидимся. Мать — вот как следует на ноги встанет, и можно к нам в гости приехать. Приезжай, мать. В цирк сходим. Я рядом с цирком живу. Клоуны там. Обхохочешься.
Михаил: Одним днем раньше, одним позже. Какая разница?
Люся: Я не собираюсь обсуждать с тобой этот вопрос. Наверное, я лучше знаю, есть разница или нет. Или ты по-прежнему считаешь, что мы должны везти маму с собой и для этого обязаны подождать ее?
Михаил: Нет, не считаю.
Люся: И на том спасибо.
Варвара: Люся, а платье, которое ты здесь шила для… Ты говорила, что отдашь.
Люся достает из сумки платье, брезгливо кидает на тумбу.
Люся: Выздоравливай, мама. И не думай ни о какой смерти.
Илья: Мать у нас – молодец.
Люся протягивает сумку Илье, он не понимая зачем, не берет. Люся выходит из комнаты.
Илья идет за Люсей и останавливается возле двери.
Илья: (шепотом Михаилу) Может, на дорожку выпьем? Посошок – ага.
Михаил: Езжай. Опоздаешь.
Илья выходит в дверь.
Илья: (окликая Люсю за дверью) Люся!
Варвара: (одеваясь) Я, матушка, боюсь, как бы там ребяты без меня избу не спалили. Их одних оставлять никак нельзя. Того и гляди, чё-нибудь без меня натворят.
Варвара торопливо складывает платье в сумку.
Анна: (чуть слышно) Варвара.
Варвара: Я, матушка, скоро приеду. Может, на той неделе.
Варвара выходит из комнаты.
Михаил: Езжай, езжайте все.
Михаил садится на стул
Михаил: Ничего, мать. Ничего. Переживем. Как жили, так и жить будем. Ты не сердись на меня. Я, конечно, плохой тебе сын, но уж какой есть. Переделываться теперь поздно. Лежи, мать, и не думай. Дурак я. Ох, какой я дурак!
Встает и выходит из комнаты.
Старуха Анна садится на кровать, берет чемодан у изголовья, открывает чемодан и достает из него содержимое. Анна переодевается, встает с кровати и расправляет одеяло. Застилает кровать черным полотном. Укладывается на застеленную кровать, перекрещивает руки на груди. Зафиксировавшись и полежав некоторое время, Анна встает и спиной идет к заднику, останавливаясь по центру задрапированной ткани под окно.
В комнату входит Михаил Варвара, Илья, Люся, после них – Мирониха, встает позади левого верхнего угла кровати, опускает лоскут ткани, поднимает взгляд в зрительный зал.
На ткань, задрапированную под окно, проецируется видео, на котором фотографии еще маленьких детей Анны, после их изображения в настоящее время.
ГЗК Люся: Ты у нас, мама, молодец. ты меня родила, и я теперь живу, а без тебя никто бы меня не родил, так бы я и не увидала белый свет! Скажи, мы у тебя хорошие или нет? хорошие.... И это все ты, никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей. Нам с тобой сильно повезло. У кого еще есть такая мать, как у нас?
Прожектора выключаются, остаются гореть только две свечи.
Конец.