Цветик-семицветик (методика общественной направленности личности)




Тема №1. Портрет выпускника начальной школы и средства изучения личности.

Для определения целей воспитательной работы в классе мы ориентируемся на государственные документы. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС НОО, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6 » октября 2009 г. № 373) определен

«Портрет выпускника начальной школы»

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для постановки конкретных задач воспитательной работы необходимо изучать воспитанников. Первые сведения о детях мы получаем из родительских анкет и эссе.

Анкета для родителей.

Анкета для родителей проводится в конце первого родительского собрания. Каждый родитель получает расчерченный на графы клетчатый лист бумаги.

Анкету родители заполняют в конце собрания, каждый работает в своем темпе, столько, сколько ему необходимо и, закончив заполнять таблицу, или уходит домой, или еще остается поговорить с учителем. Анкеты на дом выдавать не рекомендуется. Заполненные анкеты удобно хранить в обложке от общей тетради.

 

1. Фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения, какой детский сад посещал (или указать с кем находился дома до школы). 2. Домашний адрес, индекс, телефон (где прописан и где проживает). 3. Состояние здоровья. Кружки, кото­рые посещает. 4. Данные о характере и интересах ребенка. 5. Материаль­ное положе­ние семьи, жилищные условия. Есть ли у ребенка рабочее место. 6. Домашняя библиотека, периодичес-кая печать. Театры и музеи, кото­рые посещал. 7. Данные о родных: мать - ФИО. Дата её рождения, образование, специальность место работы, адрес работы, телефон, должность. Отец – ФИО, дата рождения, образование, специальность место работы, адрес работы, телефон, должность. Другие члены семьи. 8. Какую помощь Вы можете оказать классному коллективу?

 

Удобство табличной формы анкеты - в несложном заполнении и хранении (анкеты можно разложить по алфавиту или по микроколлективам, на которые потом разделятся ребята). Данная анкета содержит все необходимые данные о семье, все происходящие изменения учитель дописывает в графы сам.

Табличную форму анкеты очень удобно анализировать (по графам).

Данные этой анкеты учитель может использовать при более подробном изучении детей, при заполнении школьного журнала, при работе с родителями.

Каждая графа анкеты очень важна и интересна!

1. Фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения, какой детский сад посещал (или указать с кем находился дома до школы).

Дети, посещавшие детский сад, чаще всего очень отличаются от детей «домашних», которые в садик не ходили. Для работы с классным коллективом нужна информация о детском саде, в котором воспитывался ребенок. С одной стороны, можно многое узнать о ребенке у воспитателя (может быть, решатся вопросы, появившиеся у учителя); с другой стороны, ребенку важно чувствовать себя взрослым, а значит, можно в свой детский сад прийти с концертом, подарками, а заодно и навестить своего воспитателя.

2. Домашний адрес, индекс, телефон (где прописан и где проживает).

Эта графа – для журнала и для связи с детьми и родителями. Обсуждение и подготовка разных дел по секрету от остальных групп – по телефону, выяснение причин какого-то происшествия – тоже. Адрес нужен, чтобы писать письма родителям и детям и в гости друг к другу ходить.

3. Состояние здоровья. Кружки, кото­рые посещает.

Графа о состоянии здоровья ребенка имеет большое значение. Состояние здоровья описывает родитель. Конечно, учитель ещё будет изучать медицинские карты детей. Но почему-то родители боятся записей в карте о некоторых заболеваниях, поэтому их в медицинской карте нет. Часто в медкарте стоит «здоров», в то время как ребенок жалуется на головные боли, часто отвлекается, не может сосредоточиться на предмете... И, оказывается, причина - тяжелые роды, аллергия и другие болезни, которых не указано в медкарте. Поэтому важно, что напишет о здоровье ребёнка родитель.

В кружки многие дети начинают ходить с 5 лет (в спортивные, языковые, музыкальные) и учителю необходимо знать, чем занимается ребёнок. Каждый год в эту графу дописывается, какие кружки ребёнок теперь посещает, таким образом складывается общая картина увлечений ребёнка.

4. Данные о характере и интересах ребенка.

Графа о данных и интересах ребенка показывает, конечно, многое: отношение родителей к ребенку, заинтересованность в его личной жизни, и общий климат семьи.

5. Материальное положение семьи, жилищные условия. Есть ли у ребенка рабочее место.

Знать материальное положение нужно. Учитель может ходатайствовать об оказании помощи семье (денежной, вещевой), о предоставлении ребёнку бесплатных обедов.

Про рабочее место ребенка спрашиваем не случайно: иногда этот вопрос подталкивает родителей к покупке ученической парты и книжной полки, и часто оказывается, что до заполнения анкеты в школе многие родители и не задумываются о важности личного места школьника.

6. Домашняя библиотека, периодическая печать. Театры и музеи, кото­рые посещал.

Знать о состоянии домашних библиотек необходимо для организации учебной деятельности. Одна из учительских задач – не только научить, но и приучить ребёнка читать, и хорошо, если у него дома уже есть своя библиотека. Родитель может написать «много разных детских книг», и окажется, что их можно уместить на книжной полке. На родительских собраниях полезно рассказывать, книги каких серий и авторов необходимо иметь дома.

То, что выписывают родители (если, конечно, выписывают), тоже для учителя показатель - что выписали ребёнку, что выписали себе. И, если родитель подписался на журнал «Семья и школа», можно быть уверенным, что в заседаниях «Родительского клуба решенных и нерешенных проблем» он будет активным участником.

В музеи многие не ходят, говорят: «Я в Эрмитаже уже один раз был», и получается, что все музеи, которые человек в жизни посетил, он посетил в начальной школе.

7. Данные о родных:

Мать – ФИО, дата рождения, образование, специальность место работы, адрес работы, телефон, должность.

Отец – ФИО, дата рождения, образование, специальность, место работы, адрес работы, телефон, должность.

Другие члены семьи.

Кроме родителей, очень важны младшие и старшие братья и сестры – они тоже будут приходить на праздники, помогать в подготовке интересных дел. И, конечно, – бабушки, дедушки, тети и дяди, которые будут забирать ребёнка из школы.

8. Какую помощь Вы можете оказать классному коллективу?

Перед заполнением графы «Какую помощь Вы можете оказать классному коллективу?», лучше сразу попросить написать, что родитель любит и умеет делать, иначе можно получить ответы:

- по мере возможностей

- чем можем, тем поможем

- по обстоятельствам

- сделаем по нашим силам

- какую смогу оказать

- по мере сил

- по мере Ваших просьб

К счастью, многие родители пишут определенно – что хорошо умеют делать:

- отец – турист (мастер спорта), профессиональная фотография, любая мужская работа (прибить, приколотить); мать – ксерокс на работе, печатать на компьютере

- мама – помощь в сопровождении на экскурсиях, проведении праздников, материалы для сценариев, папа – мелкий ремонт

- папа – электрик

- мама – спечь торт на праздник, папа – деньгами, физическая мужская сила

- могу шить, красить, готовить

- я медсестра, работаю в поликлинике

- мама – готовлю, есть авто – могу многое увезти на машине, папа – знает компьютер, умеет многое (не сантехник), есть машина, бабушка делает картины из сухих цветов (нужна только рамка)

- мама – ксерокс

- мама – починить, окно помыть, поклеить, убрать

- ксерокс – папа, медицина – мама

- сантехник – папа, повар – мама, дед – начальник поезда

- папа-плотник, я - люблю читать и заниматься ремонтом

- муж умеет рисовать, имеется личный автомобиль (если куда-нибудь нужно съездить, что-то купить)

- пишу стихи, шить не умею, но делаю изумительные костюмы для нового года (у друзей выступаю в роли Деда Мороза), буду стараться помогать готовиться к праздникам, так как сама их очень люблю

- мама – организация экскурсий, беседы по истории Санкт-Петербурга, помощь в изготовлении театральных костюмов, брат хорошо рисует, учится на дизайнера; папа очень занят, но есть машина

- могу шить, но по выкройкам

Эти родительские листочки дополняются каждый год. Если поменяли родители место работы или телефоны, ребенок пошел в другой кружок, появились в семье другие дети, – родители или учитель дописывают данные в графы. И от каждого класса остаётся учителю на память пачка родительских анкет.

Эссе «Мой ребёнок»

Иногда взрослые детей недооценивают, думают, что мысли, чувства и увлечения детей примитивны. А ведь это не так. Родительские наблюдения и детские творческие работы показывают глубокий внутренний мир ребят.

Можно попросить родителей в конце одного из первых родительских собраний написать о своем ребенке эссе. Это нужно сделать в классе, но необходимо подчеркнуть важность домашних записей, если родитель вспомнит о своём ребёнке ещё что-нибудь.

Обычно родители работают сосредоточенно. В эссе - внимательное отношение к детям:

«Мне кажется, что у меня ребёнок умеет всего понемногу. Дома она любит устраивать концерты, сочиняет стихи, поёт песни и старается танцевать под музыку, изображая кого-нибудь. Моя доченька очень много болела простудными заболеваниями и, может быть, поэтому быстро устаёт».

«Дома зовём Гошей. Гоша просыпается и начинает громко вздыхать – это чтобы мама быстрее встала, хотя я слышу каждый его шорох. Говорит «Доброе утро», любит ласку. Любит, когда его хвалят, по природе своей болтун. Друзья есть – и большие, и маленькие, девочек очень любит. Иногда очень шумный, непослушный, но очень увлечённая натура, если занят рисованием или собирает из мелких деталей игрушку, очень увлекается и часами его не слышно. Раньше часто болел, сейчас меньше, но у него нарушение координации движений и из-за этого ему трудно сосредоточиться. Лечимся у невропатолога, ходим к нефрологу»

«Я очень люблю свою девочку и готова ей многое простить, но и спрашиваю я с неё тоже очень много. Я отношусь к ней как к взрослой ещё и потому, что у неё есть младшая сестра, даже попадает ей иногда не по делу. Она умеет мыть посуду, может приготовить себе бутерброд, вытереть пыль и вообще помочь по дому, но! это только если у неё есть настроение. Как правило, игрушки на место не убирает, одевается долго и любит, чтобы её кормили с ложки. Но даже это не спасает её от безудержной болтовни. Меня слушается в крайнем случае. Как правило, нужно десять раз позвать её есть, и раз двадцать сказать, что мы уходим домой с горки. Да! Если она виновата, прощения просить не будет, будет отпираться, и только когда её «прижмёшь» она выдавит из себя «прости», но не более. В то же время я вижу, как ей нравится играть с детьми, она готова бегать, прыгать, но только не одна, она обязательно соберёт компанию и найдёт, чем заняться. Я пытаюсь быть для неё подружкой, всегда говорю ей об этом, но с каждым годом всё больше понимаю, что это не легко».

«Мой сыночек очень хороший человек. Он очень терпеливый – это главная черта его характера. Все остальные черты – проекция генов и моих воспитательных наставлений. Ещё могу сказать, что он очень меня любит. Сейчас он вырос и уже не так нуждается в моём присутствии. К сожалению, он уже избалован, перебивает взрослых, требует моего внимания, внимания взрослых. Я много работаю, и сыну это не нравится. Он меня упрекает в отсутствии внимания к нему. Я могу сделать очень многое, но не знаю, что будет правильно для воспитания, поэтому корректирую свои поступки, но пытаюсь не идти у сына на поводу».

«Мальчик общительный, но не лидер. Самооценка у него на «4». Любит конструкторы, математику, активные и интеллектуальные игры, может придумывать разные истории, рисует, вырезает, хотел бы ходить на кружок борьбы. Неплохой актёр, но его нужно больше привлекать – сам интереса не проявит, будет пассивно лодырничать»

«Дочь – младший ребёнок в семье, поэтому привыкла получать больше внимания от родителей. Некоторые черты характера – мальчишеские - от старшего брата: громко говорит, любит задираться, может резко ответить взрослому… Может помочь по дому, но только если хочет этого сама. Может взяться за дело, но быстро остывает. Непоседа. Думаю, что ей трудно будет высидеть целый урок. А вообще она общительная, у неё есть друзья, и в классе тоже»

«Моя девочка очень добрая, скромная, но в то же время всегда имела много друзей, как в детском саду, так и во дворе. На вид очень маленькая, но всегда очень обижается, когда ей говорят, что маленькая. Очень любит, когда её хвалят, говорят, что красивая. Очень любит красиво одеваться, и, на мой взгляд, имеет хороший вкус. Хорошо танцует, очень любит праздники. Любит ходить в театры…»

«Сын – общительный, контактный. Имеет хорошую память. Читает бегло, но ещё без знаков препинания. Любит юмор. Делает всё по настроению, неусидчив, невнимателен, очень торопится в делах, поэтому многое у него может не получаться. Очень любознательный, задаёт много вопросов из разных «областей» жизни. Добрый, не скупой, не жадный».

«Наш сын очень любит фантазировать. Дома он завёл небольшой блокнотик и делает в нём краткие записи. Он пишет, как он заявил, книгу. Книга называется «Моё детство». Повествование в книге идёт, в основном, в виде картинок с краткими пояснениями из одного-двух слов, поскольку пишет он ещё медленно, печатными буквами и с ошибками. Пишет он с того момента, когда себя начал помнить и по настоящее время, отображая те наиболее яркие события, которые, по его мнению, считаются важными. В этой книге он делает и практические, и бытовые записи: как, например, лечиться от простуды и из чего делают мыло, а также включает фантастические приключения в космическом пространстве и других цивилизациях».

 

Цветик-семицветик (методика общественной направленности личности)

Методику изучения общественной направленности личности ребёнка «Цветик-семицветик» (автор - Н.П.Царева) полезно проводить в первые школьные дни.

Для работы нужны листочки с нарисованным большим цветком с разными лепестками, их могут нарисовать родители на собрании. На переменах учитель достает цветочки, нарисованные и подписанные родителями детей, и беседует с каждым ребёнком индивидуально: «Посмотри, какой красивый цветок. Он волшебный. Каждый его лепесток может выполнить одно желание. Какие бы желания ты загадал, если бы у тебя был такой цветок?» Ответы учитель записывает на этом же листе.

Желания у детей могут быть самые разные: «Хочу хорошо учиться», «Чтоб город был чистым», «Пусть у нас будет новая квартира», «Чтобы все были хорошими», «Чтоб мой хомяк Машка научился говорить», «Мороженое», «Чтобы не болели мама и папа». На все желания детей необходимо задавать вопрос «почему?», поскольку важно знать мотивы желаний. Почему мальчик хочет быть хорошим? Потому, что «плохому больше попадает» или «чтоб мама радовалась»? Направленность этих высказываний совершенно разная.

После проведения методики, учитель заполняет таблицу, в которой записан каждый ребёнок, расписывая желания детей по графам: для всех людей, для своего коллектива, для родных и близких, для себя (как товарища других людей) и для себя (как эгоиста-потребителя). Полученные результаты обрабатываются, подсчитывается количество высказываний в каждой графе. На ближайшем родительском собрании важно рассказать о детских желаниях (не называя имён), показать общую картину в классе, а каждому родителю дать посмотреть работу своего ребёнка. Затем обсудить желания детей и вместе сделать выводы.

Имя, фамилия Для всех людей Для своего коллектива Для родных и близких Для себя
как товарища других людей как эгоиста - потребителя

 

Исследования, проведенные в разные годы в разных классах, показывают, что у детей шести-семи лет обычно не сформировано такое качество, как заботливость, дети в большинстве своем ориентированы только на себя, и вспоминают в своих желаниях о родных и близких, о других людях очень редко. Часто ребенок хочет даже то, что у него уже есть: «Трактор с тележкой, мелков коробку, карандашей пачку...» «У тебя нет?» «Есть. Ещё хочу».

О развитии заботливого отношения к окружающему миру, к людям необходимо говорить на родительских собраниях. Как это необходимо - приучать детей думать об окружающих, делать нужные и полезные дела. И мы, взрослые, на первых порах можем показывать, о ком и о чем можно заботиться. Потом ребята сами смогут находить объекты для своей заботы.

Есть дети, которые не могут высказать ни одного желания. Это происходит, если в своей жизни ребёнок ни разу не был поставлен в ситуацию выбора, с ним никогда не советовались, и он должен был делать только то, что говорили взрослые. Об этом тоже стоит сказать на собрании - многих родителей этот факт заставляет по-новому взглянуть на взаимоотношения с детьми в семье.

Учителя детские желания тоже заставят задуматься, дадут новые темы для разговоров с детьми и родителями. После проведения данной методики полезно прочитать и обсудить с детьми книгу В. Катаева «Цветик-семицветик».

 

Есть методики, позволяющие изучать взаимоотношения ребят в коллективе. Одной из таких методик является социометрия.

Социометрия

Психологической основой для изучения взаимоотношений методом социометрии является тот факт, что тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанности. Следовательно, узнавая, с кем, например, хочет ученик сидеть, мы выявляем у него потребность в общении с определёнными одноклассниками. Необходимо подчеркнуть, что в ходе социометрического исследования у ребят спрашивают не об их взаимоотношениях, а о желании участвовать в определённой деятельности вместе с теми или иными одноклассниками. Это имеет принципиальное значение. Во-первых, школьники не всегда хотят рассказывать взрослому о своём отношении к одноклассникам; поэтому прямые вопросы типа «Кто твои лучшие друзья?», «Кто тебе больше всех нравится?» часто не достигают цели. Как показывает опыт, отвечая, например, на вопрос «Кто тебе нравится?», школьник, нередко называет тех одноклассников, которые, по его мнению, нравятся учителю. Во-вторых, человек, особенно младший школьник, может не осознавать своего отношения к другому человеку.

Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определённой деятельности называются критериями выбора. Успех изучения взаимоотношений в значительной степени зависит от правильности подбора этих вопросов. Различаются сильные и слабые критерии выбора. Чем важнее для человека деятельность, для которой производится выбор партнёра, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Сильные критерии выявляют более глубокие и устойчивые отношения людей. Обычно в исследованиях вопросы подбираются так, чтобы выявить стремление школьника к общению с товарищами в различных видах деятельности.

Планируя исследование, следует решить вопрос о количестве выборов, которое сделает каждый ученик. Можно это число не ограничивать, т.е. школьник называет столько имён, сколько захочет. Такая форма эксперимента позволяет выявить степень общительности школьника. Но чаще число выборов ограничивается. Все ученики должны назвать одинаковое количество одноклассников – желаемых партнёров. Практика показывает, что вполне достаточно трёх выборов. Это удобно для обработки социометрии.

Для обработки результатов исследования используется специальная таблица.

Прежде чем её составить, следует расположить фамилии всех учеников класса по алфавиту, отдельно мальчиков и девочек, и присвоить каждому ученику порядковый номер. Фамилии (или имена с начальной буквой фамилии) располагаются на разлинованном листе бумаги по вертикали. Фамилии мальчиков можно отделить от фамилий девочек жирной линией; это облегчит подсчёт выборов, которыми они обменялись в эксперименте. По горизонтали сверху листа наносятся порядковые номера учеников (номера мальчиков также отделяются от номеров девочек). Для удобства можно заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров.

Имена и фамилии учеников                    
Ваня А.   # III I   II          
Петя Б.   I #                
Коля В.       #              
Андрей Г.         #            
Гриша Л.           #          
Белла А.             #        
Оля Б.               #      
Наташа В.                 #    
Дина Г.                   #  
Люда Д.                     #
Количество полученных выборов                      
Количество взаимных выборов                      

Например, Ваня А. (1) выбрал Колю В. (3) в первую очередь, Гришу Л. (5) и Петю Б. (2) соответственно во вторую и третью очередь. На пересечении линий (см. таблицу) – горизонтальной Вани А. (1) и вертикальных Коли В., Гриши Л. и Пети Б. ставим в соответствующих клетках цифры, показывающие, кого из одноклассников он выбрал в первую, вторую и третью очередь. Таким образом, по горизонтали располагаются отданные выборы (слово «выбор» означает единицу выбора, например, ученик получил три выбора, т.е. его выбрали три человека), а по вертикали – выборы, полученные каждым учеником класса.

Затем выявляются взаимные выборы. Если среди тех, кто выбрал Ваню А. (1) есть ученики, выбранные им самим, это значит, что у Вани А. С этим учеником взаимный выбор. Например, Ваня А. (1) выбрал Петю Б. (2), а Петя Б. (2) – Ваню А. (1). Эта взаимность в таблице отмечается кружками. В суммирующих нижних графах таблицы подводятся итоги для каждого ученика – общее количество полученных выборов и взаимных выборов.

Социометрия позволяет определить положение ученика в системе личных отношений. Число выборов, которые получил каждый ученик класса, является мерилом положения ученика в системе личных отношений или измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее число выборов, условно именуются «звёздами». К высшей группе относят тех, кто получает в два и более раза больше среднего возможного в данном случае количества выборов. Если ученик получает среднее и выше среднего число выборов, его относят к категории «принятых» и «предпочитаемых». Если ребёнок получил меньше среднего количества выборов, его относят к «пренебрегаемым». Тех школьников, которых никто не выбрал, считают «изолированными».

В результате исследования педагог получает не только сведения о персональном положении каждого ученика в системе личных взаимоотношений, но и обобщённую картину состояния этой системы – статусную структуру группы.

Статусная структура характеризуется особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ класса может быть высоким, если в 1 и 2 статусных категориях детей больше, чем в 3 и 4, т.е. если в классе большинство учеников находится в благоприятном положении. Средний уровень фиксируется тогда, когда в 1-2 и 3-4 группах число детей примерно одинаково. Низкий УБВ отмечается при преобладании в классе учеников с низким статусом.

Важным диагностическим показателем считается процент учеников, лишённых выборов, - «индекс изоляции».

Социометрические данные позволяют получить ещё один существенный показатель – коэффициент взаимности отношений. Для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие одноклассники его выбрали: те, которых он выбрал сам, или те, кого он не выбрал. Результаты изучения взаимных выборов, взаимных связей, существующих между учениками, имеют существенное значение для педагога. Эти данные важны для выявления и структуры взаимоотношений в коллективе и удовлетворённости ученика в общении с одноклассниками, которая обусловливает его эмоциональное самочувствие в классе.

Чтобы вычислить коэффициент взаимности надо найти отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выразить его в процентах по следующей формуле: КВ= R1. 100%,

R

где R – общее число выборов,

R1 – число взаимных выборов.

Существуют неблагоприятные положения, когда школьнику симпатизируют некоторые одноклассники, но все они ему более или менее безразличны, а те, к кому он тянется сам, его не «принимают». Потребность такого школьника в общении не удовлетворена. Возможна и такая ситуация, когда два или три одноклассника взаимно симпатизируют друг другу и больше ни в ком не нуждаются. Они удовлетворяют свою потребность в общении, но не замыкаются ли они в своём узком кругу? В том и в другом случае необходимо искать такие педагогические воздействия, которые помогали бы одним детям найти взаимность своим симпатиям и удовлетворённость в общении с одноклассниками, а другим – расширить круг общения. (По книге: Коломинский Я.Л. и Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. – М.: Знание, 1977.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: