Если ребята ещё не умеют писать (например, в начале первого класса), то на переменках учитель приглашает их к себе по одному и задает вопрос: «С кем ты хотел бы сидеть? С кем в команде ты хотел бы убирать класс?» Дети называют имена ребят из класса, учитель их записывает напротив фамилии опрашиваемого или сразу ставит плюсы в заранее заготовленной таблице. Во втором-четвёртом классах, когда дети умеют хорошо писать, им выдаются листочки на уроке и дается несколько минут, чтобы ребята написали имена и фамилии своих товарищей в ответ на поставленный вопрос. Выборов может быть ограниченное («С кем хочешь работать в одном экипаже?» – 4-5 человек) и неограниченное число («Кого пригласил бы праздновать свой день рождения?») Затем учителем заполняется и обрабатывается таблица (сначала мальчики, потом девочки – по фамилиям – присвоив каждому порядковый номер).
Когда ребята разделились и работают по экипажам, важно посмотреть, как обстоят дела в микроколлективах. Тогда таблицу учитель заполняет по экипажам (микрогруппам) и после обработки результатов смотрит, сколько в экипаже взаимных выборов. Если таких выборов мало, то вместе со старшими товарищами - родителями - стоит подумать, как сдружить ребят в микроколлективе: какие дела им предложить выполнять вместе; стараться чаще их куда-нибудь водить всем экипажем. Если же социометрия показывает, что во всех экипажах мало взаимных выборов, то, значит, настала необходимость в переформировании экипажей.
(По книге: Тузова В.Л. Такая чудесная школьная жизнь: Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников. – СПб.: КАРО, 2007)
Наиболее эффективно воспитание протекает тогда, когда человек воспитывает себя сам. Начиная со второго класса можно проводить игру «У кого расцвёл подснежник».
«У кого расцвёл подснежник» - методика самовоспитания.
Её полезно начинать не позднее, чем за месяц до празднования Международного Женского дня.
Из книги В.Л. Тузовой «Такая чудесная школьная жизнь»:
В понедельник я предлагаю ребятам готовить сюрприз к празднику – необычную открытку «У кого расцвёл подснежник».
– Скажите, ребята, что для мамы лучше – хороший подарок раз в году или если вы каждый день дарите маме радость?
Дети считают, что нужно всегда маму радовать.
- Хотите, я вас научу одной очень интересной длинной игре – она вам поможет быть всегда хорошими?!
Все заинтригованы. И я раздаю ребятам листы бумаги. Сначала ребята пишут на листе свои положительные и отрицательные качества «Что во мне хорошо и что во мне плохо»:
Владик: Во мне хорошо то, что я всегда везде и всем помогаю и очень люблю работать, а плохо, что всегда, когда меня разозлят, тогда я такую гадость сделаю!
Саша К.: Хорошо, что я спортивный, шутливый, доброжелательный, добрый. Плохо, что бегаю на переменах, выкрикиваю на уроках и всех отвлекаю.
Настя Л.: Хорошо, что я родилась под знаком «Весы». А ведь весы полезны. Они могут подружить, развеселить, успокоить, порадовать. И действительно, я обладаю этим даром. У меня это неплохо получается. А плохо, что я могу подружить других, но почему то со мной не хотят дружить. Но я не обижаюсь. Ведь сами мы дружим, с кем хотим. Потому что я сама такая.
Вика: Во мне хорошо, что я люблю рисовать и играть роли, а ещё я люблю читать и я считаю, что это мои ещё одни шансы в будущем поступить в институт. Плохо во мне, что я могу поступать не очень хорошо. Например, в прошлом году, когда наш экипаж ставил сказку «Три поросёнка», я отобрала роль у своей подружки. А теперь я очень жалею.
Андрей: Хорошо, что характер у меня хороший, я люблю играть на флейте, мыть посуду и играть. Плохо, что я обманываю папу и маму. …
Я предлагаю ребятам ещё раз перечитать то, что они написали о недостатках, и постараться сформулировать пожелания самому себе – сколько их получится?
Ребята записывают свои пожелания, а потом мы делаем красивую открытку. На ней – травка, которая приклеена только по краям, а из травы поднимается стебелёк с листьями и цветоложем. Отдельно мы вырезаем лепесточки – по числу своих желаний. Желания записываем на левой стороне лепестка (буду много читать, не буду драться, начну писать книгу, не буду обижать сестру, буду рано ложиться спать, буду раньше приходить в школу…), и вставляем лепестки в травку. Каждую открытку я кладу в отдельный конверт, чтобы не потерялись лепестки. На каждом общем сборе ребята достают открытку и перечитывают надписи на лепестках, и если пожелание исполнено, то вставляют этот лепесток в цветоложе. Так «расцветают» подснежники. Ребята делятся со мной впечатлениями: «Одно желание я выполнил, а другое пытаюсь, но не могу пока», «Я выполнила все три свои желания: сделаю все работы над ошибками, не буду бегать на переменках, буду читать по 15 страниц в день», «Я хотела хорошо кушать и я выполнила своё желание. И делаю уроки сама. Хотела не обижать сестру и не обижаю», «Я выполнила четыре желания, и мне понравилось их выполнять. Надеюсь, что оставшиеся два желания я со временем выполню. Я знаю, что мои желания нелегко выполнить. Но как только я выполню все желания, я загадаю новые».
Это, на мой взгляд, очень важное дело – задуматься о себе и над собой работать, ставить всё новые и новые задачи и выполнять их.
Перед праздником ребята подписывают мамам открытки, и мы украшаем ими наш класс.
Все проведённые исследования ребят или взрослых удобно обобщить, заполнив таблицу-характеристику уровня воспитанности членов коллектива. Такая таблица была разработана Надеждой Павловной Царёвой вместе с Игорем Петровичем Ивановым.
Таблица-характеристика уровня воспитанности членов коллектива
(по трем комплексным показателям)
Комплексными показателями уровня воспитанности личности являются характер личностных отношении к окружающей жизни и к своим обязанностям, характер способностей к деятельности (учебной и жизненно-практической) и характер познавательных интересов и кругозора. Эти показатели отражают развитие каждой из сторон личности: эмоционально-волевой, действенно-практической и познавательно-мировоззренческой. Комплексные показатели проявляются через определенные качества личности: заботливость и дисциплинированность, активность и самостоятельность, познавательные интересы и кругозор. Каждое из качеств развивается постепенно. И уровень развития качеств отражает уровень воспитанности личности.
Таблица – характеристика уровня воспитанности членов коллектива
(по трём комплексным показателям)
По характеру личностных отношений к окружающей жизни (людям, коллективу) и к своим обязанностям | По характеру способностей к учебной и жизненно-практической деятельности | По характеру познавательных интересов и кругозора | ||
Воспитанники с разнообразными устойчивыми познавательными интересами и кругозором (высокий уровень) | Воспитанники с устойчивыми, но ограниченными познавательными интересами и избирательно-широким кругозором (средний уровень) | Воспитанники с узким кругозором без устойчивых познаватель- ных интересов (низкий уровень) | ||
I. Воспитанники, для которых характерны товарищеская заботливость и товарищеская дисциплинированность | А: Творческие и самостоятельные | |||
Б: Активно-подражающие и ограниченно самостоятельные | ||||
В: Пассивно подражающие и несамостоятельные | ||||
II. Воспитанники, для которых характерны товарищеская заботливость и недисциплинированность | А: Творческие и самостоятельные | |||
Б: Активно-подражающие и ограниченно самостоятельные | ||||
В: Пассивно подражающие и несамостоятельные | ||||
III. Воспитанники, для которых характерны скрытый эгоизм и эгоистическая дисциплинированность | А: Творческие и самостоятельные | |||
Б: Активно-подражающие и ограниченно самостоятельные | ||||
В: Пассивно подражающие и несамостоятельные | ||||
IV. Воспитанники, для которых характерны открытый эгоизм и эгоистическая дисциплинированность | А: Творческие и самостоятельные | |||
Б: Активно-подражающие и ограниченно самостоятельные | ||||
В: Пассивно подражающие и несамостоятельные | ||||
V. Воспитанники, для которых характерны открытый эгоизм и недисциплинированность | А: Творческие и самостоятельные | |||
Б: Активно-подражающие и ограниченно самостоятельные | ||||
В: Пассивно подражающие и несамостоятельные |