Для того чтобы представить себе влияние государственного регулирования при выдаче разрешений на строительство и функционирование заводов по сжиганию мусора, полезно сопоставить две таблицы, приведенные ниже. В первой показаны выбросы из МСЗ в Нидерландах до принятия государственного плана по ограничению газовых выбросов "Директива по сжиганию 1989". Указано состояние на 1990 год, то есть на начало работ по перестройке заводов и очистных сооружений на них, которое началось с 1985 года после принятия соответствующего правительственного решения. В 1990 году выбросы диоксинов (полихлорированных дибензо-пара-диоксинов, ПХДД и полихлорированных дибензофуранов, ПХДФ) составили 611 грамм (в токсических эквивалентах I-TEQ) в год или 79% от суммы всех выбросов в стране. За 5 лет, прошедших после введения "Директивы по сжиганию 1989" в 1990 году, 4 завода из 12-ти работавших было закрыто, а остальные переоборудованы таким образом, чтобы они соответствовали нормам этой Директивы. На переоборудование было потрачено несколько миллиардов голландских гульденов. В результате в 1995 году выбросы диоксинов уменьшились больше, чем на 99% и составили всего 4,1 грамма за год или 4-7% от суммарных выбросов диоксинов. Иными словами МСЗ перестали быть главным источником диоксинов в Нидерландах, что позволяет перенести внимание правительства на другие "главные" источники. Из таблиц хорошо видно, что одновременно резко снизились и все остальные выбросы: пыль почти в 20 раз; HCl в 110 раз (!); CO в 7.5 раз; SO2 в 13 раз; NOx почти в 3 раза и т. д.
Практические результаты такого резкого сокращения выбросов диоксинов не заставили себя ждать. По самым последним данным [ P. F*rst, K. Wilmer Dioxin'97 1997, v.33, p. 116-121 ] ежедневное попадание диоксинов с пищей снизилось с 127.3 пикограмм (в токсических эквивалентах) на человека в день (около 2 пкг/кг/день) в 1989 г. до 69.6 пкг на человека в день (около 1 пкг/кг/день) в 1996 году, то есть на 50%. Аналогично уменьшилось и загрязнение грудного молока кормящих матерей: дневное поступление диоксинов с грудным молоком снизилось с 163 пкг/кг веса ребенка в 1989 г. до 68 пкг/кг веса в 1996 году, то есть в 2.4 раза. Это огромное достижение Европейского Сообщества в области защиты человека и окружающей среды от диоксинов.
Таблица 10
Состав выбросов от МСЗ в Нидерландах в 1990 году
Компонента выбросов | Эмиссия от МСЗ | Вклад выбросов от МСЗ в суммарный выброс в Нидерландах | |
Тонны/год | г/тонну мусора | в %% | |
пыль | 0.7 | ||
HCl | |||
HF | |||
CO | 0.3 | ||
CxHy (на CH4) | < 0.1 | ||
SO2 | 1.5 | ||
NOx (на NO2) | 1.0 | ||
ТМ1) | 5 2) | ||
Cd | 0.845 | 0.26 | |
Hg | 1.733 | 0.54 | |
ПХДД/ПХДФ (I-TEQ) | 0.000611 | 0.00019 |
Примечания 1) Тяжелые металлы: Pb, Zn, As.
2) Сумма тяжелых металлов: Sb, As, Cd, Cr, Cu, Pb, Ni, Zn.
Таблица 11
Состав выбросов от МСЗ в Нидерландах в 1995 году
Компонента выбросов | Эмиссия от МСЗ | Вклад выбросов от МСЗ в суммарный выброс в Нидерландах | |
т/год | г/тонну мусора | в %% | |
пыль | 0.1 | ||
HCl | |||
HF | 0.3 | ||
CO | < 0.1 | ||
CxHy (на CH4) | < 0.1 | ||
SO2 | 0.1 | ||
NOx (на NO2) | 0.4 | ||
ТМ1) | 0.6 2) | ||
Cd | 0.154 | 0.05 | |
Hg | 0.193 | 0.07 | |
ПХДД/ПХДФ (I-TEQ) | 0.0000041 | 0.000001 | 4-7 |
Таблицы взяты из статьи: Jan G. P. Born Organohlorine Comp. (Dioxin'96) 1996, v. 27, p.46-49.
Примечания. 1) Тяжелые металлы: Sb, Pb, Cr, Cu, Mn, V, Sn, As, Co, Ni, Se, Te.
2) Грубая оценка для 1995 г., основанная на данных о выбросах в 1993 г.
Заключение
Мне кажется, что я в этой лекции довольно полно показал не только опасность МСЗ, но их неэффективность, неэкологичность и абсолютную экономическую неприемлемость для любого местного бюджета. Но хотелось бы как-то подтвердить эти выводы. По счастью подвернулся хороший пример, который показывает:
- Мусоросжигательные заводы действительно опасны;
- Мусоросжигательные заводы все-таки собираются строить.
- Высшее начальство все это прекрасно знает.
Вот эта история.
Амурная история или любовь чиновников к начальникам безгранична
Какие-то "зеленые" написали в самую зеленую газету возмущенное письмо: около них собираются построить МСЗ. Писем таких в разные организации поступает не мало, ответов на них не бывает. Но тут... Главный редактор разразился гневной статьей о предстоящей смертельной опасности для всех, кто живет по розе ветров и попадет под ядовитые диоксины. Но, главное — и здесь ключ всей интриги — в эту зону попадут не только простые люди, но (о, ужас!) и самые приближенные к Президенту начальники, так как понастроили они в этой зоне свои скромные бунгало.
Цитата: По "розе ветров" от места размещения мусоросжигательного завода... лежат придушенные безработицей деревни, рабочие поселки и городки. И тысячи крепких дач и богатых коттеджей президентской, правительственной, финансовой знати и шоуменов. На этих дачах, в этих коттеджах живут семьи Президента и Премьер-министра Российской Федерации, вице-премьеров, министров, Генерального прокурора России и его заместителей, членов Конституционного и Верховного судов, хозяев богатейших финансово-промышленных групп, влиятельных уголовных авторитетов... Семьи людей, поднявшихся на вершины власти, бизнеса и криминала (sic!)...на их чувство самосохранения и уповает в первую очередь..." |
На призыв газеты тотчас откликнулись главные защитники природы в Москве и в Московской области и вообще в России (была этому делу отведена целая страница газеты!). Как это было хорошо читать, что ни о каком строительстве зловредного завода в этой зоне и речи быть не может! И только в отклике первого заместителя министра ничего не говорилось об угрозе городам и весям, а было только строгое указание на необходимость контроля при строительстве МСЗ. Оказалось, что это умолчание естественно связано с тем, что редакция привела не его мнение о ситуации, а его рекомендацию от лета 1996 г.
Из этой истории следует, что опасность МСЗ известна нашим природоохранным руководителям, и они не допустят их строительство в зонах проживания (см. цитату). В тех же местах, где начальства нет, строительство возможно, но под строгим контролем. Надо знать, где жить.
Руководителям природоохранных территориальных органов В настоящее время возникла угроза переноса иностранными фирмами на территорию Российской Федерации экологически опасных производств, технологий, сбыта морально устаревшего оборудования. Такая ситуация сопряжена с угрозой экологической безопасности нашей страны.... Для решения проблемы уничтожения (утилизации) твердых бытовых отходов в регионах Российской Федерации возникает необходимость строительства мусоросжигающих предприятий. В связи с возможностью использования на них импортных технологий и оборудования Минприроды России рекомендует следующее... 3). Органы государственного экологического контроля должны осуществлять контроль в процессе строительства и эксплуатации мусоросжигательных заводов. Первый заместитель министра №02-13/29-1289 от 5.05.96 |