Сопоставительный анализ категории принципов обучения




 

 

Принцип обучения как методическая категория

Гальскова Соловова Щукин
Принцип в переводе с лат. «основа, первоначало». Принцип обучения – это первооснова, закономерность, согласно которому должна функционировать и развиваться система обучения предмету. Описание принципов – есть ключ к созданию высокоэффективного учебно-воспитательного процесса в любом типе учебного заведения и по любой учебной дисциплине. Разрабатываемые принципы обучения иностранным языкам призваны моделировать процесс обучения и.я как открытый процесс, исключающий директивность со стороны учителя и неприятия содержания обучения со стороны ученика. Дидактические принципы – исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку они связаны с целями, содержанием, методами, приемами, организацией обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимозависимости. Принципы рассматриваются в двух планах: в теоретическом, что помогает проникать в суть каждого из них и практическом, для использования их в качестве правил, требований, рекомендаций при осуществлении обучения (Рогова) Принципы обучения – это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к УП в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения).

 

 

Классификация принципов обучения

Гальскова Соловова Щукин
Выделены обще-дидактические и методические принципы.   Выделены: обще-дидактические специфические принципы, актуальные для предмета «Иностранный язык»   Выделены: дидактические принципы, лингвистические принципы,психологические принципы, методические принципы

 

Обще-дидактические принципы

МГЛУ МПГУ Щукин
1 Принцип личностно -ориентированной направленности обучения – воспитывающий и развивающий характер обучения предмету соотносится со специфическим вкладом предмета «иностранный язык» в общее образование и развитие учащихся. Развивающий (когнитивный) аспект современного обучения связан со взаимосвязанным коммуникативным и социокультурным становления личности обучающегося. При личностно ориентированном обучении школьники активно участвуют в выборе, организации и конструировании содержания конкретного урока; учитель выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий. 2. Принцип сознательности – обучение иностранным языкам должно строиться как когнитивный процесс. Ученик не просто овладевает системой языка и языком как средством коммуникации. Обучение языку предполагает формирование картины мира учащегося. Обучение языку предполагает обучение культуре 3. Обучение и.я., которое направлено на становление у учащихся способности к межкультурному общению, должно строиться как творческий процесс. Творческий характер процесса обучения и.я. Проявляется в том, что обучающийся, решая те или иные коммуникативные задачи, реализует собственные намерения, т.е. действует от своего лица. Большое внимание сосредотачивается на содержании высказываний учащихся, значительное место отводится их самостоятельной творческой работе. Содержание обучение подлежит не механическому усвоению, а интеллектуальной творческой переработке. 4. Деятельностный характер обучения. Обучение и.я., нацеленное на формирование способности учащихся к межкультурной коммуникации, должно носить деятельностный характер, который выражается во внешней и внутренней (умственной) активности учащихся. Данный принцип соотносится с принципом активности. Подлинно деятельностный подход к обучению и.я. реализуется, если оно спланировано с точки зрения специфики процессов усвоения учащимися и.я. Широко используем индивидуальные, парные и коллективные формы работы 5. Обучение и.я. должно быть направлено на формирование автономии учащегося в учебной деятельности по овладению конкретным изучаемым языком. Важно проявление учеником собственной речемыслительной активности. Основная задача учителя при реализации этого принципа – помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь усвоения языка /овладения им. Процесс обучения должен мотивировать каждого ученика к самостоятельному и активному осуществлению учебной деятельности, к осознанной оценке своего речевого опыта и в случае необходимости осознанной его коррекции.   1. Принцип воспитывающего обучения предполагает развитие самоорганизации обучающихся. Это означает, что учащиеся должны чувствовать себя полноправными субъектами образовательного процесса, могут организовывать свою деятельность по изучению и.я. и овладению им. (Рогова) Также Е.Н. Соловова и Г.В. выделяют принципы 1. Сознательности – отбор содержательно ценного для обучения материала должен обеспечить развитие познавательных способностей учащихся. 2. Активности – интенсифицирована учебная деятельность каждого учащегося, каждый является активным участником учебного процесса. 3. наглядности, 4. доступности и посильности, 5. Прочности 6. Индивидуализации – учет и использование резервов личности обучаемых, их жизненного опыта, мировоззрения, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе.   Дидактические принципы отражают основные положения теории образования и обучения, разрабатываемые в дидактике. Они используются в преподавании разных дисциплин и не зависят от предмета обучения. 1. Принцип сознательности относится к числу ведущих дидак­тических принципов, реализуемых на занятиях по языку. Следо­вание этому принципу предполагает понимание учащимися со­ держания иноязычной речи, осознание единиц, из которых речь состоит, способов пользования такими единицами. 2. Принцип активности предполагает вовлечение учащегося в коммуникативную ситуацию путем использования проблемной коммуникативной темы, ролевой игры. Предлагаются задания, учитывающие возраст интересы учащихся, которые стимулирует речемыслительную деятельность. 3. Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, которые непосредственно воспринимаются обучающимися. Осуществляется организованный показ языкового и экстралингвистического материала, облегчающий усвоение языкового материала за счет работы визуального канала. 4. Принцип прочности в обучении языку обеспечивает сохранение учебного материала в памяти учащихся и возможность его применения в различных ситуациях общения. Этот принцип играет большую роль и достигается за счет доступности его изложения, созданием ассоциативных связей, проведения параллелей. Пройденный материал используется многократно в различных коммуникативных ситуациях. 5. Принцип доступности и посильности предполагает, что материал подается с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей обучаемого. В ходе урока идет постоянный контроль усвоения материала, вносятся коррективы в подачу материала. 6. Принцип межкультурного взаимодействия предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой необходимо учитывать национально-культурные особенности учащихся в условиях межкультурного взаимодействия с носителями языка. 7. Принцип межпредметной координации предполагает согласование тем различных дисциплин с целью исключения их дублирования и формирования в сознании учащегося целостного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Очень важным является 8. принцип профессиональной компетенции преподавателя, который складывается из следующих умений 1) коммуникативные (владения языком на очень высоком уровне) 2) организаторские (умение спланировать собственную деятельность и деятельность учащегося) 3) гностические и оценочные (умение анализировать и оценить деятельность учащегося и мотивировать его в дальнейшем  

 

 

Методические принципы (МГЛУ)
Специфические принципы, используемые в методике обучения иностранным языка (МПГУ, Соловова)

Лингвистические принципы, психологические и методические принципы (Щукин)

 

Мглу МПГУ Щукин
1. Принцип коммуникативнойнаправленности обучения – обучение должно быть направлено на формирование у учащихся черт биполикультурной языковой личности, делающих его способным равноправно и автономно участвовать в межкультурном общении. Обучение и.я. должно стимулировать высокую личную мотивацию уч-ся в общении на и.я. 2. Усвоение и.я. как средства межкультурного общения возможно лишь в условиях общения, приближающегося по своим основным характеристикам к реальному общению. Данный принцип имеет много общего с принципом взаимосвязанного обучения устной речи, чтению и письму. Обучение и.я. в контексте межкультурной парадигмы будет успешным при условии ориентации обученияна родную лингвокультуру субъект учащихся. Учащийся субъект учебного процесса и субъект межкультурного взаимодействия 1. Принцип коммуникативной направленности. Обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную и письменную коммуникацию. (Рогова, Соловова)   2. Принцип интеграции и дифференциации: какому бы аспекту языка или виду речевой деятельности мы ни обучали, одновременно в большей или меньшей степени мы задействуем и формируем все остальные аспекты и виды речевой деятельности.   3. Принцип учета родного языка. Родной язык должен учитываться при отборе содержания обучения – учебного материала и его организации в самом учебном процессе. В лингвистическом плане – для прогнозирования трудностей при обучении произносительной, грамматической и лексической сторонам изучаемого языка, при обучении графике, орфографии, при семантизации. В психологическом плане –для определения структуры речевых действий, какие действия и сколько их нужно произвести, чтобы выработать навыки, необходимые для формирования речевых умений. При обучении и.я. учитываем опыт уч-ся в родном языке. 1. Принцип коммуникативности - ведущий методический принцип обучения. Согласно этому принципу, обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максималь­но к ним приближенных. Следование принципу коммуникативности предполагает такую направленность занятий, при которой цель обучения (овладение языком как средством обще­ния) и средство достижения цели (речевая деятельность) вы­ ступают в тесном взаимодействии   2. Принцип учета родного языка учащихся предполагает учет трудностей изучаемого языка, вызванных расхождениями в сис­теме изучаемого и родного языков учащихся. Этот принцип наиболее последовательно реализуется в учебниках и учебных пособиях, ориентированных на родной язык учащихся. Соответствующий лексико-грамматическийкомментарий и упражнения способствуют преодолению интерферирующего влияния и использованию положительного переноса из родного языка.   3. Принцип устного опережения (или устной основы обучения) предполагает: а) устное введение и закрепление учебного мате­ риала; б) наличие речевой практики, протекающей в устной форме на основе отобранных для занятий тем и ситуаций общения. 4. Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности предусматривает обучение языку с одновременным формированием четырех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в рамках их определенного учебной программой последовательно-временногосоотношения на основе общего языкового материала и с помощью специальных упражнений. 5. Принцип профессиональной направленности обучения (учета специальности) предусматривает учет будущей специальности и профессиональных интересов учащихся на занятиях по языку и другим дисциплинам учебного плана. На занятиях со студентами-филологамиданный принцип находит выражение в педагогизации и филологизации обучения, реализуется в отборе материала для занятий - тем и ситуаций общения, текстов для чтения, заданий, ориентированных на специальность, в коорди­нации разных дисциплин с позиции будущей профессиональной деятельности обучающихся. 6. Принцип аппроксимации (от лат. approximare - приближаться) означает «снисходительное отношение» преподавателя к допускаемым учащимся ошибкам в процессе речевой деятельности, если они не нарушают коммуникацию и не приводят к иска­жению смысла сообщения. Первоначально действие принципа касалось обучения иноязычному произношению, в котором допускались отклонения от нормы, не касающиеся, однако, случаев искажения в речевом потоке звуков, имеющих смыслоразличительное значение. Впоследствии действие принципа было расширено на речевую деятельность в целом. Однако у этого принципа имеются как сторонники, так и решительные противники. В любом случае следование данному принципу создает благоприятную обстановку в учебной аудитории, повышает речевую активность учащихся, устраняет боязнь сделать ошибку. 7. Принцип ситуативно-тематическойорганизации обучения предполагает такую организацию и проведение занятий, при которых введение и закрепление учебного материала проводятся с использованием тем и ситуаций общения, отражающих содержа­ниеизбранной для занятий сферы общения. 8. Принцип учета уровня владения языком предполагает ор­ганизацию процесса обучения в соответствии с языковой подго­товкой учащихся. Под уровнем владения языком при этом пони­ мается степень сформированности коммуникативной компетенции, позволяющая решать на изучаемом языке экстралингвистические задачи общения в соответствии с условиями коммуникации и с использованием необходимых для этого знаний, речевых навыков и умений.   Лингвистические принципы 1.Принцип системности рассматривает язык как системное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов разных уровней, объединенных в единое целое. Реализация этого принципа на занятиях предполагает: 1)такое описание изучаемого языка в учебных целях, при ко­ тором единицы языка рассматриваются с точки зрения их ком­муникативной и функциональной значимости для выражения различных смыслов (коммуникативных намерений); 2)формирование в сознании учащихся представления о языке как целостной системе, состоящей из набора языковых и речевых элементов и правил их употребления в речи; 3)изучение грамматики в органической связи с лексикой, по­зволяющее выявить лексико-семантическиеособенностиязыко­вых единиц в процессе их функционирования; 4) изучение морфологии на синтаксической основе, что пред­ полагает введение законченных речевых единиц (предложений и словосочетаний) в связи с условиями общения. 2. Принцип концентризма предусматривает такой характер от­ бора и введениялексико-грамматическогоматериала, при кото­ ром обеспечивается многократное обращение к уже изученному материалу с постепенным его углублением и расширением 3.Принцип разграничения лингвистических явлений на уровне языка и речи предполагает выделение трех аспектов в общей совокупности языковых и речевых явлений, ставших объектами усвоения и определяемых как языковые (система языка), речевые (способы формирования и формулирования мыслей по­ средством языка), речедеятельностные (осуществляют процесс общения). Характер взаимодействия отдельных аспектов определяется с учетом цели и этапа обучения. Так, на занятиях со студентами-филологами равное внимание уделяется овладению ре­ чью и системой языка при взаимосвязанном обучении видам ре­чевой деятельности. 4. Принцип функциональности заключается в том, что языко­вой материал на занятиях вводится с учетом содержания высказывания. В практическом курсе этот принцип находит выражение в рассмотрении формы и значения грамматического явления в их единстве. 5. Принцип стилистической дифференциации означает важ­ность учета в процессе обучения языковых и речевых особенностей, характерных для разных стилей речи. На краткосрочных курсах основное внимание уделяется разговорному стилю и ре­чевой деятельности в учебной и бытовой сферах общения. Выбор текстов определенной стилевой направленности, объем и глуби­ на его проработки зависят от цели и продолжительности обуче­ния. 6. Принцип минимизации языка заключается в отборе языковых и речевых средств для занятий. Такие средства, с одной сто­роны, должны включать самые необходимые единицы в соответствии с этапом обучения и представлять относительно законченную функциональную систему, а с другой - адекватно отражать структуру языка в целом. Психологические принципы 1. Принцип мотивации основан на понимании мотива какпо­буждения к деятельности, связанного с удовлетворением потреб­ностей человека. Преподавателю важно знать мотивы, лежащие в основе деятельности учащихся, и уметь поддерживать мотивацию обучения на достаточно высоком уровне. Это достигается за счет целесообразной организации занятий, в ходе которой максимально учитываются интересы учащихся, их возрастные осо­бенности, а также мотивы обучения (познавательные, профессиональные и др.) 2. Принцип поэтапности в формировании речевых навыков и умений определяет динамику изменения структуры речевой деятельности в процессе обучения. При реализации принципа выделяют четыре этапа, составляющих основу формируемой речевой деятельности: ознакоми­тельный (сообщение знаний, введение речевого образца, грамма­тической модели, правила), стандартизирующий (формирование речевого навыка в результате выполнения языковых упражне­ний), варьирующий (совершенствование речевого навыка и формирование речевых умений с помощью речевых упражнений в ситуациях учебного общения), творческий (развитие речевых умений, перенос приобретенных знаний, навыков, умений в раз­ личные ситуации общения не только учебного, но и неучебного характера). 3. Принцип учета индивидуально-психологическихособен­ностей личностиучащихся предполагает необходимость учета в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся в целях максимальной индивидуализации учебного процесса. При­нято говорить о трех видах индивидуализации: личностной, субъектной, индивидной.

Принцип обучения предполагает:

отбор средств обучения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к конечному уровню владения языком на каж­-дом этапе обучения;

определение содержания коммуникативной компетенции для каждого уровня;

координацию профильных дисциплин и практического курса языка на предметном и языковом уровнях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: