А) Светские здесь официальная идеология отсутствует. Провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.
Б) Идеологизированные функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.
Так же многие ученые проводят типологию государств в основном с позиции двух подходов:
1. Формационный подход. Присущ марксистскому учению о государстве.
Критерием деления государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, то есть исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.Формационный подход выделяет следующие типы обществ:
- Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;
- Рабовладельческое — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;
- Феодальное — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;
- Буржуазное — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат;
- Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.
|
Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественно исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Данная типология не безупречна, она страдает схематизмом, однолинейностью.
2. Цивилизационный подход. Данный подход предложил английский историк А. Тойнби. Подход учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций - египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и др. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991 г.
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем.
2. Управленческие функции государства: руководство, координация, организация, контроль, принятие решений с целью сохранения и развития социума.
В целом государство выполняет разнообразные функции по поддержанию жизнедеятельности общества. И все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и аппарат управления. В общем смысле функция государственного управления фактически включает все функции государства, поэтому с точки зрения менеджмента можно сказать, что функции государства — это совокупность функций управления. Основными управленческими функциями государства являются руководство, координация, организация, контроль, принятие решений с целью сохранения и развития социума.
|
Руководство — это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).
Координация — это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Координация — это формирование «ансамбля» управленческой деятельности автономных административных центров и обеспечение гармоничного его функционирования. Если, например, существует несколько самостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соединения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного координационными полномочиями (в настоящее время координационными органами являются преимущественно государственные комитеты РФ, некоторые федеральные министерства и иные органы исполнительной власти, реализующие функции регулирования, межотраслевой координации и контрольно-надзорные функции). Координация как функция обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря координированию согласовываются действия не только руководителей внутри управленческого звена, но и действия руководителей иных управленческих структур.
|
Организация — это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле — это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления. Организующая деятельность включает действия и решения, конечной целью которых является обеспечение надлежащего функционирования органов государственного управления. Цель этой функции — сформировать управляющие и управляемые системы, а также связи и отношения между ними. Организация включает в себя создание органов управления, построение структуры аппарата управления, формирование управленческих подразделений, звеньев, разработку положений об органах управления, установление взаимосвязей между управленческими структурами, подбор и расстановку кадров и др. Организация означает также реорганизацию и ликвидацию органов Управления, предприятий, учреждений.
Контроль — это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления. Контроль — это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. В определенных сферах государственной деятельности органы государственной власти постоянно усиливают контроль за совершением тех или иных действий. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений). Контроль характеризуется универсальностью относительно управленческой системы. Контроль призван постоянно представлять информацию о действительном состояния дела относительно выполнения задач. Контроль начинается с получения информации о действительном состояния управляемого объекта и заканчивается принятием решений, которые предусматривают соответствующую коррекцию в системе управления для достижения запланированной цели.
Сущность государства раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, в том,что и как оно делает по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Функция есть, конечно, отношение, посредством которого одна сторона, в данном случае государство, "выливает", переносит свою сущность (силу, потенциал) на другую — общество. Речь идет именно об общественных функциях государства, поскольку государство вне взаимодействия с обществом теряет всякий смысл, а его общественная сущность (природа) познается также через эти функции. Можно выделить несколько общественных функций государства, которые присущи ему в современный период:
- функция обеспечения целостности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство (создание условий для спокойного и гармоничного развития общества), т.е. политическая функция.
- обеспечение на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина, т.е. социальная функция;
- создание организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества;
- поддержание свободы, суверенитета и исторического существования народов своей страны в рамках мирового сообщества.
Специфику государственного управления обусловливают характер и объем охватываемых этим управлением общественных явлений. В политическом аспекте смысл государственного воздействия - решение общих дел, мобилизация общества на достижение общезначимых целей, удовлетворение потребностей общества в целом, а не только отдельных граждан и социальных групп.
Отличительная особенность использования средств и методов государственного воздействия- это возможность легитимного принуждения с помощью сил правоохранительных государственных органов.
Государство, будучи сложным (по элементному составу и связям) и многогранным (по функциям) общественным явлением, придает государственному управлению также свойство системности. Без этого свойства государственное управление не может состояться. В нем задействовано множество государственных органов и других структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность государственного управления может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность. Организованная целостность во всем богатстве элементов и свойств системы государственного управления особенно актуальна для практики государственного управления. Не случайно самые большие трудности вызывает не познание государственного управления, а его применение.
Системный подход к изучению государственного управления позволяет осмыслить его как функционирование нескольких сложных систем, среди которых: 1) система управляющая - государство как определяющий субъект управления;
2) система управляемая - общество в целом и его компоненты, подверженные государственному воздействию как объекты управления;
3) система взаимодействия - различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и др.
3. Содержание видов государственного управления и методов государственного воздействия.
В современной нормативной и научной литературе термин "государственное управление" используется в двух основных значениях:
В широком смысле, государственное управление - это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами. Т.е. это регулирующая деятельность государства в целом.
В узком смысле, государственное управление - это непосредственное исполнительно-распорядительное воздействие той части государственного аппарата, которая предназначена для непосредственного воплощения в жизнь государственного курса, т.е. деятельность органов исполнительной власти и иных субъектов, наделенных соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями (например, Президента РФ, Прокуратуры РФ, других властных субъектов).
В связи с этим выделяют следующие признаки государственного управления:
- носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
- осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
- осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
- характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
- осуществляется в различных формах;
Атаманчук указывает на три обязательных свойства государственного управления:
1. управленческое воздействие опирается на силу государственной власти;
2. распространенность государственного управления на все общество (его всеобщность);
3. системность.
Видами государственного управления являются:
1) внутреннее государственное управление, осуществляемое исполнительными органами государственной власти в целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы, т. е. для проведения позитивной управленческой деятельности для решения государственных задач и исполнения нормативных правовых актов (осуществление действий по организации деятельности самих исполнительных органов государственной власти, совершенствованию института государственной службы, разработка и принятие нормативных правовых актов);
2)внешнее государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти в целях реализации «внешних» (в том числе иногда принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физическим и юридическим лицам), не входящим в структуру государственной администрации (например, осуществление деятельности по регистрации и лицензированию);
3) внутриорганизационное государственное управление, осуществляемое в целях реализации исполнительно-распорядительных функций органами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными государственными органами, традиционно не относящимися к исполнительным органам государственной власти.
Методы государственного управления способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.
Методы управления находятся в единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.
Характерные черты методов:
· 1.Выражают связь субъекта или объекта.
· 2.Обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия.
· 2.Обладает определённой организационной формой (приказ, правило поведения)
· 4.Обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные).
Виды методов:
I. Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений. Меры:
· Разъяснение
· Обоснование
· Обсуждение
· Поощрение
II. Принуждение – разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка.
· Вне судебное применение предусмотренных законными либо подзаконными административно - правовыми нормами принудительных мер административно – властного органа.
· Направленность на выполнение общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления.
III. Правовые акты управления - это основная правовая форма реализации задач органов государственной власти.
1. Административные методы осуществляются в виде прямого административного воздействия на объекты управления в различной категоричной форме: постановления, распоряжения, приказа, указания. Постановления являются правовыми актами, определяющими общие правила, нормы деятельности, поведения, рассчитанные на неоднократное применение. Распоряжения, являясь правовыми актами, имеют персонифицированный характер, издаются в основном для решения оперативных вопросов. Руководители органов государственного и муниципального управления отраслевой компетенции, осуществляющие управление на единоначальной основе, издают приказы. Руководители коллегиальных органов управления межотраслевой компетенции издают приказы по вопросам деятельности аппарата этого органа. Руководители органов государственного и муниципального управления и их структурных подразделений имеют право давать указания подчиненным им работникам в пределах их компетенции. Административное воздействие должно быть тщательно обоснованно, в том числе и экономически, с точки зрения возможных последствий.
2. Организационные методы представляют собой совокупность организационных воздействий субъекта управления на управляемый объект, а также на субъект управления, т.е. на самого себя. Организационные методы управления разделяются на:
1. Организационное регламентирование осуществляется в виде нормативных документов, устанавливающий четкий порядок в организации деятельности как объекта, так и субъекта управления. Так, организационное регламентирование как организационный метод воздействия на объект управления, осуществляется, например, в установлении правил учета граждан, нуждающихся в улучшение жилищных условий, торговли и обслуживания населения.
2. Организационное нормирование выражается в применении в деятельности органов государственного и муниципального управления различного рода норм и нормативов: численности аппарата органов управления; управляемости, определяющие количественные пределы работников, которые могут находится в непосредственном подчинении руководителя; затрат труда на выполнение управленческих работ и т.п.
3. К организационно-методическому инструктированию относятся инструкции по выполнению функций органов государственного и муниципального управления: по контроля исполнения документов, организации работы по обращению граждан, делопроизводству и т.п., а также методические рекомендации по поиску оптимальных управленческих решений, подготовке распорядительных документов, взаимодействию органов управления с предприятиями и организациями и др.
3. Экономические методы выступают как средства реализации требований экономических законов, она предназначены для воздействия на экономические управленческие отношения. К экономическим методам относят:
1. Экономическое стимулирование как метод управления базируется на экономических интересах работников. Исходным его положением является формирование доходов работников в зависимости от вклада в общие результаты труда. Главное место в экономическом стимулировании отводится материальному стимулированию. Оно базируется на экономическом законе распределения материальных благ в соответствии с количеством и качеством труда. Основной формой материального стимулирования является оплата труда.
2. Важное место в системе экономических методов отводится методам экономической ответственности за результаты деятельности органов государственного и муниципального управления. Такая ответственность органов государственного и муниципального управления устанавливается законодательством. К наиболее эффективным методам экономической ответственности следует отнести метод компенсации потерь, возникающих по вине органов государственного и муниципального управления и их должностных лиц. К метода экономической ответственности относятся гарантированные платежи в бюджет независимо от выполнения плана по прибылям.
3. Хозяйственный расчет. Его целью является стимулирование роста эффективности производства на основе широкой интенсификации. Под хозяйственным расчетом понимается соизмерение затрат на производство продукции или услуг с полученным от их реализации доходом. Содержание хозяйственного расчета характеризуется его принципами: хозяйственная самостоятельность, рентабельность, самоокупаемость, материальная заинтересованность работников в результате труда.
4. Под социальными методами управления понимаются конкретные способы и приемы воздействия на социальные процессы формирования и развития коллектива. К ним относятся: методы управления социально-массовыми процессами (например, регулирование движения кадров, распределение кадров, повышение престижа профессий и др.); методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (планирование развития коллектива, повышение социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др.); методы управления индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных условий труда для работников, формирование оптимальной системы управления, наличие элементов творчества в труде, воспитание у работников чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей и др.).
5. Под психологическими методами управления понимаются способы, приемы, воздействия на регулирование отношений между людьми посредством создания оптимального психологического климата как проявление группового сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений.К ним относятся: методы комплектования малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников, методы гуманизации труда; методы психологического побуждения, формирование мотивов труда, оказание доверия; методы профессионального отбора работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют занимаемой должности и др.
Таким образом, административные, экономические и социально-психологические методы государственного управления взаимосвязаны. Например, материальное стимулирование оформляется посредством издания полномочными органами юридических актов управления. Назначение на должность лица с учетом его психологического склада, характера и способностей оформляется актом уполномоченного на то органа. Поэтому недопустимо противопоставление административных, экономических и социально-психологических методов управления.
4. Модели государственного управления.
Модели государственного управления – условное соединение ряда характеристик, которые позволяют сформулировать вариант государственного управления.
Исторический анализ развития государств дал возможность сформулировать 3 основные модели гос. управления: 1) традиционная модель; 2) рациональная; 3) маркетинговая.
Для традиционной модели характерно следующее: отсутствие профессиональной бюрократии, традиционный порядок управления и разделения функций, отсутствие четкой регламентации обязанностей, религиозное освещение традиционной власти. Эти характерные черты были присущи европейским государствам 17-18 вв.
Рациональная модель: рационализация системы гос. упр-я; четкая система норм, инструкций и правил; наличие принципов, регулирующих статус, материальное положение и продвижение по службе государственных служащих; формирование профессиональной бюрократии. Характерна для стран Западной Европы 19-1-ой половины 20 вв.
Маркетинговая модель (концепция) связана с тем, что гос-во представляется как предприятие сферы услуг. Характеристики: ориентация на клиента и его запросы; приверженность активному стилю действий; простота структуры и профессионализм кадров. При реализации такой модели происходит конкуренция между государством и частным сектором. При маркетинговой модели государственного управления государство все больше рассматривается как система организации государственного сервиса, «как предприятие сферы услуг».
Эти модели сменяют др. друга в опр. логической последовательности; при этом маркетинговая модель представляется перспективной и в плане развития государственного управления в РФ.
Государство, будучи сложным (по элементному составу и связям) и многогранным (по функциям) общественным явлением, придает государственному управлению также свойство системности. Поэтому с точки зрения системного подхода модель государственного управления представляется функционированием нескольких сложных систем, среди которых:
1) система управляющая - государство как определяющий субъект управления;
2) система управляемая - общество в целом и его компоненты, подверженные государственному воздействию как объекты управления;
3) система взаимодействия - различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и др.
Модель гос управления
Природа государственного управления неразрывно связано с эволюцией индустриального общества, является продуктом развития рыночной экономики, требующей соответствующего регулирования со стороны государства.
Именно на пороге XIX-XX вв. произошло количественное увеличение задач государственного управления в условиях политической социализации, обозначилось качественное усложнение этих задач, проявилось технократическое превосходство бюрократической организации над другими формами управления. Переосмысление парадигмы государственного управления на рубеже третьего тысячелетия вызвано глобальными социальными реформами, произошедшими повсеместно в самых разных государствах мира. Процессы модернизации привели к переходу общественного мирового развития в постиндустриальную фазу.
Существует несколько базовых стилей руководства:
· Директивный или авторитарный.
· Коллегиальный или демократический.
· Либеральный или анархический.
По подобию могут быть определены и типы государственного управления. Анализ того, как Платон в трактате "Государство" и Аристотель в трудах "Никомахова этика" и "Политика" рассматривали типы государственного управления, позволяет сформировать следующую "эллинистическую" классификацию:
1. Единоличное правление:
1. Монархия – единоличная власть, пекущаяся о благе остальных членов общества;
2. Тирания - единоличная власть, не принимающая во внимание благо членов общества.
2. Власть меньшинства:
1. Аристократия - власть по достоинству (достоинство рассматривается как интегральная характеристика), пекущаяся о благе остальных членов общества;
2. Олигархия - власть по имущественному или иному цензу, не принимающая во внимание благо остальных членов общества.
3. Власть большинства:
1. Полития – власть большинства, пекущаяся о благе остальных членов общества;
2. Демократия - власть неимущего большинства, не принимающая во внимание благо остальных членов общества.
С точки зрения марксистской теории исторического материализма движущей силой для процесса общественного развития является экономически обусловленный классовый антагонизм. Соответственно, в качестве объекта исследования выступала системная совокупность общественных сил и общественных отношений (при определяющей роли экономических отношений).
В противовес марксистской теории западными учеными предлагаются теории, выводящие экономические проблемы за рамки дискуссий. В створе этого блока идей появились теории постиндустриального и информационного общества, по-прежнему активно развивается и пропагандируется теория гражданского общества.
В связи с этим в конце 20 века социологические исследования преимущественно вращались вокруг двух базовых подходов: синергического и аристократического. При этом экономическую сферу обычно отдавали в ведение самоорганизовавшихся сообществ или передавали во власть иерархической системы управления (сформированной аристократией).
В результате в 20 веке, благодаря усилиям западных теоретиков, перечень форм аристократии был дополнен еще двумя:
· технократия - власть инженерно-технической, кибернетической элиты, в пределе перерождающаяся во власть идеальных мыслящих машин, пекущихся о благе общества;
· меритократия - власть наиболее достойных (наиболее одаренных - достоинство здесь измеряется интеллектом), также пекущихся о благе остальных членов общества.
На протяжении 19-20 веков общество усиленно приучали к мысли об исключительных достоинствах демократической системы управления. Демократия преподносилась как эталон системы управления обществом и государством, единственный вариант справедливого и безопасного государственного устройства. Последнее утверждение справедливо, если за критерий оценивания выбрать риск1 перехода к "наихудшим" формам правления, который наиболее вероятен между смежными формами (см. рис. 1). Базовые концепты демократии (примат личного над общественным; выборность органов власти; свобода личности, как основная ценность) закрепились в общественном сознании.
Действительно, в современных условиях демократия, как форма управления, по-прежнему обладает высокой привлекательностью. В идеале, демократический тип правления способен оптимально регулировать социальные отношения и обладает большим потенциалом развития. Весьма привлекательным свойством демократии является то, что эта форма правления оказывается весьма пластичной. Без устранения ее внешних атрибутов (выборность органов власти и т.п.) на сущностном уровне она может быть трансформирована в практически любой из известных видов управления. Именно поэтому в последние годы особое внимание исследователей привлекает идея информационного управления обществом.
Марксистская концепция общественно-экономических формаций выделяла общинный строй, рабовладельческое государство, феодальное государство, буржуазное государство, социалистическое государство.
И, наконец, в 1989 году Макс Вебер в «Открытой критике марксистско-ленинской концепции» показал три типа господства, присущих государствам различных типов:
1. Традиционное господство (управление лицом, получившим власть по наследству по схеме: господин - слуги - подданные).
2. Харизматическое (управляет лицо, получившее власть не по наследству, но владеющее сознанием масс).
3. Цивилизованное – «правовое» (Закон - господин всего).
Таким образом, модели государственного управления обусловлены конкретным типом государства, социальной сущностью государства и определяются вектором его исторической эволюции. Главное при этом достижение баланса в сочетании потребностей, интересов общества и возможностей государства.
5. Управляемые объекты в общественной системе, виды и уровни, свойства и структура управляемых объектов.
В качестве управляемых объектов со стороны государства выступают те общественные отношения, виды деятельности и социальные роли, которыенепосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей.
На "выходе" управляемых объектов возникают потребительские ценности, способные удовлетворять разнообразные частные и общественные потребности, поддерживать и укреплять существование человека и всей системы его связей с обществом и природой.
Управляемые объекты — центр приложения массовых усилий общества, поскольку именно ими создается все необходимое для жизни людей: пища, одежда, жилье, коммуникации, социальные услуги, духовная продукция. Отсюда специфика включенности человека в те или иные общественные отношения, а также выполняемых им видов деятельности и социальных ролей. К примеру: от инженера, занятого конструкторской работой требуются иные знания, навыки, опыт, чем от того же инженера, находящегося на государственной должности в аппарате управления. И результаты активности весьма различны: в первом случае — новые технологические проекты, эффективное производство, во втором — управленческие решения и действия.
Важно отметить, что в общественных отношениях, различных видах деятельности и многообразных социальных ролях государство управляет не всеми, а только теми их проявлениями, сторонами, взаимосвязями, которые имеют значение для всего общества, относятся к реализации всеобщих потребностей, интересов и целей.
Особенности управляемых объектов:
1. Управляемые объекты пользуются приоритетом перед субъектами государственного управления, т.к. воспроизводство материальных и духовных продуктов и социальных условий является первичным и главным для жизнедеятельности людей.
2. Управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные и общественно -исторические условия и закономерности и в соответствии с ними выстраивают технологии своей деятельности (“человек-машина”. “человек- природа” и т.д.)
3. Управляемые объекты нуждаются в своевременном и возможно полном юридическом определении порядка формирования, общественного статуса, процедур общественной подотчетности и контроля.
Исходя, прежде всего, из человеческой сущности управляемых объектов, можно выделить следующие их свойства.
1. Самоактивность управляемых объектов, то есть их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных) побудительных причин. Самоактивность управляемых объектов реализуется в различных формах: она может заключаться в:
преобразовании окружающих условий и взаимосвязей в соответствии с представлениями их компонентов;
в установлении с ними активного взаимодействия, ведущего к равновесию отношений;
в приспособлении к складывающейся ситуации.
2. Целеориентированность. Она создает основания для анализа и классификации их в зависимости от преследуемых целей, соотношения таких целей с реальными объективными возможностями, выработки механизмов влияния на формирование целей, структурализации целей и согласования их с целями субъекта государственного управления и всего общества.
3. Адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам природного и социального бытия. Адаптивность свидетельствует о способностях человека (коллектива) в бесчисленных жизненных проявлениях отражать природную и общественную среду обитания и по принципу обратной связи воспринимать ее влияние таким образом, чтобы сохранять и развивать себя. Адаптивность выражается в привычной (типовой) реакции, в стереотипе поступков и действий, в конформизме и зависит от сил человека и соотношения в нем активного и пассивного начал. Иногда ее олицетворяют со стихийным (гомеостатическим) саморегулированием.
4. Способность к самоуправлению (сознательному саморегулированию) своей жизнедеятельностью и своим развитием. Самоуправление в деятельности людей и их объединений (социальных общностей) можно охарактеризовать рядом свойств:
осуществляется в основном вследствие осознания объективной действительности, при определенном социально-психологическом приспособлении к ней;
представляет собой непосредственную и ответствен