Вариант 2
А 16. Как рассчитывается прибыль?
1) Путём вычитания всех затрат из дохода.
2) Путём деления дохода на расход
3) Путём деления расхода на доход
4) Из дохода вычитаются все налоги
А 17. Государственный бюджет- это
1) Планируемое количество домов-новостроек в следующем календарном году
2) Планируемые показатели экономического роста страны
3) Планируемые расходы и доходы государства
4) Документ, принимаемый организацией по защите прав потребителей
А 18. Верны ли следующие суждения о преступлении?
А. Преступление влечет за собой административную ответственность.
Б. Преступлением называют противоправное деяние, создающее угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А 19. Гражданка А. обнаружила, что коробочка йогурта, стоившая раньше 15 рублей, подорожала до 20 рублей, а еще через месяц — до 30 рублей. То же произошло и с другими товарами и услугами, причем их качество не улучшилось. С каким экономическим явлением столкнулась гражданка А.?
1) конкуренция
2) инфляция
3) перепроизводство
4) безработица
А 20. Антон припарковал свой автомобиль на газоне под окнами своей квартиры. Какое правонарушение он совершил?
1) уголовное
2) административное
3) дисциплинарное
4) гражданское
А 21. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?
1) производство косметических средств
2) прогнозирование цен на энергоносители
3) продажа объектов недвижимости
4) постепенное обесценивание денег
А 22. Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам, другие страны выплатили организации проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?
|
1) средство платежа
2) средство обмена
3) средство накопления
4) мировые деньги
А 23. Иван, в пятилетнем возрасте оставшийся без попечения родителей, стал воспитанником детского дома. Какое право ребенка нарушено в данной ситуации?
1) право на жизнь
2) право знать своих родителей
3) право жить и воспитываться в семье
4) право на социальное обеспечение
А 24. Фирма П. нанимает 20 работников, каждый из которых трудится 8 часов в день. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?
1) наличие автоматизированного контроля качества
2) высокий спрос покупателей на продукцию фирмы П.
3) стажировка работников в известной зарубежной фирме
4) пошив 20—25 блузок в течение часа
А 25. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Инфляция представляет собой не обоснованный повышением качества рост цен на товары и услуги.
Б. Инфляция связана с наличием в стране избыточного объема денежной массы — «лишних» денег, не обеспеченных товарами и услугами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А 26. Ученик одиннадцатого класса решил сорвать проведение итоговой контрольной работы по химии. Он позвонил в милицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Школьник совершил
1) административный проступок
2) уголовное преступление
3) дисциплинарное нарушение
4) гражданское правонарушение
А 27. Верны ли следующие суждения о правах человека?
|
А. Права человека носят всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.
Б. Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А 28. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека проявляется в умении управлять своим
поведением.
Б. Свобода человека предполагает возможность действовать
по своему усмотрению.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А 29. Утверждение, что все люди рождаются свободными и равными в своих правах, подчёркивает характер прав человека как:
1) Равный
2) Неотчуждаемый
3) Всеобщий
4) Неделимый
А30. Верны ли следующие суждения о правилах?
А. Правила установлены, чтобы люди могли жить спокойно и комфортно
Б. Правила установлены, чтобы поддерживать определённый порядок в общественной жизни
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЧАСТЬ В.
В 3. Из нижеприведенного списка выберите признаки индустриального общества.
1) Основа производства — земля, сельскохозяйственный труд
2) Развитие крупной машинной промышленности
3) Преобладание ручного труда
4) Основа производства — знания, информация
5) Широкое применение машинной техники
6) Неграмотность большинства населения
7) Основной вид экспорта — средства производства
8) Основной вид экспорта — сырье
9) Основной вид экспорта — интеллектуальные продукты (программы, технологии и т.д.)
|
10) Ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование
11) Непрерывное образование граждан
12) Решается задача преодоления неграмотности населения
Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:________________
В4. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ | |
1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя | А. Индивидуальность | |
2. Отдельно взятый представитель человеческого рода | Б. Индивид | |
3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств | В. Личность | |
Ответ: | ||
ЧАСТЬ С. ЗАДАЧИ.
Задание 3
В предложенном списке укажи предметы личного пользования и семейного: электроэнергия, футбольный мяч, альбом для марок, магнитофон, расческа, кастрюля, горячая вода, зубная щетка, кроссовки.
Задание 4
Прочитай текст и ответь на вопросы к тексту.
«В мире природы, где все взаимосвязано, исчезновение любого вида равнозначно смерти нескольких других. Разрыв единой биологической цепи в конечном итоге неизбежно отразится и на человеке.
Многие виды растений пользуются услугами конкретного опылителя, например бабочки и осы. Стоит уничтожить цветущее растение, часть опылителей покинет эту территорию или погибнет. Оставшиеся растения не смогут дать нужное количество плодов. В результате пострадают травоядные, питающиеся этими плодами, и хищники, охотящиеся на травоядных. Разрыв цепи питания со временем скажется на всех видах растений и животных затронутой экосистемы, в том числе на человеке, у которого есть своем место в этой системе.
К чему приведет исчезновение любого вида в природе? Опираясь на содержание текста, составь логическую схему, показывающую последствия уничтожения одного конкретного вида растений или животных.
ЧАСТЬ С. ТЕКСТЫ.
Текст № 2. Прочитай текст и выполни задания С1-С6.
«Свобода - это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.
Слово «свобода» может означать различные понятия. Фактически «быть свободным» - значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.
Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта и размышлений.
Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны... некоторые выборы катастрофичны, в чём рано ли поздно убеждается каждый на собственном опыте. Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора - нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к тупику, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе». М. Малерб.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Какие обстоятельства, по мнению автора текста, позволяют рассматривать свободу в качестве одного из наиболее ценимых человеком благ? Назовите три обстоятельства.
С3. Какой смысл автор вкладывает в словосочетание «быть свободным»? Объясните почему свобода важна для счастья человека.
С4. Проиллюстрируйте тремя примерами содержащееся в тексте утверждение, что после того, как «выбор сделан, человек теряет часть своей свободы».
С5. Лена и Наташа мечтали стать врачами, но в первый год после окончания школы не смогли поступить в медицинский институт. Лена пошла учиться в медицинский колледж, затем поступила в медицинский институт и стала врачом. Наташа решила, что учиться в колледже не престижно, и пошла в другой институт, но потом по нелюбимой профессии работать не стала и перебивается случайными заработками. Чем можно объяснить такое различие в судьбах девушек? Приведите фрагмент текста, который поможет ответить на вопрос.
С6. Автор высказывает мнение о том, что обучение свободе «ещё более важно, чем свобода сама по себе». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.