Ситуации:
1. Мальчик постелил чистое белье, а собака его испачкала.
2.Мальчик чинил стул, а когда сел на него, тот сломался.
3.Мальчик встал с постели раньше, чем зазвонил будильник.
Чужими руками жар не загребай!
Ситуации:
1. Мальчик попросил велосипед у соседа, а ему дал свой конструктор.
2.Мальчик заставлял носить свой портфель младших детей.
3. Мальчик взял красивый рисунок друга и выдал его за свой.
В чужом глазу соринку видит, в своем бревна не замечает.
Ситуации:
1. Девочка сама полная, а над другими толстушками смеется.
2. Девочка сама ест, а подруг не угощает.
3. Девочка сама умеет шить и подруг учит.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Ситуации:
1. Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
2.Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.
3. Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей.
УПРАЖНЕНИЕ 43
Цель: найти и подробно описать сходные черты двух различных предметов (объектов).
Пример: половник и отвертка. Половник и отвертка — металлические предметы. С помощью и половника и отвертки мы достаем что-то (жидкость из кастрюли, шуруп из стены). У половника и у отвертки есть ручка.
Половник и отвертка.____________________________________________________
Шкаф и холодильник.___________________________________________________
Вата и облако._________________________________________________________
Мука и песок.__________________________________________________________
Кран и жираф. _________________________________________________________
Снеговик и пирамидка. __________________________________________________
Грабли и расческа.______________________________________________________
Волосы и трава. _______________________________________________________
Дверь и окно. _________________________________________________________
Часы и градусник.______________________________________________________
Мыло и лед.____________________________________________________________
Кофеварка и самовар. ___________________________________________________
Зонтик и гриб. ________________________________________________________
Муравейник и детский сад.______________________________________________
Рак и помидор.________________________________________________________
Дрель и велосипед.____________________________________________________
Аквариум и теплица.__________________________________________________
Пилотка и лодка._______________________________________________________
Панцирь (черепахи) и платье.______________________________________________
Батарея и гармонь.________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ 44
Цель: внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ.
ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА
Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел, ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку».
(Л.Н. Толстой)
Вопросы:
• Прав мужик или нет?
• В чем его ошибка?
• Мог ли он наесться одной баранкой?
• Почему он стал сыт после того, как съел баранку?
• Зря мужик ел калачи?
УПРАЖНЕНИЕ 45
Цель: объединить три далекие по смыслу понятия в небольшом рассказе.
Пример: каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.
!!! Чем меньшее количество предложений войдет в рассказ, тем лучше.
Пример: Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую землю, которая напоминала густую кашу.
Каша — листья — рыба.
Весы — дом — берег.
Часы — плита — море.
Попугай — ветер — пила.
Кран — торшер — облако.
Дерево — гвоздь — озеро.
Лес — парта — бегемот.
Шишка — помидор — дождь.
Портфель — скакалка — елка.
Собака — грузовик — тетрадь.
Обезьяна — самолет — сахарный песок.
Лодка — карандаш — муравейник.
Самостоятельно подобрать три далеких по смыслу понятия и объединить их в маленьком рассказе.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ 46
Цель: определив начало события, его середину и конец, мысленно добавить к изображенным предметам любые действующие лица и подробно рассказать об их действиях в нужном порядке.
УПРАЖНЕНИЕ 47
Цель: назвать как можно больше функций одного предмета.
Пример: карандаш. Он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жердочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы и пр.
Газета._________________________________________________________
Книга._________________________________________________________
Кубик._________________________________________________________
Ящик._________________________________________________________
Бинт.___________________________________________________________
Бревно. ________________________________________________________
Кирпич.________________________________________________________
Зеркало._______________________________________________________
Лампочка.______________________________________________________
Катушка. ______________________________________________________
Длинная доска.__________________________________________________
Лист фанеры. ___________________________________________________
Кусок материи.__________________________________________________
Кусок стекла.___________________________________________________
Стеклянная банка._________________________________________________
Пластмассовая бутылка.____________________________________________
Автомобильная шина. ________________________________________________
Бочка с водой..______________________________________________________
Ведро с песком.______________________________________________________
Банка с масляной краской._____________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ 48
Цель: к данному слову подобрать название предмета, объекта или явления с противоположными свойствами. Подбор существенно облегчается, если наиболее полно раскрыто исходное понятие.
Пример: зоопарк. Здесь звери живут в неволе, значит, понятие с противоположным значением — лес, в котором звери живут на воле.
Гора._________________________________
Лес. _________________________________
Река._________________________________
Нора. ________________________________
Дупло. _______________________________
Ствол.________________________________
Капля. _______________________________
Огород._______________________________
Самолет.______________________________
Аптека. ______________________________
Больница. ____________________________
Колодец.______________________________
Ураган._______________________________
Шторм._______________________________
Муравейник.__________________________
Холодильник. _________________________
Содержание
ОТ АВТОРА.................................................... 3
ВОПРОСЫДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 5