Для студентов
СОЦИОЛОГИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Пререквизиты курса: студентам 1-го курса необходимо владеть курсом «Человек и общество» в объеме средней школы.
Постреквизиты: курсы «Философия», «Человеческое развитие».
Краткое описание курса.
Цель курса – формирование у студентов такого видения, подхода к социологии как науке, который бы представлял ее целостно, в единстве всех частей, разделов, уровней социологической теории и практики, системы среднеуровневых и специальных социологических теорий, а также определение главных особенностей и специфики социологического знания.
Задачи преподавания курса:
· углубленно ознакомить с общими теоретическими проблемами социологии;
· дать четкое представление места и взаимосвязи теории и практики социологии;
· создать возможности для дальнейшей самостоятельной работы студентов в рассматриваемой области социальной действительности;
· ознакомить с данными о социальных процессах в стране и за рубежом;
· выработать умение активно пользоваться социологическими знаниями и методами;
· выработать умение неоднозначно, нестандартно воспринимать, отражать и объяснять социальные явления и процессы;
· применять их к решению конкретных задач в своей практической деятельности;
· развитие гуманитарной культуры у студента.
Результаты обучения. В процессе освоения данного курса, к концу семестра студенты должны приобрести следующие знания, навыки и умения:
· знать типологию, основные источники возникновения и развития социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
|
· владеть основами социологического анализа;
· владеть навыками подведения итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
· знать основные принципы построения программы социологического исследования;
· знать основные этапы развития и особенности социологической науки;
· знать основные социальные законы и закономерности развития общества;
· иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
· уметь вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
· уметь обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
· иметь представление о социологическом прогнозировании и технике выполнения конкретных социологических работ.
Содержание дисциплины
Календарно-тематический план:
№ недели | Наименование темы | Количество часов | ||
Лекции | СРСП | СРС | ||
1. | Социология как наука. Объект, предмет и методы социологии. | |||
2. | Из истории развития социологической науки | |||
3. | Общество как социальная система | |||
4. | Социальная структура общества | |||
5. | Методика и техника социологических исследований | |||
6. | Социология личности | |||
7. | Экономическая социология | |||
8. | Социология труда | |||
9. | Социология организаций | |||
10. | Социология управления | |||
11. | Социология культуры | |||
12. | Социология девиации и социального контроля | |||
13. | Социология семьи. | |||
14. | Социология религии | |||
15. | Социология коммуникации и средств массовой информации. | |||
Итого |
|
Рубежный конртроль
Максимально – 100 баллов
Посещение занятий семинарских и СРСП по 1 баллу – 2 балла (8 нед * 2 =16 баллов)
Устный ответ по лекции – 4 балла (8 нед * 4= 32 балла)
Письменное задание в тетради - 5 баллов (8 нед * 5=40 баллов)
Задание СРС – 10 баллов
Проверка конспектов – 2 балла
Рубежный контроль
Максимально – 100 баллов
Посещение занятий семинарских и СРСП по 1 баллу – 2 балла (7 нед * 2 =14 баллов)
Устный ответ по лекции – 5 баллов (7 нед * 5= 35 балла)
Письменное задание в тетради - 6 баллов (7 нед *6=42 баллов)
Задание СРС – 9 баллов
График выполнения и сдачи заданий:
№ | Тема занятия | Содержание задания | Форма Проведения | Неделя проведения | Максимальный Оценочный Балл |
Социология как наука. Объект, предмет и методы социологии. | · Предметная область и объект социологии. · Понятие “социальное” и его роль в социологическом познании. · Место и роль социологии в системе наук об обществе. · Функции социологии. · Законы и категории социологии. · Объект и предмет социологии · Структура, категории и функции социологии · Проблема эмпирического и теоретического в социологии · Социология и другие науки об обществе | Выберите одну тему и напишите реферат в тетеради | 1 неделя | ||
Из истории развития социологической науки | · Возникновение социологии как самостоятельной науки. · Развитие социологической мысли в России и Казахстане? · Вклад О.Конта в развитие социологии. · Органическая Социология Г.Спенсера. · Социология Э.Дюркгейма. · «Понимающая социология» М.Вебера. · Психоаналитическое направление в социологии. | Выберите одну тему и напишите реферат в тетеради | 2 неделя | ||
Общество как социальная система | Основные понятия: система, социальная система, социальная структура общества, цивилизация, социальная общность, социологический прогресс, революция, эволюция, социальный институт, социальные отношение и т.д. | Глоссарий | 3 неделя | ||
Социальная структура общества | · Социальная структура советского общества. · Основные критерии социальной стратификации современных обществ · Современные стратификационные модели. · Социальная структура казахстанского общества. · Средний класс – гарант стабильности общества. · Понятие «социальная структура общества». Различные концепции социальной структуры общества. · Социальная стратификация и социальная мобильность в современном казахстанском обществе. | Выберите одну тему и напишите реферат в тетеради | 4 неделя | ||
Методика и техника социологических исследований | Примерный перечень проблем исследования: · Молодежь и здоровый образ жизни. · Молодежь и политика. · Проблемы алкоголизма и наркомании в обществе. · Проблемы девиации в обществе. · Социальная адаптация первокурсников к студенческой среде. · Другие темы, предложенные студентами. | Выберите одну тему и напишите реферат в тетеради | 5 неделя | ||
Социология личности | · Понятие личности в социологии. · Социологические теории личности. · Социализация личности. · Социальный статус и социальная роль личности. · Особенности понятий Человек, индивид, личность. · Социологические теории личности | Разработать программу и составить проект социологического исследования по конкретной проблеме в соответствии с принципами, изложенными в лекционном материале | 6-неделя | ||
Экономическая социология | · Возникновение экономической социологии. Основные этапы развития экономической социологии · Система, категории и методология экономической социологии · Виды и формы бедности. · Понятие экономической культуры и ее характеристика. · Предмет экономической социологии · Виды и формы экономического поведения людей · Проблемы безработицы в обществе | Выберите одну тему и напишите реферат в тетеради | 7 неделя | ||
Социология труда | · Трудовые конфликты: причины и способы разрешения · Удовлетворенность трудом и проблемы отчуждения труда · Мотивация и стимулирование труда · Проблемы труда и занятости в казахстанском обществе. · Казахстанское законодательство о труде · Вопросы трудовой дисциплины в организациях | Выберите одну тему и напишите реферат в тетеради | 8 неделя | ||
Социология организаций | · Миссия, философия и кредо организации. · Социологические подходы к организации. · Виды организационной культуры. · Типология организации. · Предмет науки «Социология организации» · Формальные и неформальные организации · Социальная структура организации · Бюрократическая теория организации М.Вебера | Выберите одну тему и напишите реферат в тетеради | 9 неделя | ||
Социология управления | · Классическая школа управления. · Административная школа управления · Социометрия Я.Морено · Природа и причины управленческого конфликта. · Особенности управленческой культуры · Природа управленческих конфликтов · Виды власти и лидерства. · Взаимоотношение руководителя и подчиненного. · Стили управления и дистанция власти. | Выберите одну тему и напишите реферат в тетеради | 10 неделя | ||
Социология культуры | · Молодежная субкультура · Субкультура богатых · Субкультура города и деревни · Материальные и нематериальные элементы культуры · Традиции, обычаи, обряды Понятие массовойкультуры. | Эссе | 11 неделя | ||
Социология девиации и социального контроля | · Понятие девиация. Девиация и социальные ожидания. · Делинквентное поведение · Классификация преступлений · Основные формы девиация в современном Казахстанском обществе · Проблемы преступности в современном обществе. · Формы молодежной девиации · Социальный контроль. Формальные и неформальные нормы. | Выберите одну тему и напишите реферат в тетеради | 12 неделя | ||
Социология семьи. | · Исторические типы семьи · Формы семьи. · Функции семьи. · Молодежная семья. · Проблемы современной семьи. · Определение понятий семьи и брака. · Исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции их развития. · Типология семейных структур и семейное поведение. · Проблема развода в современном мире. · Макро и микросоциология семьи | Выберите одну тему и напишите реферат в тетеради | 13 неделя | ||
Социология религии | · Какое место занимает религия в Казахстанском обществе? · Ислам и современная Казахстанская молодежь · Предмет социологии религии · Основные мировые религии: Ислам, Христианство, Буддизм · Статус и роль религии в современном обществе и ее влияние на поведение человека · Социальная функция религии в обществе | Выберите одну тему и напишите реферат в тетеради | 14 неделя | ||
Социология коммуникации и средств массовой информации. | · Объект и предмет социологии СМИ · Особенности современных политической коммуникации · Слухи как социальное явление · Основные элементы коммуникативного процесса · СМИ как объект изучения социологии. · Виды и методы коммуникации и средств массовой информации. · Формирование общественного мнения с помощью СМИ · Природа и формы слухов | Выберите одну тему и напишите реферат в тетеради | 15 неделя |
|
Список основной литературы:
· Большой толковый социологический словарь. Т.1-2. – М., 1999.
· Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15 томах. – М., 2003.
· Габдуллина К.Г., Аженов М.С. и др. Социология. – Алматы, 2000.
· Смелзер Н. Социология. – М., 1998.
· Гидденс Э. Социология. – Челябинск, 1993.
· Лавриненко А. Социология. – М., 2001.
· Волков И., Мостовая Н. – Социология. – М., 2004.
Список дополнительной литературы:
Интернет – источники:
Каталоги:
1. https://www.allacademic.com
2. https://www.allacademic.com/links.html
3. https://www.doaj.org/
4. https://www.humbul.ac.uk/
5. https://www.ucis.pitt.edu/reesweb
6. https://vlib.org
7. https://www.academicresources.net/
Издательства:
1. https://www.sagepub.com/CollectionsHome.aspx
2. https://www.elsevier.com
Консорциумы:
1. https://www.eifl.net
2. www.neicon.ru
Полнотекстовые базы:
· LexisNexis
· search.epnet.com
3. JSTOR www.jstor.org
4. www.elibrary.ru
5. www.cir.ru
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.
2. Кодекс семьи и брака РК.
3. Закон «Об образовании РК».
4. Послание Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана 1995-2005 г.
5. Закон «О молодежи».
6. Уголовный кодекс РК
7. Закон «О труде».
8. Концепция молодежной политики РК.
Учебная литература:
1. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. Н.Новгород, 1998.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
3. Асп Э.К. Введение в социологию. СПб, 1998.
4. Батыгин Г.С. Происхождение социологии // Вестник АН СССР, № 2, М., 1991.
5. Бергер П. Приглашение в социологию. М.: Аспект-Пресс, 1996.
6. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
7. Уледов А.К. Социологические законы. М., 1975.
8. Американская социология: проблемы, перспективы, методы. М., 1972.
9. Американская социология: традиция и современность (курс лекций). Екатеринбург, 1997.
10. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии 19-20 вв. М., 1995.
11. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1995.
12. История социологии в Западной Европе и США / Отв.ред.Г.В.Осипов. М., 1999.
13. Российская социология. СПб, 1993.
14. Современная американская социология. М., 1994.
15. Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. М., 1990.
16. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
17. Воронков В.М., Фомин Э.А. Типологические критерии бедности // Социологический журнал, № 2, 1995.
18. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества (отв.ред. Голенкова З.Т.). М., Институт социологии РАН, 1996.
19. Черныш М.Ф. Социальная мобильность. // Социологический журнал, № 2, 1994.
20. Даутов Л.М. Личность как социологическая категория. Алматы, 1997.
21. Мид Дж. Культура и мир детства. М., 1982.
22. Москаленко В.В. Социализация личности. Киев, 1986.
23. Ядов В.А. Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1974.
24. Алдашов Б.А. Качество жизни в контексте рыночной экономики. Алматы, 1994.
25. Афонин А.С. Трудовое поведение: социолого-экономический анализ. Киев, 1991.
26. Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1989.
27. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. М., 1993.
28. Маркович Д. Социология труда. М., 1988.
29. Мурадян Н.Г. Рынок и занятость. М., 1991.
30. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1998.
31. Экономическая социология. – Алматы, 2002.
32. Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. Минск, 1986.
33. Долгий В. М., Левада Ю. А., Левинсон А. Г. Урбанизация как социокультурный процесс. Статьи по социологии. Москва. 1993.
34. Мумфорд Л. Истоки урбанизации. Появление города. В кн.: Смит Р. Л. Наш дом планета Земля. Москва. 1982.
35. Пивоваров Ю. Л. Современный урбанизм. Курс лекций. Москва: Российский открытый университет. 1994.
36. Лисовский В. Советское студенчество: социологический очерк. Л., 1990.
37. Матуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. Вильнюс, 1983.
38. Молодежь и высшее образование. София, 1982.
39. Студенческая семья. М., 1988.
40. Титма М.К., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986.
41. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. М, 1969.
Тестовые задания для самоконтроля
Тестовые вопросы по социологии.
1. Социология – это:
А. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
В. Общественная наука о закономерностях, путях, формах, возникновении и
развитии политических явлений
С. Наука об обществе и общественных отношениях
Д. Наука об общих специфических закономерностях функционирования и
развития общества
Е. Наука о строении общества и поведении людей в нем
2. Объектом социологии являются:
А. Экономические и социальные процессы, происходящие в обществе
В. Социальные реальность
С. Поведение людей в обществе в зависимости от их социальной принадлежности
Д. Социум, т.е. общество как целостная система и процессы,происходящие в нем
Е. Объективная реальность, данная нам в ощущениях
3. Социология как самостоятельная наука возникла:
А. В XVI в.
В. В XVIII в.
С. В XIX в.
Д. B XV в.
Е. В XVII в.
4. Кто первым применил термин «социология»?
А. К.Маркс
В. Аристотель
С. Н. Макиавелли
Д. О. Конт
Е. И.Кант
5. Социальная жизнь общества – это:
А. Политические отношения
В. Отношения между общностями людей
С. Экономические отношения
Д. Поведение людей в различных ситуациях
Е. Отношения, складывающиеся в духовной сфере жизнедеятельности общества
6. Кто написал труд «Курс позитивной философии»?
А. О.Конт
В. Т.Гоббс
С. Г.Спенсер
Д. П. Сорокин
Е. Ю. Хабермас
7. Какое направление было первым в социологии?
А. Материализм
В. Идеализм
С. Позитивизм
Д. Интернационализм
Е. Марксизм
8. Кто является основоположником направления в социологии, называемого
«социальный дарвинизм»?
А. Г.Спенсер
В. Э.Дюркгейм
С. П.Сорокин
Д. Ж.Руссо
Е. Ш.Фурье
9. Первым профессиональным социологом был:
А. А.И.Герцен
В. Н.Я.Данилевский
С. П.А. Сорокин
Д. Н.К.Михайловский
Е. Г.В.Плеханов
10. Наиболее развитым направлением в российской социологии 19 века был:
А. Марксизм
В. Органицизм
С. Позитивизм
Д. Субъективизм
Е. Идеализм
11. П.А.Сорокин явился автором следующих концепций:
А. Диалектического материализма
В. Исторического материализма
С. Социальной стратификации и мобильности
Д. Теории культурно-исторических типов общества
Е. Субъективного идеализма
12. Как определил Ч.Валиханов совремнное ему казахское общество?
А. Рабовладельческое общество
В. Патриархально-феодальное общество
С. Капиталистическое общество
Д. Коммунистическое общество
Е. Постиндустриальное общество
13. Ы.Алтынсарин о социально-классовой структуре казахского общества:
А. Буржуазия, феодалы, бедняки
В. Бай-феодалы, середняки и бедные жатаки
С. Бедняки, середняки, помещики
Д. Рабочие, капиталисты, батраки
Е. Крестьянство, кулачество, буржуазия
14. Конкретное место, которое данный индивид занимает в данной социальной
системе, называется:
А. Социальным статусом
В. Социальной ролью
С. Социальным полощением
Д. Диспозицией личности
Е. Личной независимостью
15. Социальная структура – это:
А. Набор элементов, составляющих социальные связи
В. Столкновение противоположных целей, позиций, мнений
С. Реально существующая, эмпирический фиксируемая совокупность
индивидов
Д. Устойчивая связь элементов в социальной структуре
Е. Социальные связи
16. Понятие «страта» означает:
А. Диспозиция
В. Слой
С. Группа
Д. Класс
Е. Ориентация
17. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году:
А. Б.Барбером
В. А.Туреном
С. П.Сорокиным
Д. Л. Уолнером
Е. Р. Дарендорфом
18. Социальная мобильность – это:
А. Изменение индивидом или группой социального статуса
В. Изменение престижа профессии
С. Изменение власти
Д. Изменение степени открытости общества
Е. Изменение религиозных и ритуальных позиций
19. Социальная организация возникает на основе:
А. Изменения индивидом своего социального статуса
В. Разделения труда и его специализации по функциональному признаку
С. Изменения степени открытости общества
Д. Социальной общности
Е. Столкновения противоположных позиций мнений
20. Наиболее крупными социальными организациями общества являются:
А. Человеческое стадо
В. Неформальная группа
С. Бюрократия
Д. Класс
Е. Государство
21. Социология религии исследует:
А. Распространенность религиозного сознания в обществе
В. Степень влияния религии на социальные варианты
С. Конфессиональные варианты
Д. Динамику изменения религиозного сознания
Е. Все вышеперечисленное
22. Главная причина девиантного поведения:
А. В экономических отношениях
В. В политических отношениях
С. В социальных отношениях
Д. В семейных отношениях
Е. В ненормативных отношениях
23. Основная функция семьи:
А. Репродуктивная
В.Производственная
С. Воспитательная
Д. Хозяйственная
Е.Культурная
24. Профсоюзы и партии относятся:
А. К неформальным группам
В. К малым группам
С. К социальным группам
Д. К большим группам
Е. К формальным группам
25. Одним из первых социологических методов был:
А. Сравнительно – исторический метод
В. Эмпирический метод
С. Функциональный метод
Д. Биологический метод
Е. Статистический метод
26. Наблюдение, интервью, анкетирование какими методами являются:
А. Методы социального измерения
В. Экспериментальный метод
С. Метод выборки
Д. Эмпирический метод
Е. Метод социального измерения
27. Основным политическим институтом власти является:
А. Общество
В. Государство
С. Общность
Д. Класс
Е. Нация
28. Понятие «культурные (или духовные) потребности» предполагает:
А. Желаемый уровнь образования
В. Желаемый уровень комфорта
С. Потребность в хорошей работе
Д. Потребность в знаниях, формировании своего эстетического видения мира
Е. Потребность свободного времени
29. Когда в России был учрежден Социологичесий институт?
А. В 1919 г.
В. В 1885 г.
С. В 1900 г.
Д. В 1905 г.
Е. В 1925 г.
30. Гражданское общество – предмет изучения:
А. Философии
В. Социологии
С. Политологии
Д. Педагогики
Е. Истории