1.Предметом макросоциологии служит?
2.Кто ввел в научный оборот термин «Социология»?
3.Кот автор «Курса позитивной филисофии»?
4.Что изучает микроцоиология?
5.Когда возникла социология как наука?
6.Чья социологическая теория состоит из 2 частей:» Социальная статистика» и «Социальная динамика?
7.Кто является автором теории социальной солидарности?
8.Кто из ученных рассматривал общество по аналогии с живым биологическим организмом?
9.Кто является автором теории «идеального типа»?
10.Кто из ученых рассматривал причины самоубиства?
11.Кто создал школу «человеческих отношенй»?
12.Кто рассматривает общество на основании понятия «классы»?
13.Что из перечисленного не является признаком общества?
14. Как называется общество в основе которого – интеллектуальные, информационно-компьютерные технологии?
15. Для какого из типа обществ характерны, инерционность и не восприимчивость к новациям?
16. Признаки постиндустриального общества.
17. Когда возникли промышленные общества?
18. В каком обществе роль семьи и родственного окружения наиболее значима?
19. Когда возникли постиндустриальные общества?
20. Представители какого детерминизма считали, что неуправляемый рост населения приведет к снижению его качества?
21. В каком обществе появились новые изощренные системы контроля над человеком?
22. Что такое общество?
23. Характеристики современных западных общества.
24. Как называются слои общества, которые различаются по профессиональному экономическому, образовательному статусу?
25. Что является основой естественного неравенства?
26. Что не относится к естественному неравенству людей?
27. Виды социальной мобильности.
|
28. Виды вертикальной мобильности.
29. Что из перечисленного не является признаком функционализма?
30. Что из перечисленного не является признаком веберианства?
31. Что относится к экономическим критериям стратификации?
32. Что означает социальная поляризация?
33. Какой социальный институт обеспечивает потребность в безопасности и социальном порядке?
34. Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности – это?
35. Статистические группы используемые для удобства анализа – это?
36. Характеристики официальных отношений.
37. Тип социально-трудовых отношений, характеризующихся значительной долей их регламентацией со стороны государства – это?
38. Тип социально-трудовых отношений основанных на произволе, незаконном ограничении прав субъектов этих отношений.
39. Как называется поведение, которое определяется технологией рабочего места и характером профессиональной деятельности?
40. Какое поведение направление направлено на достижение определенного баланса между количеством и качеством затраченных работником ресурсов и их компенсацией?
41. Как называется пове6дение связанное с профессиональной, трудовой карьерой?
42. Максимум дохода ценой минимума труда – это вид какого поведения?
43. Какое поведение связано с реализацией служебного, должностного и профессионального этикета?
44. Выход работника за пределы статусно - ролевых предписаний - какой вид поведении?
45. Как рассматривается работник при «технократическом» подходе?
|
46. Кто из социологов выделял социальной системе три подсистемы?
47. Кто из социологов утверждал, что общество как целостная система существует благодаря разделению труда, то есть профессиональной специализацией?
48. С именем какого ученого связывают признание управления наукой, самостоятельной областью исследования?
49. Кто автор теории «Человеческих отношений»?
50. Кто автор теории «Социального обмена»?
51. Кто автор «Социометрии»?
52.Что измеряет социометрия?
53. Кто автор теории иерархии потребностей?
54. Какой подход рассматривает организацию как механизм, построенный из формализованных статусов связей?
55. Кто из ученных использовал в качестве идеального типа бюрократической организацию?
56. Кто является автором социального органицизма.
57. Как называют подход, при котором организацию рассматривают через способы распределения производственных обязанностей?
58. Согласно, какой теории человек рождается с задатками лидера?
59. Страх потерять работу – какой вид власти?
60. Какая власть основано на убеждении, что люди работающие в организации, должны подчинятся тем, кто занимает боле высокие должности?
61.Какой стиль управления характеризуется излишней централизацией власти?
62. Какой стиль характеризуете партнерскими отношениями руководителя с подчиненным?
63. Как называется процесс, в ходе которого становится общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких лиц?
64. Кто разработал модель коммуникативного процесса из 5 элементов?
65. Согласно, какой теории человек зависит от массовой коммуникации в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои потребности и достигать различных целей?
|
66. Кто из ученых связывал слухи с коллективным поведением в толпе?
67. Специфическое высказывание мнение, передаваемое от человека к человеку обычно посредством устной речи, без представления надежных стандартов достоверности.
68. Совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государство определенные виды поведения.
69.Как называется отклонения от действующих в обществе норм?
70. Кто является представителем биологического направления в объяснении природы преступлений?
71. Кто представитель психоаналитической теории мотивации преступного поведения?
72. Кто из ученых определяет девиацию как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой виды наказаний?
73. Кто из ученых считал, что преступность как социальное явление свойственна любым человеческим сообществам и имеет естественную природ?
74. Какой момент возникнуть конфликт, если к человеку предъявить противоречивые требования?
75. Как называется конфликт, в которых не участвуют лица, находящиеся друг у друга в подчинении?
76. Как называется конфликты, в которых участвуют лица, находящиеся один у другого в подчинении?
77. Как называется стиль разрешения конфликта, при котором одна из сторон называет свою волю, не считаясь с интересами оппонента?
78. Изменения своей позиции, перестройка поведение в ущерб своим интересам определяются понятием.
79. Кто является автором работы «Элементарные формы религиозной жизни»?
80. Кто автор работы «Протенстантская этика и дух капитализма»?
81. Как называется процесс высвобождения из-под влияния религии различных сторон и уровней жизнедеятельности общества и личности?
82. Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры.
83.Пребывание значительной части народа вне страны его происхождение.
84. Как называется этнос, название которого совпадает с названием государства?
85. Сторонником какой теории личности был Дж.Г.Мид?
86. Для чего служат вопросы- фильтры при социологическом опросе?
87. На какой позиции, оценивая природу общества, стоял Э.Дюркгейм?
88.Какой термин, относящийся к исторической типологии обществ, впервые ввел Сен-Симон?
89.Какую теорию разрботал Дж.Хоманс?
90. Кто из социологов провел «тюремный эксперимент»?
91. Что значит «харизма»?
92. Что такое слциальная струкутра?
93. Человек, переехавший из села в город и не адаптировавшийся городской среде – это?
94. Вертикалная посследовательность полождение социальных слоев, ппластов в обществе, их иерархия – это социальная?
95. Исследование, которое проводится сцелью получения первичной информации об объекте и проводится по упрощенной схеме, называется?
96. Исследование, цель которого не только описание структурных элементов явления или процесса, но и выявления сущностных причин называется?
97. Совокупность навыков и приемов деятельности при организации социологического исследованимя называют?
98. Преподавательность, поэтапность реализации системы действия социолога, совокупность методических и технических средств, используемых в данном исследовании, называется?
99. Анкеты, бланки, интервью, социокарты – это?
100. Научно обоснованное предложение по структуре социальных объектов о характере элментов и связей, образующих объекты – это?
101. Установаление связей концептуального аппарата исследования с его методологияческим инструментарием - это?
102. Совокупность всех возможных социальных объектов, которое подлежит изучению в пределах программы социологического исследования?
103. Свойство выборочной совокупности максимально совпадать со структурой генеральной совокупности по основным изучаемым параметрам и контрольным признакам, называется?
104. Если число исследуемой совокупности равно числу генеральной совокупности, то это исследование называют?
105. Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведение?
106. Культурный релятивизм –это?
107. Воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношение людей, которая воспроизводится в определенном обществе и социальной группе?
108. Культура, которая не только отличается от даминирующей, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями – это?
109. Система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиции, ценностей, особенностей поведения работников данного предприятия – это?
110. Кто считал, что для того чтобы понять личность необходимо спроецировать на нее культуру данного общества?
111. Совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности – это?
112. Что относится к предписанному статусу?
113. Что такое контент-анализ?
114. Кто автор книги «Роль, Я и общество?
115. Кто автор теории «Зеркального Я»?
116. Кто из ученых предложил рассматирвать школы, классы, группы учащихся в рамках концепции образования как института социализации?
117. При каком виде наблюдении необходимо предварительно, детально разработат список событий, признаков, которые предстоит наблюдать?
118. Какие вопросы используют для отсева части опрашиваемых?
119. Какие вопросы применяют для установления искренности и непротиворечивости ответов респондентов?
120. Закрытые вопросы и открыте вопросы?
Глоссарий
Данный вид работы оценивается в 15 баллов и проводится на 3-й неделе семестра. Цель этого вида работы заключается в том, чтобы студент знал основные социологические категории. Работа будет проводиться в форме контрольной работы во внеаудиторное время. Студентам предлагаются по 10 категорий, которым они обязаны дать определение. Предварительно на 1-ой неделе дается список основных социологических категорий, к которым студенты обязаны найти пояснение.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ — один из основных методов социологического исследования, который предполагает использование информации, фиксированной в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и т. д. Изучение документов позволяет увидеть многие важные стороны социальной жизни. Комплексный характер социологических исследований требует изучения всех документов, содержащих, информацию об объекте. Сюда относятся методы получения информации путем нахождения ее в письменных (печатных, рукописных или компьютерных) документальных источниках. Получаемая информация характеризует и объект исследования, и отношение к нему составителя документа.
Множество методов анализа документов сводится к традиционному, классическому, и формализованному, количественному.
Одним из методов социологического исследования является анкетирование, которое проводится на основе специально разработанной анкеты (от франц. enquete — расследование) — упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, представленный в виде опросного листа. А. применяется для сбора эмпирической социальной информации в форме письменных ответов обследуемого лица (респондента). Вопросы А. объединены общей темой исследования, формулируются и размещаются в А. так, чтобы стимулировать респондентов к активному участию в опросе, способствовать повышению интереса к его теме, обеспечивать получение достоверной информации. Анкетный опрос (см. Опрос анкетный), как правило, применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях. Возможность получения значительного объема эмпирической информации в относительно короткий промежуток времени делает А. особенно удобной в социологических исследованиях. Заполняется А. обследуемыми лицами, что предъявляет высокие требования к формулировке вопросов, качеству А. в целом, поскольку допущенные при ее составлении ошибки невозможно исправить в ходе опроса. Л ицо, ведущее сбор первичной социологической информации методом анкетного опроса (см. Опрос анкетный) респондентов. А. могут быть как профессиональные социологи-исследователи, так и специально отобранные, подготовленные и проинструктированные лица других профессий. Как правило, А. работает с группой респондентов, при этом желательно, чтобы он не работал в тех структурных подразделениях, где проводится опрос.
Основные задачи А.: организация условий, обеспечивающих максимальную надежность и достоверность результатов опроса; распространение анкет строго по выборке (см. Выборочная совокупность); сбор заполненных анкет и проверка качества их заполнения.
По окончании исследования резульататы У — процесс использования выводов и конкретных предложений в деятельности предприятий, объединений, учреждений, организаций.
Формы В. р. с. и. в п. многообразны. Одна из важных форм внедрения — публикации в книгах, журналах, газетах. В них излагаются главные научные результаты и сведения по исследуемой теме, формируются общие выводы и предполагаемые мероприятия для использования их в практических целях. Главная задача публикации научных результатов в печати и прессе — широкое информирование общественности о существующих социальных проблемах и возможных путях их разрешения.
ВОПРОС АНКЕТЫ(ИНТЕРВЬЮ) — высказывание, рассчитанное на получение информации, позволяющей операционализировать признаки изучаемого социального явления* Существуют различные классификации В. а. (и.). Исходя из существенных признаков, играющих важную роль в социологических исследованиях, выделяют следующие виды В. а. (и.):
В зависимости от содержания: вопросы о фактах («Сколько газет Вы или члены Вашей семьи выписываете?»); вопросы о поведении («Выступаете ли Вы на рабочих собраниях?»); вопросы о знании или об информированности («Какие самые важные события, происшедшие на предприятии в течение последнего месяца, широко освещались
Вашей многотиражной газетой и заводским радио?»); вопросы об установках («Удовлетворяют ли Вас оперативность, конкретность и конструктивность критических передач Белорусского телевидения?»); вопросы о мотивах («С какой целью Вы посылали письма в редакции газет, радио, телевидения?»).
ВТОРИЧНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — использование собранной ранее различными исследователями социологической информации для решения новых исследовательских задач. В. а. с. и.— средство интеграции социологического знания на основе информации, полученной в локальных исследованиях. Более полное использование такой информации (обычно социологи используют не более 20 % собранной ими информации) позволяет повысить экономичность исследовательских проектов. В. а. с. и. ведет к получению дополнительной информации по интересующей проблеме без проведения специального полевого исследования. Важная его функция — методическое обеспечение стандартизации социологической информации. Он способствует также осуществлению контроля за надежностью и качеством собранной исследователем информации. Наиболее распространенная разновидность В. а. с. и.— сравнительный анализ.
' ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ — часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов. Основные этапы формирования В. с: 1) обоснование структуры В. с. в соответствии с характером гипотез и задач исследования (при этом учитываются только те характеристики генеральной совокупности, которые существенны для задач, поставленных в исследовании); 2) уточнение структуры В. с. с учетом наличной информации, прежде всего результатов пилотажных исследований; 3) выбор типа и объема выборки (количество единиц В. с), составление перечня единиц доступной информации, отработка методики организации выборочного исследования с целью предотвращения ошибок, вызывающих смещение выборки.
ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД — метод выборочного исследования, позволяющий делать заключения о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью или выборкой. Исследователь производит отбор (формирует выборочную совокупность) и на основании законов статистики экстраполирует результаты и выводы -на генеральную совокупность. Выборочные исследования имеют большие преимущества перед сплошными (см. Прикладное социологическое исследование) в эффективности затрат труда, времени и средств на решение той или иной проблемы.
Чтобы получить значимые с социологической точки зрения результаты, используются следующие способы формирования выборочной совокупности: а) метод типичных отдельных случаев, или монографическое исследование; б) статистические выборочные методы. Последние можно разделить на две основные группы: выбор по усмотрению (неслучайный) и случайный (вероятностный) выбор.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ — множество элементов, имеющих какую-либо общую характеристику, указывающую на их принадлежность к данной системе. Такие системы называют также статистическими популяциями или универсумами. Статистически Г. с. можно рассматривать в двух аспектах: исходя из единиц отбора, из которых формируется выборочная совокупность, и из выборочных признаков единиц отбора, с которыми оперируют при последующей статистической обработке. Критерий целесообразности отбора относится прежде всего к единицам отбора, а не к признакам. Так, Г. с. семей включает в себя все группы людей, отвечающие рабочему "определению семьи. Предметом исследования могут быть и свойства единиц отбора, при условии, что исследователя интересуют не семьи сами по себе, а их состав, доход и т. д. Именно эти переменные становятся предметом статистического измерения после того, как определены единицы отбора.
ГИПОТЕЗА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями, о факторах, детерминирующих эти связи. Она конкретизирует цель исследования и представляет собой главный методологический инструмент, организующий процесс исследования, подчиняющий его внутренней логике. Методологическая.роль Г. п. с. и. состоит в том, что она является звеном между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования, которое помогает отобразить круг факторов, нужных для решения поставленной проблемы.
Научно обоснованная Г. п. с. и. должна отвечать ряду требований. Она не должна вступать в противоречие с принципами материализма — общей методологической основы научного познания социальных процессов; не должна противоречить другим теориям, истинность которых уже доказана, известным, научно установленным фактам; должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования (ее формулировка должна содержать ясное указание на способ ее проверки); не должна включать понятия, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.
ДОКУМЕНТ (от лат. documentum — доказательство, свидетельство) — специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Под документальной понимается любая информация, фиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Основными эмпирическими объектами при изучении Д. выступают тексты, точнее, их массовая совокупность. Социологический Д. отражает различные формы общественных связей и отношений: отношения между
индивидом и обществом, индивидом и классом, индивидом и группой (как формальной, так и неформальной), отношения между группами, отношения группы и социального института, наконец,
личностные отношения. _,
Основанием для классификации социологических^ Д. служит форма, в которой тот или иной Д. фиксирует отражающуюся в нем информацию, и его надежность. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит, для каких целей может быть использован этот вид Д. и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован. По форме фиксации информации Д. разделяются на письменные (рукописные, печатные, машинописные); иконографические (кинофотодокументы, произведения изобразительного искусства); фонетические (грампластинки, магнитофонные записи).
Письменные Д. подразделяются на вербальные (информация излагается в виде буквенного текста) и статистические (сведения изложены в основном в цифровой форме).
Вербальные Д. можно классифицировать по типу авторства на личные, официальные, косвенные, социологические, прессовые.
Под личными в социологии понимаются Д., составленные частным лицом по собственной инициативе. К ним относятся письма, автобиографии, дневники, мемуары, заявления, речи, личные карточки, заметки на полях книг и пр.
Официальными называются Д., исходящие не от частного лица, а от того или иного учреждения или общественной организации. Официальный Д. чаще всего отражает общественные связи, выражает коллективную точку зрения и является результатом коллективного опыта.
ЗАДАЧИ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу и решению проблемы. 3. п. с. и. включаются в программу социологического исследования в качестве одного из разделов ее методологической части, ориентирующей исследователей в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном. Если цель формул лируется как теоретическая, то 3. п. с. и. соответственно носят теоретический характер. В наиболее общей форме задачи любого исследования, как прикладного, так и теоретического, состоят в получении нового знания.
ЗАПАДНАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — одно из основ ных направлений западной социологии, исследующее социальную жизнь на микроуровне: межличностные отношения, поведение личности, социальные группы, социальный микроклимат, коллективное поведение, общественное мнение, семью и т. п^Основоположниками 3. э. с. являются французские социологи О. Конт^Ф. Ле Пле, Э. Дюркгейм, американские — А. Смолл, Д. Винсет, У. Томас, Н. Андерсон, Э. Мейо, Дж. Морено и др. Методологическую основу 3. э. с. составляют позитивистские принципы: эмпиризм, позитивизм и физикализм.
ИНДИКАТОР (от лат. indicator — указатель) —доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта. В экспериментальной ситуации И. замещают, обнаруживают, представляют другие характеристики изучаемого объекта, обычно не доступные наблюдению и измерению. Так, наблюдая за поведением человека и фиксируя его поступки, можно судить о его интересах.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — набор специальных средств и документов, с помощью которых осуществляется сбор и систематизация эмпирической^ информации об изучаемом объекте. Основными методами социологического исследования являются опрос, интервью, анализ документов, измерение, наблюдение и эксперимент. Каждый из них предполагает использование особых документов, способствующих сбору, группировке, типологизации, классификации исходной информации. В качестве таких документов используют вопросник (анкета, опросный лист, бланк интервью, тест), карточки (напр., карточка наблюдений или социометрического анализа), таблицы (напр., таблица экспертных оценок), графики (в виде различных распределений или диаграмм).
Все эти средства фиксации и выражения исходной эмпирической информации должны удовлетворять определенным требованиям логического, психологического и гносеологического характера, среди которых основным является требование максимально объективного представления (описания) изучаемого объекта.
ИНТЕРВЬЮ (от англ. interview — беседа) — один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. И. классифицируют по различным основаниям.
1. В зависимости от степени свободы собеседника, которая выражается в наличии и форме вопросов, а также глубины ответов различают следующие виды И.: а) глубинное — исследователь определяет круг проблем, сохраняя полную свободу в способе ведения беседы, а респондент свободен в выборе формы ответов; гипотеза при этом не сформулирована; б) свободное — гипотеза формулируется до начала опроса, интервьюеру предоставляется свобода в постановке, порядке, количестве и способе выражения вопросов, но при условии, что он, должен собрать именно ту информацию, которая намечена темой и планом исследований; в) фокусированное (полустандартизованное) — используется «путеводитель интервью» с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов; г) стандартизованное — задаваемые вопросы имеют открытый или закрытый характер. Это И. проводится на основе опросного листа, строго определяющего порядок и формулировку вопросов. В первом случае предполагаются любые возможные ответы, во втором — лишь те, которые указаны в опросном листе.
2. В зависимости от числа респондентов различают индивидуальное и групповое И. В зависимости от способа общения между интервьюером и респондентом И. может быть личным и телефонным. Последнее отличается краткостью, обычно оно длится 5—10 мин. Недостаток телефонного И.— возможность опроса лишь тех лиц, которые имеют телефон, достоинство — возможность быстро получить необходимые данные (напр., о реакциях аудитории средств массовой информации) и тут же учесть их в работе.
4. В зависимости от частоты проведения И. может быть однократным и многократным (панельным). При панельном И. с самого начала предусматривается сбор информации от одних и тех же лиц по одним и тем же вопросам несколько раз через определенные периоды времени с определенной познавательной целью: либо проверить изменение мнений исследуемых лиц по данным вопросам, либо установить появление новых элементов в их сознании и поведении по истечении определенного времени.
5. В зависимости от объекта и целей исследования различают интенсивное и экстенсивное И. Интенсивное И. ^применяется для исследования структур или индивидуальных типов ответов (глубинное и свободное И.). Экстенсивное И.— многократные беседы с большим числом респондентов (стандартизованное И.) — позволяет квантифицировать (см. Квалификация) типы ответов, однако при этом на общем фоне исчезают личностные черты респондентов. В зависимости от уровня подготовленности респондента применяют директивное и недирективное И. Первое проводится в ситуации, когда респондент достаточно хорошо представляет себе, почему он поступает так, а не иначе. В этом случае применяется опросный лист с упорядоченными вопросами. Второе проводится в ситуации, когда респондент плохо разбирается в причинах своих действий. Цель недирективного И.— вовлечь респондентов в сотрудничество с интервьюером, выяснить их установки и настроения. В этом случае упорядоченность вопросов сведена к минимуму.
ИНТЕРВЬЮЕР — букв, тот, кто проводит интервью; человек, вступающий в непосредственное взаимодействие с респондентом с целью получения от него информации. Контакт с респондентом осуществляется по строго определенным правилам, следование которым для И. обязательно. В качестве И. могут выступать профессионалы, работающие в социологических подразделениях, имеющие специальную подготовку и непосредственна-занятые в проведении данного исследования на всех его этапах.. Однако на практике происходит разделение ролей исследователя и И., что позволяет привлекать к проведению интервью широкого круга лиц различных профессий, которые после предварительного обучения допускаются к самостоятельной работе. В этом случае от И. нельзя требовать досконального знания программы исследования и обоснования доказательности выдвинутой гипотезы. Кроме того, И. не имеет права произвольно изменять формулировки вопросов, корректировать ответы респондентов и т. п.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ — истолкование, уточнение смысла понятий. Понятия науки эксплицируются с помощью определений (дефиниций). Научные данные, фиксируемые в понятиях, важны как средство дальнейшего познания и решения практических задач. Чтобы понятия науки могли выполнять эту роль, чтобы они стали «человеческими понятиями» (В. И. Ленин), требуется проведение процедуры интерпретации общих понятий, суть которой состоит в реконструкции схемы процесса познания, приведшего к формулировке интерпретируемого понятия, но уже не в дефиниции, а в «развертывании существа дела» (Ф. Энгельс). Следовательно, одно из назначений процедуры И. п. состоит в обеспечении правильного понимания понятий, используемых в процессе обучения и управления.
КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ —одна из наиболее общих характеристик его научной и практической значимости. Как системный процесс социологическое исследование включает в себя (в качестве процессов-компонентов) взаимодействия субъекта исследования с объектом исследовательской деятельности и с окружающей их средой, а также взаимодействия самого объекта с этой средой. Поэтому К- с. и. зависит от свойств субъекта, объекта, среды и тех звеньев, которые опосредуют их взаимодействие. Напр., от таких характеристик субъекта, как знания об объекте исследования, умение пользоваться существующими и создавать новые исследовательские средства, ценности, которыми он руководствуется, и т. п.; от таких характеристик объекта, как его сложность, социальная значимость неисследованных аспектов предмета исследования и т. п.
Социологическое исследование как целенаправленная познавательная деятельность характеризуется целью, средством и результатом. Поэтому К- с. и. зависит от качественных характеристик цели, средств и результата исследования, от отношений между ними, от их соответствия друг другу.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от англ. contens — содержание) —специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Его особенность состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.
К. а. может использоваться в качестве основного метода исследования (напр., в исследовании социальной направленности газеты), параллельного, т. е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательного или контрольного (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут стать объектом К. а. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов контент-аналитических исследований выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т. д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Существуют три основных направления применения К- а.: а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи); в) выявление того, что будет существовать после текста, т. е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
ЛИЧНОСТЬ — интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и. нервно-психологической организации индивида — одно из условий формирования личности, но ее сущность все же определяют социальные реальности.
В Л. переплетаются единичные, неповторимые, присущие только ей, и общезначимые черты. Будучи активным элементом социальной системы, Л. осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей, создает проекты своей будущей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общественных отношений. В свою очередь объективная социальная действительность во многом обусловливает направленность и содержание процесса самосозидания Л. Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов Л. (Л. рабочего, Л. интеллигента, Л. руководителя, Л. врача, Л. инженера и т. д.). Различают базисную Л. (Л., обладающую наиболее! распространенными в данном обществе чертами) и идеал Л. (Л., которую общество провозглашает своеобразным эталоном) л
ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude — долгота; букв, продолжительное исследование) — тип социологического и социально-психологического исследования, направленный на фиксацию и описание всех этапов психического и социального развития молодежи в процессе ее жизненного самоопределения. Начальный этап исследования, как правило, связывается с окончанием учебы в общеобразовательной школе, завершающий — с достижением социальной зрелости (приобретение устойчивого социального статуса, профессии, создание семьи и др.).
Л. и. в некотором отношении схожи с панельными исследованиями. В тех и других объектом длительного наблюдения является один и тот же контингент обследуемых. Однако если в панельных исследованиях это могут быть любые возрастные категории (напр., пенсионеры), то в Л. и.— только молодежь. В панельных исследованиях моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (можно проводить обследование ровно через год, через 5 лет, при осуществлении некоторых социальных мероприятий и т. д.). В Л. и. эти моменты определяются не по внешним факторам, а по мере достижения молодежью определенных стадий в своем социальном развитии.