Перечень программных вопросов по пройденному курсу и соответствующих итоговым тестам




1.Предметом макросоциологии служит?

2.Кто ввел в научный оборот термин «Социология»?

3.Кот автор «Курса позитивной филисофии»?

4.Что изучает микроцоиология?

5.Когда возникла социология как наука?

6.Чья социологическая теория состоит из 2 частей:» Социальная статистика» и «Социальная динамика?

7.Кто является автором теории социальной солидарности?

8.Кто из ученных рассматривал общество по аналогии с живым биологическим организмом?

9.Кто является автором теории «идеального типа»?

10.Кто из ученых рассматривал причины самоубиства?

11.Кто создал школу «человеческих отношенй»?

12.Кто рассматривает общество на основании понятия «классы»?

13.Что из перечисленного не является признаком общества?

14. Как называется общество в основе которого – интеллектуальные, информационно-компьютерные технологии?

15. Для какого из типа обществ характерны, инерционность и не восприимчивость к новациям?

16. Признаки постиндустриального общества.

17. Когда возникли промышленные общества?

18. В каком обществе роль семьи и родственного окружения наиболее значима?

19. Когда возникли постиндустриальные общества?

20. Представители какого детерминизма считали, что неуправляемый рост населения приведет к снижению его качества?

21. В каком обществе появились новые изощренные системы контроля над человеком?

22. Что такое общество?

23. Характеристики современных западных общества.

24. Как называются слои общества, которые различаются по профессиональному экономическому, образовательному статусу?

25. Что является основой естественного неравенства?

26. Что не относится к естественному неравенству людей?

27. Виды социальной мобильности.

28. Виды вертикальной мобильности.

29. Что из перечисленного не является признаком функционализма?

30. Что из перечисленного не является признаком веберианства?

31. Что относится к экономическим критериям стратификации?

32. Что означает социальная поляризация?

33. Какой социальный институт обеспечивает потребность в безопасности и социальном порядке?

34. Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности – это?

35. Статистические группы используемые для удобства анализа – это?

36. Характеристики официальных отношений.

37. Тип социально-трудовых отношений, характеризующихся значительной долей их регламентацией со стороны государства – это?

38. Тип социально-трудовых отношений основанных на произволе, незаконном ограничении прав субъектов этих отношений.

39. Как называется поведение, которое определяется технологией рабочего места и характером профессиональной деятельности?

40. Какое поведение направление направлено на достижение определенного баланса между количеством и качеством затраченных работником ресурсов и их компенсацией?

41. Как называется пове6дение связанное с профессиональной, трудовой карьерой?

42. Максимум дохода ценой минимума труда – это вид какого поведения?

43. Какое поведение связано с реализацией служебного, должностного и профессионального этикета?

44. Выход работника за пределы статусно - ролевых предписаний - какой вид поведении?

45. Как рассматривается работник при «технократическом» подходе?

46. Кто из социологов выделял социальной системе три подсистемы?

47. Кто из социологов утверждал, что общество как целостная система существует благодаря разделению труда, то есть профессиональной специализацией?

48. С именем какого ученого связывают признание управления наукой, самостоятельной областью исследования?

49. Кто автор теории «Человеческих отношений»?

50. Кто автор теории «Социального обмена»?
51. Кто автор «Социометрии»?

52.Что измеряет социометрия?

53. Кто автор теории иерархии потребностей?

54. Какой подход рассматривает организацию как механизм, построенный из формализованных статусов связей?

55. Кто из ученных использовал в качестве идеального типа бюрократической организацию?

56. Кто является автором социального органицизма.

57. Как называют подход, при котором организацию рассматривают через способы распределения производственных обязанностей?

58. Согласно, какой теории человек рождается с задатками лидера?

59. Страх потерять работу – какой вид власти?

60. Какая власть основано на убеждении, что люди работающие в организации, должны подчинятся тем, кто занимает боле высокие должности?

61.Какой стиль управления характеризуется излишней централизацией власти?

62. Какой стиль характеризуете партнерскими отношениями руководителя с подчиненным?

63. Как называется процесс, в ходе которого становится общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких лиц?

64. Кто разработал модель коммуникативного процесса из 5 элементов?

65. Согласно, какой теории человек зависит от массовой коммуникации в силу того, что ему необходимо удовлетворять свои потребности и достигать различных целей?

66. Кто из ученых связывал слухи с коллективным поведением в толпе?

67. Специфическое высказывание мнение, передаваемое от человека к человеку обычно посредством устной речи, без представления надежных стандартов достоверности.

68. Совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государство определенные виды поведения.

69.Как называется отклонения от действующих в обществе норм?

70. Кто является представителем биологического направления в объяснении природы преступлений?

71. Кто представитель психоаналитической теории мотивации преступного поведения?

72. Кто из ученых определяет девиацию как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой виды наказаний?

73. Кто из ученых считал, что преступность как социальное явление свойственна любым человеческим сообществам и имеет естественную природ?

74. Какой момент возникнуть конфликт, если к человеку предъявить противоречивые требования?

75. Как называется конфликт, в которых не участвуют лица, находящиеся друг у друга в подчинении?

76. Как называется конфликты, в которых участвуют лица, находящиеся один у другого в подчинении?

77. Как называется стиль разрешения конфликта, при котором одна из сторон называет свою волю, не считаясь с интересами оппонента?

78. Изменения своей позиции, перестройка поведение в ущерб своим интересам определяются понятием.

79. Кто является автором работы «Элементарные формы религиозной жизни»?

80. Кто автор работы «Протенстантская этика и дух капитализма»?

81. Как называется процесс высвобождения из-под влияния религии различных сторон и уровней жизнедеятельности общества и личности?

82. Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры.

83.Пребывание значительной части народа вне страны его происхождение.

84. Как называется этнос, название которого совпадает с названием государства?

85. Сторонником какой теории личности был Дж.Г.Мид?

86. Для чего служат вопросы- фильтры при социологическом опросе?

87. На какой позиции, оценивая природу общества, стоял Э.Дюркгейм?

88.Какой термин, относящийся к исторической типологии обществ, впервые ввел Сен-Симон?

89.Какую теорию разрботал Дж.Хоманс?

90. Кто из социологов провел «тюремный эксперимент»?

91. Что значит «харизма»?

92. Что такое слциальная струкутра?

93. Человек, переехавший из села в город и не адаптировавшийся городской среде – это?

94. Вертикалная посследовательность полождение социальных слоев, ппластов в обществе, их иерархия – это социальная?

95. Исследование, которое проводится сцелью получения первичной информации об объекте и проводится по упрощенной схеме, называется?

96. Исследование, цель которого не только описание структурных элементов явления или процесса, но и выявления сущностных причин называется?

97. Совокупность навыков и приемов деятельности при организации социологического исследованимя называют?

98. Преподавательность, поэтапность реализации системы действия социолога, совокупность методических и технических средств, используемых в данном исследовании, называется?

99. Анкеты, бланки, интервью, социокарты – это?

100. Научно обоснованное предложение по структуре социальных объектов о характере элментов и связей, образующих объекты – это?

101. Установаление связей концептуального аппарата исследования с его методологияческим инструментарием - это?

102. Совокупность всех возможных социальных объектов, которое подлежит изучению в пределах программы социологического исследования?

103. Свойство выборочной совокупности максимально совпадать со структурой генеральной совокупности по основным изучаемым параметрам и контрольным признакам, называется?

104. Если число исследуемой совокупности равно числу генеральной совокупности, то это исследование называют?

105. Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведение?

106. Культурный релятивизм –это?

107. Воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношение людей, которая воспроизводится в определенном обществе и социальной группе?

108. Культура, которая не только отличается от даминирующей, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями – это?

109. Система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиции, ценностей, особенностей поведения работников данного предприятия – это?

110. Кто считал, что для того чтобы понять личность необходимо спроецировать на нее культуру данного общества?

111. Совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности – это?

112. Что относится к предписанному статусу?

113. Что такое контент-анализ?

114. Кто автор книги «Роль, Я и общество?

115. Кто автор теории «Зеркального Я»?

116. Кто из ученых предложил рассматирвать школы, классы, группы учащихся в рамках концепции образования как института социализации?

117. При каком виде наблюдении необходимо предварительно, детально разработат список событий, признаков, которые предстоит наблюдать?

118. Какие вопросы используют для отсева части опрашиваемых?

119. Какие вопросы применяют для установления искренности и непротиворечивости ответов респондентов?

120. Закрытые вопросы и открыте вопросы?

 

Глоссарий

Данный вид работы оценивается в 15 баллов и проводится на 3-й неделе семестра. Цель этого вида работы заключается в том, чтобы студент знал основные социологические категории. Работа будет проводиться в форме контрольной работы во внеаудиторное время. Студентам предлагаются по 10 категорий, которым они обязаны дать определение. Предварительно на 1-ой неделе дается список основных социологических категорий, к которым студенты обязаны найти пояснение.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ — один из основных методов социологическо­го исследования, который предполагает использование информации, фик­сированной в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и т. д. Изучение документов позволяет увидеть многие важные стороны социальной жизни. Комплексный характер социоло­гических исследований требует изучения всех документов, содержащих, информацию об объекте. Сюда относятся методы получения информации путем нахождения ее в письменных (печатных, рукописных или компьютерных) документальных источниках. Получаемая информа­ция характеризует и объект исследования, и отношение к нему состави­теля документа.

Множество методов анализа документов сводится к традиционному, классическо­му, и формализованному, количественному.

Одним из методов социологического исследования является анкетирование, которое проводится на основе специально разработанной анкеты (от франц. enquete — расследование) — упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, представленный в виде опросного листа. А. применяется для сбора эмпирической соци­альной информации в форме письменных ответов обследуемого лица (респондента). Вопросы А. объединены общей темой исследования, формулируются и размещаются в А. так, чтобы стимулировать рес­пондентов к активному участию в опросе, способствовать повышению интереса к его теме, обеспечивать получение достоверной информации. Анкетный опрос (см. Опрос анкетный), как правило, применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях. Возможность полу­чения значительного объема эмпирической информации в относительно короткий промежуток времени делает А. особенно удобной в социологи­ческих исследованиях. Заполняется А. обследуемыми лицами, что предъ­являет высокие требования к формулировке вопросов, качеству А. в це­лом, поскольку допущенные при ее составлении ошибки невозможно исправить в ходе опроса. Л ицо, ведущее сбор первичной социологической инфор­мации методом анкетного опроса (см. Опрос анкетный) респондентов. А. могут быть как профессиональные социологи-исследователи, так и специально отобранные, подготовленные и проинструктированные лица других профессий. Как правило, А. работает с группой респондентов, при этом желательно, чтобы он не работал в тех структурных подразделе­ниях, где проводится опрос.

Основные задачи А.: организация условий, обеспечивающих максимальную надежность и достоверность результатов опроса; распростране­ние анкет строго по выборке (см. Выборочная совокупность); сбор заполненных анкет и проверка качества их заполнения.

По окончании исследования резульататы У — процесс использования выводов и конкрет­ных предложений в деятельности предприятий, объединений, учрежде­ний, организаций.

Формы В. р. с. и. в п. многообразны. Одна из важных форм внедрения — публикации в книгах, журна­лах, газетах. В них излагаются главные научные результаты и све­дения по исследуемой теме, формируются общие выводы и пред­полагаемые мероприятия для использования их в практических целях. Главная задача публикации научных результатов в печати и прессе — широкое информирование общественности о существующих социальных проблемах и возможных путях их разрешения.

ВОПРОС АНКЕТЫ(ИНТЕРВЬЮ) — высказывание, рассчитанное на получение информации, позволяющей операционализировать призна­ки изучаемого социального явления* Существуют различные классифи­кации В. а. (и.). Исходя из существенных признаков, играющих важную роль в социологических исследованиях, выделяют следующие виды В. а. (и.):

 

В зависимости от содержания: вопросы о фактах («Сколько газет Вы или члены Вашей семьи выписываете?»); вопросы о поведении («Выступаете ли Вы на рабочих собраниях?»); вопросы о знании или об информированности («Какие самые важные события, происшедшие на предприятии в течение последнего месяца, широко освещались
Вашей многотиражной газетой и заводским радио?»); вопросы об уста­новках («Удовлетворяют ли Вас оперативность, конкретность и кон­структивность критических передач Белорусского телевидения?»); вопро­сы о мотивах («С какой целью Вы посылали письма в редакции газет, радио, телевидения?»).

ВТОРИЧНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМА­ЦИИ — использование собранной ранее различными исследователями социологической информации для решения новых исследовательских задач. В. а. с. и.— средство интеграции социологического знания на основе информации, полученной в локальных исследованиях. Более полное использование такой информации (обычно социологи исполь­зуют не более 20 % собранной ими информации) позволяет повысить экономичность исследовательских проектов. В. а. с. и. ведет к получению дополнительной информации по интересующей проблеме без проведе­ния специального полевого исследования. Важная его функция — мето­дическое обеспечение стандартизации социологической информации. Он способствует также осуществлению контроля за надежностью и каче­ством собранной исследователем информации. Наиболее распространен­ная разновидность В. а. с. и.— сравнительный анализ.

' ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ — часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов. Основные этапы формирования В. с: 1) обоснование структуры В. с. в соответствии с характером гипотез и задач исследования (при этом учитываются толь­ко те характеристики генеральной совокупности, которые существенны для задач, поставленных в исследовании); 2) уточнение структуры В. с. с учетом наличной информации, прежде всего результатов пилотажных исследований; 3) выбор типа и объема выборки (количество единиц В. с), составление перечня единиц доступной информации, отработка методики организации выборочного исследования с целью предотвраще­ния ошибок, вызывающих смещение выборки.

ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД — метод выборочного исследования, позво­ляющий делать заключения о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения не­которой ее части, называемой выборочной совокупностью или выборкой. Исследователь производит отбор (формирует выборочную совокупность) и на основании законов статистики экстраполирует результаты и выводы -на генеральную совокупность. Выборочные исследования имеют большие преимущества перед сплошными (см. Прикладное социологическое исследование) в эффективности затрат труда, времени и средств на решение той или иной проблемы.

Чтобы получить значимые с социологической точки зрения результа­ты, используются следующие способы формирования выборочной сово­купности: а) метод типичных отдельных случаев, или монографическое исследование; б) статистические выборочные методы. Последние можно разделить на две основные группы: выбор по усмотрению (неслучайный) и случайный (вероятностный) выбор.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ — множество элементов, имею­щих какую-либо общую характеристику, указывающую на их принад­лежность к данной системе. Такие системы называют также статистическими популяциями или универсумами. Статистически Г. с. можно рассматривать в двух аспектах: исходя из единиц отбора, из которых формируется выборочная совокупность, и из выборочных признаков единиц отбора, с которыми оперируют при последующей статистиче­ской обработке. Критерий целесообразности отбора относится прежде всего к единицам отбора, а не к признакам. Так, Г. с. семей включает в себя все группы людей, отвечающие рабочему "определению семьи. Предметом исследования могут быть и свойства единиц отбора, при условии, что исследователя интересуют не семьи сами по себе, а их состав, доход и т. д. Именно эти переменные становятся предметом статистического измерения после того, как определены единицы отбора.

ГИПОТЕЗА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕ­ДОВАНИЯ — научное предположение о структуре социальных объек­тов, о характере и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями, о факторах, детерминирующих эти связи. Она конкрети­зирует цель исследования и представляет собой главный методологи­ческий инструмент, организующий процесс исследования, подчиняю­щий его внутренней логике. Методологическая.роль Г. п. с. и. состоит в том, что она является звеном между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования, которое помогает отобразить круг факторов, нужных для решения поставленной проблемы.

Научно обоснованная Г. п. с. и. должна отвечать ряду требований. Она не должна вступать в противоречие с принципами материализ­ма — общей методологической основы научного познания социальных процессов; не должна противоречить другим теориям, истинность которых уже доказана, известным, научно установленным фактам; долж­на быть доступна проверке в процессе социологического исследования (ее формулировка должна содержать ясное указание на способ ее про­верки); не должна включать понятия, которые не получили эмпириче­ской интерпретации, иначе она непроверяема.

ДОКУМЕНТ (от лат. documentum — доказательство, свидетельство) — специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Под документальной пони­мается любая информация, фиксированная в печатном или рукопис­ном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Основными эмпирическими объектами при изучении Д. выступают тексты, точ­нее, их массовая совокупность. Социологический Д. отражает различ­ные формы общественных связей и отношений: отношения между
индивидом и обществом, индивидом и классом, индивидом и груп­пой (как формальной, так и неформальной), отношения между группами, отношения группы и социального института, наконец,
личностные отношения. _,

Основанием для классификации социологических^ Д. служит фор­ма, в которой тот или иной Д. фиксирует отражающуюся в нем инфор­мацию, и его надежность. От формы, в которой зафиксирована инфор­мация, зависит, для каких целей может быть использован этот вид Д. и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован. По форме фиксации информации Д. разделяются на письмен­ные (рукописные, печатные, машинописные); иконографические (кино­фотодокументы, произведения изобразительного искусства); фонети­ческие (грампластинки, магнитофонные записи).

Письменные Д. подразделяются на вербальные (информация излагается в виде буквенного текста) и статистические (сведения изложены в основном в цифровой форме).

Вербальные Д. можно классифицировать по типу авторства на личные, официальные, косвенные, социологические, прессовые.

Под личными в социологии понимаются Д., составленные частным лицом по собственной инициативе. К ним относятся письма, автобиографии, дневники, мемуары, заявления, речи, личные кар­точки, заметки на полях книг и пр.

Официальными называются Д., исходящие не от частного лица, а от того или иного учреждения или общественной организа­ции. Официальный Д. чаще всего отражает общественные связи, выражает коллективную точку зрения и является результатом кол­лективного опыта.

ЗАДАЧИ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕ­ДОВАНИЯ — совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу и решению проблемы. 3. п. с. и. включаются в программу социологического исследования в качестве одного из разделов ее методологической части, ориентирующей исследователей в двух основ­ных направлениях: теоретическом и прикладном. Если цель формул лируется как теоретическая, то 3. п. с. и. соответственно носят теоретический характер. В наиболее общей форме задачи любого исследования, как прикладного, так и теоретического, состоят в полу­чении нового знания.

ЗАПАДНАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — одно из основ ных направлений западной социологии, исследующее социальную жизнь на микроуровне: межличностные отношения, поведение личности, со­циальные группы, социальный микроклимат, коллективное поведение, общественное мнение, семью и т. п^Основоположниками 3. э. с. являются французские социологи О. Конт^Ф. Ле Пле, Э. Дюркгейм, американ­ские — А. Смолл, Д. Винсет, У. Томас, Н. Андерсон, Э. Мейо, Дж. Морено и др. Методологическую основу 3. э. с. составляют позитивистские принципы: эмпиризм, позитивизм и физикализм.

ИНДИКАТОР (от лат. indicator — указатель) —доступная на­блюдению и измерению характеристика изучаемого объекта. В экспе­риментальной ситуации И. замещают, обнаруживают, представляют другие характеристики изучаемого объекта, обычно не доступные наблюдению и измерению. Так, наблюдая за поведением человека и фиксируя его поступки, можно судить о его интересах.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВА­НИЯ — набор специальных средств и документов, с помощью которых осуществляется сбор и систематизация эмпирической^ информации об изучаемом объекте. Основными методами социологического иссле­дования являются опрос, интервью, анализ документов, измерение, наблюдение и эксперимент. Каждый из них предполагает исполь­зование особых документов, способствующих сбору, группировке, типологизации, классификации исходной информации. В качестве таких документов используют вопросник (анкета, опросный лист, бланк интервью, тест), карточки (напр., карточка наблюдений или социометрического анализа), таблицы (напр., таблица экспертных оценок), графики (в виде различных распределений или диаграмм).

Все эти средства фиксации и выражения исходной эмпирической информации должны удовлетворять определенным требованиям логи­ческого, психологического и гносеологического характера, среди которых основным является требование максимально объективного представления (описания) изучаемого объекта.

ИНТЕРВЬЮ (от англ. interview — беседа) — один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологи­ческое взаимодействие между исследователем и респондентом в соот­ветствии с поставленной целью. И. классифицируют по различным основаниям.

1. В зависимости от степени свободы собеседника, которая выра­жается в наличии и форме вопросов, а также глубины ответов различают следующие виды И.: а) глубинное — исследователь опре­деляет круг проблем, сохраняя полную свободу в способе ведения беседы, а респондент свободен в выборе формы ответов; гипотеза при этом не сформулирована; б) свободное — гипотеза формулируется до начала опроса, интервьюеру предоставляется свобода в поста­новке, порядке, количестве и способе выражения вопросов, но при условии, что он, должен собрать именно ту информацию, которая намечена темой и планом исследований; в) фокусированное (полустан­дартизованное) — используется «путеводитель интервью» с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов; г) стандарти­зованное — задаваемые вопросы имеют открытый или закрытый ха­рактер. Это И. проводится на основе опросного листа, строго опре­деляющего порядок и формулировку вопросов. В первом случае пред­полагаются любые возможные ответы, во втором — лишь те, которые указаны в опросном листе.

2. В зависимости от числа респондентов различают индивидуаль­ное и групповое И. В зависимости от способа общения между интервьюером и рес­пондентом И. может быть личным и телефонным. Последнее отли­чается краткостью, обычно оно длится 5—10 мин. Недостаток теле­фонного И.— возможность опроса лишь тех лиц, которые имеют телефон, достоинство — возможность быстро получить необходимые данные (напр., о реакциях аудитории средств массовой информации) и тут же учесть их в работе.

4. В зависимости от частоты проведения И. может быть однократ­ным и многократным (панельным). При панельном И. с самого начала предусматривается сбор информации от одних и тех же лиц по одним и тем же вопросам несколько раз через определенные периоды времени с определенной познавательной целью: либо проверить изме­нение мнений исследуемых лиц по данным вопросам, либо установить появление новых элементов в их сознании и поведении по истечении определенного времени.

5. В зависимости от объекта и целей исследования различают интенсивное и экстенсивное И. Интенсивное И. ^применяется для исследования структур или индивидуальных типов ответов (глу­бинное и свободное И.). Экстенсивное И.— многократные беседы с большим числом респондентов (стандартизованное И.) — позволяет квантифицировать (см. Квалификация) типы ответов, однако при этом на общем фоне исчезают личностные черты респондентов. В зависимости от уровня подготовленности респондента при­меняют директивное и недирективное И. Первое проводится в ситуа­ции, когда респондент достаточно хорошо представляет себе, почему он поступает так, а не иначе. В этом случае применяется опросный лист с упорядоченными вопросами. Второе проводится в ситуации, когда респондент плохо разбирается в причинах своих действий. Цель недирективного И.— вовлечь респондентов в сотрудничество с интервьюером, выяснить их установки и настроения. В этом случае упорядоченность вопросов сведена к минимуму.

ИНТЕРВЬЮЕР — букв, тот, кто проводит интервью; человек, вступающий в непосредственное взаимодействие с респондентом с целью получения от него информации. Контакт с респондентом осуществляется по строго определенным правилам, следование которым для И. обязательно. В качестве И. могут выступать профессионалы, работающие в социологических подразделениях, имеющие специаль­ную подготовку и непосредственна-занятые в проведении данного исследования на всех его этапах.. Однако на практике происходит разделение ролей исследователя и И., что позволяет привлекать к проведению интервью широкого круга лиц различных профессий, которые после предварительного обучения допускаются к самостоя­тельной работе. В этом случае от И. нельзя требовать досконального знания программы исследования и обоснования доказательности выдвинутой гипотезы. Кроме того, И. не имеет права произвольно изменять формулировки вопросов, корректировать ответы респонден­тов и т. п.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ — истолкование, уточнение смысла понятий. Понятия науки эксплицируются с помощью определений (дефиниций). Научные данные, фиксируемые в понятиях, важны как средство дальнейшего познания и решения практических задач. Чтобы понятия науки могли выполнять эту роль, чтобы они стали «человеческими понятиями» (В. И. Ленин), требуется проведение процедуры интерпретации общих понятий, суть которой состоит в реконструкции схемы процесса познания, приведшего к формули­ровке интерпретируемого понятия, но уже не в дефиниции, а в «раз­вертывании существа дела» (Ф. Энгельс). Следовательно, одно из назначений процедуры И. п. состоит в обеспечении правильного понимания понятий, используемых в процессе обучения и управле­ния.

КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ —одна из наиболее общих характеристик его научной и практической зна­чимости. Как системный процесс социологическое исследование вклю­чает в себя (в качестве процессов-компонентов) взаимодействия субъекта исследования с объектом исследовательской деятельности и с окружающей их средой, а также взаимодействия самого объекта с этой средой. Поэтому К- с. и. зависит от свойств субъекта, объекта, среды и тех звеньев, которые опосредуют их взаимодействие. Напр., от таких характеристик субъекта, как знания об объекте исследо­вания, умение пользоваться существующими и создавать новые иссле­довательские средства, ценности, которыми он руководствуется, и т. п.; от таких характеристик объекта, как его сложность, социальная значимость неисследованных аспектов предмета исследования и т. п.

Социологическое исследование как целенаправленная познаватель­ная деятельность характеризуется целью, средством и результатом. Поэтому К- с. и. зависит от качественных характеристик цели, средств и результата исследования, от отношений между ними, от их соот­ветствия друг другу.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от англ. contens — содержание) —специаль­ный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социаль­ных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Его осо­бенность состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

К. а. может использоваться в качестве основного метода иссле­дования (напр., в исследовании социальной направленности газеты), параллельного, т. е. в сочетании с другими методами (напр., в иссле­довании эффективности функционирования средств массовой инфор­мации), вспомогательного или контрольного (напр., при классифика­ции ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут стать объектом К. а. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формали­зации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статисти­ческой значимости). Чаще всего в качестве объектов контент-ана­литических исследований выступают сообщения печати, радио, теле­видения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собра­ний, письма, приказы, распоряжения и т. д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Существуют три основных направления применения К- а.: а) выяв­ление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адре­сата); б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура и жанр сооб­щения, ритм и тон речи); в) выявление того, что будет существовать после текста, т. е. после его восприятия адресатом (оценка различ­ных эффектов воздействия).

ЛИЧНОСТЬ — интегральное социальное качество, которое форми­руется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов челове­ческой культуры. Особенности физической и. нервно-психологической организации индивида — одно из условий формирования личности, но ее сущность все же определяют социальные реальности.

В Л. переплетаются единичные, неповторимые, присущие только ей, и общезначимые черты. Будучи активным элементом социальной системы, Л. осуществляет свободу выбора из имеющихся возмож­ностей, создает проекты своей будущей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных струк­турах, в системе общественных отношений. В свою очередь объективная социальная действительность во многом обусловливает направленность и содержание процесса самосозидания Л. Стратификация общества де­лает неизбежным формирование различных типов Л. (Л. рабочего, Л. интеллигента, Л. руководителя, Л. врача, Л. инженера и т. д.). Разли­чают базисную Л. (Л., обладающую наиболее! распространенными в данном обществе чертами) и идеал Л. (Л., которую общество провозгла­шает своеобразным эталоном) л

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude — долго­та; букв, продолжительное исследование) — тип социологического и со­циально-психологического исследования, направленный на фиксацию и описание всех этапов психического и социального развития молодежи в процессе ее жизненного самоопределения. Начальный этап исследо­вания, как правило, связывается с окончанием учебы в общеобразова­тельной школе, завершающий — с достижением социальной зрелости (приобретение устойчивого социального статуса, профессии, создание семьи и др.).

Л. и. в некотором отношении схожи с панельными исследованиями. В тех и других объектом длительного наблюдения является один и тот же контингент обследуемых. Однако если в панельных исследованиях это могут быть любые возрастные категории (напр., пенсионеры), то в Л. и.— только молодежь. В панельных исследованиях моменты вто­ричного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (можно проводить обследование ровно через год, через 5 лет, при осуществлении некоторых социальных мероприятий и т. д.). В Л. и. эти моменты определяются не по внешним факторам, а по мере достижения молодежью определенных стадий в своем социальном развитии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: