Холмогорская резьба по кости




Холмогорская резьба по кости как промысел существует уже почти четыреста лет. Этим искусством занимались мастера из города Холмогоры, что находится под Архангельском, и его окрестных деревень.

Лучшие мастера резьбы привлекались для работы в Оружейной Палате, которая выполняла работы для царского двора.

Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, цевку, создавая из них и предметы роскоши, и повседневные вещи. Заказчиками у холмогорских умельцев был не только царский двор, но и монастыри, храмы.

Первые архивные сведения относятся к 17 в. «Курцева (Холмогорский посад) 1622-1626 гг.». Среди прочих профессий жителей указаны «четочники» Исачко Трофимов сын Соломатов, «четочник» молодчей, Селиванко Иванов Сын Выдрин, четочник, молодчей и т.д. К 17 же веку относятся сведения о Шешининых Евдокиме, Семене, Иване, Семене, Василии. Все они были вывезены из Холмогор в Москву для работы в Оружейной палате.

На крышке — двуглавый орел. Орнамент выполнен с легкой рельефной проработкой. Боковые ребра оформлены как витые колонки. Фигурные металлические петли и личинка замка служат дополнительными декоративными элементам!
18 век – период активного развития промысла. Строительство новой столицы России, Петербурга, сопровождалось заказами на изготовление богатых нарядных вещей для императорского двора
Наибольшего расцвета Холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра Первого. В это время мастера исполнили ряд уникальных работ, которые для современных косторезов служат образцами художественного оформления и технического исполнения. Петр I, познакомившись с холмогорской резьбой по кости, покровительствовал мастерам и снабжал их образцами западного косторезного искусства. С волной иноземных влияний приходит мода на изделия из кости. Они получают широкое распространение среди высшего дворянства. Костяные изделия в качестве памятных подарков вручались весьма важным особам. Следует отметить, что в царском обиходе постоянно находились костяные изделия. После смерти Екатерины первой в протоколах Верховного Тайного Совета было зафиксировано, что личные вещи императрицы хранились в двух холмогорских ларцах. Не менее любопытно, что в личных комнатах Екатерины два резных костяных образа в золотой оправе, а так же два костяных образа в серебряной оправе. Это свидетельствует об устойчивом интересе к изделиям из резной кости - ларцам, гребням, иконам, другим предметам.
С середины XVIII века костяные кубки с крышками вытачивали специально для подношений (подарков); их украшали резными портретами и государственным гербом. Объемная резьба ножки придавала неповторимость каждому предмету.
Резчиком по кости и перламутру начинал великий русский скульптор Федот Шубин. Юношей он поступил в косторезную мастерскую, а потом по примеру своего земляка ушел с рыбным обозом в 1759 году из Холмогор в Петербург. Ломоносову удалось заинтересовать президента Академии художеств талантом юноши, и Федот был принят обучаться скульптуре. Продолжал обучение Шубин в Италии и Франции, был избран почетным членом Болонской академии художеств.
По возвращении на родину Федот Шубин приобрел всероссийскую известность.
Но с годами интерес постепенно угасал и мастер скатился в нищету, не прекращая при этом работать. Неоднократные просьбы в помощи к царю оставались неуслышанными, и лишь перед самой смертью Павел подарил ему перстень и Академии не оставалось ничего как тоже проявить внимание. Ему дали профессорский чин и квартиру с дровами, но здоровье было подрвано и он умер.
Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Дудин, образованнейший человек, любитель книг..


Самым дорогостоящим было изготовление предметов мебели, когда деревянный остов облицовывали костяными пластинами, украшенными тончайшей резьбой.

У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.
В богатых по оформлению ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезным узором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу их официальных стилей барокко и рококо
На смену ему пришел другой мастер резьбы по кости Николай Степанович Верещагин. Расцвет его творчества пришелся на 1790-1810 гг. Он также был уроженцем Холмогорского уезда, вырос в семье солдата, выучился резьбе и вскоре прославился. Так же как и Дудин, Верещагин соединил в своем творчестве традиции севернорусского косторезного искусства с элементами раннего классицизма, свидетельствующие о достаточной эрудиции и. Культуре художника, его контактах с петербургскими заказчиками и двором. Многие произведения костореза поступали в Зимний дворец и определялись на хранение в Императорский Эрмитаж. Сохранилось несколько декоративных ваз, выточенных и украшенных сквозной тончайшей резьбой и рельефами. Одна из таких ваз была преподнесена Екатерине П.
Весь объем разбит на ряд орнаментальных поясов, из которых состоит ваза. Продуманность формы и декора, чистота исполнения свидетельствуют о высоком профессионализме художника-декоратора, работавшего в стиле раннего классицизма. По-видимому, в ее изготовлении принимали участие резчики Архангельской мастерской Прокопия Степановича Верещагина — однофамильца или, вероятно, родственника Николая Степановича Верещагина.
В ажурный орнамент постепенно вводятся сюжетные изображения, выполненные в технике рельефа. К концу 18 века к традиционным ларцам и коробочкам присоединяются миниатюрные секретеры и бюро, комодики и туалетные шкатулки, табакерки и гребни. Для пышности и яркости фоном ажурному орнаменту служит фольга или шелк.

К концу 19 – началу 20 веков холмогорской резьбе характерна механика сквозной резьбы. В этой технике выполнено блюдо, поднесенное великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 году, выполненное Михаилом Бобрецовым. Блюдо находится в выставочном зале музея Ломоносова. (не нашла я фото этого блюда к сожалению)
Цепь ордена Андрея Первозванного состоит из 21 ажурного медальона. Эти резные медальоны точно воспроизводят звенья аналогичной орденской цепи, сделанной из драгоценных металлов и камней.
Как и большинство промыслов и ремесел, холмогорская резьба по кости переживает в конце 19 века кризис. Не дает результатов ремесленный класс по подготовке мастеров. Его закрывают. Остается трое мастеров, сохраняющих традиции промысла.
К началу 20 века искусство практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров.
Перепелкин Максим Иванович, родился в 1860 г. С 1885 по 1900 работал руководителем класса резьбы по кости при Ломоносовской школе. Отличный мастер, в совершенстве владел техникой резьбы. У него учились Гурьев, Петровский и Узиков, с именами которых связывают возрождение промысла в 30-х годах двадцатого века. В это время мастера основное внимание переключили на расхожие бытовые вещи.
Начало возрождения промысла приходится на конец двадцатых - начало тридцатых годов прошлого века, открывается новая профессионально-техническая школа, где обучаются молодые резчики.

Когда в 1921 году в Архангельске были организованы курсы резчиков по кости, древнее холмогорское мастерство было уже почти забыто.
В 1929 году в Холмогорах открывается учебный пункт косторезного искусства, через год он преобразуется в художественную школу. Ее первые ученики и создали в 1933 году в селе Ломоносово артель, которая стала основой будущей фабрики резьбы по кости имени М.В. Ломоносова.
Из наших современников более известны имена Буторина Н.Д., Просвирнина В.А., Ватлина В.Т. Работы этих мастеров экспонируются на выставке «Холмогорская резная кость», в выставочном зале Историко-мемориального музея М.В. Ломоносова. Коллекция насчитывает более 500 экспонатов. Вдумчиво и проникновенно обращаются мастера-косторезы к богатым историческим традициям резьбы и гравировки, творчески осваивают не только техническую сторону наследия. Только на этом пути оказалось возможно развить гравюру на кости. Образцы этого нового направления, связанного, прежде всего с именем Н.Д. Буторина представлены на выставке.
Ларчик повторяет пирамидальную форму деревянного памятника М. В. Ломоносову, поставленного на Курострове в XIX веке. На крышке ларца — фигурка юноши, сидящего с книгой, на скатах — рельефные изображения северных пейзажей и виды Санкт-Петербурга, где работал и жил выдающийся ученый
С именем Петра 1 связано строительство парусного флота на верфях Вавчуги, что на правом берегу Двины, напротив Курострова. Поэтому на холмогорских шкатулках и кубках портреты Петра I всегда соседствуют с Изображениями кораблей.
К последнему десятилетию относится наибольшее количество работ, экспонированных на всевозможных выставках в России и за рубежом, что дает возможность отчетливо представить творчество и выдающихся опытных художников, и самостоятельные шаги молодежи, только вступающей в искусство.

В с. Ломоносово, на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют массовые изделия на продажу и уникальные тематические вещи. Используется традиционный материал: кость моржовая, мамонтовая и простая говяжья кость-цевка. Растет новое поколение мастеров. Промысел не стареет. Он молод, и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: