История акварельной техники




Пояснительная записка

к творческому проекту

на тему:

«Пейзажи родного края»

Выполнила: Нечет Анастасия

Руководитель творческого проекта: Петрунина Елена Анатольевна

 

 

Тольятти

 

 

Содержание

Введение………………………………………………...3

1. Историческая часть………………………………….4

1.1. Техника акварельной живописи………………….4

1.2. Пейзаж……………………………………………..9

1.3. Художники – пейзажисты……………………….11

2. Ход работы………………………………………….13

Заключение……………………………………………14

Приложение…………………………………………...15

Введение

Творческий проект на тему «Пейзаж родного края» представлен в виде триптиха, выполненного в технике акварельной живописи.

К теме пейзажа обращались многие художники. Эта тема не теряет своей актуальности в силу неповторимости и уникальности нашей природы. Привлечь внимание к окружающей среде, прикоснуться к миру вечного и прекрасного – в этом и заключается идея данного проекта. Хотелось показать природу русской деревни, которая удивительна и гармонична.

Деревня в России - это целый культурный пласт. Русская деревня, воля, широкие просторы. Вокруг деревни - леса с елками, соснами, березами. Деревенские виды и пейзажи обладают успокаивающим действием. В самом деле, пейзажи, виды с домами, сделанными из дерева, настраивают нас на ту же волну, на которой находится вся природа.

Пейзаж - именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу.

В акварельном пейзаже можно достичь выразительности и динамики изображения. Акварельная техника позволяет достичь на плоскости зрительной иллюзии объема и пространства, богатых цветовых эффектов и глубины тона. Поэтому для исполнения работ была выбрана именно эта техника.

Историческая часть

Техника акварельной живописи.

История акварельной техники

В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне. Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьёзного внимания.

В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов: первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски. В середине XVIII века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов: распространению этого развлечения особенно способствовали публиковавшиеся в 1780-е гг. и воспевающие красоту английской глубинки путевые дневники Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. В результате на рубеже XVIII—XIX века усилиями сперва Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи — в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours).

Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру, — жанр, который с успехом начали осваивать многочисленные художники-любители.

 

Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс, много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов Уильям Генри Хант, а также Сэмюэл Палмер, Джон Варли, Джон Фредерик Льюис, Майлз Бёркет Фостер, Фридерик Уокер и другие мастера. Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина, объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.

В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс, Томас Моран, Томас Икинс и Уинслоу Хомер.

Во Франции распространение акварельной живописи было связано с именами Поля Делароша, Эжена Делакруа, Анри Жозефа Арпинье, а также мастера сатирических рисунков Оноре Домье.

К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее на рубеже веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий Кандинский, Эмиль Нольде, Эгон Шиле, Пауль Клее и Рауль Дюфи.

Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи — Санкт-Петербурге.

Первое имя в летописи русской акварели, которое по праву зачинателя и уровню мастерства необходимо назвать — Петр Фёдорович Соколов (1791—1848). Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников.

Акварелью, в портрете и жанре, работали живописец Карл Брюллов (1799—1852) и его брат — архитектор Александр Брюллов (1798—1877). Акварелисты Василий Садовников (1800—1879) и Людвиг Премацци (1818—1891), рисовали императорские дворцы и пейзажи загородных резиденций.

Во второй половине XIX века, в ряду акварельных произведений выделяются листы, исполненные Михаилом Клодтом (1832—1902), маринистами Львом Лагорио (1828—1905) и Александром Беггровым (1841—1914). Свою оригинальную дань искусству акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин (1844—1930), Михаил Врубель (1856—1910), Валентин Серов (1865—1911).

Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870—1960), Льва Бакста (1866—1924), Ивана Билибина (1876—1942), Константина Сомова (1869—1939), Анну Остроумову-Лебедеву (1871—1955). Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин (1877—1932), рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями.

Кульминацией развития русской акварели явилась организация в 1880 году «Общества русских акварелистов», первым председателем которого стал Альберт Бенуа (1852—1936). Общество вело активную выставочную деятельность, сформировав за период 1896—1918 гг. тридцать восемь выставок. В 1918 году Общество акварелистов прекратило свою деятельность. Однако акварельная живопись не умерла — ею занимались художники всех тогда существовавших союзов и объединений.

Роль акварельной живописи была подчёркнута обширными Всесоюзными акварельными выставками, первая из которых состоялась в Москве в 1965 году. Среди российских мастеров XX века имена Николая Тырсы (1987—1942), Сергея Герасимова (1885—1964), Георгия Верейского (1886—1962), Владимира Конашевича (1888—1963), Александра Самохвалова (1894—1971), Семёна Пустовойтова (1921—1995), Владимира Ветрогонского (1923—2002), Виктора Семёновича Климашина (1912—1960).

 

Акварель

Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого служат особые рамки (стираторы), на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, чем создает желаемый эффект. Собственно говоря, именно в этом заключается современное понимание акварельной техники.

Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи — гуммиарабик и декстрин. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом — бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование. Для защиты от плесени вводится антисептик — фенол.

По мнению специалистов XIX века, «для акварельной живописи употребляется или бристольский картон, ватманская бумага, или торшон, кисти беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтральтинтом. Для цветных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская жёлтая, жёлтая охра, Сиена натуральная, таковая же жжёная, киноварь, кармин, кармин жжёный, охра красная, венецианская красная, индийская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия»

Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы, но самая дорогая и лучшая бумага не всегда доступна начинающим художникам, и потому вполне можно приспособиться к уже имеющейся — настолько, что даже на самой хорошей, но непривычной бумаге результат может оказаться слабее.

Современные художники достаточно успешно используют сравнительно недавно появившиеся в продаже акварельные карандаши, восковые мелки, гелевые чернила.

 

Пейзаж

Пейзаж - в переводе с французского (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.

Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.

Пейзаж (англ.Landscape фр.Paysage; нем.Landschaft) - жанр станковой живописи и графики; изображающий природу или какую-либо местность поля, горы, леса, рощи, деревни, города, исторические памятники и т.п.

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра различают:
- сельский и городской пейзажи;
- архитектурный и индустриальный пейзажи;
- морской и речной пейзажи.

Пейзажи по пространственному принципу подразделяются на открытые, полуоткрытые, полузакрытые и закрытые.

В пейзаже, как правило, представлено изображение земной и/или водной поверхности. В зависимости от направления — изображение растительности, метеорологических (облака, дождь) и астрономических (звёзды, солнце, луна) образований, зданий, техники. Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные).

В жанре пейзажа особую роль имеет построение перспективы вида, передача состояния атмосферы, воздушной и световой среды.

Деревенские пейзажи.

Природа русской деревни удивительна, гармонична. Деревня в России - это целый культурный пласт. Русская деревня, воля, широкие просторы. Вокруг деревни - леса с елками, соснами, березами. Березы растут в деревнях, это одно из самых воспеваемых в русских песнях деревьев. Виды, природа деревни накладывают отпечаток на менталитет жителей. Многие хорошие черты русского характера - это отражение, взаимосвязь, глубокое понимание красоты природы.

Деревенские виды и пейзажи обладают успокаивающим действием. В самом деле, пейзажи, виды с домами, сделанными из дерева, настраивают нас на ту же волну, на которой находится вся природа.

Деревенский пейзаж с домиками.

В деревне домики обычно небольшие. Даже двухэтажных домов немного. Но исконно русские дома, к которым мы привыкли еще по картинам художников, встречаются теперь все реже. Деревянные, старые, потемневшие от времени, эти дома выделяются своим видом. Обычно это дома с тремя окошками впереди, а возможно, что и с четырьмя. Наверху дома расположена светёлка - маленькая комнатка, тем не менее жилая. Там чаще всего жили молодые обитатели дома, например, дочка хозяев, так как старым людям тяжело подниматься высоко в светелку.

 

 

 

Художники – пейзажисты

Левитан Исаак Ильич

Исаак Ильич Левитан за короткую жизнь создал такие непреходящие ценности, которые не только во многом питали его поколение, но перешагнут рамки столетия и, видимо, не один век будут волновать, тревожить, радовать сердца и умы будущих поколений.

Передвижники нашли пронзительную красоту в негромкой русской природе, сделали пейзаж, до них задвинутый на второй план, необыкновенно популярным жанром, самостоятельным и самоценным. Левитан стал лучшим из них, вступив в непосредственное общение с природой. Его творчество стало заключительным, высшим этапом развития русского реалистического пейзажа, выражающего чувства, эмоции, мысли человека того времени, лирического, эпического и драматического «пейзажа настроения», начавшегося картиной Саврасова «Грачи прилетели».

Учителями Левитана были Перов, Саврасов, Поленов. Саврасов научил Левитана общению с природой, лиричности живописи. Поленов свободе письма и колориту.

Они стремились быть ближе к природе и черпали в ней творческое вдохновение. Левитан писал русскую природу, лиричную и романтическую, единую с русской душой.

Левитана называют художником-философом. Его пейзажи часто имеют философский подтекст, подвигают к размышлениям, раздумьям, выражают мысли художника, вызывают сложные ассоциации. В пейзажах Левитана присутствует эпический символ «русской земли», «русской благодати».

Пейзаж Левитана – «пейзаж настроения» - в первую очередь выражает отношение к родной природе, ее состояния, особенный облик, чувства, мысли, переживания, эмоции самого художника.Пейзажи Левитана скромны. Они не ошеломляют. При взгляде на картины художника возникает ощущение, что они воспринимаются не только зрением, но и слухом. Для Левитана красота в обыденном, обычном, в том, что видишь каждый день, но не замечаешь.

Левитан, обладая прекрасной художественной памятью, большинство своих полотен написал в мастерской по памяти и представлению, с этюдов, в чем-то сочиняя свои полотна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: