Ремонт поверхностей нагрева заключается в устранении дефектов и повреждений. Это достигается заменой отдельных участков труб, змеевиков, части или всей поверхности нагрева. Удаление дефектных или поврежденных участков производят с применением газовой резки или механическим способом.
Типичными повреждениями барабанов котлов низкого и среднего давления являются нарушения прочности и плотности заклепочных швов, появление трещин в сварных швах, цилиндрической части барабана и днищах, повреждения стенок трубных отверстий лючковых затворов и коррозионные разъедания металла на стенках барабанов. Встречаются также повреждения воротниковых фланцев и штуцеров.
Большинство повреждений барабанов котлов выражается в появлении трещин. Трещины появляются в металле барабана в результате:
1) дефектов структуры в котельных листах, возникших при разливе стали и ее затвердевании, а также при прокатке листов и изготовлении элементов барабанов;
2) перенапряжений металла, допущенных при изготовлении котла;
3) перенапряжений металла, возникших из-за появления при неправильной эксплуатации постоянных или переменных добавочных усилий;
4) агрессивного воздействия котловой воды.
Чаще всего повреждения барабанов возникают в результате совместного действия нескольких причин. Перенапряжения металла при неправильной эксплуатации котла появляются чаще всего вследствие механических, термических и химических воздействий на металл. Механические напряжения в металле барабана из-за внутреннего давления, массы барабана и закрепленных на нем деталей могут значительно возрастать в результате
термических напряжений, появившихся вследствие неравномерного нагрева и расширения всех частей барабана и вызвавших прогиб барабана и искажение его правильной цилиндрической формы. Значительная разница в температуре находящихся рядом элементов барабана вызывает появление местных термических напряжений, которые также приводят к короблению металла и появлению в нем трещин.
|
Состояние металла барабанов котлов среднего и низкого давлений проверяют внешним осмотром при проведении ежегодных внутренних осмотров котлов администрацией предприятий и периодических освидетельствованиях их инспектором Ростехнадзора. При наличии подозрений производят магнитопорошковую цветную или ультразвуковую дефектоскопию металла барабана, сварных соединений и штуцеров.
Глубину трещин определяют пробным сверлением в месте ожидаемой максимальной глубины трещины. Дно отверстия зашлифовывают, протравливают и осматривают. Если при осмотре на дне отверстия обнаружится трещина, отверстие углубляют, шлифуют, протравливают и вновь осматривают. Эти операции повторяют до тех пор, пока не исчезнут полностью следы трещины на дне отверстия. Для выявления глубины трещины иногда практикуют вырезание пробок металла в месте прохождения трещины. Пробки вырезают либо пустотелыми головками, либо сверлениями сверлом малого диаметра по контуру пробки. При изломе пробок по трещинам судят о глубине проникновения трещины. Недостатком этого способа является то, что в металле барабана образуется сквозное отверстие, а глубина трещины, определенная на пробке, не характеризует оставшихся участков трещины.
|
Химическое воздействие на металл агрессивной котловой воды выражается в коррозионных разъеданиях, ослабляющих элементы барабана. При совместном механическом, термическом и химическом воздействии в металле барабана котла появляются межкристаллитная коррозия и другие
дефекты, в результате которых барабан может выйти из строя в очень короткое время.
О равномерных по поверхности коррозионных повреждениях судят по толщине стенки барабана, измеряемой ультразвуковым методом или сверлением сквозного отверстия диаметром около 8 мм в стенке барабана.
При наличии коррозионных повреждений в случае, когда толщина стенки барабана после выборки дефектов окажется меньше расчетной производят ремонт барабанов наплавкой. Это в равной мере относится к штуцерам и другим элементам. Если такие повреждения занимают значительные площади, то решают вопрос о целесообразности ремонта с вваркой заплат, заменой обечаек, штуцеров или других элементов. Наплавка является неприемлемой при оставшейся в месте выборки толщине стенки менее 3 мм.
При ремонте котлов низкого и среднего давлений трещины глубиной до 1/3 толщины стенки барабана считают поверхностными, а при большей глубине их ремонтируют как сквозные. По границам выявленной трещины наносят керны и производят сверление на расстоянии 20 – 50 мм от них для предупреждения распространения трещины в длину. Сверление выполняют последовательно сверлами нескольких диаметров, начиная с отверстия диаметром 4 – 5 мм с рассверливанием его уступами по высоте с тем, чтобы обеспечить плавное раскрытие металла для заварки выборки в месте трещины. Трещины глубиной свыше 1/3 толщины стенки барабана разделывают насквозь. По длине разделку трещин производят между сверлениями по их границам.
|
Разделка кромок должна обеспечивать качественное выполнение сварного шва при минимальном объеме наплавленного металла с тем, чтобы после сварки иметь возможно меньшие внутренние напряжения, вызываемые усадкой.
После заварки сквозной разделки вершину шва удаляют зубилом и подваривают.
Ремонт сваркой трещины в мостиках между трубными отверстиями допускается если их длина (при расположении трещин цепочкой через несколько мостиков – суммарная длина) не превышает 10 % длины мостиков в направлении трещины. При больших размерах трещин или концентрации их на небольшом участке, участок трубной решетки вырезают и на его месте устанавливают заплату, в которой затем сверлят трубные отверстия. Наименьшая ширина принимается 100 – 150 мм.
Для установки заплаты вырезку дефектного места выполняют в виде овала или прямоугольника с плавными закруглениями углов радиусом не менее 100 мм. Если удаляется выпучина, то рез производят по металлу, не подвергнутому деформации, на расстоянии 80 – 100 мм от границы выпучины.
Заплаты подгоняют по радиусу барабана и по размерам вырезанного отверстия. Их устанавливают встык без прихваток. Величину зазора в месте, с которого начинается приварка заплаты, принимают большей по сравнению с другими местами. Последовательность наложения швов при вварке заплаты приведена на рис. 2.19.
Рис. 2.19. Последовательность выполнения сварного соединения при вварке заплаты:
1, 2, 3, 4, 5, 6 – очередность заварки швов
3 Ремонт обмуровки и изоляции
Тепловая изоляция и обмуровка. Работы по ремонту тепловой изоляции и обмуровки котлов проводят вблизи агрегатов, работающих под давлением
и высокой температурой, и вращающихся механизмов. Поэтому ремонтный персонал должен знать все правила и требования по технике безопасности и
при проведении работ применять специальные защитные устройства.
Качество капитального и среднего ремонтов тепловой изоляции и обмуровки оценивают предварительно и окончательно. Предварительную оценку дают после опробования котельного агрегата в работе под нагрузкой, окончательную — после месячного срока эксплуатации, в течение которого должны быть устранены дефекты оборудования и проведены необходимые измерения и испытания. При температуре окружающего воздуха 25 С температура на поверхности изоляции для объектов с температурой теплоносителя до 500 °С включительно не должна превышать 45 °С, для объектов с температурой теплоносителя выше 500 °С (до 650°) — 48, на поверхности обмуровки котлоагрегата — 55 С.
При конструировании изоляции оборудования электростанций должны быть учтены также специфические требования, предъявляемые к ремонту тепловой изоляции, который в современных условиях должен выполняться в сжатые сроки одновременно с общими работами по ремонту оборудования, а при этом не всегда имеется возможность подогрева. изолируемых поверхностей.
При необходимости замены труб, вышедших из строя, или при ремонте тепловой изоляции в непроходных каналах приходится разрывать грунт и разбирать канал, а иногда и вскрывать мостовую. Поэтому тепловую сеть в непроходных каналах по возможности размещают вдоль газонов.
Ремонт обмуровки заключается в полной разборке разрушенного участка и укладке новой обмуровки. В практике ремонта в ряде случаев имеет место замена шамотабетонного слоя и слоя из теплоизоляционного бетона кладкой из шамотного и диатомового кирпича, что является нерациональным решением. Кладка из кирпича карборундовая или хромитовая набивка, теплоизоляционный слой и другие конструктивные узлы обмуровки при ремонте должны восстанавливаться в таком виде, который был принят в заводской конструкции котла.
|