Психологические факторы успешности обучения.




Наиболее значимые внутренние и внешние компоненты реальных учебных возможностей, а именно внутренние компоненты – развитие психических процессов и свойств мышления (в первую очередь умение выделять существенное в изучаемом материале и самостоятельность мышления); навыки и умения учебного труда (прежде всего умение рационально планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль в учении и выполнять в должном темпе основные учебные действия); отношение к учению, ведущие интересы и склонности; идейно-нравственная воспитанность, сознательность учебной дисциплины, настойчивость при выполнении учебных требований; работоспособность; образовательная подготовленность по ранее пройденному учебному материалу; внешние компоненты – опосредуемые личностью педагогические воздействия и воспитательные воздействия семьи. Основными внутренними (психологическими) факторами, влияющими на учение, являются: - познавательные (исходные знания и умения, уровень развития мышления (логики, творчества), понимания речи, памяти, ВПД, внимания, индивидуальные познавательные стили, умение учиться; - личностные (мотивация и ценности, интересы, воля, самооценка, эмоциональные характеристики, рефлексивность.Данные о влиянии познавательных и личностных факторов учащихся на процесс учения).. - индивидуально-типологические особенности (тип ВНД, темперамент, характер, модальность, индивидуальный стиль деятельности) Велико влияние таких факторов, как мотивация, воля и самосознание. Мотивация может быть направлена на достижение успеха или избегание неудач (вторая обычно развивается в результате неуспешности учебной деятельности). Они могут носить как личностный, так и ситуационный характер. Так же мотивацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю. При внутренней мотивации результат учения является предметом потребности (учиться из-за интереса). При внешней мотивации учеба является средством достижения внешней по отношению к ней цели. Однако в процессе учения под воздействием внешней мотивации может возникать ситуативный интерес, порождающий внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация является более эффективной, чем внешняя, но носит избирательный характер. Для успешного учения необходима также воля, помогающая поддерживать тенденцию к устойчивому выполнению деятельности в направлении поставленной цели, инициировать действия и преодолевать возникающие препятствия. На основе воли появляется самоорганизация личности – рефлексия своей деятельности на уровне самосознания, построение собственной программы действий и направление деятельности в нужное русло на основе своих психических возможностей. Регуляция учебной деятельности – «умение учиться». Самосознание как самооценка во многом определяет эффективность учения. Сильное расхождение в уровнях самооценки и притязаниях понижает успешность обучения. Так, если уровень возможностей превышает уровень притязаний, происходит стагнация развития. Неадекватная самооценка, привитая в процессе учебы, лежит в основе выученной беспомощности и мотивации избегания. Однако в целом высокий уровень самооценки способствует успешности обучения. Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, является уровень умственного развития детей.. У школьников умственное развитие играет существенную роль, поскольку от него порой зависит успешность учебной деятельности. А успешность учебной деятельности отражается на всех сторонах личности - эмоциональной, мотивационной, волевой, характерологической. Индивидуально-типологические факторы Конституция (телосложение). Например: пикники быстрее расходуют силы и потому их лучше спрашивать в числе первых и давать вначале более трудные задачи, а более простые позже. Им чаще требуется повторение пройденного материала из-за худшей долговременной памяти. Астеникам можно давать задачи возрастающей сложности, на экзаменах спрашивать в числе последних. Им реже требуется повторение материала. Нейродинамика – особенности протекания процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе по И.П. Павлову. Человек со слабой нервной системой – меланхолик; с сильной и неуравновешенной – холерик (процессы возбуждения доминируют над процессами торможения); с сильной, уравновешенной, подвижной – сангвиник; с сильной, уравновешенной, инертной – флегматик. Свойства нервной системы и темперамента имеют генотипическую природу и практически не изменяются при жизни, но человек с любым темпераментом способен к любым социальным достижениям, в том числе и в учебной деятельности, но достигается это разными путями. Желательно рекомендовать преподавателям учитывать тип темперамента при организации учебной работы с детьми. Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для него способ поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. В отличие от темперамента он определяет не энергетическую (силовую и скоростную) сторону деятельности, а выбор тех или иных типичных для данного человека приемов, способов достижения цели, можно сказать «блоков» поведения. Формируется он прижизненно на основе темперамента и средовых факторов. Как и темперамент, характер не влияет прямо на успешность обучения, но может создавать трудности или благоприятствовать обучению в зависимости от организационных форм, методов преподавания, стиля педагогического общения преподавателя. Влияние способностей на успешность обучения. Однозначно можно сказать о положительной связи с успешностью обучения только относительно специальных способностей. К ним относятся сенсорные способности (фонематический слух для лингвиста, звуковысотный для музыканта, цветоразличительная чувствительность для художника и т. п.); моторные способности (пластика и тонкая координация движений для спортсменов, танцовщиков артистов цирка и т. п.); профессиональные способности (техническое мышление, пространственное мышление, математическое и т.п.). Во многих случаях низкий уровень развития профессионально важных специальных способностей просто делает недоступным успешное обучение в вузе соответствующего профиля. И наоборот, успешное обучение в вузе фактически совпадет с процессом формирования специальных профессиональных способностей. В последнее время в психологии в качестве относительно самостоятельного вида выделяется социальный интеллект, понимаемый как комплекс способностей, лежащих в основе коммуникативной компетентности (компетентности в общении), обеспечивающей успешное решение задач по адекватному восприятию человека человеком, установлению и поддержанию контактов с другими людьми, воздействию на других людей, обеспечению совместной деятельности, занятию достойного положения в коллективе и обществе (социальный статус). Абсолютное большинство авторов считает высокую самооценку и связанные с ней уверенность в своих силах и высокий уровень притязаний важными положительными факторами успешного обучения. Неуверенный в своих силах студент часто просто не берется за решение трудных задач, заранее признает свое поражение. Но, чтобы высокая самооценка была адекватной и побуждала к дальнейшему продвижению вперед, хвалить ученика или студента следует прежде всего не за объективно хороший результат, а за степень усилий, которые пришлось приложить учащемуся для его получения, за преодоление препятствий на пути к цели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: