Стеклянный, деревянный, безопасный




Использование деревянных конструкций – казалось бы, безусловный запрет для школ. К этим зданиям уровень требований пожарной безопасности действительно самый высокий, и огнестойкость у материалов должна быть такая, что в реальности никакие деревянные материалы ни с какими пропитками этим требованиям не удовлетворяют.

Дерево в здании школы – действительно табу. Однако любую школу с точки зрения пожарной безопасности можно поделить на два больших блока: собственно тот, где находятся учебные помещения и классы, и спортивный блок. Даже в типовых проектах советских и российских школ спортивные залы – с их шумом и топотом – располагались отдельно. А теперь внимание: когда это оформляется как отдельный пожарный отсек, к нему предъявляются менее жесткие требования к пожарной безопасности.

Что касается деревянной отделки внутри учебного блока, то, если и правда есть необходимость использовать фактуры дерева, современный рынок предлагает, например, такой материал, как негорючие древесно-композитные панели: изготовленные из гипсоволокна, они отделаны деревянным щпоном толщиной 0,5 мм, а шпон такой толщины уже вполне можно пропитать в достаточной степени, чтобы удовлетворить строгим требованиям пожарников. Вуа-ля: стены выглядят как деревянные, но при этом они негорючие и «легальные»!

Но если представления о невозможности дерева в школах хоть как-то объяснимы, то как объяснить распространенный миф о запрете на стеклянные перегородки? Ведь и перегородки можно, и внутренние окна можно! Единственное, если в проекте стеклянные перегородки отделяют учебные помещения от путей эвакуации, то предписано выбирать высококачественное стекло с высоким уровнем огнестойкости. О таком стекле мы уже писали здесь

Стекло на потолке? Никаких проблем! Можно сделать зенитные фонари – например, над лестницами, особенно, если те находятся не по периметру, а в центре здания и нуждаются в освещении. Заодно такой фонарь становится главным узлом дымоудаления: в случае пожара он открывается, и дым вытягивается.

Наконец, о модной «зеленой» теме. В школе, как известно, нельзя ставить цветы на окнах. Но зато – можно делать вертикальное озеленение на стенах. Единственный минус – «зеленые» стены требуют постоянного обслуживания.

Планировка – свободная!

Традиционные помещения open space, названные при этом классами, органы Экспертизы «завернут». Но: заменяем их название на «практикум», с каждого уровня обеспечиваем необходимое количество эвакуационных выходов – и получаем очередное интересное пространство – скажем, атриума.

Кстати, об атриумах – в рамках наших норм они тоже вполне себе реализуемы. Просто редко, кто хочет связываться. В 2000-х годах атриумы вообще было в новинку – тогда только начали появляться первые торговые центры с подобными многосветными пространствами. Однако сейчас все стало значительно проще.

Если посмотреть на интерьеры европейских школ и университетов, то очень часто территория атриума оказывается организованной в виде амфитеатра, который становится местом встреч и коммуникаций. Прекрасная общественная функция, которую вполне можно устроить и в любой российской школе. Потому что амфитеатры запрещены не в принципе, а лишь на путях эвакуации.

То есть, если запланировать альтернативные «пути отхода» в экстренных ситуациях, спроектированные согласно всем правилам и нормам, то никто не помешает вам сделать по соседству «парадную» лестницу с амфитеатром – или даже винтовую лестницу, чей динамичный силуэт так заманчиво смотрится в контексте общественных интерьеров. Потому что с ней ситуация абсолютно аналогичная, и при наличии системы «нормальных» лестниц ничто не должно вызывать опасений – в том числе у сотрудников Экспертизы.

Другой традиционный камень преткновения при проектировании школ – огромные площади рекреации, которыми, согласно нормам, необходимо обеспечить учеников. И вот вам маленькая хитрость из практического опыта архитектора: центральное общественное пространство с амфитеатром вполне можно зачесть за таковое!

Исключения из правил

Еще один трюк – специальные технические условия. Если заказчик готов к дополнительным эмоциональным и материальным затратам, то строительные нормы можно переписать – разработать их для конкретного здания. Обычно такие индивидуальные нормы затрагивают вопросы пожарной безопасности и технологических ограничений.

Например, в инновационной школе в Дилижане, в Армении, которую проектировал архитектор Тим Флинн, умудрились согласовать даже проведение природного газа – казалось бы, для советских норм это из разряда фантастики. Однако проектировщики в той ситуации сумели доказать представителям экспертной комиссии безопасность придуманной ими системы доставки газа в школу – и ее согласовали.

Это верно в отношении многих нестандартных решений: если у заказчика есть достаточно сил, желания и средств, всегда найдется способ реализовать задуманное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: