Основные задачи психопрофилактики




Для специальности № 060101 лечебное дело

Курс

Дисциплина медицинская психология и психотерапия

 

Тюмень, 2009г.


Тема занятия: Актуальные вопросы психогигиены и психопрофилактики.

Значение темы: Врачи, прежде чем работать, должны получить представление о психологии больного человека. Им необходимо знание основ психогигиены и психопрофилактики для применения их в собственной практической деятельности.

Общая цель изучения темы:

o Сформировать у студентов представление о психогигиене, психопрофилактике;

o Выделить виды психопрофилактики;

o Дать представления о методах и средствах психологической коррекции.

Учебная цель: на основании изучения данной темы студенты должны:

а) знать: понятие психогигиены, психопрофилактики;

б) уметь: применять методы и приемы психогигиены и психопрофилактики в собственной практической деятельности;

в) иметь представление об особенностях и специфике психопрофилактики в лечебных учреждениях.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Изучить материалы лекции, обязательной и дополнительной литературы, методические указания.

2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания по данной теме.

3. Выполнить предложенное контрольное задание и сделать соответствующие выводы.

Блок информации:

 

Психогигиена наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека — гигиены. Специфической особенностью психогигиены является и ее тесная связь с клинической (медицинской) психологией, которая Мясищевым В.Н. (1969) рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной Платоновым К.К. (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.

Значение для психики человека «хорошей уравновешенной жизни» подчеркивал Демокрит, а Эпикур называл это «атараксией» — высшим жизненным идеалом мудреца. Философское мировоззрение практически всегда было связано с поиском способов достижения гармонии внутреннего мира человека Позднее фактором, стабилизирующим и определенным образом гармонизирующим психическую, внутреннюю жизнь человека, стала религия.

Само понятие «психическаягигиена » возникло в XIX в., когда американец К. Бирс, будучи многолетним пациентом клиники для душевнобольных, написал в 1908 г книгу «Душа, которая нашлась вновь». В ней он разобрал недостатки в поведении и позициях медицинских работников по отношению к больным, а в последующем и вся его деятельность была направлена на улучшение условий жизни психически больных не только в клинике, но и вне стен больницы.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве, в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

 

В практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:

1) создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека;

2) передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и других групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;

3) санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.

Существует разнообразная систематика разделов психогигиены, в которой обычно выделяют личную (индивидуальную) и общественную (социальную) психогигиену.

В системе психогигиенических знаний выделяют отдельно психогигиену детства, юношества, зрелого возраста, пожилых людей.

Кроме того, выделяют психогигиену умственного и физического труда, психогигиену быта и семейных отношений.

Существует также ряд специальных разделов психогигиены труда — психогигиена инженерная, спортивная, военная и т.д.

Основные задачи психопрофилактики

Один из основоположников отечественной терапии, Мудров М.Я., считал профилактику болезней основой деятельности врача: «Долг врача — взять в свои руки людей здоровых, предохранять их от болезней наследственных или угрожающих, предписывать им надлежащий образ жизни... ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить».

Психопрофилактика — это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждение возникновения и распространения нервно-психических заболеваний.

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует наличия у врача любого профиля, кроме общей профессиональной подготовки, специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека: психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, так же как и соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии ВОЗ, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.

Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику.

На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности. Здесь задачи также сложны и многообразны.

Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение.

Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевание или психологического кризиса. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервнопсихических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, пере несшего заболевание.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психическок заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психической заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии.

В поддерживающей терапии при психических заболевания большую роль оказывает использование труда в специально созданных условиях лечебно-трудовых мастерских, терапия занятостью (чтение, участие в самодеятельности) и другие социотерапевтические меры, которые направлены не на биологическую основу болезни, а на личность больного.

 

Контрольные вопросы:

1. Что является объектом исследования и практического применения пси­хогигиены и психопрофилактики?

2. Какие основные пути существуют для реализации достижений психо­гигиены?

3. Какие основные разделы психогигиены можно выделить? Каковы основные положения психогигиены труда, в частности психогигиены работы врача?

4.Что собой представляют первичная, вторичная и третичная психопрофилактика?

5.Дайте определение понятия «реабилитация».

6. Что собой представляет медицинская, профессиональная и социальная реабилитация больного человека?

7. Каковы основные принципы и этапы реабилитации?

 

Контрольные задания:

 

Темы рефератов:

1. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека.

2. Психопрофилактика семейных конфликтов.

 

Упражнение 1.

 

Цель - научиться произвольно вызывать ощущение пульса в кончиках пальцев и в середине ладони. Если Вы ощутили биение пульса, значит чувствительность Ваших рук неизмеримо возросла, так как Вы "слышите" ничтожные биения крови в крошечных капиллярах. Начинать нужно с самого простого. Сначала поставьте палец на какую-либо опору (крышку стола, какой-либо предмет) так, чтобы подушечка пальца соприкасалась с поверхностью. Затем сосредоточьте все внимание на точке соприкосновения пальца с поверхностью. Нужно представить, что все Ваши органы чувств выключены, и всю информацию о внешнем мире воспринимайте только через эту точку. Для освоившего AT это не составит большого труда. Вскоре Вы ощутите отчетливую пульсацию в точке соприкосновения. Затем таким же образом поставьте на опору все пальцы руки и во всех пальцах вызовите синхронное биение кровотока. Освоив это упражнение для одной руки, начинайте тренировать обе руки одновременно. Когда Вы это освоите (при опоре пальцев это совсем нетрудно) переходите к вызыванию аналогичного ощущения в кончиках пальцев, не пользуясь опорой. Это уже значительно сложнее. Здесь тоже нужно тренировать руки в той же последовательности. Сначала палец, затем все пальцы руки, затем обе руки. Эта вторая часть упражнения дается уже не так просто. Если все Ваши попытки безрезультатны, то можете воспользоваться "подсказкой": поставить пальцы на опору, добиться пульса, затем осторожно снять пальцы с опоры, стараясь сохранить пульс. Когда Вы сможете стабильно вызывать нужное ощущение, начинайте тренировать центр ладони.

 

Упражнение 2.

Выполняется вдвоем. Берется фольга от пачки чая или шоколадки, чистый лист бумаги, бумага и ручка для фиксирования результатов. Цель упражнения заключается в выработке умения "отличать" руками лист бумаги, крышку стола и фольгу, держа руки над ними на расстоянии 5-10 сантиметров. Тренирующийся держит над столом руку на расстоянии 5-10 сантиметров, стараясь по сигналу своего партнера определить своей ладонью, что находится под ней. Партнер наугад подкладывает под руку тренирующегося фольгу, бумагу или ничего не подкладывает. Он записывает на своем листке "С", "Ф", "Б", что означает "стол", "фольга", "бумага" и говорит: "Готово". Если тренирующийся сказал: "Бумага" и это совпало, то запись выглядит так: "Б+". Если он ошибся, то пишется начальная буква неотгаданного предмета с указанием знака минус. Вначале сверку правильности результатов нужно производить через пять попыток, затем по мере тренированности можно сверять через 15 попыток. Здесь сверка правильности играет роль обратной связи. Эта обратная связь помогает закрепить и осмыслить те микроскопические, едва осязаемые ощущения, которые фиксирует рука. Для повышения чувствительности руки (для осязания на расстоянии) некоторые используют представление своей ладони без кожи и утверждают, что ладонь при этом более чутко реагирует, осязая предметы на большем расстоянии. У каждого свои ощущения, по которым он ориентируется. Автор, например, определяет бумагу по едва заметному ощущению, появляющемуся в ложе ногтей. В то же время другие могут испытывать иные ощущения. От фольги, как правило, почти у всех ощущается жар в ладони. Каждый сам должен найти свое индивидуальное ощущение. Вас, наверное, очень удивит, но, как правило, уже через 2-3 недели ежедневных тренировок предметы определяются безошибочно. Чувствительность Ваших рук теперь такова, что позволит Вам безошибочно ощутить выброс тепла на общем тепловом фоне тела. При обследовании необходимо сосредоточить внимание на улавливаемых сигналах. При этом мысленно представляется исследуемый орган. Тогда на общем фоне будут более отчетливо "прослушиваться" сигналы этого органа. Помимо ощущения тепла у диагностирующего в руках может появиться ощущение холода, покалывания, распирания, даже боли. Это все индивидуально выясняется путем сравнительно непродолжительной практики.

Литература:

Основная

1.ЛакосинаН.Д. Клиническая психология: Учебник М.: МЕДпресс-информ 2005

2.Менделевич. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М., 2002

3.Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: уч. Пособие. М., Медицина 2004

Дополнительная

1.Сидоров П.И. Клиническая психология М., ГЭОТАР 2002

2. Клиническая психология: учебник \Под ред. Б.Д.Карвасарского СПБ: Питер 2006

3. Зейгарник Б.Ф. Патопсихология: уч. Пособие М., Академия 2005

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник М., СПБ, Питер 2005

5. Клиническая психология под ред. Бауманна, Перре. – СПб.: Питер, - 2003.

6. Мягков И., Боков С. Медицинская психология. – М.: Знание, - 1995.

7. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - Клиническая патопсихология. - М., 2002.

8. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: ЭКСМО, - 2004.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: