Одно из старейших русских периодических изданий, лидер либеральной оппозиции последней четверти XIX в., «Вестник Европы» начал издаваться с 1866 г. как научный журнал раз в три месяца, без предварительной цензуры; подписная цена назначалась в 8 рублей серебром. В программе было 5 отделов, подчеркивающих специальный характер издания: критические исследования важнейших вопросов исторической науки, обзор деятельности исторических обществ, анализ новейших исторических произведений, вопросы преподавания истории,историческая хроника.
11здателем и редактором журнала стал Михаил Матвеевич Стасю-левич, сорок лет руководивший крупным издательским комплексом.
М. М. Стасюлевич родился в дворянской семье, окончил историко-филологический факультет Императорского Петербургского университета. Преподавал историю в гимназии, защитил магистерскую и докторскую диссертации. С 1852 г. Стасюлевич стал доцентом кафедры всеобщей истории Петербургского университета. Два года он слушал курсы в университетах Англии, Германии, Италии, Франции. Вернувшись в Петербург, Стасюлевич получил должность профессора.
В 1861 г. Петербургский университет в связи со студенческими волнениями наводнили войска. Бунтующих студентов разогнали, университет временно закрыли. В знак протеста против нарушения университетских прав, наступления реакции четверо профессоров подали в отставку. Среди них был и М. М. Стасюлевич. После ухода из университета и долгих поисков работы М. М. Стасюлевич принял решение стать издателем. В конце ноября 1865 г. согласие Главного управления по делам печати на выпуск нового издания было получено. Новый журнал Стасюлевич назвал «Вестником Европы» — в память о журнале с таким же названием, выходившем в начале XIX в. под редакцией И. М. Карамзина.
|
Соиздателем Стасюлевича стал известный историк Н. И. Костомаров. Он оценивал поступавшие статьи, публиковался исключительно в «Вестнике Европы». За это соиздателю выплачивался высокий гонорар — 100 рублей за печатный лист. Немалую помощь в редакционных делах оказывали ученый и публицист А. Пыпин, известный журналист Л. Полонский; специальными корреспондентами стали братья Утины. Но основную часть работы выполнял сам Стасюлевич. Он принимал посетителей, выправлял рукописи, объяснялся с цензурным комитетом и типографией, добывал средства для выпуска каждого номера. Ему же принадлежали политические обзоры, часть рецензий и заметок.
Деньги с самого начала издания стали самой большой проблемой, журнал был убыточным. Стасюлевич берет в долг, сокращает личные расходы. Он объявляет о расширении программы журнала, т. е. о превращении специализированного издания «Вестника Европы» в литературно-общественно-политическое. С 1868 г. журнал стал выходить ежемесячно, подписная цена увеличилась вдвое.
Стасюлевич широко рекламирует переход журнала из разряда специализированных изданий в разряд универсальных, распродает часть имущества для обеспечения выхода обновленных номеров, тщательно подсчитывает количество появляющихся подписчиков.
Немаловажную роль сыграло и определение политической платформы журнала. «Вестник Европы» принадлежал к умеренно-либе-
ральному лагерю, главной своей задачей видел защиту и продолжение реформ Александра II. Стасюлевич гак характеризовал направление своего журнала: он «стремится распространять в России „идеи европейского прогресса" в науках и в социальной и политической жизни». В 1870-1890-е годы журнал стал ведущим органом печати русской либеральной оппозиции, противодействовавшей политике правительства по свертыванию реформ 1860-х годов. Солидное издание, со спокойным академическим тоном, серьезностью и аргументированностью статей становилось необходимым для большей части интеллигенции. Больше всего подписчиков было в Петербурге, Москве и южных губерниях страны (Херсонской, Киевской и Харьковской). Известно, что журнал читали и в императорской семье.
|
Изменение программы журнала привело к постепенному росту числа подписчиков. В марте 1868 г. их стало уже 3500 человек, что свидетельствовало о выходе издания из разряда убыточных.
Окончательно структура журнала сложилась в конце 1870-х годов. «Вестник Европы» представлял собой типичный толстый журнал. Художественные произведения, научно-популярные статьи, публицистика сменялись внутренним и иностранным обозрениями с анализом последних событий, корреспонденциями, библиографией. В конце каждого тома (номера) шли «Известия» (объявления). Во время русско-турецкой войны в программу было добавлено обозрение военных действий, в 1882 г. — «Из общественной хроники». Эксперимент Стасюлевича но превращению специального научного журнала в литературный и общественный ежемесячник оказался удачным. А. П. Чехов называл этот журнал «лучшим из толстых».
|
С 1868 г. в журнале стали печататься художественные произведения (до этого в «Вестнике Европы» помещались лишь критические и библиографические работы). Одним из первых авторов беллетристического отдела стал А. К. Толстой. Знаменитый литератор печатался в то время в «Русском вестнике» М. Н. Каткова, но Стасюлевич буквально «переманил» его. Вскоре знакомство переросло в дружбу. Кроме того, Толстой получал очень высокий гонорар — около 500 рублей за печатный лист. В литературном салоне Толстого Стасюлевич вошел в круг литературной элиты. Именно здесь он познакомился с И. А. Гончаровым.
Весь 1868 г. издатель «Вестника Европы» борется за согласие Гончарова поместить новый роман «Обрыв» в своем журнале. Более выгодные условия предлагал Гончарову Некрасов за публикацию романа в «Отечественных записках». Но Гончаров все-таки остановил свой выбор на либеральном «Вестнике», а не на демократических «Записках»,
что объясняется схожестью политических взглядов Стасюлевича и автора «Обрыва». Стасюлевичу пришлось выдержать немало волнений, связанных с привычкой Гончарова постоянно переделывать текст, что срывало сроки сдачи рукописи. Для «Вестника Европы» делом чести была пунктуальность выхода — журнал, что бы ни случалось, выходил первого числа каждого месяца. Весь 1869 г. «Вестник Европы» публикует «Обрыв», вызвавший массу споров и принесший всплеск активности подписчиков: в этом году их число достигло 5200.
1870-е годы называли «эпохой Тургенева» для журнала. Опубликовав в 1868 г. повесть «Бригадир», И. С. Тургенев не расставался с «Вестником». Высокий гонорар (400 рублей за печатный лист), сходство убеждений, глубокое уважение к Стасюлевичу («подобных редакторов — я полагаю — на свете нет») привели к тому, что в 70-е годы Тургенев печатался в России в основном в «Вестнике Европы». Благодаря этому русская публика познакомилась с «Вешними водами», «Странной историей», «Новью», тургеневскими переводами и рецензиями. Писатель помог редакции в приобретении переписки Пушкина с женой, привлек много новых авторов (в том числе Э. Золя, опубликовавшего в журнале знаменитые «Парижские письма»).
После закрытия «Отечественных записок» в 1884 г. единственным печатным органом, предложившим свои страницы М. Е. Салтыкову-Щедрину, был именно журнал Стасюлевича. Для Щедрина решиться на участие в либеральном, им же высмеивавшемся издании было тяжело, но выбора не было. Сатирик опубликовал здесь «Пестрые письма», «Пошехонскую старину», «Мелочи жизни».
Беллетристический отдел «Вестника Европы» был представлен А. Н. Островским, Я. П. Полонским, А. А. Фетом, А. М. Жемчужни-ковым, К. М. Станюковичем. В конце 1880-х годов здесь появляются новые имена: 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, И. А. Бунин и др. В «Вестнике Европы» были напечатаны мемуары И. И. Панаева, П. В. Анненкова, И. А. Гончарова. В журнале помещались переводные произведения Ауэрбаха, Гейне, Шиллера, Лессинга, Ибсена, Шпильгагена. От переводчиков Стасюлевич требовал очень высокого качества работы.
Литературной критикой в журнале ведали В. В. Стасов, К. К. Арсеньев, А. Н. Пыпин, П. В. Анненков, А. Н. Веселовский. Научно-популярные статьи принадлежали перу Н. И. Костомарова, И. И. Мечникова, С. М. Соловьева, И. М. Сеченова. Иностранным отделом с конца 1870-х годов заведовал бывший редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» В. Корш. У журнала были иностранные корреспонденты во Франции и Италии.
Публицистический отдел вели Л. Полонский, В. Соловьев,
М. Цебрикова и др. В течение двух лег А. Головачев печатал в журнале книгу «Десять лет реформ», подводившую итоги социально-экономическим преобразованиям Александра II. Земские обозрения писал Н. фон Крузе, уволенный из цензоров за излишнюю либеральность. С 1880-х годов автором внутренних обозрений стал крупный государственный деятель и известный публицист К. Арсе-ньев. С целым рядом публикаций по крестьянскому вопросу и государственной власти выступил идеолог русского либерализма К. Кавелин.
Особой публицистичности журнал достиг в 1880-е годы. В любом из отделов журнала (особенно во внутриполитических обзорах) проводилось требование продолжения реформ. Выступая за конституционную монархию, публицисты «Вестника Европы» приветствовали развитие отечественной науки, культуры, просвещения, искусства; поддерживали идею европеизации России; критиковали недостатки существовавшего государственного строя. В журнале пропагандировалась необходимость избавления иечаги от административного произвола, отношения к журналистике на основании законов. «Вестник Европы» представлял собой воплощение умеренности, воздерживаясь от крайностей консервативного «Русского вестника» и демократических «Отечественных записок». Неприемлемость М. М. Стасю-левичем и его изданием революционных потрясений, а также критика государственной системы приводили к тому, что либеральный «Вестник Европы» часто попадал в центр журнальной полемики.
Цензурные строгости (вырезка страниц, арест номеров, выговоры Стасюлевичу, авторам и т. д.) заставляли издателя усиливать самоцензуру (в 1873 г. журнал получил второе предостережение). Например, из поступивших в редакцию в 1879 г. 262 работ 240 были возвращены авторам (по цензурным, идеологическим, эстетическим и другим причинам). Тем не менее выход «Вестника Европы» никогда не приостанавливался, в отличие от большинства других русских периодических органов. Положение ухудшилось с наступлением эпохи контрреформ. Наибольшее число претензий выпадало на долю публикаций М. Салтыкова-Щедрина и В. Соловьева. Постепенно журнал становится менее публицистичным, его страницы начинает заполнять беллетристика «второго плана».
Популярность «Вестника Европы» медленно падает: если к середине 1890-х годов тираж равнялся 7000 экземпляров, то к концу этого десятилетия — 6000, а к 1908 г. — 4000. Главной причиной этого были выросшая конкуренция внутри журналистики и требование со стороны читателей партийной окраски изданий. «Вестник Европы» же выпускался солидно и чинно, не стремясь придать своим страницам
ярко выраженную идеологическую окраску. Журнал сохранял умеренно-либеральную позицию.
К концу 1890-х годов из-за нараставшей слепоты М. М. Стасюлевич был вынужден отказаться от чтения корректур. В 1908 г. 82-летний издатель сложил с себя многолетние обязанности но руководству журналом. Издателем «Вестника Европы» стал М. Ковалевский, редактором — К. Арсеньев (оба являлись давними сотрудниками журнала).
М. М. Стасюлевича, по воспоминаниям его современников, отличали удивительная аккуратность, трудолюбие, педантичность, корректность. Он создавал творческую, благожелательную атмосферу; умело организовывал четкую работу в редакции и платил авторам весьма высокие гонорары; добивался выполнения определенных правил (например, мог отказать даже именитым авторам в публикации слабых произведений; убеждал сотрудников знакомиться с работами своих коллег во избежание разногласий). Стасюлевич последовательно отстаивал в своих изданиях необходимость для России идти путем постепенных реформ. «Вестник Европы» был не только лидером либеральной оппозиции страны в 1870-1890-х годах, но и самым долголетним ежемесячником, который выходил 52 года.
Издательская деятельность М. М. Стасюлевича не ограничивалась выпуском одного журнала. В 1872 г. на доходы от «Вестника Европы» он приобрел крупную типографию. Первым шагом нового книгоиздателя стал выпуск двух серий общедоступной «Русской библиотеки». В организации ему помогли Н. Некрасов, 11. Гончаров, И. Тургенев, А. Пыпин, П. Анненков. Стасюлевич при этом не преследовал исключительно коммерческих целей. Книгоиздатель хотел выпустить издания, выполняющие просветительские задачи. Поэтому, невзирая на издержки, была назначена постоянная цена за любой том — 75 копеек.
Первый том был целиком посвящен творчеству А. С. Пушкина; весь доход предполагалось направить в пользу голодающих Самарской губернии. Первое общедоступное в России издание поэта вышло весной 1874 г. 10-тысячным тиражом. Второй том (произведения М. Ю. Лермонтова) вышел в мае 1874 г. 5-тысячным тиражом. В 1874-1875 гг. появились и остальные выпуски первой серии «Русской библиотеки» (сочинения Н. Гоголя, В. Жуковского, А. Грибоедова).
Вторая серия «Русской библиотеки», посвященная творчеству современников Стасюлевича, вышла в 1876-1879 гг. (произведения И. Тургенева, И. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого).
Помимо «Русской библиотеки» типография М. М. Стасюлевича издавала художественную литературу (произведения А. К. Толстого. П. А. Вяземского, полное собрание сочинений Н. А. Некрасова и др.),
научные и научно-популярные издания (П. В. Анненкова, В. С. Соловьева, А. Д. Градовского, А. Н. Пыпнна и др.)- Цензура следила за содержанием печатавшихся книг; ряд из них запрещался к распространению (например, «Социология» Де Роберти, «Стенографический отчет по делу о революционной пропаганде в Империи» и др.). Всего в типографии на высоком полиграфическом уровне было отпечатано более 4000 наименовании книг, тираж многих из них доходил до 2000. Молодые авторы могли выпускать свои произведения за счет типографии, рассчитываясь после реализации. Книги продавались через книжный склад (причем выпущенные не только в издательстве Стасюлевича, но и другими книгоиздателями). Таким образом, Ста-сюлевич сумел создать один из первых книжно-журнальных концернов (журнал, типография, книжный склад). Сюда же входила и выпускавшаяся им газета «Порядок».
В 1878 г. М. М. Стасюлевич пытался получить разрешение выпускать при своем журнале еще и газету, однако получил отказ в связи с либеральной репутацией. Новую попытку Стасюлевич предпринял во времена «диктатуры сердца» М. Т. Лорис-Меликова. Министр внутренних дел, очевидно, собирался превратить либеральную газету в официозное издание. Разрешение было получено за два дня (обычно на прохождение всех инстанций уходило не меньше полутора месяцев).
Первый номер общественно-политической газеты «Порядок» вышел 1 января 1881 г. Ежедневное издание было освобождено от предварительной цензуры. Основными сотрудниками стали соратники Стасюлевича по «Вестнику Европы»: Л. Слонимский, Г. Градов-ский, С. Агава. Здесь печатались А. Кони, К. Кавелин, К. Станюкович, Ю. Шрейер. Структура газеты была довольно типичной: русский и иностранный отделы, передовые статьи, дневник, внутреннее обозрение, фельетон и т. д.
Политическая платформа «Порядка» также не отличалась от «Вестника Европы»: призыв продолжать реформы, требование свободы печати, введение в стране конституционной монархии.
После трагедии 1 марта 1881 г. положение отечественной журналистики значительно усложнилось. Не обошла беда и вновь созданный «Порядок». Номера газеты подвергались аресту, запрещалась розничная продажа, печатание частных объявлений. В знак протеста Стасюлевич выпустил номер с незаполненными столбцами в привычном месте расположения объявлений. В 1882 г. издание было приостановлено на полтора месяца.
В 1882 г. М. М. Стасюлевич сам объявляет о прекращении выпуска газеты, тираж которой перешагнул уже 5-тысячный порог. Оппозици-
онное издание — а именно таковым являлся «Порядок» — юридически прекратило жизнь ио воле издателя, фактически же причиной этому стали тяжелейшие условия, в которых оказалась русская журналистика 1880-х годов.