Состав оркестра исполняющего «Героическую симфонию»




ДОКЛАД

Людвиг ван Бетховен

Симфония № 3 «Героическая »

 

История создания и исполнения

Из­на­чаль­но сим­фо­ния была на­пи­са­на Бет­хо­ве­ном в честь Наполеона, его судь­бы и ге­ро­и­че­ской де­я­тель­но­сти, ко­то­рый был ку­ми­ром мно­гих того по­ко­ле­ния. По сви­де­тель­ству дру­зей, пер­вый за­мы­сел о ней за­ро­нил фран­цуз­ский ге­не­рал Ж.Б. Бернадотт, при­быв­ший в Вену в фев­ра­ле 1798 года в ка­че­стве посла ре­во­лю­ци­он­ной Франции.

На­пи­са­на в 1803—1804 годах в Вене.

В даль­ней­шем, из-за разо­ча­ро­ва­ния в по­ли­ти­ке На­по­лео­на (при­ня­тие ти­ту­ла им­пе­ра­то­ра), Бет­хо­вен вы­черк­нул его имя из партитуры сим­фо­нии, не из­ме­нив при этом ни одной ноты. Узнав о ссыл­ке им­пе­ра­то­ра на остров Святой Елены, Бет­хо­вен ска­зал: «Вста­вив в сим­фо­нию по­хо­рон­ный марш, я точно пред­чув­ство­вал катастрофу».

Предположительно впервые симфония прозвучала в имении князя Ф. И. Лобковица, известного венского мецената, летом 1804 года, тогда как первое публичное исполнение состоялось 7 апреля следующего года в столичном театре «Ан дер Вин». Симфония успеха не имела. Как писала одна из венских газет, «публика и господин ван Бетховен, который выступал в качестве дирижера, остались в этот вечер недовольны друг другом. Для публики симфония слишком длинна и трудна, а Бетховен слишком невежлив, потому что не удостоил аплодирующую часть публики даже поклоном, - напротив, он счел успех недостаточным». Один из слушателей крикнул с галерки: «Дам крейцер, чтобы все это кончилось!» Правда, как иронически объяснял тот же рецензент, близкие друзья композитора утверждали, что «симфония не понравилась лишь потому, что публика недостаточно образована в художественном отношении, чтобы понять столь высокую красоту, и что через тысячу лет она (симфония), однако, окажет свое действие». Чуть ли не все современники жаловались на неимоверную длину Третьей симфонии, выдвигая в качестве критерия для подражания Первую и Вторую, на что композитор мрачно посулил: «Когда я напишу симфонию, длящуюся целый час, то Героическая покажется короткой» (она идет 52 минуты). Ибо он любил ее больше всех своих симфоний.

Части 3-й симмофнии

  1. Allegro con brio — картина титанической, напряженной борьбы.
  2. «Похоронный марш», призыв к мужеству, трагическая кульминация.
  3. Scherzo, своеобразный переход от трагедии к жизнерадостной атмосфере финала.
  4. Final, апофеоз. Героическая борьба завершается победным ликованием.

 

Музыка

«Она яв­ля­ет­ся ка­ким-то чудом даже среди про­из­ве­де­ний Бет­хо­ве­на, — пишет Ромен Роллан. — Если в своем по­сле­ду­ю­щем твор­че­стве он и дви­нул­ся даль­ше, то сразу он ни­ко­гда не делал столь боль­шо­го шага. Эта сим­фо­ния яв­ля­ет собою один из ве­ли­ких дней му­зы­ки. Она от­кры­ва­ет собою эру». Г. Берлиоз писал про это про­из­ве­де­ние: «Редко при­хо­ди­лось мне встре­чать в му­зы­ке изоб­ра­же­ние пе­чаль­но­го на­стро­е­ния в столь со­вер­шен­ной форме, в таких бла­го­род­ных вы­ра­же­ни­ях». По сло­вам П.И. Чайковскеого, лишь в тре­тьей сим­фо­нии «рас­кры­лась впер­вые вся необъ­ят­ная, изу­ми­тель­ная сила твор­че­ско­го гения Бет­хо­ве­на».

По словам Роллана, первая часть, возможно, «была задумана Бетховеном как своего рода портрет Наполеона, разумеется, совсем непохожего на оригинал, но такого, каким его рисовало воображение и каким он хотел бы видеть Наполеона в действительности, то есть как гения революции». Это колоссальное сонатное аллегро открывают два мощных аккорда всего оркестра, в котором Бетховен использовал три, а не две, как обычно, валторны. Главная тема, порученная виолончелям, очерчивает мажорное трезвучие - и внезапно останавливается на чужеродном, диссонирующем звуке, но, преодолев препятствие, продолжает свое героическое развитие. Экспозиция многотемна, наряду с героическими возникают светлые лирические образы: в ласковых репликах связующей партии; в сопоставлении мажора - минора, деревянных - струнных побочной; в начинающемся здесь же, в экспозиции, мотивном развитии. Но особенно ярко развитие, столкновения, борьба воплощены в разработке, впервые разрастающейся до грандиозных размеров: если в двух первых симфониях Бетховена, подобно моцартовским, разработка не превышает двух третей экспозиции, то здесь пропорции прямо противо­ положные. Как образно пишет Роллан, «речь идет о музыкальном Аус­терлице, о завоевании империи. Империя Бетховена длилась дольше, чем империя Наполеона. Потому и достижение ее потребовало больше времени, ибо он в себе сочетал и императора и армию... Со времен Героической эта часть служит местопребыванием гения». В центре разработки - новая тема, непохожая ни на одну из тем экспозиции: в строгом хоральном звучании, в предельно отдаленной, к тому же минорной тональности. Поразительно начало репризы: резко диссонирующее, с наложением функций доминанты и тоники, оно воспринималось современниками как фальшь, ошибка не вовремя вступившего валторниста (именно он на фоне затаенного тремоло скрипок интонирует мотив главной партии). Подобно разработке разрастается кода, игравшая прежде незначительную роль: теперь она становится второй разработкой.

Резчайший контраст образует вторая часть. Впервые место певучего, обычно мажорного анданте занимает похоронный марш. Утвердившийся во время Французской революции для массовых действ на площадях Парижа, этот жанр превращается у Бетховена в грандиозную эпопею, вечный памятник героической эпохе борьбы за свободу. Величие этой эпопеи особенно поражает, если представить достаточно скромный по составу бетховенский оркестр: к инструментам позднего Гайдна добавлена всего лишь одна валторна да выделены в самостоятельную партию контрабасы. Трехчастная форма также предельно ясна. Минорная тема у скрипок в сопровождении аккордов струнных и трагических раскатов контрабасов, завершаемая мажорным припевом струнных, варьируется несколько раз. Контрастное трио - светлая память - с темой духовых по тонам мажорного трезвучия также варьируется и приводит к героическому апофеозу. Реприза траурного марша значительно более развернута, с новыми вариантами, вплоть до фугато.

Скерцо третьей части появилось не сразу: первоначально композитор задумал менуэт и довел его до трио. Но, как образно пишет Роллан, изучавший тетрадь бетховенских эскизов, «здесь перо его отскакивает... Под стол менуэт и его размеренную грацию! Гениальное кипение скерцо найдено!» Каких только ассоциаций не рождала эта музыка! Одни исследователи видели в ней воскрешение античной традиции - игры на могиле героя. Другие, наоборот, предвестие романтизма - воздушный хоровод эльфов, наподобие созданного сорок лет спустя скерцо из музыки Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Контрастная в образном плане, тематически третья часть тесно связана с предшествующими - слышны те же мажорные трезвучные зовы, что и в главной партии первой части, и в светлом эпизоде траурного марша. Трио скерцо открывается зовами трех солирующих валторн, рождающих ощущение романтики леса.

Финал симфонии, который русский критик А. Н. Серов сравнивал с «праздником мира», полон победного ликования. Открывают его размашистые пассажи и мощные аккорды всего оркестра, словно призывающие к вниманию. Оно сосредоточено на загадочной теме, звучащей в унисон у струнных пиццикато. Струнная группа начинает неторопливое варьирование, полифоническое и ритмическое, как вдруг тема уходит в басы, и выясняется, что основная тема финала - совсем иная: певучий контрданс, исполняемый деревянными духовыми. Именно эта мелодия была написана Бетховеном почти десять лет назад с чисто прикладной целью - для бала художников. Тот же контрданс танцевали и только что одушевленные титаном Прометеем люди в финале балета «Творения Прометея». В симфонии тема изобретательно варьируется, изменяя тональность, темп, ритм, оркестровые краски и даже направление движения (тема в обращении), сопоставляется то с полифонически развиваемой начальной темой, то с новой - в венгерском стиле, героической, минорной, с использованием полифонического приема двойного контрапункта. Как писал с некоторым недоумением один из первых немецких рецензентов, «финал длинен, слишком длинен; искусен, очень искусен. Многие его достоинства несколько скрыты; кое-что странно и остро...» В головокружительно быстрой коде вновь звучат раскатистые пассажи, открывавшие финал. Мощные аккорды tutti завершают праздник победным ликованием.

Состав оркестра исполняющего «Героическую симфонию»

Деревянные духовые

2 флейты

2 гобоя

2 кларнета (B)

2 фагота

Медные духовые

3 валторны (Es)

2 трубы (Es)

Ударные

Литавры

Струнные

I и II скрипки

Альты

Виолончели

Контрабасы

 

Выполнила:

Ученица 3 «В» класса лицей №15

Лимановская Юлия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: